2. АПОСТОЛЫ ГОТОВЯТСЯ К ПОВСЕМЕСТНОМУ ПРОВОЗГЛАШЕНИЮ БЛАГОВЕСТИЯ (11:1−18).

а. Обвинение (11:1−3)

Деян 11:1−2. Поначалу реакция иерусалимских христиан на происшедшее в Кесарии была негативной. Называя их тут обрезанными (стих 2), Лука хочет подчеркнуть, что эти христиане все еще были приверженцами закона Моисеева (сравните 15:5; 21:20; Гал 2:12).

Деян 11:3. Против Петра они выдвинули обвинение: ты ходил к людям необрезанным и ел с ними. То есть в первую очередь его упрекали не в том, что он проповедовал язычникам, а в том, что он ел с ними (сравните Мк 2:16; Лк 15:2; Гал 2:12). В свете этого видение Петра перед тем, как пойти ему в Кесарию, обретает особое значение (Деян 10:9−16). Есть с человеком было символом признания его, вступления с ним в братские отношения (1Кор 5:11). Эта проблема грозила будущей Церкви серьезными разладами.

б. Ответ (11:4−17)

Деян 11:4−14. Петр вкратце пересказал «верующим из обрезанных», что и как происходило (глава 10), особо остановившись на своем видении (11:5−7); сказал он об ответе своем Господу (стихи 8−10) и о том, как отправился в дом Корнилия (стихи 11−14).

Деян 11:15−16. Далее Петр делает весьма важное замечание, ставя происшедшее в день Пятидесятницы в прямую связь с предсказанием Господа о крещении Духом (1:4−5). В главе 2 Лука прямо не говорит о том, что на Пятидесятницу исполнилось предсказание Иисуса, но здесь Петр ясно дает это понять фразой сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале (сравните с 10:47 — «как и мы, получили Святого Духа»; и с 11:17 — «такой же дар, как и нам»). То есть из слов апостола Петра следует, что век Церкви начался в день Пятидесятницы.

Деян 11:17. Петр защищает себя, исходя не из того, что делал он, а из того, что сделал Бог. Если Бог не проводит различия между иудеями и язычниками, то как может Петр делать это?!

в. Оправдание (11:18)

Деян 11:18. Выслушавши Петра, иерусалимские верующие успокоились; они осознали, что обращение язычников начато Богом, и что им не следует препятствовать Ему. Это привело к двум важным последствиям. С одной стороны, закладывалась основа единства Церкви, тела Христова; с другой стороны, это вело к серьезнейшему расколу между верующими века Церкви и теми, чье поклонение Богу было сосредоточено вокруг Иерусалимского храма. Прежде рядовые иудеи с симпатией относились к христианам (2:47; 5:13, 26), теперь близилось время, когда они восстанут против Церкви. В полную меру — этот антагонизм скажется в реакции израильтян на убийство Иакова (12:2−3; сравните 12:11).

3. ПОДГОТОВКА АНТИОХИЙСКОЙ ЦЕРКВИ К ВОЗВЕЩЕНИЮ ЕВАНГЕЛИЯ «ВСЕМУ МИРУ» (11:19−30)

а. Космополитическая природа Церкви (11:19−21)

Далее следует раздел, имеющий в книге Деяний Апостолов решающее значение: Церковь приступает к активному привлечению язычников. Самаряне из главы 8 были полу евреями; ефиопский евнух по собственному желанию читал 53 главу из книги пророка Исаии, возвращаясь в Иерусалим. Даже Корнилий прежде, чем услышал Благовестие из уст Петра, проявил известную инициативу. Но теперь Церковь сама делала первые шаги навстречу «необрезанным».

Деян 11:19. Лука возвращается в своем повествовании к Стефану (8:1−2), чтобы указать на еще один результат его мученической кончины. Смерть его способствовала проникновению Благовестия в Самарию (обратите внамание на сходство между 8:4 и 11:19). Кроме того, она подтолкнула Савла к еще более жестокому преследованию Церкви (8:3) и в конечном счете к его обращению (9:1−30). Теперь как о третьем результате смерти Стефана мы узнаем о проникновении Благовестия в языческие земли (в Финикию, на Кипр и в Антиохию).

Деян 11:20. Читатель узнает об Антиохии в Сирии, которой в дальнейшем повествовании отводится важная роль. Название «Антиохия» носили многие города, но этот был третьим по значению (после Рима и Александрии) в Римской империи. Построенный на реке Оронт (километрах в 25 вглубь континента), он был известен как Антиохия-на-Оронте. Искусно спланированный и красиво расположенный, этот город был важным торговым центром; в нем процветала крупная еврейская община.

Однако и развращенностью своей славилась Антиохия-на-Оронте в древнем мире (в значительной мере по причине ритуальной проституции, сосредоточенной вокруг местных храмов). Римский сатирик Ювенал жаловался, что «долгое время сточные воды сирийского Оронта впадали в Тибр», подразумевая, что развращающее влияние Антиохии достигало и Рима, расположенного более чем в двух тысячах километрах от нее.

Но несмотря на это именно Антиохии предстояло стать «опорным пунктом» для апостола Павла в его миссионерских путешествиях. Безымянными верующими был предпринят этот удивительный шаг: они стали благовествовать в Антиохии грекам (Еллинам). (До этого слово не проповедовалось никому, кроме иудеев; стих 19.) Со стороны этих верующих с о. Кипра, расположенного недалеко от Антиохии, и из Кирииа (города в Северной Африке; Мф 27:32; Деян 2:10; Деян 6:9; Деян 13:1) это было смелой инициативой.

Деян 11:21. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу.

б. Утверждение Церкви (11:22−26)

Деян 11:22. Столь важная новость не могла не привлечь внимания «матери-церкви» в Иерусалиме. Ранее из Иерусалима апостолы посылали Петра и Иоанна в Самарию, чтобы удостовериться в правильности служения Филиппа. Теперь иерусалимские святые поручили Варнаве идти в Антиохию, расположенную километрах в 500 на север от Иерусалима. То, что выбор пал на Варнаву, было мудро и имело важное значение. И вот почему.

Во-первых, он, как и некоторые из упомянутых благовестников, был родом с Кипра (4:36; 11:20). Во-вторых, он был щедрым человеком (4:37), расположенным думать о нуждах других людей. И в-третьих, он был человеком мягким и добрым, как это следовало из самого прозвища его (4:36) и из свидетельства о нем Луки (11:24).

Деян 11:23. Варнава не мог не прийти к выводу, что благодать Божия в самом деле действует в Антиохии, и — характерная для Луки реакция на это — «сын утешения» (4:36) возрадовался, пишет он, и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем (сравните 14:22). (Еще о Варнаве упоминается в 9:27; 11:25, 30; 12:25; 13:1−2, 7, 43, 46, 50; 14:3, 12, 14, 20; 15:2, 12, 22, 25, 35−37, 39; 1Кор 9:6; Гал 2:1, 9, 13; Кол 4:10.)

Деян 11:24. Три вещи сказаны о Варнаве. Он был добрым человеком, исполненным Духа Святого, и глубоко верующим. Именно так характеризовал Лука Варнаву уже после того, как между «сыном утешения» и апостолом Павлом возникло серьезное разногласие, о чем говорится в 15:39. В свете того, что Лука был постоянным спутником Павла, трудно не прийти к выводу, что таковым же было и оставалось и мнение Павла о Варнаве.

Деян 11:25. Христианская работа в Антиохии принимала такие масштабы, что Варнава нуждался в помощнике, и о лучшем, чем Савл, живший в Тарсе, не мог и подумать. Может быть, частично гонения и страдания, описанные Павлом в 2Кор 11:23−27, он претерпел, живя в Тарсе. Возможно, к этому времени относилось и полученное апостолом откровение, о котором он говорит в 2Кор 12:1−4. Основываясь на Деян 22:17−21, некоторые полагают, что Савл уже служил язычникам, когда Варнава пришел к нему в Тарсе, чтобы звать его в Антиохию.

Деян 11:26. Целый год служили Варнава и Савл в Антиохии, уча немалое число людей. И все это время Церковь продолжала расти численно (сравните 2:41, 47; 4:4; 5:14; 6:1; 9:31; 11:21, 24).

Ученики Иисуса именно в Антиохии в первый раз стали называться Христианами. Слово «христианин» лишь еще дважды встречается в Новом Завете: в Деян 26:28 и в 1Пет 4:16. В греческом тексте значение этого термина подчеркнуто порядком слов во фразе: люди, которые стали называться им, выделились в особую группу. Церковь все более и более отрывалась от иудаизма.

в. Благотворительная деятельность церкви (11:27−30)

Деян 11:27. В те дни пришли из Иерусалима в Антиохию верующие, наделенные даром пророчества.

Деян 11:28. И один из них… Агав, упоминаемый также в 21:10−11, предсказал, что по всей Римской империи (под вселенной надо понимать «весь римский мир») разразится сильный голод. В самом деле, в годы правления императора Клавдия (41−54 гг. по Р. Х.) голод неоднократно поражал разные части империи. Клавдий позднее изгнал иудеев из Рима (18:2). (Список римских императоров в толковании на Лк 2:1.)

Деян 11:29−30. Антиохийские христиане, собрав каждый по достатку своему (сравните 1Кор 16:2; 2Кор 9:7), послали верующим в Иудею денежное пособие. Такое проявление любви не могло не сблизить две церкви (сравните Рим 15:27). Варнава и Савл вручили принесенные деньги пресвитерам. Это первое на страницах Деяний Апостолов упоминание о церковных пресвитерах; дается понять; и это важно, что они заведовали финансами. По всей видимости, под их контролем находились все аспекты служения.

Позднее Павел и его товарищи доставили иерусалимским пресвитерам и пожертвования от церквей в Ахайе, Македонии и Малой Азии. Это могло произойти во время того посещения Павлом Иерусалимской церкви, о котором говорится в Деян 21:18, хотя прямой ссылки на вручение денежных пожертвований в этом стихе нет. Считают, что визит Варнавы и Савла в Иерусалим по случаю начавшегося там голода (стих 30) — возможно, тот же самый, о котором говорится в Гал 2:1−10.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Деяния апостолов, 11 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

Деяния 11 глава в переводах:
Деяния 11 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.