Библия » Далласской Толкование Далласской семинарии

1 Коринфянам 13 1-е Коринфянам 13 глава

1Кор 13:1. Некоторые полагали, что «этот гимн любви» (глава 13) Павел сочинил по какому-то поводу в прошлом (конечно, под влиянием Духа Святого), а сюда, в это послание, вставил его (по указанию Духа Святого) ввиду его очевидной уместности в данном контексте. Возможно, это так и было — судя по тому, что в гармонии формы и содержания этих стихов эпистолярное искусство Павла отражается в наивысшей степени (впрочем, сравните с примером превосходного параллелизма у него в 1:25−29). Надо, однако, заметить, что эти стихи столь непосредственно затрагивают многие темы, поднимаемые в данном послании, что, если они были написаны апостолом прежде, то напрашивается вывод: коринфяне с их проблемами в той или иной мере всегда занимали Павла.

В первом столетии люди особенно ценили красноречие, и коринфяне не были в этом исключением, между тем, Павел большим красноречием не отличался (2:1, 4; 2Кор 10:10). Возможно, этим отчасти объяснялось их увлечение иными языками. То, что Павел говорит об этом даре применительно к себе, строя фразы в условном наклонении (1Кор 13:2−3), не могло не впечатлять, ввиду исключительности его личного опыта особенно в говорении языками человеческими (14:18) и ангельскими (сравните 2Кор 12:4).

Но, вероятно, это заявление апостола скорее надо понимать фигурально — как подразумевающее всевозможные способы «говорения», т. е. устной речи. Здесь мы имеем дело с гиперболой, предполагающей самое возвышенное красноречие, которое, однако, не будучи вдохновляемо любовью, способно лишь возбудить на мгновение, подобно звуку медного гонга или кимвала, и затем так же быстро исчезнуть из памяти. Только любовь оставляет непреходящее впечатление (сравните стих 13).

1Кор 13:2. Даже дар пророчества (12:10), который Павел желал членам коринфской церкви как великий дар (14:1), или дары мудрости, знания и веры (12:8−9) не идут ни в какое сравнение с любовью. Павел не принижает значения упомянутых даров, он лишь особо ценит любовь, настаивая на ее несравненности.

1Кор 13:3. Даже самопожертвование может быть продиктовано соображениями эгоцентризма (сравните Мф 6:2), и, будучи последней жертвой, которую в состоянии принести человек (сравните Дан 3:17−18), окажется бесполезной, если совершается без любви.

1Кор 13:4. От первого лица Павел переходит к третьему, и говорит уже не о себе, а о чувстве любви, которое наделяет чертами человеческой личности. Некоторые считают, что в стихах 4−6 говорится о плоде Духа (Гал 5:22−23); другие видят в них описание Павлом Самого Христа. И то и другое представление — правомочны, и на основании обоих многие проблемы коринфян могли бы быть разрешены. Любовь, охарактеризованная 14 свойствами (половина из них выражена в негативной, а половина в положительной форме) определяет образ жизни. Любовь, по словам апостола, долготерпит… милосердствует… не завидует… не превозносится и не гордится.

Долготерпение — это способность не воздавать злом тем, кто обижает нас. В коринфской церкви было немало обиженных (например, о тяжбах в 1Кор 6:7−8 и о бедных на Вечерях любви (11:21−22). Отвечать любовью обидчикам означало бы проявлять доброту и великодушие. Зависть и гордость («превозношение»), по-видимому, составляли два полюса одной и той же проблемы (о разделениях в 1:10; 3:3, 21; и с другой стороны — о дарах в 12:14−25). Для особой гордости у коринфян не было оснований, но, сдается, они гордились, и весьма. Самый глагол «гордиться» (физио) и его синонимы встречаются в Новом Завете 7 раз, из них 6 — в этом послании (4:6, 18−19; 5:2; 8:1).

1Кор 13:5. Здесь Павел пишет о четырех свойствах, не присущих любви: она не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла. Бесчинство в коринфской церкви проявлялось в том, как одевались и вели себя женщины на Богослужениях (11:12−16), в беспорядках при проведении Вечери Господней (11:17−22) и в общем характере Богослужений (14:26−33). «Искание своего», т. е. склонность потворствовать своим прихотям, проявлялось, в частности, в употреблении идоложертвенного в пищу (8:9; 10:23−24). Люди, которые не раздражаются, не будут отстаивать свою правоту в суде (6:1−11). Любовь не станет замышлять зла (в отместку) ближнему своему, хотя поводов для этого в коринфской церкви было предостаточно (к прим. 6:8; 7:5; 8:11).

1Кор 13:6. Любовь не радуется неправде, (в значении «неправедности» — такой, к примеру, как кровосмесительство — 5:1−2, 8), но сорадуется истине (5:8).

1Кор 13:7. Любовь все покрывает (в значении — «защищает от беды»; 8:13), всему верит (сравните 15:11), всего надеется (сравните 9:10, 23), все переносит (т. е. хранит стойкость и в неблагоприятных обстоятельствах — 9:19−22).

1Кор 13:8. Развивая мысль о превосходстве любви (стихи 1−3) и ее совершенных качествах (стихи 4−7), Павел заявляет в заключение, что любовь существует вечно (стихи 8−13). Любовь никогда не перестает означает, что ей нет и никогда не будет конца. Любовь вечна. Чего нельзя сказать о духовных дарах. Дело в том, что некоторые из них были даны с целью основания Церкви (например, дары пророчества и всякого (духовного) познания; сравните Еф 2:20), а иные — ради ее утверждения (например, языки; сравните 2Кор 12:12; Евр 2:4).

При том, что каждый дар так или иначе направлен на созидание Церкви и приведение ее в совершенный духовный возраст некоторые из них (пророчество, знание, языки) получили распространение на раннем этапе церковной истории, тогда как другие не иссякнут до тех пор, пока церковь не станет совершенною. Когда же совершенство будет достигнуто, действие даров потеряет смысл, и они будут упразднены. С любовью этого, однако, не случится.

1Кор 13:9−10. Как Павел уже объяснил, дар познания (стих 8), при всем важном значении его, не предполагает обладания совершенным знанием. И способность к пророчеству, сколь решающую роль ни играет она в жизни Церкви, — ограничена определенными рамками. Духовные дары являются временным благословением, данным до наступления совершенного (века). Придет день, когда способствующие наступлению его, они уступят место совершенному.

Что имел Павел в виду под словами «когда же настанет совершенное», вызывает много споров. Одни считают, что он подразумевал время, когда будет завершено написание Нового Завета. Но в свете 12-го стиха эта точка зрения представляется маловероятной. Существует иная — что «совершенное» не настанет до тех пор, пока не будут сотворены новое небо и новая земля.

Третьи понимают под «совершенным» состояние Церкви ко времени второго пришествия Христа, когда Божия программа в отношении нее будет завершена. Во многом именно эта точка зрения представляется верной, особенно в свете того отголоска, который она находит в последующих стихах, где Павел разбирает вопросы, имеющие отношение к духовному возрастанию и становлению.

1Кор 13:11. К образу возрастания и развития человека Павел прибегает и в другом месте, где тоже говорит о назначении духовных даров. В Еф 4:11−16 он прямо заявляет, что цель даров — в приведении церкви из младенческого возраста в состояние возмужания. Одно и то же греческое слово телейон («совершенство») употреблено и в 1Кор 13:10 и в Еф 4:13, где по-русски это место передано как «в мужа совершенного»). В Послании к Ефесянам понятие «совершенства» определяется как достижение «полного возраста Христова». Такое состояние, очевидно, не может наступить до второго пришествия Христа.

Можно предположить, что то же самое имеется в виду и в данном месте 1 Послания к Коринфянам. Павел опять прилагает свои рассуждения к самому себе (сравните стихи 1−3). Используемый им прием трехкратности: «говорил… мыслил рассуждал», вероятно, должен был перекликаться с таковым в 8 стихе: необходимость в упомянутых в нем дарах отпадает с наступлением совершенного возраста.

Слово стал нужно, конечно, понимать в контексте приведенного примера. Оно не означает, что лично Павел или вся церковь уже достигли совершенства (сравните Флп 3:12). Им, с другой стороны, не устраняется перспектива постепенного упразднения тех или иных духовных даров — по мере достижения Церковью совершенства.

1Кор 13:12. Город Коринф славился своими бронзовыми зеркалами, их-то Павел и подразумевает в своем последнем наглядном примере (в англ. Библии нет слова «стекло», но говорится лишь о несовершенном отражении). «Совершенное», упомянутое в 10 стихе, и подразумеваемое в нем «несовершенное» удачно уподоблены апостолом контрасту между тем, как видится нам чье-то лицо, отраженным в бронзовом зеркале (тусклое отражение), и тем, какое впечатление получаем от него, увидев прямо перед собой.

Таков и контраст говорит он, между несовершенным временем, в которое он жил и писал, и тем, совершенным, что ожидает его и Церковь впереди, когда нынешнее частичное («гадательное») видение сменится видением совершенным. Тогда Павел увидит (познает) Бога (сравните 13:28; 1Ин 3:2) так, как Бог видит (знает) Павла теперь. Тогда на смену неполному знанию (сравните 1Кор 8:1−3) придет совершенное познание Бога.

1Кор 13:13. Свое описание любви апостол Павел завершает триадой, в которую включает ее: вера, надежда, любовь. Много споров ведется относительно того, хотел ли он этим сказать, что вера и надежда так же вечны, как и любовь. Объяснение, возможно, имеется в стихе 7. Вера, как и надежда (сравните Гал 5:5−6), — вечны, будучи проявлениями любви. И всякий «достигающий» любви (1Кор 14:1), обретает «превосходнейший путь» (12:31б), потому что имеющий любовь отмечен знаком ее на вечные времена. Итак, духовные дары однажды будут упразднены, но любовь будет сущестовать вечно.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на 1-е послание Коринфянам, 13 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

1 Коринфянам 13 глава в переводах:
1 Коринфянам 13 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.