3. НАЧАЛО ЦЕРКВИ (глава 2)
а. Схождение Святого Духа (2:1−13)
Деян 2:1. Днем Пятидесятницы назывался ежегодный праздник, который праздновался через 49 дней или семь недель после Дня первых плодов (Чис 28:26), почему вторым его названием было Праздник седьмиц (недель); Лев 23:15−22. Название «Пятидесятница» — греческое и означает, что праздник этот отмечали на 50-й день после Дня первых плодов.
Не известно, где именно собрались последователи Христа. Лука пишет лишь, что все они были единодушно вместе. По всей вероятности, они сошлись где-то близ храма. Сказано, что они были в «доме» (2:2). Едва ли под «домом» Лука подразумевал храм, хотя именно так он назван в 7:47. Но то, что это было поблизости от храма, сомнений не вызывает (2:6).
Деян 2:2−3. Упоминание о ветре и огне здесь весьма примечательно. Дело в том, что слово «Дух» (пнеума) — одного корня с пноэ. которое тут переведено как «ветер», но, кроме того, означает и «дыхание». Оба этих существительных — «Дух» и «ветер» или «дыхание» — происходят от глагола «пнэо», означающего «дуть, дышать».
Так что фраза шум (в англ. Библии — «звук») с неба, как бы от несущегося сильного ветра… — говорит о силе и полноте действия Святого Духа при Его появлении. Языки, как бы огненные свидетельствуют о присутствии Бога. В Ветхом Завете Бог неоднократно являл Себя в стихии огня (Быт 15:17; Исх 3:2−6; Исх 13:21−22; Исх 19:18; Исх 40:38; сравните Мф 3:11; Лк 3:16). Опыт этот (или это переживание) стал достоянием каждого из собравшихся в том месте верующих; сказано, что языки пламени почили по одному на каждом из них.
Деян 2:4. Исполнение Духом Святым не следует отождествлять с крещением Духом. Последнее происходит с каждым верующим один раз в жизни, в момент спасения (11:15−16; Рим 6:3; 1Кор 12:13; Кол 2:12), а исполнение Духом, помимо этого момента, может повторяться и после спасения (Деян 4:8, 31; Деян 6:3, 5; Деян 7:55; Деян 9:17; Деян 13:9, 52). Здесь речь идет о первом и особом крещении Духом — как об акте, положившем начало Церкви. Свидетельством его явился дар иных языков («хетераис глоссиас», 11:15−16).
Из текста ясно, что это были живые языки (слово «наречие» в стихе 6, 8, которое никак не могло относиться к «экстатическому говорению»); это обстоятельство позволяет проникнуть в то, что понимается под «языками» в главах 2, 10, 19 и в 1Кор 12−14. Итак, этим событием было отмечено рождение Церкви. До того момента появление ее лишь предвкушалось (Мф 16:18). Церковь есть Тело, Организм, создаваемый посредством крещения Святым Духом (1Кор 12:13), и в день Пятидесятницы этот Организм был создан.
Деян 2:5−13. Иудеи «рассеяния» (Иак 1:1; 1Пет 1:1) собрались в Иерусалим на праздник. В массе своей они могли быть двуязычными, т. е. говорившими как по-гречески, так и на своем родном языке. И они были ошеломлены, услышав, что иудеи из Галилеи говорят на языках народов, живших по берегам Средиземного моря.
Возникает вопрос, только ли Двенадцать заговорили на языках, или все 120? Несколько моментов свидетельствуют в пользу того, что только Двенадцать: 1) заговоривших «иными языками» называют Галилеянами (Деян 2:7; сравните 1:11−13); 2) в 2:14 Петр выступает на стороне «Одиннадцати», и именно в их «защиту». С другой стороны, языков, перечисленных в 2:9−11, более 12.
Однако ведь каждый из апостолов мог говорить более чем на одном языке, в той или иной последовательности. И все-таки не исключено, что дар этот получили все 120 последователей Христа. И они могли быть названы «галилеянами», поскольку большинство их было из Галилеи. Ссылки же на двенадцать апостолов могут свидетельствовать о том, что они «стояли» во главе этой группы из 120 человек. Заметим, что все получившие дар языков говорили на них о великих делах Божиих и, по-видимому, возносили Богу хвалу. Это не было ни проповедью покаяния, ни провозглашением Благой Вести. Неспособные объяснить это чудо, неверующие иудеи насмехались и говорили: они напились сладкого вина.
б. Речь Петра (2:14−40)
Петр произнес проповедь на одну, в сущности, тему: Иисус — это Мессия и Господь (стих 36). Сказанное им может быть сведено к нескольким пунктам:
I. Это — исполнение пророчества (стихи 15−21)
А. В защиту апостолов (стих 15)
Б. Объяснение (стихи 16−21)
II. Иисус есть Мессия (стихи 22−32)
А. Об этом свидетельствует Его деятельность (стих 22)
Б. Его воскресение удостоверяет, что Он — Мессия (стихи 22−32)
III. Иисус, прославленный Мессия, излил на верующих Святого Духа (стихи 33−36)
IV. Практические выводы (стихи 37−40)
Деян 2:14−15. Петр начал с ответа тем, кто обвинял их, будто они пьяны. Даже группа завзятых пьяннц не может упиться к 9 часам утра! (третий час дня по еврейскому времяисчислению тех дней соответствовал 9 часам утра).
Деян 2:16−21. Они не пьяны… но это есть предреченное пророком Иоилем, — восклицает Петр, цитируя из 2-ой главы книги Пророка Иоиля. Однако в день Пятидесятницы та часть пророчества Иоиля, которую Петр цитирует в Деян 2:19−20, не осуществилась. И тут скорее можно усмотреть намек на осуществление этого в случае, если Израиль покается. Подробнее об этом в толковании на 3:19−23.
Деян 2:22. По словам Петра, чудеса и знамения, явленные им Иисусом, были свидетельством о Нем Бога, пославшего Его к ним (1Кор 1:22; 1Кор 14:22).
Деян 2:23. Здесь выражается та мысль, что Распятие совершилось не в силу несчастного стечения обстоятельств: Иисус был предан на мучения и смерть по решению, вынесенному Богом (по определенному совету… Божию) и в соответствии с Его предведением (т. е. знанием наперед всего хода событий на земле).
Вы, продолжает Петр, обращаясь к иудеям, убили Его руками беззаконных, т. е. язычников, чуждых закону Моисея. Устами апостолов иудеи неоднократно обвинялись в распятии Иисуса Христа (2:23, 36; 3:15; 4:10; 5:30; 7:52; 10:39; 13:28), хотя и на язычников они возлагали вину за это (2:23; 4:27; сравните Лк 23:24−25).
Деян 2:24. Мысль о воскресении Господа проходит через всю книгу Деяний Апостолов (стих 32; 3:15, 26; 4:10; 5:30; 10:40; 13:30, 33−34, 37; 17:31; 26:23). Здесь снова утверждается, что Он — Мессия, на том основании, что смерти… невозможно было удержать Его.
Деян 2:25−35. В этих стихах находим четыре доказательства воскресения Господа и Его вознесения: а) пророчество, записанное в Пс 15:8−11 и наличие гроба Давидова в земле Израильской; б) наличие свидетелей Воскресения (стих 32); в) сверхъестественный характер событий, происшедших в день Пятидесятницы (стих 33) и г) Вознесение великого Сына Давидова (Пс 109:1; Деян 2:34−35). В аде (греческое слово «хадес») здесь имеет значение «в могиле»; второе значение этого слова — «преисподняя», или место обитания усопших.
Петр говорит о том, что, поскольку праотец и пророк Давид умер и погребен, слова из Пс 15:8−11 не могли относиться к нему; они, следовательно, — о воскресении Христа («Мессии»), прообразом Которого Давид выступает как угодный Богу земной Царь.
О клятве, упомянутой Давидом в 2:30, говорится в Пс 131:11 (сравните 2Цар 7:15−16). Бог воскресил… Иисуса, Который был вознесен (сравните Деян 3:13; Флп 2:9) и посажен по правую руку Отца (сравните Деян 5:30−31; Еф 1:20; Кол 3:1; Евр 1:3; Евр 8:1; Евр 10:12; Евр 12:2; 1Пет 3:22). Следовательно Он обладает властью послать на землю обетованного Отцом Святого Духа (Деян 1:5, 8; Ин 14:16, 26; Ин 15:26; Ин 16:7); и все они были теперь свидетелями сошествия Духа, ибо видели «языки, как бы огненные» (Деян 2:3) и слышали необычайный «шум ветра» (Деян 2:2), а затем разноязычную речь из уст апостолов (стихи 4, 6, 8, 11).
Так что не о себе говорил Давид в Пс 15:8−11 и в Пс 109:1. Давид ведь не воскрес (Деян 2:29, 31) и не восшел на небеса (стих 34). Господь — это Иегова, Бог, говоривший к Господу Давида, Который есть Христос, Сын Божий. В пяти случаях говорят апостолы на страницах книги Деяний Апостолов о том, что видели воскресшего Иисуса Христа (стих 32; 3:15; 5:32; 10:39−41; 13:30−31). И они знали, о чем говорили!
Деян 2:36. Здесь Петр завершает свою речь. Употребляемое им слово Господь, относящееся к Христу, вероятно, относится и к Иегове. То же слово кириос употребляется по отношению к Богу в стихе 21, 34 и 39 (а также в Флп 2:9). Тут еще одно впечатляющее подтверждение Божественности Христа.
Деян 2:37. В стихах 37−40 — описание реакции на проповедь Петра, и практические выводы, следующие из нее. Фразе умилились сердцем в греческом тексте соответствует более сильное выражение — катенигесан, скорее означающее «были потрясены в сердце своем». В тот момент велико было в слушавших Петра убеждающее действие Духа Святого. Вопрос, заданный иудеями, выдает их чувство отчаяния, охватившее их «ощущение замкнутого круга». Если они, иудеи, распяли своего Мессию, а Он теперь вознесся к небесному Отцу, то что же им остается делать?
Деян 2:38−39. Петр отвечает со всей прямотой. Прежде всего им следует покаяться. Греч, метаноесате буквально означает «изменить свое мировоззрение» (или «состояние сердца»; «круто повернуть направление жизни»). Это не может не привести к изменению образа жизни, но ударение здесь — на изменении душевного настроя, мировоззрения.
Евреи отвергли Иисуса; теперь им, покаявшись, необходимо поверить Ему. в книге Деяний Апостолов мотив покаяния постоянно звучит в обращениях апостолов к народу (стих 38; 3:19; 5:31; 8:22; 11:18; 13:24; 17:30; 19:4; 20:21; 26:20). Возникает, однако, проблема в связи с повелением «креститься». На стих 38 существует несколько точек зрения:
1) К прощению грехов ведут как покаяние, так и крещение. То есть согласно этой точке зрения, крещение имеет принципиально важное значение для спасения. Но в других местах Писаний утверждается, что для прощения грехов не требуется ничего, кроме веры (Ин 3:16, 36; Рим 4:1−17; Рим 11:6; Гал 3:8−9; Еф 2:8−9 и т. д.). Более того: сам Петр позднее скажет о прощении Грехов на основании одной лишь веры (Деян 5:31; Деян 10:43; Деян 13:38; Деян 26:18).
2) Сторонники другой точки зрения предлагают несколько иной перевод 2:38, а именно: «да крестится… на основании прощения грехов». Измененный перевод предлагается из тех соображений, что греческое слово «эйс» (русское — для) действительно может означать «вследствие», «в виду», «на основании». И именно в таком смысле употреблено оно в Мф 3:11 и в Мк 1:4. И все-таки гораздо чаще эйс имеет значение цели, направления (т. е. больше оснований переводить его как «для»).
3) Сторонники третьего подхода воспринимают всю фразу и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа как взятую в скобки. Несколько моментов говорят в пользу этого: а) Единств. число глагола «крестится», в отличие от множ. числа глагола «покайтесь» и подразумеваемого местоимения «ваших», тоже во множ. числе, перед словом «грехов»; следовательно, прощение грехов (достижение этой цели) ставится в прямую зависимость от «покайтесь», б) Такое понимание «совпадает» с провозглашаемым Петром в 10:43, где содержится та же мысль, что и в основной части фразы в 2:38 (прошение грехов дается на основании только веры), в) В Лк 24:47, как и в Деян 5:31, один и тот же автор, евангелист Лука, указывает, что к прощению грехов ведет покаяние.
Дар Святого Духа дается на основании Божиего обетования (1:5, 8; 2:33) тем, кто обратятся к Господу, будь то евреи и их потомки или все дальние, т. е. язычники (Еф 2:13, 17, 19). В Деян 2:38−39 соединяются «две стороны» спасения: человеческая («покаяние») и Божия («призвание Господне»; сравните Рим 8:28−30).
Деян 2:40. Слова Петра связаны по смыслу с теми, что записаны в стихе 23 и 36. Израиль повинен был в ужасном грехе; отдельные представители его могли быть спасены от Божиего осуждения вместе с родом сим развращенным лишь ценой покаяния (Мф 21:41−44; 22:7; 23:34 — 24:2). Только отделившие себя от него будут отделены Богом для Христа и Его Церкви.
в. Описание первой Церкви (2:41−47)
Деян 2:41. Три тысячи уверовавших приняли в тот день крещение, тем продемонстрировав, что отождествили себя со Христом. Эти люди вошли в общение с уверовавшими прежде.
Деян 2:42. В деятельности ранней Церкви превалируют два момента. Верующие продолжали настойчиво учиться от Апостолов. Кроме того, они постоянно пребывали… в общении между собой, совершая преломление хлеба и совместные молитвы. «Преломление хлеба», о котором говорится здесь, могло относиться как к «вечере Господней», так и к регулярным совместным трапезам верующих (2:46; 20:7; 1Кор 10:16; 1Кор 11:23−25; Иуд 1:12).
Деян 2:43. Чудеса (терата — чудеса, вызывающие благоговейный страх) и знамения (семейа — чудеса, свидетельствующие об истинности Божиего слова), совершавшиеся чрез Апостолов, удостоверяли правомочность апостольских слов и притязаний (сравните 2Кор 12:12; Евр 2:3−4).
Деян 2:44−45. Сказанное здесь о том, что первые христиане имели все общее, и что они распродавали свою собственность, можно объяснить тем, что они ожидали скорого возвращения Господа и основания Им Царства Его. Тут же кроется объяснение и того, что в дальнейшем практика эта не нашла продолжения. Первохристианские общины не носили (как это иногда утверждают) социалистического или коммунистического характера, потому что по природе своей были добровольны, не навязаны извне (4:32, 34−35; 5:4). Следует заметить, что имевшееся они распределяли не поровну, а смотря по нужде каждого.
Деян 2:46−47. Специфика жизни и деятельности Церкви, переданная в стихах 42−47, неизбежно вела к выделению ее из традиционного иудаизма, несмотря на то, что все они единодушно продолжали каждый день пребывать в храме.
Радость («веселие») звучит в книге Деяний Апостолов постоянным подтекстом, ибо победоносная Церковь не могла не исполняться радостью. Это видно как из стихов 46−47, так и из многих других мест (5:41; 8:8, 39; 11:23; 12:14; 13:48, 52; 14:17; 15:3, 31; 16:34; 21:17). …И преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца (сравните 2:42). (Любопытно, что слово хваля — аиноунтес — встречается в Новом Завете всего 9 раз, из них 7 — у Луки (в греческом тексте): Лк 2:13, 20; 19:37; 24:53; Деян 2:47; 3:8−9; кроме того — в Рим 15:11 и в Откр 19:5.) Первым из семи «сообщений об успехе». Деян 6:7; Деян 9:31; Деян 12:24; Деян 16:5; Деян 19:20; Деян 28:30−31) Лука завершает этот раздел книги: не проходило дня, чтобы не спасались новые души. С первого дня Церковь стала быстро расти!
Толкование Далласской семинарии на Деяния апостолов, 2 глава. Толкование Далласской семинарии.
«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.