Левит 14 глава

Левит, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 И сказал Господь Моисею, говоря:
2 вот закон о прокаженном, когда надобно его очистить: приведут его к священнику;
3 священник выйдет вон из стана, и если священник увидит, что прокаженный исцелился от болезни прокажения,
4 то священник прикажет взять для очищаемого двух птиц живых, чистых, кедрового дерева, червленую нить и иссопа,
5 и прикажет священник заколоть одну птицу над глиняным сосудом, над живою водою;
6 а сам он возьмет живую птицу, кедровое дерево, червленую нить и иссоп, и омочит их и живую птицу в крови птицы, заколотой над живою водою,
7 и покропит на очищаемого от проказы семь раз, и объявит его чистым, и пустит живую птицу в поле.
8 Очищаемый омоет одежды свои, острижет все волосы свои, омоется водою, и будет чист; потом войдет в стан и пробудет семь дней вне шатра своего;
9 в седьмой день обреет все волосы свои, голову свою, бороду свою, брови глаз своих, все волосы свои обреет, и омоет одежды свои, и омоет тело своё водою, и будет чист;
10 в восьмой день возьмет он двух овнов без порока, и одну овцу однолетнюю без порока, и три десятых части ефы пшеничной муки, смешанной с елеем, в приношение хлебное, и один лог елея;
11 священник очищающий поставит очищаемого человека с ними пред Господом у входа скинии собрания;
12 и возьмет священник одного овна, и представит его в жертву повинности, и лог елея, и принесет это, потрясая пред Господом;
13 и заколет овна на том месте, где заколают жертву за грех и всесожжение, на месте святом, ибо сия жертва повинности, подобно жертве за грех, принадлежит священнику: это великая святыня;
14 и возьмет священник крови жертвы повинности, и возложит священник на край правого уха очищаемого, и на большой палец правой руки его, и на большой палец правой ноги его;
15 и возьмет священник из лога елея, и польет на левую свою ладонь;
16 и омочит священник правый перст свой в елей, который на левой ладони его, и покропит елеем с перста своего семь раз пред лицом Господа;
17 оставшийся же елей, который на ладони его, возложит священник на край правого уха очищаемого, на большой палец правой руки его и на большой палец правой ноги его, на места, где кровь жертвы повинности;
18 а остальной елей, который на ладони священника, возложит он на голову очищаемого, и очистит его священник пред лицом Господа.
19 И совершит священник жертву за грех, и очистит очищаемого от нечистоты его; после того заколет жертву всесожжения;
20 и возложит священник всесожжение и приношение хлебное на жертвенник; и очистит его священник, и он будет чист.
21 Если же он беден и не имеет достатка, то пусть возьмет одного овна в жертву повинности для потрясания, чтоб очистить себя, и одну десятую часть ефы пшеничной муки, смешанной с елеем, в приношение хлебное, и лог елея,
22 и двух горлиц или двух молодых голубей, что достанет рука его, одну из птиц в жертву за грех, а другую во всесожжение;
23 и принесет их в восьмой день очищения своего к священнику ко входу скинии собрания, пред лицо Господа;
24 священник возьмет овна жертвы повинности и лог елея, и принесет это священник, потрясая пред Господом;
25 и заколет овна в жертву повинности, и возьмет священник крови жертвы повинности, и возложит на край правого уха очищаемого, и на большой палец правой руки его, и на большой палец правой ноги его;
26 и нальет священник елея на левую свою ладонь,
27 и елеем, который на левой ладони его, покропит священник с правого перста своего семь раз пред лицом Господним;
28 и возложит священник елея, который на ладони его, на край правого уха очищаемого, на большой палец правой руки его и на большой палец правой ноги его, на места, где кровь жертвы повинности;
29 а остальной елей, который на ладони священника, возложит он на голову очищаемого, чтоб очистить его пред лицом Господа;
30 и принесет одну из горлиц или одного из молодых голубей, что достанет рука очищаемого,
31 из того, что достанет рука его, одну птицу в жертву за грех, а другую во всесожжение, вместе с приношением хлебным; и очистит священник очищаемого пред лицом Господа.
32 Вот закон о прокаженном, который во время очищения своего не имеет достатка.
33 И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря:
34 когда войдете в землю Ханаанскую, которую Я даю вам во владение, и Я наведу язву проказы на домы в земле владения вашего,
35 тогда тот, чей дом, должен пойти и сказать священнику: у меня на доме показалась как бы язва.
36 Священник прикажет опорожнить дом, прежде нежели войдет священник осматривать язву, чтобы не сделалось нечистым все, что в доме; после сего придёт священник осматривать дом.
37 Если он, осмотрев язву, увидит, что язва на стенах дома состоит из зеленоватых или красноватых ямин, которые окажутся углубленными в стене,
38 то священник выйдет из дома к дверям дома и запрет дом на семь дней.
39 В седьмой день опять придёт священник, и если увидит, что язва распространилась по стенам дома,
40 то священник прикажет выломать камни, на которых язва, и бросить их вне города на место нечистое;
41 а дом внутри пусть весь оскоблят, и обмазку, которую отскоблят, высыпят вне города на место нечистое;
42 и возьмут другие камни, и вставят вместо тех камней, и возьмут другую обмазку, и обмажут дом.
43 Если язва опять появится и будет цвести на доме после того, как выломали камни, и оскоблили дом, и обмазали,
44 то священник придёт и осмотрит, и если язва на доме распространилась, то это едкая проказа на доме, нечист он;
45 должно разломать сей дом, и камни его, и дерево его, и всю обмазку дома вынести вне города на место нечистое;
46 кто входит в дом во все время, когда он заперт, тот нечист до вечера;
47 и кто спит в доме том, тот должен вымыть одежды свои; и кто ест в доме том, тот должен вымыть одежды свои.
48 Если же священник придёт и увидит, что язва на доме не распространилась после того, как обмазали дом, то священник объявит дом чистым, потому что язва прошла.
49 И чтобы очистить дом, возьмет он две птицы, кедрового дерева, червленую нить и иссопа,
50 и заколет одну птицу над глиняным сосудом, над живою водою;
51 и возьмет кедровое дерево и иссоп, и червленую нить, и живую птицу, и омочит их в крови птицы заколотой, и в живой воде, и покропит дом семь раз;
52 и очистит дом кровью птицы, и живою водою, и живою птицею, и кедровым деревом, и иссопом, и червленою нитью;
53 и пустит живую птицу вне города, в поле, и очистит дом, и будет чист.
54 Вот закон о всякой язве проказы, и о паршивости,
55 и о проказе на одежде и на доме, и об опухоли, и о лишаях, и о пятнах, —
56 чтобы указать, когда это нечисто и когда чисто. Вот закон о проказе.

Комментарии МакДональда

Г. Очищение проказы (Гл. 14)

14:1-7 В этой части описан обряд очищения прокаженного, который исцелился. Вначале его осматривал священник. Это происходило вне стана. Если человек был действительно здоров, то он приносил в жертву двух живых и чистых птиц с кедровым деревом, червленой нитью и иссопом. Кедр и иссоп, взятые из высокого дерева и низкого растения, представляют суд Божий над всем миром и всеми, живущими в нем — от малого до великого. Червленая нить ассоциируется с грехами (Исаия 1:8) — поэтому вполне возможно, что здесь содержится указание на Божий суд над грехами. Одну птицу закалывали над проточной водой, а другую, вместе с кедровым деревом, червленой нитью и иссопом окунали в кровь заколотой птицы. Очищенного прокаженного семикратно окропляли кровью и объявляли чистым. Затем живую птицу отпускали на волю.

Во многих отношениях проказа схожа с грехом. Она делала человека нечистым, отлучала его от стана Бога и Божьего народа, делала человека несчастным и т.д. (Можно провести и другие параллели). Поэтому для очищения прокаженного требовалась кровь (кровь Христа) и живая вода (Святой Дух, Который возрождает). И сегодня, когда грешник с раскаянием и верой обращается к Господу, смерть и воскресение Христа (что ассоциируется с двумя птицами) делают его праведным. Кровь, силой Святого Духа, делает нас чистыми в глазах Бога.

Благодатная скала
Мне спасение дает;
От греха, порока, зла
Я в ней вижу свой оплот.
Из скалы Христа струей
Льется ток воды живой.
Август Топледи

14:8-20 Очистившийся прокаженный омывал свои одежды, сбривал все волосы и омывал тело (ст. 8). После этого его впускали в стан, но войти в свой шатер он мог только через семь дней. После этих семи дней он снова омывался, брился, и его объявляли чистым (ст. 9). На восьмой день он приносил жертвы Господу (ст. 10, 11): жертву повинности (ст. 12-18); жертву за грех (ст. 19); жертву всесожжения (ст. 20).

Священник брал кровь и наносил ее на ухо, руку и ногу прокаженного (ст. 14). Это действие говорило о Слове Господнем, которое нужно слушать, о воле Господней, которую нужно исполнять, и о путях Господних, которыми нужно ходить.

14:21-32 Если же очистившийся прокаженный был так беден, что не мог принести требуемых животных, то ему разрешалось принести двух горлиц или двух молодых голубей: одну птицу за грех, а другую — во всесожжение. Но овна в жертву повинности нужно было приносить в любом случае.

Хлебное приношение приносилось вместе с каждой из жертв: с жертвой повинности, с жертвой за грех и с жертвой всесожжения.

14:33-53 И в завершение даются законы о том, как распознать проказу в доме. Эти законы должны были вступить в силу тогда, когда народ придет в Ханаан и будет жить в домах, а не в шатрах. Под "проказой" в доме следует, видимо, понимать грибок, плесень или сухую гниль. Господь предусмотрел в законе возможность вынести из дома все вещи до прихода священника, чтобы все, что в доме, не было объявлено нечистым или подвергнуто карантину (ст. 36, 38). В начале удалялись только камни, на которых была язва. Но если язва распространялась и дальше, дом сносили (ст. 39-45). Если проказа в доме прекращалась, священник совершал обряд очищения, похожий на обряд очищения от проказы человека (ст. 48-53).

14:54-57 В этих стихах подводится итог сказанному в главах 13 и 14.

Примечания:

 
Синодальный перевод
10 ефа — наиболее употребительная мера для хлебных, сыпучих или жидких веществ, равная примерно 22-м литрам. Согласно Иосифу Флавию соответствует примерно 36-ти литрам.
лог — мера измерения, равная примерно 0,3 (11/36) литра.
 
 


2007–2021, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.