К Римлянам 15 глава

Послание Римлянам
Новый русский перевод → Лингвистический. Роджерс

Новый русский перевод

1 Мы, сильные в вере, должны быть снисходительны к ошибкам слабых и не искать своей личной выгоды.
2 Каждый из нас должен угождать своему ближнему, заботясь о том, что служит к его благу и духовному росту.
3 Христос тоже не Самому Себе угождал, но, как написано: «Оскорбления тех, кто злословит Тебя, пали на Меня».[90]
4 Ведь всё Писание было дано с целью научить нас, чтобы благодаря терпению и ободрению, получаемому из Писания, мы имели надежду.
5 Пусть же Бог, Который дает терпение и ободрение, даст вам жить в согласии друг с другом, как и подобает последователям Христа Иисуса,
6 чтобы вы единодушно и едиными устами прославляли Бога и Отца нашего Господа Иисуса Христа.
7 Ради прославления Бога принимайте друг друга, как и Христос принял вас.
8 Я говорю вам, что Христос стал слугой обрезанных, чтобы явить верность Божью, подтвердив те обещания, которые Он дал праотцам,
9 а также для того, чтобы и другие народы могли прославить Бога за Его милость, как написано:
«За это я буду славить Тебя среди других народов, имени Твоему воспою я хвалу».[91]
10 И ещё написано:
«Радуйтесь, язычники, вместе с Его народом!»[92]
11 И ещё:
«Славьте Господа, все народы! Пойте хвалу Ему, все люди!»[93]
12 Исаия также говорит:
«Явится Корень[94] Иессея и поднимется, чтобы править народами, и язычники будут надеяться на Него».[95]
13 Пусть же Бог, источник всякой надежды, через вашу веру наполнит вас радостью и миром, чтобы вам в силе Святого Духа изобиловать надеждой.
14 Братья мои, я убежден в том, что вы полны добра, исполнены знаний и можете учить друг друга.
15 Тем не менее в этом послании я смело напоминаю вам о некоторых вещах, потому что Бог по Своей благодати поручил мне
16 быть служителем Христа Иисуса среди язычников. И я тружусь как священник, возвещая Божью Радостную Весть, чтобы принести Ему обращенных из язычников, словно освященную Святым Духом жертву, которая приятна Богу.
17 Итак, в Иисусе Христе я могу хвалиться своим служением Богу.
18 Я не смею говорить о чем-либо, кроме того, что Христос совершил через меня, чтобы привести язычников к повиновению Богу. Он совершил это словом и делом,
19 силой знамений и чудес, силой Духа Божьего, так что я исполнил это служение: возвещать Радостную Весть о Христе от Иерусалима и вплоть до Иллирика[96].
20 Моим стремлением всегда было возвещать Радостную Весть там, где ещё не знают о Христе, чтобы мне не строить на чужом фундаменте,
21 но исполнить написанное:
«Те, кому не было сказано о Нем, увидят, и те, кто не слышал, поймут».[97]
22 Это мое служение было причиной того, что я, хотя и собирался много раз, не смог прийти к вам.
23 Теперь же я закончил свой труд в этих краях, и так как я уже много лет хотел прийти к вам,
24 то намерен сделать это, когда отправлюсь в Испанию. Я надеюсь, что навещу вас по дороге туда и что вы поможете мне продолжить мой путь, как только я хоть немного наслажусь вашим обществом.
25 Сейчас же я отправляюсь в Иерусалим для служения святым, живущим там,
26 потому что церкви Македонии и Ахаии[98] решили провести сбор пожертвований для бедных из числа святых, живущих в Иерусалиме.
27 Они сами решили это сделать, ведь они и правда в долгу перед ними. Как иудеи поделились с ними своими духовными благословениями, так и они, в свою очередь, должны поделиться с иудеями своими материальными благами.
28 После того, как я выполню это поручение и передам им собранное, я намерен отправиться в Испанию и по пути навестить вас.
29 Я уверен, что когда приду к вам, вы получите благословение Христа в полной мере.
30 Умоляю вас, братья, ради Господа нашего Иисуса Христа и ради любви Духа, помогите мне в моей борьбе, молясь обо мне Богу.
31 Молитесь о том, чтобы в Иудее я был избавлен от неверующих, и чтобы мое служение по раздаче материальной помощи в Иерусалиме было принято святыми, живущими там.
32 Тогда я смогу прийти к вам с радостью, и мы сможем вместе отдохнуть, если на то будет воля Божья.
33 Пусть Бог, источник мира, будет со всеми вами, аминь.

Лингвистический. Роджерс

1 ὀφείλομεν praes.* ind.* act.* от ὀφείλω (G3784) быть должником кого-л., быть должным, иметь моральный долг (см.* Рим 1:14).
ἀσθένημα (G771) слабость.
ἀδύνατος (G102) бессильный, не имеющий силы.
βαστάζειν praes.* inf.* act.* от βαστάζω (G941) нести. Эпэкз.* inf.* объясняет обязанность.
ἀρέσκειν praes.* inf.* act.* от ἀρέσκω (G700) доставлять удовольствие, с dat.* Эпэкз.* inf.*
2 πλησίον (G4139) ближний. Dat.* с гл.* доставления удовольствия.
ἀρεσκέτω praes.* imper.* act.* 3 pers.* sing.* от ἀρέσκω (G700) доставлять удовольствие.
τὸ ἀγαθόν (G18) на благо, для выгоды (Meyer*). Смысл угождения должен заключаться в продвижении того, что несомненно им во благо, нацелено на их формирование (SH*; Fitzmyer*, 702).
3 ἤρεσεν aor.* ind.* act.* от ἀρέσκω (G700) угождать.
γέγραπται perf.* ind.* pass.* от γράφω (G1125) писать. Perf.* указывает на длительный авторитет (MM*).
ὀνειδισμός (G3680) упрек, злословие, оскорбление.
ὀνειδιζόντων praes.* act.* part.* от ὀνειδίζω (G3680) упрекать, оскорблять (TLNT*). Part.* в роли subst.*
ἐπέπεσαν aor.* ind.* act.* от ἐπιπίπτω (G1909) нападать.
4 ὅσα nom.* pl.* от ὅσος (G3745) который; здесь: так же много, как много, столько же.
προεγράφη aor.* ind.* pass.* от προγράφω (G4270) писать заранее. Предлог в знач. «раньше» противопоставляется понятию «сегодня» (SH*).
διδασκαλία (G1319) учение; здесь относится к акту обучения (BAGD*).
ἐγράφη aor.* ind.* pass.* от γράφω (G1125) писать.
παράκλησις (G3874) утешение, ободрение (TDNT*).
ἔχωμεν praes.* conj.* act.* от ἔχω (G2192) иметь, приобретать. Conj.* с ἵνα (G2443) выражает цель.
5 δῴη aor.* opt.* act.* от δίδωμι (G1325) давать. Opt.* используется для выражения желания (см.* MT*, 120f; J. Gonda, The Character of the Indo-European Moods [Wiesbaden: Otto Harrassowitz, 1956]).
φρονεῖν praes.* inf.* act.* от φρονέω (G5426) иметь в виду, думать о чем-л., настраиваться на что-л. Subst.* inf.* в роли прямого дополнения.
κατὰ Χριστόν (G2596; G5547) согласно примеру Христа (Murray*).
6 ὁμοθυμαδόν (G3661) в согласии, в единодушии (SH*).
στόματι dat.* sing.* от στόμα (G4750) рот. Instr.* dat.* используется фигурально (метонимия, причина в знач. результата) со ссылкой на голос
δοξάζητε praes.* conj.* act.* от δοξάζω (G1392) славить, создавать благоприятное мнение о ком-л. Conj.* с ἵνα (G2443) выражает цель.
7 προσλαμβάνεσθε praes.* imper.* med.* (dep.*) от προσλαμβάνω (G4355) принимать, приветствовать (см.* Рим 14:1).
προσελάβετο aor.* ind.* med.* (dep.*) от προσλαμβάνω.
8 γεγενῆσθαι perf.* inf.* pass.* (dep.*) от γίνομαι (G1096) становиться. Inf.* используется в косвенной речи после гл.* «говорения» (BD*, 203f) с acc.* в функции субъекта inf.*
βεβαιῶσαι aor.* inf.* act.* от βεβαιόω (G950) подтверждать, утверждать, устанавливать. Утвердить обещание значит подтвердить или исполнить его, выполнить или реализовать обещание (Godet*; TLNT*).
ἐπαγγελίας а (G1860) обещание, здесь относится к обетованиям завета.
πατέρων gen.* pl.* от πατήρ (G3962) отец. Gen.* владения: «обетования, принадлежащие отцам», или obj.* gen.* «обетования, данные отцам». Вероятно, имеется в виду данное Аврааму обещание, что все люди на земле будут благословлены через семя его, то есть Христа (Быт 12:3; 22:18).
9 δοξάσαι aor.* inf.* act.* от δοξάζω (G1392) славить (см.* ст. 6). Inf.*, выражающий цель, связан с εἰς (G1519) τό в ст. 8 (Michel*).
γέγραπται perf.* ind.* pass.* от γράφω (G1125) писать.
ἐξομολογήσομαι fut.* ind.* med.* от ἐξομολογέω (G1843) исповедовать, восхвалять.
ψαλῶ fut.* ind.* act.* от ψάλλω (G5567) играть на струнном инструменте, играть на арфе, петь гимн, петь хвалебную песнь (AS*).
10 εὐφράνθητε aor.* imper.* pass.* (dep.*) от εὐφραίνομαι (G2165) ликовать.
11 αἰνεῖτε praes.* imper.* act.* от αἰνέω (G134) восхвалять.
ἐπαινεσάτωσαν aor.* imper.* act.* 2 pers.* pl.* от ἐπαινέω (G1867) одобрять, хвалить. Предложное сочетание имеет директивное значение (MH*, 312).
12 ἔσται fut.* ind.* med.* (dep.*) от εἰμί (G1510) быть.
ῥίζα (G4491) корень.
ἀνιστάμενος praes.* act.* part.* от ἀνίστημι (G450) подниматься, вставать, в знач. появляться или приходить (BAGD*).
ἄρχειν praes.* inf.* act.* от ἄρχω (G757) править. Inf.* выражает цель: «Он придет, чтобы править...»
ἐλπιοῦσιν fut.* ind.* act.* от ἐλπίζω (G1679) надеяться, ожидать получить. Об использовании Павлом составных цитат см.* Рим 3:10.
13 πληρώσαι aor.* opt.* act.* от πληρόω (G4137) наполнять, выполнять. Об opt.*, выражающем желание, см.* ст. 5.
πιστεύειν praes.* inf.* act.* от πιστεύω (G4100) верить. Артикулированный inf.* используется как имя.
περισσεύειν praes.* inf.* act.* от περισσεύω (G4052) изобиловать. Артикулированный inf.* используется для выражения цели.
14 πέπεισμαι perf.* ind.* pass.* от πείθω (G3982) убеждать; pass.* быть уверенным; perf.* доверять.
μεστοί (G3324) pl.* полный.
ἐστε praes.* ind.* act.* от εἰμί (G1510) быть.
ἀγαθωσύνη (G19) благо.
πεπληρωμένοι perf.* pass.* part.* от πληρόω (G4137) наполнять.
δυνάμενοι praes.* med.* (dep.*) part.* от δύναμαι (G1410) быть способным.
νουθετεῖν praes.* inf.* act.* от νουθετέω (G3560) предупреждать, предостерегать. Это призыв к умам, в которых присутствует противоречие. Человек отвращается от ложного пути с помощью предупреждения, наставления, напоминания, обучения и ободрения, которые корректируют его поведение (NIDNTT*, 1:568−69; TDNT*; EDNT*; TLNT*). Inf.* как дополнение.
15 τολμηρότερον adv.* comp.* от τολμηρός (G5112) смелый, отважный; comp.* довольно смело.
ἔγραψα aor.* ind.* act.* от γράφω (G1125) писать.
μέρος (G3313) часть, мера; «в некоторой степени», «в части письма» (SH*).
ἐπαναμιμνῄσκων praes.* act.* part.* от ἐπαναμιμνήσκω (G1878) призывать снова задуматься, снова напоминать (RWP*).
δοθεῖσαν aor.* pass.* part.* от δίδωμι (G1325) давать.
16 εἶναι praes.* inf.* act.* от εἰμί (G1510) быть. Артикулированный inf.* используется как имя.
λειτουργός (G3011) служитель, тот, кто проводит публичную службу; в особенности религиозную (BAGD*; TDNT*; NTW*, 74−76; TLNT*).
ἱερουργοῦντα praes.* act.* part.* от ἱερουργέω (G2418) служить священником, выполнять должность в храме, особенно приносить жертвы (SH*).
γένηται aor.* conj.* med.* (dep.*) от γίνομαι (G1096) становиться.
προσφορά (G4376) приношение.
εὐπρόσδεκτος удовлетворяющий, приемлемый (G2144).
ἡγιασμένη perf.* pass.* part.* от ἁγιάζω (G37) освящать, отделять для божественных целей.
17 οὖν (G3767) теперь, следовательно; делает вывод из предыдущего.
καύχησις (G2746) похвала, прославление.
18 τολμήσω fut.* ind.* act.* от τολμάω (G5111) быть смелым, отваживаться.
λαλεῖν praes.* inf.* act.* от λαλέω (G2980) говорить. Inf.* как дополнение основного гл.*
κατειργάσατο aor.* ind.* med.* (dep.*) от κατεργάζομαι (G2716) выполнять, производить.
ὑπακοή (G5218) покорность.
19 τεράτων gen.* pl.* от τέρας (G5059) чудо.
κύκλῳ (G2945) в кругу, вокруг. Считалось, что мир имеет форму совершенного круга, и Павел описывает территории, уже охваченные благой вестью: Палестину, Сирию, Малую Азию и Грецию, — как лежащие внутри окружности; то есть в кругу народов Средиземноморья (John Knox, “Romans 15:14−33 and Paul’s Conception of His Apostolic Mission”, JBL* 83 [1964]: 11).
πεπληρωκέναι perf.* inf.* act.* от πληρόω (G4137) наполнять, выполнять. Заполнять остальное пространство, проповедуя благую весть тем, до кого она еще не дошла (Кпох, 10).
20 φιλοτιμούμενον praes.* med.* (dep.*) part.* от φιλοτιμέομαι (G5389) гордиться оказанной честью, быть честолюбивым, стремиться (BAGD*).
εὐαγγελίζεσθαι praes.* inf.* med.* (dep.*) от εὐαγγελίζομαι (G2097) провозглашать благую весть, проповедовать евангелие. Inf.* как дополнение предшествующего part.*
ὠνομάσθη aor.* ind.* pass.* от ὀνομάζω (G3687) называть; здесь: «называемое тем, которому поклоняются» (SH*).
οἰκοδομῶ praes.* conj.* act.* от οἰκοδομέω (G3618) строить, воздвигать (BADG).
21 γέγραπται perf.* ind.* pass.* от γράφω (G1125) писать. Perf.* указывает на непреходящий авторитет документа (MM*).
ἀνηγγέλη aor.* ind.* pass.* от ἀναγγέλλω (G312) провозглашать.
ὄψονται fut.* ind.* med.* (dep.*) от ὁράω (G3708) видеть.
ἀκηκόασιν perf.* ind.* act.* от ἀκούω (G191) слышать.
συνήσουσιν fut.* ind.* act.* от συνίημι (G4920) воспринимать, понимать.
22 ἐνεκοπτόμην impf.* ind.* pass.* от ἐγκόπτω (G1465) вклиниваться, мешать. Iterat.* impf.* изображает повторяющееся действие.
ἐλθεῖν aor.* inf.* act.* от ἔρχομαι (G2064) приходить. Артикулированный inf.* дополняет основной гл.*
23 ἔχων praes.* act.* part.* от ἔχω (G2192) иметь.
κλίμα (G2824) территория, область, район.
ἐπιποθία (G1974) стремление.
ἐλθεῖν aor.* inf.* act.* от ἔρχομαι (G2064) приходить. Эпэкз.* inf.* объясняет его желание.
24 πορεύωμαι praes.* conj.* med.* (dep.*) от πορεύομαι (G4198) путешествовать.
διαπορευόμενος praes.* med.* (dep.*) part.* от διαπορεύομαι (G1279) путешествовать через.
θεάσασθαι aor.* inf.* med.* от θεάομαι (G2300) видеть.
προπεμφθῆναι aor.* inf.* pass.* от προπέμπω (G4311) выдвигать, помогать в пути с пищей, деньгами, попутчиками, средствами передвижения и т. п.; отправлять в дорогу (BAGD*; BBC*). Inf.* выражает цель.
ἐμπλησθῶ aor.* conj.* pass.* от ἐμπίμπλημι (G1705) наполнять.
25 πορεύομαι (G4198) praes.* ind.* med.* (dep.*) путешествовать. Praes.* описывает развивающееся действие.
διακονῶν praes.* act.* part.* от διακονέω (G1247) служить. Part.* используется для выражения цели.
26 εὐδόκησαν aor.* ind.* act.* от εὐδοκέω (G2106) быть довольным, быть хорошего мнения о ком-л.
κοινωνία (G2842) товарищество, разделение, вклад (TDNT*).
ποιήσασθαι aor.* inf.* med.* от ποιέω (G4160) делать.
27 ὀφειλέτης (G3781) должник (см.* Рим 1:14).
πνευματικός (G4152) духовный.
ἐκοινώνησαν aor.* ind.* act.* от κοινωνέω (G2841) иметь долю в чем-л.
ὀφείλουσιν praes.* ind.* act.* от ὀφείλω (G3784) быть должником.
σαρκικός (G4559) плотский, телесный. Здесь не имеется в виду зло. Это относится к преходящему, материальному имуществу (Murray*).
λειτουργῆσαι aor.* inf.* act.* от λειτουργέω (G3008) служить, прислуживать (см.* ст. 16).
28 ἐπιτελέσας aor.* act.* part.* от ἐπιτελέω (G2005) завершать, приводить к завершению.
σφραγισάμενος aor.* med.* part.* от σφραγίζω (G4972) запечатывать, ставить печать со знаком владельца и гарантией правильности содержания (BS*, 238f; TDNT*; EDNT*; BBC*; 2Кор 1:22; Еф 1:13).
ἀπελεύσομαι fut.* ind.* med.* (dep.*) от ἀπέρχομαι (G565) уходить, покидать.
29 οἶδα (G1492) praes.* ind.* act.* знать. Def.* perf.* со знач. praes.*
ἐρχόμενος praes.* med.* (dep.*) part.* от ἔρχομαι (G2064) идти.
ἐλεύσομαι fut.* ind.* med.* (dep.*) от ἔρχομαι (G2064) идти.
30 παρακαλῶ praes.* ind.* act.* от παρακαλέω (G3870) требовать, побуждать, поощрять (см.* 12:1).
συναγωνίσασθαι aor.* inf.* med.* от συναγωνίζω (G4865) сражаться вместе с кем-л., биться вместе. Это указание на молитву как на борьбу (Michel*). Inf.* в роли дополнения основного гл.*
31 ῥυσθῶ aor.* conj.* pass.* от ῥύομαι (G4506) избавлять, спасать. Conj.* с ἵνα (G2443) передает содержание молитвы.
ἀπειθούντων praes.* act.* part.* от ἀπειθέω (G544) быть неверующим.
εὐπρόσδεκτος (G2144) удовлетворительный, приемлемый, приятный, угодный (BAGD*).
γένηται aor.* conj.* med.* (dep.*) от γίνομαι (G1096) становиться.
32 ἐλθών aor.* act.* part.* от ἔρχομαι (G2064) приходить.
συναναπαύσωμαι aor.* conj.* med.* (dep.*) от συναναπαύομαι (G4875) пребывать вместе, отдыхать вместе. «Я могу отдохнуть и успокоить мой дух» (SH*).

Примечания:

 
Новый русский перевод
3 [90]Пс 68:10.
9 [91]Пс 17:50; 2Цар 22:50.
10 [92]Втор 32:43.
11 [93]Пс 116:1.
12 [94] — Или: Побег. По пророчеству Христос должен был быть потомком царя Давида, сына Иессея (см. Ис 11:1; Иер 23:5-6). Корень может означать и тот факт, что Христос, будучи Богом, был также корнем и самого Иессея.
12 [95]Ис 11:10.
19 [96]Иллирик. Область, располагавшаяся на восточном побережье Адриатического моря.
21 [97]Ис 52:15.
26 [98]Македония и Ахаия, то есть Греция в целом.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.