2. ОТВЕРЖЕНИЕ ИИСУСА ИРОДОМ ЧЕРЕЗ УБИЙСТВО ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ (ГЛ. 14)

а. Казнь Иоанна Крестителя (14:1−12) (Мк 6:14−29; Лк 3:19−20; 9:7−9)

Мф 14:1−12. Молва об Иисусе и чудных делах Его, распространяясь все шире, достигла царя Ирода. Речь тут идет об Ироде Антипе, поставленном римлянами над четвертою частью Палестины (отсюда его титул — четвертовластник); в земли, которыми он управлял, входила и Галилея. Правление Ирода Антипы было долгим: с 4 г. до Р. Х. по 39 г. от Р. Х. Это его отец — Ирод Великий приказал «избить» младенцев в Вифлееме. К Ироду Антипе был позднее приведен на суд Сам Иисус (Лк 23:7−12). (Таблицу династии Иродов в комментариях на Евангелие от Луки.)

Ирод пришел к выводу, что Иисус — это воскресший Иоанн Креститель (сравните (Лк 9:7). Матфей в последний раз упоминал о Крестителе в связи с тем, что тот послал своих учеников к Иисусу с вопросом о Нем (Мф 11:2−14). И только теперь завершает Матфей рассказ о том, что случилось с Иоанном. Ирод, взяв его… посадил в темницу за Иродиаду. Сделал он это потому, что Иоанн принародно обличал его за сожительство с Иродиадой, женой своего брата Филиппа. Ирод хотел, однако боялся, расправиться с Иоанном, потому что в народе его почитали за пророка.

И властитель ограничился тем, что «изолировал» Иоанна от народа, посадив его в темницу. Но вот во время… празднования дня рождения Ирода дочь Иродиады (Саломея) плясала пред собранием. Она настолько угодила Ироду, что тот неразумно пообещал ей исполнить любое ее желание. Она же, по наущению матери своей, сказала: дай мне здесь на блюде голову Иоанна Крестителя. И хотя царь сильно опечалился (14:9), выбраться из ловушки, в которую попал, дав клятву, он не сумел. И пришлось ему приказать, чтоб Иоанна обезглавили.

Ученики Крестителя взяли тело его и погребли, а затем сообщили о происшедшем Иисусу. Поступок Ирода тоже обернулся отвержением Самого Господа, и это видно из того, в какую тесную взаимосвязь между собой ставит Матфей служение Христа и служение Его Предтечи: первое не могло не сказаться на втором. Так что Ирод, «отвергши» Предтечу Мессии, тем отверг и Самого Мессию, следовавшего за ним.

б. Иисус уходит в «пустынное место» (14:13−36)

Когда Иисус узнал о смерти Иоанна Крестителя, то удалился со Своими учениками в пустынное место. С этого времени Он главное внимание стал уделять им. По-видимому, цель Его состояла теперь в том, чтобы подготовить учеников к Его предстоявшему уходу. Народ же Он более почти не пытался убеждать в том, что Он — Мессия.

Мф 14:13−21 (Мк 6:30−44; Лк 9:10−17; Ин 6:1−14). Догадываясь, куда направился Иисус, толпа народа пошла за Ним северным берегом моря — туда, куда Он поплыл на лодке. Иисус увидел множество людей и сжалился (сравните Мф 9:36) над ними и исцелил больных их. Когда же настал вечер… ученики хотели сказать народу, чтоб отправлялся в окрестные селения за пищей, потому что в этом «пустынном месте» съестного негде было взять. Но Иисус сказал: Не нужно им идти, вы дайте им есть. У учеников же было только пять хлебов и две рыбы.

Однако и этого немногого оказалось достаточно, чтобы совершилось чудо. В руках Иисуса хлеб и рыба умножались и умножались, так что ели все и насытились. Но и после того пищи осталось столько, что набрали… кусков двенадцать коробов полных. Это притом, что собралось на берегу около пяти тысяч мужчин, да еще женщины и дети (может быть, от 15000 до 20000 человек).

Чудо это произошло неподалеку от Вифсаиды (толкование на Лк 9:10), незадолго до пасхи (Ин 6:4). Заметим, что только о нем записано во всех четырех Евангелиях. Возможно, потому, что для учеников, и в первую очередь, для них, оно имело особое значение. Ибо посредством этого чуда Иисус показал им характер их будущего служения: после того, как Он оставит их, они должны будут давать людям пищу, но — пищу духовную. Источником ее будет Он Сам — Господь. И когда их духовные «запасы» (силы) будут иссякать, им, как в случае с малым количеством хлеба и рыбы, надо будет вновь и вновь «приходить» к Иисусу, и Он постоянно будет возобновлять их духовный потенциал — с тем, чтобы они не переставали питать других.

Между тем, народ, насытившись, пришел к выводу, что Иисус — «Тот Пророк, Которому должно придти в мир» (Ин 6:14−15; Втор 18:15), и захотел сделать Его Царем. В самом деле, полагали они, Тот, Кто в состоянии исцелять больных и кормить такое множество голодных, должен стать Царем. Но… время для этого еще не настало — ведь вожди народа вступили в заговор против Иисуса (Мф 12:24), и официальное отвержение Его близилось.

Мф 14:22−36 (Мк 6:45−56; Ин 6:15−21). Иисус отправил Своих учеников лодкою, а Сам, отпустив народ, взошел на гору помолиться наедине (сравните Ин 6:15). Отсылая учеников в лодке, Он мог преследовать две цели: отделить их от толпы и дать им возможность осмыслить то чудо, которое только что произошло на их глазах. Но вскоре на море началась сильная буря. Где-то между 3 и 6 часами после полуночи (четвертая стража ночи) пошел к ним Иисус, идя по морю (лодка находилась тогда примерно в пяти километрах от берега — Ин 6:19).

Власть Иисуса над стихиями была очевидной, но в том, что произошло далее, содержался урок веры, который Ему важно было преподать ученикам. Вспыхнувший было в них страх при мысли о том, что видят призрака (14:26) прошел, когда они убедились, что это Иисус. Однако Петр пожелал до конца удостовериться в том, что перед ним — Господь. И потому он сказал: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде.

Иисус кратко ответил: Иди. В первой реакции Петра отразилась его вера, потому что он вышел из лодки и пошел по воде… к Иисусу (заметим, что этот эпизод описан только Матфеем). Но в следующий момент вера Петра поколебалась, когда он обратил внимание на сильный ветер и на высоту вздымаемых им волн. Усомнившись же, он начал тонуть и закричал: Господи! спаси меня. Господь тут же поддержал его, но обратился к нему с укором: Маловерный! (сравните 6:30; 8:26; 16:8) зачем ты усомнился?

Как только Иисус и Петр вошли в лодку, буря утихла, и изумленные ученики поклонились Ему. Теперь их представление об Иисусе углубилось и окрепло, и уже открыто признали они, что Он — Сын Божий. В своем взгляде на Учителя они, конечно, заметно отличались от прочих, в частности, от жителей земли Геннисаретской (14:34), куда теперь направлялись. Те, узнав о прибытии Иисуса, принесли к Нему всех больных.

И просили… только прикоснуться к краю одежды Его. Видимо, они хорошо помнили, как исцелилась страдавшая кровотечением женщина, едва коснувшись одежды Иисуса (9:20). Эти люди не сомневались, что Он — великий Исцелитель, но до конца не понимали, Кем был Иисус на самом деле. Ученики же Его все более возрастали в понимании истинной Его сущности.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на евангелие от Матфея, 14 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

От Матфея 14 глава в переводах:
От Матфея 14 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Джона Райла
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.