Судьи 11 глава

Книга Судей израилевых
Новый русский перевод → Под редакцией Кулаковых

 
 

Галаадитянин Иеффай был могучим воином. Его отцом был Галаад, а матерью — блудница.
 
Иеффай из Гилада был могучим воином. Его матерью была продажная женщина, а отцом — Гилад.

Жена Галаада тоже родила ему сыновей, и когда они выросли, они выгнали Иеффая. — Ты не будешь наследовать в нашей семье ничего, — сказали они ему, — потому что ты сын другой женщины.
 
Были у Гилада сыновья и от жены, и когда они выросли, то прогнали Иеффая, сказав ему: «Не будет тебе доли в наследстве отца нашего, ведь ты рожден чужой женщиной».

Иеффай убежал от своих братьев и поселился в земле Тов, где вокруг него собрались изгои, которые вместе с ним совершали набеги.
 
И пришлось Иеффаю бежать от своих братьев и поселиться в земле Тов. Туда к нему стекались негодные люди, и вместе с ним они ходили на разбой.1

Некоторое время спустя, когда аммонитяне пошли войной на Израиль,
 
Спустя некоторое время аммонитяне пошли войной на Израиль.

старейшины Галаада пошли, чтобы привести Иеффая из земли Тов.
 
И тогда гиладские старейшины отправились в землю Тов за Иеффаем.

— Приходи, — сказали они, — и будь нашим воеводой, чтобы нам воевать с аммонитянами.
 
Попросили они Иеффая: «Вернись и будь нашим вождем в войне с аммонитянами!»

Иеффай сказал им: — Разве не вы возненавидели и выгнали меня из дома моего отца? Зачем же вы приходите ко мне сейчас, когда вы в беде?
 
Ответил Иеффай гиладским старейшинам: «Не вы ли меня отвергли, изгнали из отчего дома? Что же вы теперь ко мне пришли, когда случилась с вами беда?»

Старейшины Галаада сказали ему: — И всё же мы обращаемся сейчас к тебе; пойдем с нами, чтобы воевать с аммонитянами, и ты будешь главой всех жителей Галаада.
 
А гиладские старейшины сказали Иеффаю: «Потому мы и пришли просить тебя, чтобы ты повел нас на войну с аммонитянами, чтобы ты стал вождем нашим и выступил во главе всех жителей Гилада».

Иеффай ответил: — Допустим, вы вернете меня, чтобы воевать с аммонитянами, и Господь отдаст их мне, — стану ли я и вправду вашим главой?
 
Переспросил Иеффай гиладских старейшин: «А если я поведу вас на войну с аммонитянами и ГОСПОДЬ дарует мне победу, останусь ли я вашим главой?»

Старейшины Галаада ответили: — Господь — свидетель между нами! Мы непременно сделаем, как ты говоришь.
 
И гиладские старейшины заверили Иеффая: «Пусть Сам ГОСПОДЬ будет нам свидетелем, мы всё сделаем по твоему слову».

Иеффай пошел со старейшинами Галаада, и народ поставил его над собой вождем и воеводой. Иеффай повторил все свои слова перед Господом в Мицпе.
 
Отправился Иеффай с гиладскими старейшинами в Мицпу, и народ поставил его своим главой и вождем. И Иеффай повторил перед ГОСПОДОМ в Мицпе всё то, что он сказал гиладским старейшинам.

Затем он отправил послов к царю аммонитян с вопросом: «Что ты имеешь против меня, что напал на мою страну?»
 
Потом Иеффай отправил послов к царю аммонитян с такими словами: «Что ты имеешь против меня? Зачем ты вторгся в мою землю и пошел войной на меня? »

Царь аммонитян ответил послам Иеффая: «Когда Израиль шёл из Египта, он захватил мою землю от потока Арнон до реки Яббок и до Иордана. Итак, верни её добровольно».
 
Так ответил царь аммонитян послам Иеффая: «Израиль по пути из Египта захватил мои земли от Арнона до Яввока и до берегов Иордана. Верни мне их по-доброму».

Иеффай ещё раз отправил послов к царю аммонитян
 
Снова Иеффай отправил послов к царю аммонитян

сказать ему: «Вот что говорит Иеффай: Израиль не захватывал ни земель Моава, ни земель аммонитян.
 
с такими словами: «Так говорит Иеффай: не захватывал Израиль земли у Моава и у аммонитян!

Когда они шли из Египта, Израиль прошёл через пустыню до Красного моря и пришёл к городу Кадеш.
 
Выйдя из Египта, Израиль направился через пустыню к Красному морю2 и дошел до Кадеша.

Израиль отправил послов к царю Эдома, говоря: „Позволь мне пройти через твою страну“, но царь Эдома не стал слушать. Он посылал и к царю Моава, но и тот отказал. И Израиль оставался в Кадеше.
 
Потом Израиль отправил послов к царю эдомскому и просил разрешения пройти через его страну, но царь эдомский отказал ему. Отправил Израиль послов к царю моавскому, но и тот ему отказал, и Израиль остался в Кадеше.

Затем он странствовал по пустыне, обошел земли Эдома и Моава, пришёл к восточной стороне земель Моава и поставил лагерь на другой стороне Арнона. Он не вошел в землю Моава — Арнон и был границей моавитян.
 
Обойдя стороной Эдом и Моав, прошел он через пустыню, подошел к Моаву с востока и стал лагерем на другом берегу реки Арнон. Но в пределы Моава он не вторгался, ведь река Арнон — граница Моава.

Израиль отправил послов к Сигону, царю аморреев, который правил в Хешбоне, и сказал ему: „Позволь нам пройти через твою страну к себе“.
 
Потом Израиль отправил послов к Сихону, царю аморейскому, царю Хешбона, и просил разрешения пройти через его страну к своей земле.

Но Сигон не доверял Израилю[60] и не дал пройти через свою землю. Он собрал всех своих воинов, разбил лагерь в Иахаце и напал на Израиль.
 
Но Сихон не доверился Израилю и не разрешил пройти через его страну, а собрал свое войско, встал лагерем в Яхаце и сразился с израильтянами.

Тогда Господь, Бог Израиля, отдал Сигона и всех его воинов в руки израильтян, и те разбили их. Израиль овладел землей аморреев, которые жили в той стране,
 
А ГОСПОДЬ, Бог Израилев, предал Сихона и его народ в руки израильтян, и израильтяне одержали победу над амореями и захватили все те земли, где прежде обитали амореи.

захватив её целиком, от Арнона до Яббока и от пустыни до Иордана.[61]
 
Завладели они всей землей аморейской — от Арнона до Яввока и от пустыни до берегов Иордана.

Итак, раз Господь, Бог Израиля, прогнал аморреев от Своего народа, Израиля, какое у тебя право владеть ею?
 
Сам ГОСПОДЬ, Бог Израилев, изгнал амореев ради Своего народа, Израиля, и ты теперь хочешь захватить эти земли?

Разве тебе не довольно владеть тем, что дал тебе твой бог Кемош[62]? А мы будем владеть всем, что дал нам Господь, наш Бог.
 
Разве ты не владеешь тем, что Кемош, твой бог, отдал тебе во владение? Потому и мы будем владеть теми землями, которые ГОСПОДЬ, Бог наш, дал нам во владение.

Чем ты лучше Валака, сына Циппора, царя Моава? Разве он когда-нибудь ссорился с Израилем или воевал с ним?
 
Чем ты лучше Балака, сына Циппора, царя Моава? Враждовал ли он с Израилем, воевал ли с ним?

Израиль жил в Хешбоне, Ароере, прилегающих к ним поселениях и во всех городах по Арнону триста лет. Что же ты не захватил их за это время?
 
Вот уже триста лет израильтяне живут в Хешбоне и его окрестностях, в Ароэре и его окрестностях и в прочих селениях у Арнона. Что же раньше вы не требовали их себе?

Я не провинился перед тобой, а ты причиняешь мне зло, идя на меня войной. Господь — судья. Пусть Он решит сегодня тяжбу между израильтянами и аммонитянами».
 
Ничем я перед тобой не провинился, а ты причиняешь мне зло — идешь на меня войной. Да рассудит ныне ГОСПОДЬ израильтян и аммонитян, пусть Он будет Судьей!»

Но царь аммонитян не послушал слов Иеффая.
 
Но царь аммонитян не стал слушать слов Иеффая, переданных ему послами.

И Дух Господа сошел на Иеффая. Иеффай прошёл через Галаад и Манассию, через Мицпу, что в Галааде, и оттуда двинулся на аммонитян.
 
Сошел на Иеффая Дух ГОСПОДЕНЬ, и прошел Иеффай по Гиладу и по землям Манассии, побывал в Мицпе Гиладской и оттуда направился к аммонитянам.

Иеффай поклялся перед Господом: «Если Ты отдашь аммонитян в мои руки,
 
Дал тогда Иеффай ГОСПОДУ обет: «Если Ты предашь в мои руки аммонитян,

то всё, что выйдет из дверей моего дома мне навстречу, когда я вернусь с победой, будет принадлежать Господу, и я принесу это в жертву всесожжения».
 
то первое, что3 выйдет из ворот моего дома, когда я буду возвращаться назад с победой4 над аммонитянами, станет ГОСПОДНИМ — я принесу это в жертву всесожжения».

Иеффай переправился, чтобы сразиться с аммонитянами, и Господь отдал их в его руки.
 
Пошел Иеффай войной на аммонитян, и предал ГОСПОДЬ их в его руки.

Он опустошил двадцать городов от Ароера до предместий Миннита и до самого Авел-Керамима. Так Израиль покорил аммонитян.
 
И он нанес им жестокое поражение, преследовал от Ароэра до Миннита и захватил двадцать селений до самого Авель-Керамима; так израильтяне подчинили себе аммонитян.

Когда Иеффай вернулся к себе домой в Мицпу, то кому же и было выйти ему навстречу, как не его дочери, танцующей под звуки бубнов! Она была его единственным ребенком. Кроме неё, у него не было больше ни сына, ни дочери.
 
Вернулся Иеффай в свой дом в Мицпу — и навстречу ему вышла его единственная дочь, танцуя в хороводе под бубен! Кроме нее, не было больше у Иеффая ни сына, ни дочери.

Увидев её, он разорвал на себе одежду и закричал: — О! Моя дочь! Ты сразила меня! Ты стала причиной моего несчастья, ведь я дал Господу клятву, которую не могу нарушить.
 
Когда он увидел ее, то разорвал на себе одежды и закричал: «О дочь моя! Какой удар ты нанесла мне! Подобно тем, кто мне желает зла, — ведь я дал обет ГОСПОДУ и не могу нарушить его!»

— Мой отец, — ответила она, — ты дал Господу слово. Сделай со мной то, что ты обещал, ведь Господь дал тебе отомстить твоим врагам, аммонитянам.
 
Отвечала она ему: «Отец, если ты дал обет ГОСПОДУ, то поступи со мной, как обещал, ведь ГОСПОДЬ через тебя воздал твоим врагам, аммонитянам».

Но исполни одну мою просьбу, — сказала она. — Дай мне два месяца срока, чтобы мне пойти и погулять в горах, поплакать с моими подругами о том, что мне уже никогда не суждено выйти замуж.
 
И еще она сказала отцу: «Лишь об одном прошу: отпусти меня на два месяца, я пойду на холмы и стану там оплакивать вместе с подругами свою участь, что замуж мне не выйти».5

— Иди, — сказал он и отпустил её на два месяца. Она вместе с девушками пошла в горы и плакала о том, что ей уже никогда не суждено выйти замуж.
 
Он согласился отпустить ее на два месяца, и она на холмах оплакивала вместе с подругами свою участь.

Когда же два месяца прошли, она вернулась к своему отцу, и он сделал с ней то, о чем поклялся. А она была девственницей. Отсюда и происходит израильский обычай,
 
Когда прошли эти два месяца, она вернулась к отцу, и он исполнил свой обет. И замужем она не была.6 Повелось в Израиле

что каждый год молодые женщины Израиля выходят на четыре дня оплакивать дочь галаадитянина Иеффая.
 
с тех пор, что на четыре дня в году израильские девушки уходят поминать7 дочь Иеффая из Гилада.

Примечания:

 
Новый русский перевод
20 [60] — Или: « Но Сигон не пошел на соглашение с Израилем…»
16 [61] — См. Чис 20:14−21; Чис 21:21-32.
24 [62] — Божество из пантеона моавитян и аммонитян, в жертвы которому приносились люди.
 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Или: вместе с ним они совершали набеги; букв.: с ним они выходили.
16  [2] — Или: Тростниковому морю; или: морю Суф; Син. пер.: Чермному морю.
31  [3] — Евр. текст неясен. Друг. возм. пер.: первый, кто… Маловероятно, что Иеффай заведомо предполагал человеческую жертву. Выйти ему навстречу могло и бегающее по двору животное. В любом случае, его решение дать такой обет было весьма опрометчивым. Человеческие жертвы были мерзостью для древних израильтян, и на это существовал строгий запрет (см. Лев 18:21; Лев 20:2; Втор 12:31; Втор 18:10; Иер 19:5; Иез 20:30,31; Иез 23:37,39).
31  [4] — Или: в здравии / с успехом.
37  [5] — Букв.: целомудрие / невинность мою; то же в след. стихе.
39  [6] — Букв.: мужа она так и не познала.
40  [7] — Или: петь плачи.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.