4. РЕШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ВОПРОСОВ (6:1−7)

Деян 6:1. Еллинистами названы иудеи, которые происходили из разных стран греко-римского мира; возможно, не все они владели арамейским языком, на котором говорили в Израиле; во всяком случае основным их языком был греческий. Однако в группу «еллинистов» могли входить и прозелиты из язычников, позднее принявшие христианство. Между этими людьми и теми христианами из иудеев, местом жительства которых всегда были Палестина и Иерусалим, существовали весьма натянутые отношения, которые, к сожалению, были принесены ими и в церковь.

Деян 6:2. Пещись о столах (трапезизаи), видимо, означает заботу не только о «раздаче пищи», но и об удовлетворении иных житейских «потребностей» (стих 1) христианской общины. Двенадцать Апостолов, созвавши большое христианское собрание, справедливо заявили на нем, что не годится им пренебрегать служением словом и молитвой (стих 4) ради бесконечных забот о хозяйственных нуждах общины.

Деян 6:3−4. И потому они предложили «братиям» избрать из своей среды семь человек, которые пользовались бы доброй репутацией как люди безупречно честные и исполнены были Святого Духа и мудрости. Ибо именно эти три качества необходимы были для «заведования» обширным, уже и к тому времени церковным хозяйством. Избрание семи человек восходит к иудейской традиции, чтущей священное число «семь». При наличии их в общине Двенадцать могли основное внимание уделять молитве и служению словом.

Деян 6:5. Предложение апостолов было поддержано всем собранием. Примечательно, что все семь избранных, судя по их греческим именам, были из числа «еллинистов». А Николай Антиохиец и евреем не был, но обращенным из язычников. Поскольку в первой церкви возникла эта проблема — не столько, как представляется, намеренного, сколько по невнимательности и многолюдству, — «пренебрежения» вдовами из среды «еллинистов», то именно мужчинам из этой группы верующих разумно было поручить разрешение ее. Избраны были люди, относительно которых не возникало сомнения, что и интересами вдов, говорящих по-арамейски, они пренебрегать не станут. «Представление» семи избранных для руководства хозяйственной деятельностью церкви (21:8) готовит читателя к будущему служению первых двух из перечисленных — Стефана и Филиппа. (Об остальных упоминаемых здесь четырех — Прохоре, и Никоноре, и Тимоне и Пармене — ничего не известно.)

Деян 6:6. Избранных «братиями» официально «назначили на должность» Апостолы, которые сделали это посредством молитвы и возложения на них рук (сравните 8:17−19, 13:3; 19:6; 1Тим 4:14; 1Тим 5:22; Евр 6:2). Стали ли эти семеро первыми диаконами христианской церкви? На этот вопрос имеется три возможных ответа.

1) Да, они были первыми диаконами (в 21:8 Филипп благовестник именно так и назван, хотя и предположительно: слово «диаконов» набрано петитом). В пользу этого предположения говорит и то, что «диаконское служение» подразумевается в письмах Павла (Флп 1:1). И если не о зарождении диаконского служения говорится в 6:1−6, то когда и где оно возникло? О том же свидетельствуют и греческие слова, переведенные на русский язык как «раздаяние» (стих 1) и «пещись» (стих 2): диакониа и диаконеин. С другой стороны, в греческом тексте Нового Завета эти слова обычно употребляются в общем смысле, а не как специфические термины «узкого назначения».

2) Нет, семеро избранных явились «предшественниками» пресвитеров. Не слишком распространенная, эта точка зрения находит, однако, поддержку в 11:30, где речь идет о вручении денежного вспомоществования пресвитерам.

3) Согласно третьей точке зрения, семеро были избраны для исполнения временных функций, ввиду возникновения специфической обстановки. Эта точка зрения представляется наиболее оправданной. В любом случае Стефан, Филипп и остальные первыми приступили к исполнению той роли, которая в последствии будет возложена на диаконов.

Деян 6:7. В этом стихе содержится еще одно «сообщение об успехе». Лука говорит о быстром численном росте церкви (сравните 2:41, 47; 4:4; 5:14; 6:1; 9:31); по его словам, даже очень многие иудейские священники… покорились вере. Далее читатели узнают о провозглашении Благой Вести за пределами Иерусалима.

II. Свидетельство во всей Иудее и Самарии (6:8 — 9:31)

А. Мученическая кончина Стефана (6:8 — 8:1а)

1. АРЕСТ СТЕФАНА (6:8 — 7:1)

Деян 6:8. Судя по всему, Стефан был выдающимся деятелем первой Церкви, исполненным веры и силы, Святого Духа и мудрости (стих 3). Действуя Божией силой, он совершал великие чудеса и знамения в народе.

Деян 6:9−11. Синагога Либертинцев (буквально — «вольноотпущенников». Полагают, что речь идет об иудеях, бывших военнопленных или рабах, отпущенных римлянами на свободу и вновь поселившихся в «родных краях». Упоминаемую синагогу посещали также выходцы из Северной Африки (Кирин и Александрия были крупными городами этого региона), а также из Киликии и Асии. «Асия» соответствует западной части современной Турции.

Возможно, это собрание посещал в свое время и Павел — ведь его родной город Тарс был расположен в провинции Киликии. Стефан был чудотворцем и искусным полемистом. Лука пишет, что его оппоненты не могли противостоять мудрости и Духу, Которым он говорил. Так что принадлежавшие к упомянутой синагоге — с целью избавиться от него — подговорили некоторых обвинить его. Как в свое время Господа Иисуса, Стефана обвинили в богохульстве (сравните Мф 26:65).

Деян 6:12−14. Этого обвинения оказалось достаточно, чтобы возбужденный народ и его предводители схватили Стефана и повели в синедрион. Здесь на страницах Деяний Апостолов третий из четырех случаев, когда последователи Господа предстают перед иудейским верховным судом (4:15, где перед судом оказываются Петр и Иоани; 5:27 (Петр и апостолы) и 22:30, где перед синедрионом стоит Павел). Лжесвидетели не придумывали своих «показаний» от Начала до конца.

Стефан, по всей вероятности, говорил то, в чем они его обвиняли; только обвинения их строились на неверном толковании смысла его заявлений и тех намерений, которыми он руководствовался, делая их (сравните Мф 26:61; Мк 14:58; Ин 2:19). Ведь и Сам Господь предсказал разрушение храма (Мф 24:1−2; Мк 13:1−2; Лк 21:5−6), но никогда не говорил, что Он сделает это. Стефана обвиняли и в том, что провозглашал недолговечность Моисеевой системы.

Не приходится сомневаться, что под этим понималась богословская часть его проповеди об оправдании по вере и исполнении закона во Христе. Говорил он и о том, что Евангелию надлежит быть проповеданным всему миру (Деян 1:8), и на этом основании можно было обвинить его в «покушении» на непреходящность закона.

Деян 6:15. Очевидно, когда Стефан стоял перед синедрионом, лицо его сияло светом Божией славы (И все… в синедрионе… видели лице его, как лице Ангела; сравните с сиянием лица Моисея в Исх 34:29, 35)

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Деяния апостолов, 6 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

Деяния 6 глава в переводах:
Деяния 6 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.