Библия » Далласской Толкование Далласской семинарии

1 Коринфянам 9 1-е Коринфянам 9 глава

б. О разумном отношении к привилегиям (9:1 — 10:13)

1) Положительный пример Павла (глава 9). Свое предостережение против пользования свободой, могущей причинить ущерб брату, апостол завершает словами о том, что предпочел бы стать вегетарианцем, если бы это удержало брата от соблазна (8:13). Затем он показывает, как сам применяет на практике то, что проповедует о правах верующего применительно к пище и питию. Видимо, кое-где уже прокатился к тому времени гул сомнений по поводу правомочности апостольства Павла, и позднее он выступит в защиту его более аргументированно и подробно (особенно в 2Кор 10−13).

Павел недвусмысленно применяет принцип, изложенный им в 8 главе, к тому, что, как представляется, сделалось «яблоком раздора» при обсуждении христианами его права на апостольство. Речь идет о его решительном отказе принимать материальную помощь от тех, кому он служил, чтобы никто не сказал, что в служении он руководствуется соображениями корысти.

1Кор 9:1−2. Свое положение апостола Павел подтверждает осведомленностью по части свободы христианина и его прав. Все четыре вопроса в этих стихах носят риторический характер и подразумевают положительный ответ, хотя некоторые коринфяне пожалуй ответили бы отрицательно на один из них или даже на все. Третий и четвертый вопросы имеют прямое отношение к апостольству, но фактически утверждаемое им в четвертом вопросе для Павла, по-видимому, важнее того, о чем он говорит в третьем.

Уделяя много места защите своего апостольства во 2 Послании к Коринфянам Павел даже не упоминает о том, что видел Господа (сравните Деян 1:21), но к теме 2 стиха 9 главы он возвращается часто, утверждая, что коринфские верующие и есть доказательство его апостольства (2Кор 3:1−3; 2Кор 5:12; 2Кор 7:14−16; 2Кор 8:24).

1Кор 9:3. Защита Павлом его апостольства построена на его добровольном отказе от своих прав (стихи 4−23). Защита эта, собственно, и состоит в объяснении того, почему он отказался от материальной поддержки со стороны церкви, на которую имел полное право (стихи 1−2). И это, помимо прочего, служило хорошим примером для сильных в знании верующих, обеспокоенных соблюдением своих прав (глава 8).

1Кор 9:4−6. Слово эксоузия, переведенное в этих стихах как власть (в значении «права»), употреблено и в 8:9, где оно переведено как «свобода». Понятием, которое оно выражает, связываются между собой главы 8 и 9, хотя здесь Павел говорит не об употреблении в пищу идоложертвенного, а об обычной пище. Для выявления смысла вопросов, поставленных в стихах 4 и 6, к ним можно было бы добавить фразу «жить на счет церкви» (сравните Мф 10:10−11). Не только Павел отказался, однако, от своего права, но также и Варнава. Этого правила они, по-видимому, держались уже в первом своем совместном миссионерском путешествии (Деян 13:1 — 14:28), и, надо думать, не изменяли ему и позже, когда работали для Господа порознь.

1Кор 9:7. Право жить своим трудом Павел рассматривает как принцип верный не только в отношении апостолов, но и других тружеников в пределах церкви; он ссылается при этом на шесть доказательств, первое из которых — в общепринятом обычае: земледельцы и пастухи живут своим трудом.

1Кор 9:8−10. Второе — Ветхий Завет узаконивает принцип вознаграждения за труд. Многих комментаторов Библии приводил, однако, в смущение этот пример Павла и его объяснение. Почему апостол, заметив, что «волу молотящему не заграждают рта», ставит затем вопрос: О волах ли печется Бог? Уж не покушался ли он на смысл сказанного в ветхозаветном стихе? Мартин Лютер не был, однако, среди тех, кто недоумевал по этому поводу, и кажущийся «гордиев узел» он разрубил, заметив, что фраза эта не относилась к волам, поскольку волы не умеют читать.

Все еще сомневающиеся могут, по-видимому, найти объяснение в контексте того стиха, который цитирует апостол (Втор 25:4). Вся эта глава содержит поучения по вопросам не скотоводства, а человеческих взаимоотношений. Следовательно «не заграждать рта волу» или «не надевать ему намордника» — это речевой образ, подразумевающий необходимость справедливого вознаграждения тому, кто трудится, в данном случае — на духовной ниве, т. е. тот именно принцип, который был правильно понят и истолкован как таковой Павлом. В качестве параллели приведем пословицу: «Старого пса не научить новым трюкам», которая, конечно же, не собачье послушание имеет в виду.

1Кор 9:11. Третье доказательство-иллюстрация вытекает из стиха 10 и объяснения по поводу Втор 25:4, но подразумевает оно действующий в обществе принцип соответствующего воздаяния: служение, направленное на благо общества, должно быть вознаграждено. Но если Павел одарил коринфян духовными богатствами (1Кор 1:5), материальное вознаграждение с их стороны не соответствовало бы, конечно, проделанному им труду. Потому и говорит апостол, что «пожать» у них «телесное» не было бы для него большой наградой.

1Кор 9:12. Четвертым пунктом служит Павлу ссылка на других христианских руководителей. Ранее он уже упомянул о Петре (Кифе; стих 5). Хотя этому и нет прямых доказательств, но можно предположить, что Петр какое-то время служил коринфянам (1:12; 3:22; 15:5) и был тогда на церковном содержании. То же, возможно, верно и в отношении Аполлоса (1:12; 3:4−6, 22; 4:6; 16:12). Но если церковь поддерживала их материально, то тем более имел на это право тот, кто основал церковь в Коринфе, а именно апостол Павел.

Однако он не воспользовался этим правом (в русском тексте — «властью»; сравните 8:9), так как не хотел возводить преграду на пути благовествования Христова. Если бы он принимал материальное вознаграждение за свой труд, то некоторые могли бы отнестись к нему как к еще одному странствующему учителю, движимому корыстными соображениями (сравните 2Кор 2:17), и не стали бы слушать его. Ради того, чтобы не сделаться «соблазном» (1Кор 8:9) для кого бы то ни было, Павел и отказался от своего права получать материальную поддержку от тех, кому служил.

1Кор 9:13. Итак, во второй половине 12-го стиха Павел подчеркивает причину, по которой отказался пользоваться своим правом на материальное вознаграждение за духовный труд, несмотря на то, что другие достойные служители Христа (стих 5), этим правом пользовались. Затем он переходит к пятому примеру — доказательству, ссылаясь на практику, установленную для священства в Ветхом Завете. Священнослужителям в те времена полагалось вознаграждение за их работу при храме (Чис 18:8−32); за счет храмов жили, кстати, и служители языческих культов, о чем коринфяне знали, вероятно, лучше, чем о происходившем в ветхозаветные времена (1Кор 8:10).

1Кор 9:14. Пункт шестой имеет у Павла наибольший вес, ибо тут он ссылается на повеление Самого Иисуса, чтобы те, кто проповедуют Евангелие, жили от благовествования (сравните Лк 10:7).

1Кор 9:15. Перечислив все эти доказательства, апостол Павел убедительно обосновал неоспоримость своего права на материальную поддержку коринфян. Однако, вновь (сравните стих 12) подчеркнуто отказался от него. На одну из причин этого он указал в стихе 12 — апостол не желал подать и малейшего повода к обвинению его в корыстных мотивах служения. О второй причине, связанной с первой, он говорит теперь: это желание показать, что в его приверженности служению на ниве Христовой нет ничего нечистого (сравните 2Кор 11:9−12). Это было свидетельством посвященности апостола (его «похвалой») — добровольное служение от всего сердца (2Кор 2:17).

1Кор 9:16. Конечно, «призвание» Павла на служение было совершенно особенным. Другие добровольно последовали призыву Божиему (Мк 3:13; Ин 1:37−39), но Павел откликнулся на него, будучи этим призывом настигнут и сражен (Деян 22:6−10). Подобно Ионе, он обязан был проповедовать (1Кор 1:17), и горе было бы ему, если бы он, как упомянутый пророк, уклонился от порученного ему дела.

1Кор 9:17. Условие «Ибо, если делаю это добровольно» — не относилось к самому Павлу, как он сказал выше; потому и не мог он требовать какой-то особой награды за свой труд, что лишь исполнял вверенное ему служение (сравните Лк 17:10).

1Кор 9:18. В англ. тексте стих 18 звучит несколько иначе и, пожалуй, понятнее, чем в русском, а именно: «В чем же моя награда? А вот в чем: проповедуя Евангелие, я могу делать это безвозмездно и, значит, не воспользоваться моими правами (подразумевается — на материальное вознаграждение) проповедника».

Так неужели же апостол Павел не имел никакой награды? Имел, и даже две. Во-первых, его «похвалу» (стих 15) от того, что возвещал Евангелие безвозмездно, и никто не мог отрицать этого (2Кор 11:9−10). Во-вторых, ему представлялась радостная возможность видеть благовестие в действии — среди тех, кому он проповедовал (1Кор 9:19, 23), и результаты этого действия, т. е. сами уверовавшие во Христа и были его наградой (сравните 2Кор 7:3−4). Слово Мистос, переведенное как «награда», может также означать и «плату».

Но материальное вознаграждение Павел не принимал, однако, и без награды, которая выразилась в результатах его труда, он не остался. Он радовался, собирая урожай для Господа. Ради более обильной духовной жатвы, он и отказывался от некоторых своих прав, в частности, от права на материальное вознаграждение; зато «похвала» его от служения была незапятнанной, и результаты его — налицо (сравните Ин 4:36).

1Кор 9:19. Павел, выражаясь фигурально, наложил цепи не только на свои права по части еды и пития (советуя именно так поступать сильным верующим — 8:9−13), но тот же принцип он применял и к другим аспектам своего служения, так что, будучи свободным (8:9; 9:1), он добровольно всем поработил себя (сравните Флп 2:6−7) ради пользы других (1Кор 10:33), которых он хотел приобрести для Христа (9:22).

1Кор 9:20. Хотя Павел и был в первую очередь апостолом язычников (Гал 2:8), его никогда не оставляла мысль о спасении собственного народа (Рим 9:3). Его обычаем сделалось отыскивать синагогу в каждом городе, куда он приходил (Деян 17:2) — с тем, чтобы приобресть иудеев (Рим 1:16). Ни в одном другом стихе не подчеркивается столь недвусмысленно осознание самим Павлом того, чем он был до встречи со Христом и стал после нее. До этой встречи он был иудеем из иудеев, безупречным с точки зрения законнической праведности (Флп 3:6).

А после нее он стал новым человеком (2Кор 5:17; Гал 2:20), нашедшим искомую им праведность во Христе (Рим 10:4; 1Кор 1:30). Он по-прежнему оставался евреем (2Кор 11:22; Флп 3:5), но не был более иудеем, строго блюдущим закон. Тем не менее, он намеренно подчинялся тому, чему следовали иудеи, обуреваемые сомнениями (к примеру, Деян 21:23−36) — с целью побудить их к слушанию благовестия и в результате приобрести их для Христа. Однако Павел никогда не шел на компромисс в том, что составляло суть благовестия: спасение приобретается не делами, но верою (Гал 2:16; Еф 2:8−9), и твердо стоял на том, что верующий во Христа свободен от закона (Гал 2:4−5).

1Кор 9:21. В отличие от иудеев, бывших «под законом» (стих 20), «чуждыми закона» были язычники. Находясь среди них, Павел не соблюдал обязательные для него в прошлом частности, если они не были связаны с вопросами морали, — такие, к примеру, как есть или не есть идоложертвенное (10:27; сравните Деян 15:29). И при этом он руководствовался той же целью — «приобресть чуждых закона» для Христа. Но, хотя Павел и был решительным сторонником свободы (Гал 5:1), защитником распущенности и вольнодумства он, конечно, не являлся (1Кор 6:12−20).

Он признавал над собою высшую власть, однако, не власть ветхозаветного закона. Он чувствовал себя подвластным Богу (сравните 3:9) и Христу (сравните 4:1). И Дух Святой даровал ему силу исполнять закон любви (Рим 13:8−10; Гал 5:13−25), противостоявший беззаконию (сравните Мф 24:12, где говорится о том, что беззаконие ослабляет любовь). Закон Христов (Гал 6:2) повелевает человеку любить Бога и людей (Мк 12:30−31), и Павел подчинялся именно этому закону (1Кор 10:31−33).

1Кор 9:22. Упоминая в предыдущих стихах неверующих во Христа евреев и язычников, Павел говорит о том, что добровольно ограничил свою свободу, чтобы донести до них Евангелие. Некоторые богословы полагают, что под «немощными» в этом стихе подразумеваются как иудеи, так и язычники, и неверующие во Христа. И таким образом в нем как бы подводится итог сказанному Павлом прежде (сравните Рим 5:6, где «немощные» названы «нечестивыми» в значении «безбожных»).

Более вероятно, однако, что Павел имеет тут в виду немощных коринфян, упоминаемых им в 1Кор 8:9−11 (сравните с «иудеями, еллинами и церковью Божией» в 10:32). Апостол озабочен тем, чтобы «приобресть немощных» не в смысле их оправдания, как в случае с неверующими иудеями и язычниками (9:20−21); здесь речь идет о «приобретении» членов Коринфской церкви в значении их освящения и духовного возрастания во Христе (сравните Мф 18:15), а, значит, о спасении их в том смысле, чтобы Господь неизменно мог действовать в их жизни (сравните 1Кор 5:5; 1Кор 8:11). Снисходительное отношение Павла к сомнениям и обычаям всех людей (сравните со словом «от всех» в 9:19) проявлялось в каждом отдельном случае, потому что удовлетворять склонностям и представлениям евреев и язычников в одно и то же время было бы невозможно.

1Кор 9:23. По-английски вторая часть этого стиха звучит как «чтобы и мне разделить его благословения». Итак, Павел добровольно делал все это для того, чтобы как можно больше людей могло услышать Евангелие; «соучастником его» (евангельских благословений) апостол хотел стать как со работник у Бога (3:9), пожинающий радостную жатву из многих душ, обретенных для Христа (Ин 4:36).

1Кор 9:24−25. Столь самоотверженное служение не дается легко. Оно требует большой самодисциплины («воздержания от всего»), подобно той, какая необходима спортсмену, стремящемуся одержать победу в соревнованиях. Для получения награды («венца») Павел и отказался добровольно от ряда полагавшихся ему привилегий, которыми мог бы с удовольствием пользоваться.

Но награда, которую он чаял, была не «венцом тленным», вручаемым людьми (в спортивных играх, проводившихся раз в два года близ Коринфа, победителей украшали венком, сплетенным из сосновых веток), а нетленным «венцом», даруемым Христом (3:13−14; 2Кор 5:10). Этим «венцом» явилось бы для Павла завершение награды, которой частично он уже насладился (толкование на 1Кор 9:18), а именно — возможность прославиться перед Христом в тех, которых ему удалось приобрести для Него (2Кор 1:14; Флп 2:16; 1Фес 2:19).

1Кор 9:26−27. Заявление Павла «для всех я стал всем» (стих 22) можно было бы истолковать как свидетельство о капитуляции человека беспринципного. Однако оно свидетельствует как раз об обратном! Ибо каждый его шаг в продолжении этого соревнования был рассчитанно направлен на достижение награды (сравните Флп 3:13−14).

А каждый его удар — нацелен на врага (диавола), с тем, чтобы вывести его из соревнования (сравните Еф 6:12; Иак 4:7). (В англ. тексте начало 26 стих звучит как «я бегу не бесцельно».) Но чтобы добиться этого, Павел должен был запретить своему телу управлять им (сравните 1Кор 6:12), порой отказываясь ради этого от заслуженных привилегий и даже от удовольствий вовсе не безнравственных (8:9) — все это для достижения большего блага, а именно — блага других (10:33).

В соревновании Павел был успешен и звал остальных присоединиться к нему (существительное от слова керуксаз, переведенного как проповедуя, буквально означает вестника, вызывающего участников на соревнования — «на ристалище»), однако, это еще не гарантировало ему окончательной победы. Апостол допускал возможность, что даже он может оказаться недостойным («венца»). Последние три слова 27 стиха по-гречески переданы одним словом адокимос — буквально «не получившим одобрения». В других контекстах оно звучит по отношению к не спасенным (например, в Рим 1:28; Тит 1:16).

Однако здесь Павел не спасение имеет в виду и даже не буквально награду. Скорее его занимает самое продолжение соревнования. Как и в случае с братом, который предался греху (1Кор 5:1−5), и Павел не был застрахован от того, что Бог не одобрит его и, сочтя это дисциплинарной мерой, оборвет его жизнь.

Ведь Он в целях воспитания наказывал людей в прошлые времена (10:6−10), продолжал наказывать их в настоящем (11:30−32) и будет делать это в будущем (5:5). Павла тревожило то, что некоторые не смогут сказать вместе с ним в тот день: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2Тим 4:7), но испытают на себе меру воздействия со стороны Создателя, Который выведет их из соревнования прежде, чем оно закончится.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на 1-е послание Коринфянам, 9 глава. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

1 Коринфянам 9 глава в переводах:
1 Коринфянам 9 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Толкования Августина
  8. Толкование Иоанна Златоуста
  9. Толкование Феофилакта Болгарского
  10. Новый Библейский Комментарий
  11. Лингвистический. Роджерс
  12. Комментарии Давида Стерна
  13. Библия говорит сегодня
  14. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.