Из этой главы мы узнаем:

I. О вынужденной защите Петром того, что он сделал, приняв Корнилия и его друзей в лоно Церкви, от тех нападок, которым он подвергся между братьями за это деяние, а также вслед за тем об одобрении ими этого служения, ст. 1−18.

II. Об успешном благовестии в Антиохии и окрестностях, ст. 19−21.

III. О продолжении благовестия, начатого в Антиохии служением сперва Варнавы, а затем и Павла совместно с Варнавой, а также о новом, постоянном названии «христиане», которое впервые было дано ученикам Христа, ст. 22−26.

IV. О предсказании наступающего голода и, в связи с этим, о пожертвованиях, собранных новообращенными язычниками для оказания помощи святым в Иудее, ст. 27−30.

Стихи 1−18. Теперь у нас, убогих грешников из числа язычников, появилось основание с большой благодарностью Богу и радостью поразмыслить о сути благовествования Корнилию, потому что оно принесло свет нам, сидящим во мраке. И поскольку это благовествование стало такой большой неожиданностью для евреев, как верующих, так и неверующих, постольку нам все же стоит поинтересоваться и узнать, как было воспринято это благовестие и какая оценка ему была дана. Здесь мы читаем о том, как:

I. Вскоре слух о благовествовании для язычников доходит до верующих, живущих в Иерусалиме и его окрестностях. Узнать об этом событии можно было очень скоро, так как Кесария находилась совсем недалеко от Иерусалима. Передать эту новость одни желали по внутреннему расположению духа, другие — по такому же внутреннему нерасположению. Так что еще до возвращения Петра в Иерусалим, услышали Апостолы и братия, бывшие там, в Иудее, что и язычники приняли слово Божие, то есть Евангелие Христа, Который есть не просто Слово, но Слово Божье, сумма и средоточие всего дивного откровения. Христа принимали потому, что имя Ему: Слово Божие, Откр 19:13. Принимали слово Божие и приобщались к Церкви в языческих странах не только евреи рассеяния, не только язычники, обратившиеся в иудейство, но и самые обыкновенные язычники, общение с которыми до сих пор считалось зазорным. То есть:

1. Им возвещалось слово Божье, что, по мнению евреев, было неожиданно большой честью для язычников. Однако не странно ли слышать такое мнение от тех, кто призван проповедовать Евангелие всей твари? Так, часто предрассудки, порожденные гордыней и фанатизмом, заполняют сердце человека, не оставляя в нем места для предельно ясных откровений Божьей истины.

2. Им предлагалось слово Божье (которое они принимали в послушании) — лучшего благодеяния по отношению к себе язычники и не ожидали. Вероятно, существовало мнение о том, что благовествовать язычникам было бессмысленно, так как свидетельства благовестия во многом были основаны на Ветхом Завете, которого те не знали. Язычников считали людьми, не расположенными ни к религии, ни, как полагали, к восприятию впечатлений, ею производимых, поэтому теперь и показалось странным то, что они принимают слово Господне.

Примечание: и мы также склонны отказывать в благотворении тем, кто, будучи испытан, проявляет совершенную покорность слову Божьему.

II. Это благовествование оскорбляет чувства верующих евреев, ст. 2−3. Когда Петр пришел в Иерусалим, обрезанные евреи из числа обращенных в христианство, все еще благоговеющие перед обрезанием, упрекали его. Они обвиняют Петра в том, что он ходил к людям необрезанным и ел с ними, чем, по их мнению, он запятнал, если вообще не утратил, славу апостольского звания, и вследствие чего церковь должна была выразить ему порицание. Вот как они были далеки от того, чтобы считать Петра непогрешимым или же верховным главой Церкви, перед которым ответственны все, а он — ни перед кем. Заметьте:

1. Каким несчастьем и невозместимым ущербом для Церкви оборачивается господство над ней тех, кто действует из самолюбивых побуждений, а также исключение из ее рядов и лишение преимуществ благодати тех, кто не во всем походит на нас. Мелкие душонки, стремящиеся завладеть богатствами Церкви, встречаются в ней так же часто, как и мелкие душонки, стремящиеся завладеть богатствами мира, словно они одни поселены на земле. Они имеют от духа Ионина, который из ревности к своему народу огорчился оттого, что жители Ниневии приняли слово Божье, и оправдывал себя в этом огорчении.

2. Служители Христа не должны находить ничего странного в том, что их осуждают и критикуют не только явные враги, но и верующие друзья, причем осуждают не только за их недомыслие и немощь, но и за своевременные и благие дела. Однако если мы испытываем собственное дело, то можем радоваться так, как радовался Петр, какие бы упреки и наветы ни вызывало оно у наших братьев. Усердные и отважные на поприще служения Христу должны быть готовы к суду со стороны тех, кто под видом осмотрительности скрывает в себе холод и безразличие. Пусть люди, имеющие обширные увлечения, великодушные и милосердные убеждения, будут готовы сносить суды людей спесивых и нетерпеливых, как бы говорящих: «Остановись, не подходи ко мне, потому что я свят для тебя».

III. Петр достаточно подробно и точно излагает факты, не прибавляя к ним никаких доказательств и оправданий, чтобы с их помощью обелить себя и таким образом удовлетворить братьев, ст. 4. Петр же начал пересказывать им, предложив их рассмотрению все события по порядку, чтобы они затем сами решили, худо ли он поступил или нет, и чтобы для всех стало очевидно, что все это устроил Бог, а не он.

1. Петр считает само собой разумеющимся то, что братья, если бы они правильно его поняли, не стали бы ни пререкаться с ним, ни хвалить его. И одного этого факта достаточно для того, чтобы научить нас быть умеренными в своих суждениях и даже обходиться без них, ибо если бы мы имели правильное понимание того дела, о котором спешим отозваться с пренебрежением, то непременно нашли бы причины для того, чтобы подвизаться в нем. Видя, что наши ближние творят нечто, как нам кажется, предосудительное, нам следует не осуждать их, а исследовать, что служит основанием для их действий. Если же у нас нет никакой возможности для такого исследования, то об этом деле следует выносить доброжелательное суждение, которое способно поддержать его, и не судить никак прежде времени.

2. Петр очень желает оправдаться в глазах братьев и, чтобы удовлетворить их, прилагает к тому все усилия. Он не утверждает, что он глава апостолов, поскольку далек от притязаний на ту верховную власть, на которую теперь претендуют его мнимые преемники. Тем более он не считает достаточным только сказать братьям о том, что сам он вполне удовлетворен тем основанием, на котором построил собственные суждения об этом деле, так что волноваться им совершенно не было никакой нужды. Напротив, что касается язычников, он готов был дать отчет в своем нынешнем уповании, а также объяснить, почему он отказался от своих прежних упований, которые прежде были тождественны упованиям его братьев. Нравственный долг, который обязывает нас по отношению к нам самим и нашим братьям, заключается в том, что свои поступки, которые на первый взгляд кажутся отвратительными и оскорбительными, следует представлять в истинном свете чтобы тем самым удалить с пути наших братьев все камни преткновения. Рассмотрим, что Петр говорит в свою защиту:

(1) Что ему было видение и указание не держаться отличительных особенностей, установленных обрядовым законом. Он характеризует видение (ст. 5−6), о котором мы узнали выше в Деян 10:9 и далее. Тогда полотно, по сообщению Петра, опускалось на землю здесь же оно, по его словам, спустилось к нему, и данное обстоятельство указывает на то, что это видение предназначалось в качестве наставления именно для него. Следовательно, в любом откровении, которое Бог передает сынам человеческим, следует видеть откровение, которое Он передает лично нам, и верой применять его к себе. Здесь добавляется еще одна деталь: когда полотно спустилось к нему, он всмотрелся в него и обратил к нему свое сердце (рассуждения автора основаны на англ. переводе Библии. — Прим. переводчика.), ст. 6. Когда есть желание познавать Божественное, нужно сосредоточивать свои мысли на Божественном, сердцем обращаясь к Богу. Петр говорит братьям, что получил указание есть всякую пищу без исследования для спокойствия совести, ст. 7. До потопа человеку было позволено (как кажется) есть всякую пищу, Быт 9:3. Это позволение впоследствии было ограничено обрядовым законом. Теперь же эти ограничения были сняты, так что вопрос ограничений в пище вновь потерял свою злободневность. В замыслы Христа не входило ограничить нас в употреблении необходимых земных благ иными законами, кроме закона умеренности, закона воздержания и закона предпочтения пищи вечной пище преходящей. Петр отмечает, что раньше одна только мысль об общении с язычниками или вкушении языческих сластей уже вызывала в нем такое же точно отвращение, какое она могла вызвать у его братьев, и потому он отказался от предоставленной ему свободы. Нет, Господи, ничего скверного или нечистого никогда не входило в уста мои, ст. 8. Но Небо ответило ему, что Бог очистил этих людей и то, что раньше было нечистым, стало чистым. Поэтому впредь ему уже не следовало называть язычников скверными и считать их непригодными для общения со святым народом, ст. 9. И уж если Бог нашел нужным вмешаться в это дело, то стоит ли упрекать Петра за перемену взглядов? В делах такого рода надо поступать в меру того разумения, которого мы достигли в настоящее время. Совершенно не следует позволять собственным суждениям о делах подобного рода пленить нас в ущерб дальнейшим открытиям тогда, когда эти дела станут оборачиваться иной своей стороной или иначе нам представляться; и это тоже Бог может открыть нам, Флп 3:15. И вот для того, чтобы удостоверить братьев в том, что он не обманывается, Петр подчеркивает, что это видение повторилось трижды (ст. 10), а вместе с ним прозвучали во второй и в третий раз одно и то же повеление заколоть и есть и одно и то же основание: что Бог очистил, того нельзя почитать нечистым. Более того, чтобы окончательно развеять всякие сомнения относительно того, от Бога ли были эти видения, все, что увидел Петр, не исчезло, а опять поднялось на небо, то есть туда, откуда и спустилось.

(2) Что Дух ясно повелел ему пойти с посланниками Корнилия. И он, желая объяснить братьям, что это видение предназначалось для совершенного убеждения его в истинности того, что он услышал, особо упоминает о том времени, когда явились к нему гонцы, — тотчас после видения. И, чтобы он не заблудился на пути к Корнилию, Дух велит ему идти с этими людьми, которые были посланы к нему из Кесарии, ни мало не сомневаясь, ст. 11−12. Несмотря на то что эти люди были язычниками, он вышел к ним навстречу и отправился вместе с ними; даже более того, он пошел с ними, не испытывая при этом никаких внутренних колебаний.

(3) Что он взял с собой нескольких братьев из числа обрезанных, чтобы и они вместе с ним совершенно удостоверились в истинности этого видения. Он берет с собой братьев из Иоппии, чтобы они засвидетельствовали о нем, и поступает в этом очень рассудительно, предвидя те обвинения, которые впоследствии будут выдвинуты против него. Он действует не в одиночку, а посоветовавшись, не опрометчиво, а по зрелом размышлении.

(4) Что также и Корнилию было видение, в котором ему было указано послать за Петром, ст. 13. Он рассказал нам, как он видел в доме своем Ангела, повелевшего ему послать в Иоппию людей и призвать Симона, называемого Петром. Подумайте, какое это благо для тех, кто общается с Богом и поддерживает связь с Небом, — обмениваться мнениями и делиться пережитым с ближними, ибо это благо дает возможность людям умножать веру друг друга! Видением Корнилия Петр еще больше утверждается в своем видении, а Корнилий видением Петра. Здесь кое-что прибавлено к тем словам, которые Ангел сказал Корнилию. Прежде было: ...призови Симона... и скажет тебе (Деян 10:6, 32), здесь же: «...он скажет тебе слова, которыми спасешься ты и весь дом твой (ст. 14), и ты должен послать за ним, так как это имеет к тебе прямое отношение и обернется для тебя несказанным благом».

Примечание:

[1] Слова Евангелия суть слова, которыми можно обрести спасение, спасение в вечности, обрести не только слушанием их и чтением их, но и верой в них и послушанием им. Эти слова представляют нам спасение и объясняют, в чем оно заключается. Эти слова открывают перед нами путь к спасению, и если мы сделаем то, что предписывают нам эти слова, то непременно спасемся от гнева и проклятия и обретем блаженство в вечности.

[2] Принимающие Евангелие Христово обязательно обретут спасение, которое это же самое Евангелие несет их семьям. «Спасешься ты и весь дом твой. С тобой и твоими детьми будет заключен завет, и вам будут предоставлены средства спасения. Твои домашние получат право пользования благом спасения, если они уверуют наравне с тобой, а также и меньший из твоих рабов получит такое же право. Ныне пришло спасение дому сему» (Лк 19:9). До сих пор спасение было от евреев (Ин 4:22), отныне спасение в такой же мере является достоянием язычников, в какой раньше являлось достоянием евреев. Обетования, преимущественные права и средства их осуществления переданы всем народам в такой же самой полноте и в таком же самом изобилии, какие были определены для еврейского народа.

(5) Что факт сошествия Святого Духа на слушателей-язычников полагает конец дальнейшей дискуссии. Защиту Петра оканчивает тот момент, что именно по воле Божьей ему надлежало принять язычников в лоно Церкви.

[1] Это свидетельство было ясным и неопровержимым, ст. 15. «Когда же начал я говорить» (в глубине души Петр, по всей видимости, противился этому, сомневаясь в своем праве проповедовать необрезанным), «вскоре сошел на них Дух Святый в таких же видимых формах, как и на нас вначале. Все было именно так и никак иначе». Так Бог засвидетельствовал о происшедшем и объявил о Своем одобрении происшедшего. Слово, которое сопровождается сошествием Святого Духа, является, безусловно, истинным. Апостол Павел полагает, что так оно и есть, когда выражает свое несогласие с галатами: «...чрез дела ли закона вы получили Духа, или чрез наставление в вере?» (Гал 3:2).

[2] При этом Петр вспоминает слова, которые говорил его Учитель перед Своим вознесением (Деян 1:5): «Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым» (ст. 16). Из этого становится ясно, что:

Во-первых, Святой Дух явился даром Христа, следствием и исполнением Его обещания, того великого обещания, которое Он дал ученикам, когда направлялся в небо. Итак, дар Святого Духа, бесспорно, был дарован именно Христом; и то, что язычники исполнились Святого Духа, было Его действием и Его деянием. И словесное обещание Христа исполнилось на деле, став выражением Его благоволения.

Во-вторых, дар Святого Духа был своего рода крещением. Получившие Святого Духа крестились крещением лучшим, превосходнейшим, нежели любой из тех, кто был крещен водой самим Иоанном Крестителем.

[3] Когда подняли вопрос о том, стоило или не стоило крестить тех людей, Петр, сопоставляя обещание, выраженное в словах, с даром, только что переданным, приходит к выводу, что ответ на этот вопрос дал Сам Христос ст. 17. «Итак, если Бог дал им такой же дар, как и нам, то есть уверовавшим в Господа Иисуса Христа, если Он дал этим людям Духа по их вере в Него, то кто же я, чтобы мог воспрепятствовать Богу? Как я мог не крестить водой тех, кого Бог уже окрестил Духом Святым? Как я мог отказать в знамении тем, кому Он уже даровал знаменуемое? А я, кто я? Как же! Мог ли я запретить Богу? Прилично ли было мне идти на перекор воле Божьей или противиться небесным определениям?»

Примечание: кто препятствует приобретению душ, тот восстает против Бога; и кто помышляет о том, как бы исключить из круга своего общения тех, кого Бог допустил в Свой круг общения, тот слишком много на себя берет.

IV. Отчет Петра по существу обсуждаемого вопроса удовлетворяет братьев, и все приходит в порядок. Так точно, когда два с половиной колена представили отчет Финеесу-священнику и начальникам Израиля об истинном значении их желания назидаться у жертвенника на берегах Иордана, спор был прекращен и дело получило одобрение, Нав 22:30. Некоторые, затевая суд против кого-либо, проявляют принципиальность, хотя впоследствии обнаруживается, что их осуждение было беспричинным и необоснованным. Здесь было все как раз наоборот. Несмотря на то что эти братья были из числа обрезанных и особой симпатии к язычникам не испытывали, они, услышав отчет Петра:

1. Перестают осуждать апостола, умиротворяются и уже не выступают против сделанного Петром. Они удерживают свой язык за зубами, когда узнают, что это деяние сотворено Богом. Гордившиеся достоинствами своего еврейства начинают понимать, что Бог посрамил их тщеславие, уравняв их и язычников, причем уравняв во всем. Так исполнилось пророчество: ...и не будешь более превозноситься на святой горе Моей, Соф 3:11.

2. Их осуждение сменяется славословием. Они не только перестают пререкаться с Петром, но и отверзают уста для восхваления Бога за Его деяние, совершенное при помощи Петра и через Петра. Они благодарят Бога за то, что Он избавил их от заблуждений и проявил по отношению к бедным язычникам большую милость в сравнении с той, которую могли проявить по отношению к ним они, говоря: «Видно, и язычникам дал Бог покаяние в жизнь». Удалив все препятствия на пути Своих служителей к язычникам, Бог также даровал им средство и благодать покаяния, ибо Он послал Своего Святого Духа, Который всюду, куда ни является в качестве Утешителя, вначале обличает, дает видение греха и сожаление по его поводу, а затем дает видение Христа и радость в Нем.

Примечание:

(1) Покаяние, совершенное от чистого сердца, есть покаяние к жизни, то есть к духовной жизни. Всякий человек, искренне покаявшийся в своих грехах, свидетельствует об этом, живя новой, святой, небесной и богоугодной жизнью. Тот, кто, покаявшись, умер для греха, впредь живет в Боге и лишь тогда, и никак не раньше, начинает жить подлинной жизнью, которая будет продолжаться и в вечности. Все искренне покаявшиеся будут жить, то есть обретут Божье благоволение, которое есть жизнь и даже лучше, чем жизнь. Они принимают верой прощение грехов, которое есть залог вечной жизни, и в конце концов достигнут желанной цели.

(2) Покаяние есть дар Божий. Бог не только принимает наше покаяние по дару Своей благодати, но и производит в нас это покаяние могущественной благодатью, которая берет из плоти нашей сердце каменное и дает сердце плотяное. Жертва Богу дух сокрушенный... Бог Сам усматривает Себе этого агнца.

(3) Всегда, когда Бог желает подарить жизнь, Он дарует покаяние. Покаяние есть необходимое приготовление к утешениям гарантированного прощения и прочного мира в этой жизни, а также к познанию Бога и радости в Нем в будущей жизни.

(4) Наше большое утешение заключается в том, что Бог возвысил Сына Своего Иисуса, чтобы дать покаяние и прощение грехов не только Израилю (Деян 5:31), не только евреям, но и язычникам.

Стихи 19−26. Из этих стихов мы узнаем о церкви, насажденной и взращиваемой в Антиохии, главном городе Сирии и третьем городе империи после Рима и Александрии. Добавим, что антиохийский патриарх по высоте своего чина занимал третье место после римского и александрийского. Антиохия находилась там же, где и города Емаф и Ривла, упоминаемые в Ветхом Завете. Можно предположить, что Лука, написавший эту историю, как и Феофил, которому посвящалось послание, был родом из Антиохии, чем, по-видимому, объясняется то пристальное внимание, которое священнописатель уделяет описанию успешного благовествования в этом городе. В этом отрывке Писания Лука также указывает на то, что именно в Антиохии Павел проявил себя так, что о нем все узнали. Итак, в отношении антиохийской церкви заметьте:

I. Первыми проповедниками Евангелия в этом городе были евреи, рассеявшиеся из Иерусалима в результате гонений, которые начались пять-шесть лет тому назад (согласно подсчетам), считая со времени смерти Стефана, ст. 19. Они прошли до Финикии и других мест, проповедуя слово. Рассеявшихся преследовали, и Бог допускал трудности в их жизни для того, чтобы в результате этих гонений они принесли много плода, рассеявшись по всему миру, подобно Божьим семенам. Итак, зло, задуманное с целью повредить Церкви, послужило ей во благо. Точно так в ветхозаветное время проклятие Иаковом колена Левия (...разделю их в Иакове, и рассею их в Израиле) обратилось для него в благословение. Враги злоумышляли рассеять их и погубить, а Христос намеревался рассеять их и употребить. Так злые намерения людей обращаются во славу Божью. Заметьте:

1. Рассеявшиеся от гонения не бежали от своих трудов. Уклонившись на время от страданий, они не уклонились от служения, но, напротив, отдавали свое время и силы служению, перед которым открывалось большее в сравнении с прежним поле деятельности. Те, кто гнал благовестников, рассчитывали воспрепятствовать распространению Евангелия в языческом мире. Однако оказалось, что гонения, напротив, только способствовали скорейшему распространению Благой вести. Они не так подумали, и не так помыслило сердце их. Христиане, гонимые в одном месте, бежали в другое. При этом они несли с собой свое вероисповедание, чтобы не только самим утешаться им, но и передавать его своим ближним. Тем самым они показывали, что оставляют родные края не потому, что боятся страданий, а потому, что хотят сберечь силы для предстоящего служения.

2. Они продолжали трудиться, находя, что благое дело Господа с успехом идет в руках их. Успешно проповедав слово Божье в Иудее, Самарии и Галилее, они вышли за пределы земли Ханаанской и отправились в Финикию, на остров Кипр и в Сирию. Чем больше они удалялись от пределов Израиля, тем больше они рисковали, но, несмотря на это, шли дальше. Их девизом были слова plus ultra — еще дальше; они не жалели своих сил, не страшились опасностей, продолжали это благое дело и служили своему благому Учителю.

3. Они никому не проповедовали слова, кроме Иудеев, рассеянных по этим областям, имевших в них собственные синагоги, в которых специально встречались с ними и проповедовали им Евангелие. Верующие еще не понимали, что язычники, их сонаследники в будущем, составят с ними одно тело, и оставляли им возможность либо сначала сделаться иудеями и затем уже вступить в Церковь, либо не изменять своего положения перед Богом.

4. Особое внимание верующие уделяли грекоговорящим иудеям, или, как здесь написано, эллинам, которые были в Антиохии. Многие из этих проповедников Евангелия были родом из Иудеи и Иерусалима. Некоторые из них, впрочем, были уроженцами Кипра и Киринеи, как, например, Варнава (Деян 4:36) и Симон (Мк 15:21), но учились в Иерусалиме. Они, будучи коренными грекоговорящими иудеями, проявляли особый интерес к собственной деноминации и отличиям и имели более тесные отношения со своими в Антиохии. Д-р Лайтфут (Dr. Lightfoot) утверждает, что грекоговорящих иудеев в Антиохии называли Еллинами, или греками, потому что они являлись членами городской еврейской корпорации, или еврейского самоуправления, ведь Антиохия была сиро-греческим городом. Эллинистам они и проповедуют Господа Иисуса Христа. Таков был постоянный предмет их проповедей; а что же еще должны проповедовать служители Христа, кроме Иисуса Христа, и притом распятого, кроме Иисуса Христа, и притом прославленного?

5. Их благовестие имело поразительный успех, ст. 21.

(1) Их благовестие сопровождалось явлением Божественной силы. И была рука Господня с ними, в чем некоторые видят силу, которой Бог наделил их для того, чтобы они творили чудеса в подтверждение учения Христа. Чудеса творились при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями (Мк 16:20), при засвидетельствовании от Бога, Евр 2:4. Я же больше склонен замечать в этих чудесах действие на сердца слушателей Божественной благодати, которая открывала их, как открыла сердце Лидии, ведь эти чудеса видели многие, однако они не обратились. Когда же Дух просвещал сердечные очи и человеческая воля покорялась Благой вести Христа, тогда этот день становился днем силы, тем самым днем, в который добровольцы становились под знамена Господа Иисуса, Пс 119:3. И была рука Господня с ними для того, чтобы верующие доносили до сердец и совести людей то, чего они не могли не говорить неверующим. Слово Господне достигает своей цели в том случае, если наряду с проповеданным словом Божьим действует рука Господня, притом действует с тем, чтобы услышанное слово было записано на скрижалях человеческого сердца. Люди верят свидетельству Благой вести только тогда, когда наряду с ним открывается мышца Господня (Ис 53:1), когда Бог внушает людям, держа на них крепкую руку, Ис 8:11. Хотя эти проповедники были рядовыми служителями, не апостолами, тем не менее рука Господня была с ними, так что они творили чудеса.

(2) Ими творилось обилие добра. ...И великое число, уверовав, обратилось к Господу. Обратившихся было гораздо больше, чем можно было бы ожидать, особенно если учесть те внешние трудности, с которыми верующие встретились. Определенное число людей всякого рода покорялись слову Божьему и пленялись в послушание Христу. Заметьте, какие с ними произошли перемены.

[1] Эти люди уверовали. Убедившись в истине Евангелия, они верой приняли свидетельство Бога о Своем Сыне.

[2] Следствием и результатом этого было то, что они обратились к Господу. Нельзя сказать, что уверовавшие обратились от служения идолам, так как эти люди были иудеями, поклонниками единого истинного Бога. Речь здесь идет о другом: они обратились от упования на праведность закона к упованию исключительно на праведность Христа, праведность по вере; обратились от жизни распутной, беспечной, грубой к жизни святой, небесной, духовной обращенной к Богу; обратились от показного и обрядового поклонения Богу к служению в духе и истине. Они обратились к Господу Иисусу, и Он стал для них всем во всем. Такая перемена в жизни людей была результатом их обращения, и такой же результат должно иметь обращение каждого из нас. Произошедшая с ними перемена была плодом их веры. Всякий искренне верующий человек обязательно обращается к Господу, потому что, какими бы ни были наши притязания или исповедание веры, мы в действительности не веруем в Евангелие, если со всей искренностью не принимаем Христа, предложенного нам в Евангелии.

II. Благое дело, начатое таким образом в Антиохии, было успешно продолжено, и церковь, основанная таким образом, стала процветающей благодаря служению Варнавы и Савла, которые строили на основании, положенном здесь другими проповедниками, и вошли в труд их, Ин 4:37−38.

1. Иерусалимская церковь посылает в Антиохию Варнаву с целью выхаживания этой новорожденной церкви, укрепления рук как проповедников, так и народа Божьего и прославления там дела Христова.

(1) Иерусалимская церковь получает добрые вести о том, что в Антиохии было принято Евангелие, ст. 22. Апостолы в Иерусалиме очень интересовались ходом благовестия в сопредельных странах и, по всей видимости, поддерживали отношения со всеми областями, где трудились проповедники, так что слух о сем, то есть о большом числе обратившихся в Антиохии людей, вскоре дошел до церкви Иерусалимской. Служители церкви должны проявлять заботу о рядовых членах.

(2) В Антиохию поспешно направляется Варнава, для того чтобы оказать духовную помощь и поддержать это многообещающее начинание. Ему поручают быть доверенным лицом апостолов и от имени всех апостолов поздравить верующих в Антиохии с успешно проведенным благовестием среди язычников — событием, одинаково радостным как для проповедников Евангелия, так и для обратившихся к Богу слушателей, равно как и для самих апостолов. Варнаве надлежит идти в Антиохию. Ему предстоял долгий путь, но, каким бы долгим он ни был, Варнава охотно идет туда, с тем чтобы потрудиться на общественном поприще. Варнава, наверное, был наделен особым даром для совершения такого рода деятельности, так как он был человеком предприимчивым, общительным и легким на подъем, человеком, находившим такое же удовольствие в благодеяниях ближним, какое находят другие люди в благодеяниях домашним; и, скорее всего, Варнава имел от духа Завулонова, который веселился в путях своих, между тем как его ближние имели от духа Иссахарова, который веселился в шатрах своих. Поскольку он мог с успехом действовать на общественном поприще, постольку он был пригоден и к такому служению. Бог дарует различные способности для различных видов служения.

(3) Варнава был очень рад видеть, что Евангелие распространяется и что некоторые из его соотечественников, киприотов (Варнава был родом кипрянин, Деян 4:36), пригодились в этом деле, ст. 23. Он, прибыв и увидев благодать Божию — признаки Божьего благоволения к людям в Антиохии и действие Божьей силы среди них, — возрадовался. Какое-то время Варнава присматривается, наблюдает за обстановкой, не только в церковной, но и в будничной жизни, бывает в домах верующих и видит пребывающую на них благодать Божью. Скрыть действие Божьей благодати невозможно, поскольку дерево познается по плоду его; а где действие благодати становится видимым, там следует признавать и ее реальность, признавать ее истинность. Замечая благословения в жизни людей, будем учиться называть их Божьей благодатью, почивающей на этих людях, и воздавать ей должное; нам же самим следует утешаться этой благодатью, сделав ее предметом нашей радости. Мы должны радоваться, видя, как Божья благодать проявляется в наших ближних, и еще более радоваться, замечая ее там, где никто не ожидал ее заметить.

(4) Варнава делает все возможное для того, чтобы укрепить и утвердить в вере новообращенных. Он убеждает их — παρεκάλει. Корень слова, переведенного здесь как «убеждать», такой же, какой и у имени Варнавы (Деян 4:36): υἱὸς παρακλήσεως — сын утешения. Его талант состоял в том, чтобы убеждать, и он употребляет его в дело; если ты увещеватель — увещавай, Рим 12:8. Или же, будучи сыном утешения, он (как мы понимаем это место) утешает или ободряет их держаться Господа искренним сердцем. Чем больше радуется Варнава почину благого дела среди них, тем больше усердия он проявляет, оказывая верующим духовную помощь, и тем самым поддерживает добрые начинания. Мы должны еще и убеждать тех, кого раньше утешали. Варнава радуется, наблюдая признаки действия Божьей благодати среди антиохийцев, и поэтому проявляет еще большую ревность для того, чтобы убедить их:

[1] Держаться Господа.

Примечание: обратившиеся к Господу заботятся о том, чтобы держаться Господа, чтобы не отпасть от Него, следуя за Ним, чтобы не утомиться и не отстать от Него следуя за Ним. Держаться Господа Иисуса — значит жить в полной зависимости от Него и в преданности Ему, не только стойко держаться Его, но и давать Ему держать нас, укрепляться Господом и могуществом силы Его.

[2] Держаться Его искренним сердцем, с разумной и твердой решимостью, положенной на добром основании и закрепленной на надежном фундаменте, Пс 117:2. Держаться Его — значит положить на душу зарок быть рабом Божьим и говорить, как Руфь: «Не принуждай меня оставить Его или отвернуться от Него».

(5) При этом подтверждается доброе имя Варнавы, ст. 24. Ибо он был муж добрый и исполненный Духа Святого и веры, что и доказывается его поведением в этих обстоятельствах.

[1] Варнава проявляет себя человеком весьма приятного, любезного и смиренного нрава, человеком от природы услужливым, обязательным и учительным в отношении ближних. Он не просто праведный человек, он муж добрый, добронравный. Служители, которые таким образом подтверждают свою добрую репутацию и учение, производят сильное и доброе впечатление на неверующих. Варнава был муж добрый, то есть милосердный; он доказал это тогда, когда продал свое имение и передал вырученные деньги на нужды бедных, Деян 4:37.

[2] Исполненный Духа Святого — значит обильно одаренный дарами и благостями Духа. Добродушный нрав Варнавы сам по себе не сделал бы его пригодным для такого служения, не будь он исполнен Духа Святого и так исполнен силы Духа Господня.

[3] Варнава, исполненный веры, христианской веры, исполнен желания распространять ее среди ближних, исполнен благодатной веры, исполнен плодов этой веры, действующей любовью. Здравый в вере Варнава делает здравыми в ней и своих ближних.

(6) Варнава способствует благому делу, приводя в церковь неверующих, а также назидая в ней верующих. И приложилось довольно народа к Господу, и таким образом приложилось к церкви. До этого уже многие были обращены к Господу, но еще большее число людей надлежало обратить к Нему. ...Исполнено, как приказал ты, и еще есть место.

2. Варнава идет за Савлом, чтобы тот присоединился к нему в деле благовестия в Антиохии. Последнее, что мы слышали о Савле, было то, что враги искали убить его в Иерусалиме и что наконец было решено послать его в Тарс, его родной город. Складывается впечатление, что он и пребывал там до последнего времени и, конечно же, творил там добро. И вот Варнава отправляется в Тарс, чтобы узнать, что сталось с Савлом, чтобы рассказать ему о том, какие возможности открываются перед ним в Антиохии, и упросить его пойти с ним туда и провести с ним там какое-то время, ст. 25−26. Добродушие Варнавы проявляется и здесь, причем двояким образом:

(1) Он готов взять на себя труд вызволить из тьмы безызвестности Савла, человека способного, энергичного. Именно Варнава представил Савла ученикам в Иерусалиме, когда те отшатнулись от него; именно Варнава забирает Савла для большого служения из того угла, в котором тот оказался. Извлекать свечу из-под сосуда и устанавливать ее на подсвечнике есть дело весьма благое.

(2) Он готов привести Савла в Антиохию, несмотря на то что тот, начальствуя в слове (Деян 14:12) и будучи, по всей видимости, более именитым проповедником, затмил бы его там своей необыкновенной яркостью. Однако Варнава нисколько не возражает против подобного затмения себя ради деятельности Савла на общественном поприще. Когда Бог Своей благодатью вдохновляет нас на благое дело, соответствующее нашим силам и способностям, мы должны радоваться, видя, как наши ближние, наделенные еще большим числом талантов и имеющие еще больше благоприятных возможностей, делают больше добрых дел, чем можем сделать мы. Варнава приводит Савла в Антиохию, невзирая на то что это оттенит его собственные заслуги. Такой поступок Варнавы должен научить нас искать прежде не своего, а того, что угодно Христу.

3. Далее сообщается о том:

(1) Какое служение далее совершается в антиохийской церкви. Савл и Варнава проводят здесь год, возглавляя богослужебные собрания и проповедуя Евангелие, ст. 26. Заметьте:

[1] Антиохийская церковь часто собирается. Богослужебные собрания христиан установлены Христом ради Его славы, с целью утешения и во благо Его учеников. В древности народ Божий сходился пред дверями скинии собрания; теперь же число мест богослужебных собраний увеличилось, однако верующим по-прежнему надлежало собираться всем в одном месте, как бы трудно и опасно это ни было.

[2] Ведут эти собрания служители, которые и держат дворы Божьи во имя Христово; вот почему Христом держащиеся, от Него зависимые и Ему послушные собрания своим ходом и своим служением обязаны исключительно Ему.

[3] Одна из сторон труда служителей, ведущих богослужебное собрание, заключается в том, чтобы учить народ. Молясь и славословя, они должны быть не только устами народа, говорящими к Богу, но и, открывая Писания и поучая из них народ доброму разумению, устами Господа, говорящими к народу.

[4] Велико ободрение для служителей, когда у них появляется возможность учить множество народа, таким образом забрасывая евангельские сети туда, где водятся косяки рыб, чтобы прилагать больше спасаемых к церкви.

[5] Цель проповеди заключается не только в том, чтобы обличить во грехе и обращать к Богу неверующих, но и в том, чтобы наставлять и учить верующих.

(2) Какая честь оказана церкви в Антиохии. ...Ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами. Возможно, они сами себя так называли, объединившись под именем Христа либо по какому-то священному постановлению церкви, либо исподволь, постепенно, поскольку часто, молясь и проповедуя, упоминали это имя, однако об этом здесь ничего не сообщается. Судя по всему, христианские собрания в Антиохии при таких выдающихся мужах, какими были Павел и Варнава, проведшие здесь довольно времени, при множестве почитателей и без всякого противления извне смогли стяжать славу большую, чем где-либо еще, и сделаться выдающимися. Вот почему здешние ученики стали впервые называться христианами, и данное обстоятельство, в случае если бы какой-нибудь первой церкви было дано право распоряжаться остальными церквами, предоставило бы Антиохии право на почести большие, нежели те, на какие может притязать Ватикан. До сих пор предавших себя Христу называли учениками, питомцами, воспитанниками, то есть учившимися у Него, чтобы стать орудием в Его руках; теперь же и впредь они будут называться христианами.

[1] Тем самым отменялись и вследствие этого выходили из употребления унизительные, позорные клички, которыми их, больно раня, награждали враги. Пытаясь настроить народ против учеников Христа, их называли представителями Назорейской ереси (Деян 24:5), последователями пути, имея в виду какой-то безымянный путь. Желая победить это предубеждение, ученики теперь стали называть себя именем которого и враги не могут не признать именем собственным.

[2] Поэтому отныне люди, которые до своего обращения отличались друг от друга как евреи и язычники, могут, обратившись к Богу, носить одно и то же имя, способное помочь им забыть о прежних, способствующих разделению, именах и предупредить заражение церкви древней заразой разделений и раздоров. И да не говорит один: «Я был евреем», а другой: «Я был язычником», ибо отныне оба могут сказать о себе: «Я христианин».

[3] Так они учатся воздавать почести своему Учителю, не стыдясь подчеркивать свое ученичество у Него и хвалиться Им. Так ученики Платона называли себя последователями учения Платонова, равно как и ученики других великих людей называли себя именами своих учителей. Название своего вероисповедания ученики берут не от личного имени своего Учителя Иисус, а от наименования Его служения Христос, то есть Помазанник, вводя символ своей веры в свое название: Иисус есть Христос. Им хочется, чтобы весь мир узнал, что в этом наименовании заключена истина, ради которой они собираются жить и умирать. Это имя враги христиан обратят в презрительную кличку и вменят им в преступление; сами же христиане прославятся в этом имени. ...И я еще более уничижусь, и сделаюсь еще ничтожнее...

[4] Таким образом, ученики признают свою совершенную зависимость от Христа и всего того, что они обрели у Него. Они не просто веруют, что Он есть Помазанник Божий, ибо они веруют, что во Христе они и сами имеют помазание, 1Ин 2:20, 27. Сказано также, что помазавший во Христе нас есть Бог, 2Кор 1:21.

[5] Итак, они возлагают на себя, а вместе с тем и на всех тех, кто будет исповедовать имя Христа в дальнейшем, твердое и вечное обязательство покоряться заповедям Христа и следовать Его примеру, целиком посвящая себя прославлению Его имени, чтобы сделать Его именитым и почетным. Не христиане ли мы? Если мы христиане, то в таком случае мы должны и мыслить, и говорить, и поступать во всем так, как прилично христианам, и не делать ничего, что может опорочить драгоценное имя, которым мы называемся, чтобы никто не мог сказать нам то, что сказал Александр Македонский другому Александру, одному из своих солдат, уличенному в трусости: Aut nomen, aut mores muta — Или же перемени свое имя, или же исправься. Считая себя христианами, мы поступаем достойно этого имени, но так же достойно мы должны поступать и с другими христианами, почитая в них это имя. Христианина, который не во всем с нами соглашается, нужно любить и почитать ради того имени, которое он носит, так как он Христов.

[6] Так исполнилось Писание, ибо о евангельской Церкви сказано: ...и назовут тебя новым именем, которое нарекут уста Господа, Ис 62:2. И сказано растленной и изжившей себя иудейской церкви: ...и убьет тебя Господь Бог, а рабов Своих назовет иным именем... (Ис 65:15).

Стихи 27−30. Наш Господь Иисус, восшед на высоту, дал дары человекам и поставил не только апостолов и евангелистов, но и пророков, исполненных Духа для того, чтобы давать людям прозрение и прорекать будущее, что служило не только к утверждению истины христианского вероучения (ибо все слова этих пророков сбывались, тем самым подтверждая, что они были теми пророками, которых истинно послал Господь, Втор 18:22; Иер 28:9), но и к великому благу Церкви, а во многом также и к ее водительству. Здесь мы читаем:

I. О посещении Антиохии некоторыми пророками, ст. 27. В те дни, то есть в тот год, который Варнава и Савл вместе провели в Антиохии, пришли из Иерусалима в Антиохию пророки. Остается не выясненным, в каком числе они пришли и были ли это те же самые пророки, которых мы находим позднее в Антиохии, в тамошней церкви, Деян 13:1.

1. Пророки пришли из Иерусалима, возможно, потому, что в столице не нашлось внимающих им так, как прежде. Они считали свой труд там уже завершенным и потому думали, что их время, по всей видимости, уже прошло. Иерусалим пользовался дурной славой, поскольку в прошлом он побивал пророков и поносил их, за что теперь заслуженно лишался пророческого слова.

2. Пророки пришли в Антиохию, так как, услышав о процветании тамошней церкви, надеялись совершить там свое служение. Так надлежит служить друг другу, каждый тем даром, какой получил. Варнава пришел к антиохийцам для того, чтобы убеждать их. Теперь же, получив должное утешение, они воспользовались служением пророков, которые были посланы к ним для того, чтобы возвестить будущее, как и обещал Христос, Ин 16:13. Верному в малом доверяется большее. Наилучшего понимания пророчеств Писания добивается тот, кто действует согласно его указаниям.

II. О конкретном пророчестве надвигающегося голода, сделанном одним из пророков по имени Агав; об этом пророке, который предскажет заточение Павла в темницу, мы еще узнаем, Деян 21:10−11. Поднявшись по всей видимости, на одном из богослужебных собраний антиохийцев, Агав начинает предрекать, ст. 28. Заметьте:

1. Источник его пророческого слова. Его слова принадлежали не ему: они не были ни плодом его воображения, ни астрологическим прогнозом, ни гаданием на действии второстепенных сил; напротив, он предвозвестил Духом, Духом пророческим, что будет голод, подобно тому как Иосиф, исполненный Духа и уразумевший значение сновидений фараона, предрек голод в Египте или подобно тому как Илия предвозвестил голод в Израиле во время правления царя Ахава. Так Бог открывает тайное рабам Своим пророкам.

2. О чем было его пророчество. ...По всей вселенной будет великий голод... Из-за непогоды будет нехватка зерна и хлеб подорожает, так что множество нуждающихся пострадает и погибнет от недостатка хлеба. Это бедствие произойдет не в отдельной стране, но по всей вселенной, то есть по всей тогдашней Римской империи которую гордые римляне называют вселенной. Христос уже предрекал в общем, что будут глады, Мф 24:7; Мк 13:8; Лк 21:11. Агав же предсказывает один, но весьма сильный голод, время которого наступает.

3. Пророчество сбывается. ...Который и был при кесаре Клавдии... Голод начинается во второй год его правления и длится вплоть до четвертого года, если не дольше. Некоторые римские историки упоминают о нем вслед за Иосифом Флавием. Бог послал им хлеб жизни, но они отвергли его, потому что им опротивело обилие этой манны; и тогда Бог по справедливости сокрушил их хлебную опору и стал мучить их голодом, и в этом Он явил им Свою праведность. Они были неплодны и не приносили плода Богу, и Бог сделал им землю бесплодной.

III. О том, как антиохийцы пользуются пророчеством Агава. Услышав о предстоящем голоде, они не поступают подобно египтянам, запасавшим хлеб для себя, а, будучи христианами, запасают его из любви, чтобы поддержать других, что кажется нам наилучшим приготовлением к собственным страданиям и нужде. Сказано: Блажен, кто помышляет о бедном! В день бедствия избавит его Господь. Господь сохранит его, и сбережет ему жизнь; блажен будет он на земле, Пс 40:2−3. И, кто милует и дает, не будут те постыжены во время лютое, и во дни голода будут сыты, Пс 36:19, 21. Чтобы приготовиться к тяжелым временам, лучше всего, проявляя интерес к этим обетованиям, благотворить и раздавать, Лк 12:33. Многие, принимая во внимание предсказания грядущих бедствий, утверждают, что нужно экономить, однако Писание утверждает, что в этих обстоятельствах надо давать бедным часть семи и даже восьми, ибо не знаешь, какая беда будет на земле Еккл 11:2. Заметьте:

1. Что они решают? Они решают, что каждый по достатку своему пошлет пособие братьям, живущим в Иудее, ст. 29.

(1) Души, которые поручаются попечению их любви, суть братья, живущие в Иудее. Мы обязаны, по возможности, делать добро всем, но наипаче своим по вере, Гал 6:10. Нельзя пренебрегать никакими бедняками, и все же особо следует считаться с бедняками из народа Божьего. Тому, что всякая церковная община обязана предоставлять пособие собственным нуждающимся, учит нас ранее описанный пример церкви в Иерусалиме, где служение ежедневной раздачи помощи проводилось с такой регулярностью, что не было между ними никого нуждающегося, Деян 4:34. Однако в данном случае сообщество верующих увеличилось числом, и церковь в Антиохии заботится о помощи бедным в Иудее, которых называют братьями. По всей видимости, в еврейском рассеянии соблюдался обычай посылать евреям, жившим в Иудее, деньги для оказания помощи бедным, бывшим между ними, и собирать в этих целях пожертвования (Тертуллиан упоминает подобные акции, проводимые в его время. См. его Orat. pro Flacco.), из чего можно заключить, что в Иудее было множество бедных, причем больше, чем в иных странах, так что богатые, находившиеся между ними, не могли спасти их от голодной смерти. Причиной голода было то ли то, что их земля, ранее плодородная, по причине согрешений народа, живущего там, стала бесплодной, то ли то, что они не торговали с иными народами. Можно предположить, что большая часть людей, обращенных в христианство в этой стране, была представлена бедняками (...и нищие благовествуют..., Мф 11:5), а также то, что души, обращенные в христианство, вычеркивались из списков бедняков и лишались таким образом права на долю в благотворительной помощи. Легко было предвидеть, что в случае голода труднее всего придется беднякам и что голодная смерть даже некоторых из них обернется для христианского вероисповедания великим соблазном. Вот почему, едва узнав о предстоящем голоде, они поспешили заранее послать пособие, чтобы в случае задержки оно не пришло с опозданием.

(2) Среди учеников по этому вопросу царило полное единодушие. Каждый внес по достатку своему на это доброе дело. Евреи, жившие за пределами Иудеи, в иных странах, богатели от торговли, а многие из разбогатевших евреев становились христианами и их избыток должен был стать восполнением недостатка их бедных братьев, находившихся вдали от них, так как во внимание следует принимать обстоятельства и таковых душ, а не только тех, которые живут среди нас. Милосердные подают то, что дает им Господь, и купцы находят выгоду в том, чтобы посылать денежные средства в отдаленные страны. Так точно следует поступать и нам, жертвуя свои средства для оказания помощи тем, кто находится далеко от нас и нуждается в нашей помощи, причем жертвуя тогда и так, чтобы упреждать беду. Послать пособие полагает каждый, один больше, другой меньше, по достатку своему, а именно столько, сколько может оторвать от себя и от своей семьи и сколько позволит ему состояние. Что касается пособия по достатку нашему, то пусть каждый сам рассудит, но сначала пусть потрудится судить себя судом праведным.

2. Как они поступают? Они поступают согласно принятому решению, ст. 30. ...Что и сделали... Они не ограничиваются одними только разговорами, но они действуют. Много мероприятий подобного характера предлагают и советуют, однако в жизнь не проводят, и тогда все уходит в песок. Однако здесь все, что было положено, исполняется, и пособие собирают. Собранная же сумма оказывается настолько значительной, что за лучшее почитают послать в Иерусалим Варнаву и Савла, чтобы те передали пособие тамошним пресвитерам, хотя Варнавы и Савла в Антиохии будет недоставать. Пособие посылают:

(1) Пресвитерам, старейшинам, служителям или пасторам церквей в Иудее, чтобы собранное распределялось в восполнение недостатка нуждающихся, подобно тому как оно собиралось по избытку подающих.

(2) Пособие посылают с Варнавой и Савлом, которые, по всей видимости, ожидали оказии, чтобы отправиться в Иерусалим, и потому согласились взяться за это дело. Иосиф Флавий отмечает, что в это самое время царь Irates направил от себя начальствующим в Иерусалиме пособие для оказания помощи бедным жителям Иудеи; также и Елена, царица Adiabeni, находясь тогда в Иерусалиме и услышав о многих погибших от голода в этом месте и окрестностях, посылала за хлебом на Кипр и в Александрию, чтобы затем раздавать его народу. О том же самом пишет и д-р Лайтфут (Dr. Lightfoot), который считает, принимая во внимание время, когда имел место эпизод с исступлением Павла, что описываемое событие происходило «за четырнадцать лет до написания Второго послания к Коринфянам» (2Кор 12:1−2), во время означенного прихода Павла в Иерусалим, чтобы доставить милостыню и приношения, когда он пришел в исступление в урочный молитвенный час в храме (о чем он сам говорит в Деян 24:17), и что в этом исступлении он был восхищен до третьего неба. Именно тогда Христос и сказал Павлу, что пошлет его к язычникам, что он и сделал сразу же по возвращении в Антиохию. Нет ничего зазорного в том, что в чрезвычайных обстоятельствах служители Евангелия могут быть служителями церковной благотворительности, хотя постоянное служение такого характера обыкновенно бывает чревато серьезным уклонением от более насущного труда тех, кто постоянно пребывает в молитве и служении слова.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Мэтью Генри на Деяния апостолов, 11 глава. Толкование Мэтью Генри.


Издание распространяется бесплатно.
Является подарком от Dutch Reformed Tract Society Netherland.
© 2007−2012.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

Деяния 11 глава в переводах:
Деяния 11 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.