Введение
Пророк Исаия начал пророчествовать в 740 г. до н. э. (год смерти иудейского царя Уззии) и продолжал свое служение в царствование Иотама, Ахаза, Езекии и, возможно, даже Манассии, правившего в 698–643 гг. до н. э. Исаия был современником таких пророков, как Амос, Осия и Михей, и служил, преимущественно, в Иерусалиме, где он был вхож в царский дворец.
Первая часть книги (гл. 1–39) содержит пророчества, касающиеся ассирийской угрозы для Израиля и Иудеи, и говорит о событиях, которые исполнились ещё при жизни Исаии. С середины VIII в. до н. э. Ассирия всё больше расширяла свои владения. Около 733 г. до н. э. расположенные к северу от Иудеи царства Арама и Израиля заключили союз против Ассирии и путем военной угрозы пытались вовлечь в него и Иудею. Царь Ахаз не стал полагаться на Бога, к чему призывал его Исаия (напр., 7:1–9), и решил поскорее обратиться к Ассирии за помощью и защитой от северных соседей, а также от южных народов, идумеян и филистимлян (см. 4 Цар. 16:5–9; 2 Пар. 28:16–21). Таким образом Иудея попала в подчинение к Ассирии и в дальнейшем не смогла восстановить свою независимость.
Другой кризис возник во время правления царя Езекии, когда Ассирия уже завоевала Арам и Израиль, и её войска повернули против Иудеи и осадили Иерусалим в 701 г. до н. э. (гл. 36–37). Исаия в этой ситуации пророчествовал о великой победе над ассирийцами (37:33–35), которую Бог и совершил в ответ на молитву праведного царя (37:14–20, 36–38). Но так как, в глазах Бога, мера беззаконий Иудеи была переполнена, Исаия позже был вынужден объявить о её грядущем пленении Вавилоном (гл. 39).
Вторая часть Книги пророка Исаии (гл. 40–66) написана в другом стиле. Она говорит об участи пленных иудеев в Вавилоне и содержит утешительные для них пророчества, которые утверждают неизменную милость Бога и обещают спасение в будущем.
Важная тема в Книге пророка Исаии — святость Бога, которая побуждает Его строго осуждать и наказывать грех, но также и спасать Свой народ во исполнение Своих обещаний (6:1–7; 8:12–15; 29:23). Эта книга чаще всех цитируется в Новом Завете, так как в ней находится множество предсказаний о приходе Христа. Он здесь назван Ветвью Господа и Побегом от корня Иессея (отца Давида; 4:2 и гл. 11), а также Слугой, Который пострадает за грехи всех людей (52:13–53:12).
Интересно отметить, что Книга пророка Исаии представляет собой как бы Библию в миниатюре: она состоит из 66 глав, из которых первые 39 говорят о неизбежности суда, а 27 — о Христе, спасении и грядущих благословениях. Также и Библия состоит из 66 книг, 39 из которых говорят о Законе и судах Бога, а 27 — об Иисусе Христе, благодати Бога и спасении для всех народов.
В этой книге Израиль часто назван Ефремом, потому что это был наиболее влиятельный род в Израиле.
Содержание
I. Угроза со стороны Ассирии (1:1–39:8)
• А. Суд над Иудеей и Иерусалимом (1:1–5:30)
• Б. Призвание Исаии. Пророчества об избавлении (6:1–12:6)
• В. Суд над народами (13:1–23:18)
• Г. Суд над всем миром. Избавление Израиля (24:1–27:13)
• Д. Иудея между Ассирией и Египтом (28:1–35:10)
• Е. Спасение Иерусалима от Ассирии. Исаия и царь Езекия (36:1–39:8)
II. Обещания, данные израильтянам, уведенным в Вавилонский плен (40:1–55:13)
• А. Избавление народа Бога (40:1–48:22)
• Б. Служение Слуги Господа (49:1–55:13)
III. Возвращение из Вавилонского плена (56:1–66:24)
• А. Спасение в раскаянии (56:1–59:21)
• Б. Будущее благополучие и слава Иерусалима (60:1–63:6)
• В. Молитва народа о милости (63:7–64:12)
• Г. Ответ Бога: благословение и наказание (65:1–66:24)
Книга пророка Исаии, введение. Новый русский перевод.
«Новый русский перевод» (НРП);
New Russian Translation (NRT);
Biblica, Inc.
© 2006, 2010, 2012, 2014, 2023.