Осия 11 глава

Книга пророка Осии
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Едва забрезжит рассвет того дня,

лишится Израиль царя своего».
«Был совсем молод1 Израиль, —
говорит Господь, —
когда Я по любви к нему сыном его назвал
и выйти из Египта призвал сына Моего.2

2

Так произошло призвание израильтян,3
но они, увы, пошли своим путем:
ваалам стали жертвы приносить
и идолам воскурять.

3

А ведь это Я учил ходить Ефрема сынов,
на Своих руках держал и носил их,4
хотя они и пренебрегали Моей заботой,
которая несла им исцеление.5

4 Я влек их к Себе узами, достойными человека,

влек их узами любви
и был для них подобен тому,
кто в заботе о скоте своем убирает ярмо,
когда оно мешает животному есть.6
Я склонялся и кормил их.

5

За то, что раскаяние отвергли,
должны вернуться они в Египет,7
и Ассирия будет царствовать над ними.

6

Грозный меч засверкает в их городах,
истребит их лжепророков8
и намерениям их не даст осуществиться.

7

Народ Мой одержим желанием
оставить Меня.
Их зовут к возвышенному,
а никто из них и с места не трогается.

8

Но могу ли Я расстаться с тобой, Ефрем?!
Брошу ль тебя одного, Израиль?!
Разве могу Я поступить с тобой,
как некогда с Адмою?
Или обойтись, как с Цевоимом?9
Нет, в сердце Моем иное желание,
жалости Я преисполнен.

9

Не могу Я неудержимо гневаться,
не буду вновь уничтожать Ефрема.10
Бог Я, не человек,
в святости Своей Я среди вас пребываю;
и во гневе Я к вам не приду.11

10

Народ последует за ГОСПОДОМ
и, Его глас услышав, подобный рыку льва,
поспешат к Нему в трепете
и с далекого запада12 Его дети ( Его Израиль ).

11

Они, словно птицы, слетятся из Египта, трепеща,
и с Ассирийской земли, как голуби, соберутся.
В их покоях Я вновь их поселю», —
это вещее слово ГОСПОДНЕ.

12

«Ефрем, обманом13 вооружившись,
окружил Меня своими идолами;
так дом Израилев распространяет
ложь о Завете Моем ».
Да и Иуда, он еще колеблется
в своем отношении к Богу,
к Святому, Который неизменно верен.14

Толкование Далласской семинарии

Ос 11:1−2. На заре погибнет царь Израилев! В евр. Библии этими словами завершается последний стих предыдущей главы, к которой они и относятся по смыслу, подразумевая гибель не какогото конкретного царя, а царской власти в Израиле, Северного царства как такового (сравните с Ос 10:3, 7 и с 4Цар 17:4−6).

Со следующей фразы начинается глава 11 в оригинале. Глубокой грустью проникнуто «воспоминание» Господа о времени, когда Израиль только сформировался как народ, — о «юности» его (раннюю его историю Он как бы противопоставляет последующей; Ос 9:10 сравните с 10:1). Он любил его отцовской любовью. Слова из Египта вызвал сына Моего цитируются евангелистом Матфеем (Мф 2:15) применительно к возвращению оттуда младенца Иисуса с матерью Его; евангелист рассматривал это место в книге Осии как пророчество о событии, совершившемся в его время, хотя в первую очередь в нем подразумевалось то, что произошло на заре истории Израиля.

Но ведь и самая история его — от одного решающего момента ее до другого — осуществлялась как свидетельство домостроительства Божьего и, следовательно, содержала в себе предуказание на пришествие обетованного Мессии. Любопытно в свете этого такое, к примеру, сопоставление. Бог хранил Израиля в Египте, пока «не наполнилась… мера беззаконий Аморреев» (Быт 15:16), опасных для нового народа, и только после этого «вызвал сына Своего». Сравните с Мф 2:19−20, где читаем, что Божественный Младенец «был вызван» из Египта после смерти царя Ирода, «искавшего души Его».

В стихе 2 подразумеваются пророки, которых посылал к израильтянам Господь, чтобы они звали их к Нему. Но они уходили прочь от лица их (и от Его лица!), кадя истуканам и принося им жертвы.

Ос 11:3−4. В богословской науке существует такое понятие как явление Бога в истории. Эти стихи как бы иллюстрируют его в «человеческих терминах»: Бог приучал Ефрема ходить, носил его на руках. Самые кары Его были средством врачевания их, но они не сознавали этого. Узы любви, которыми Иегова связал Себя с народом Своим, отражены в стихе 4 в образе заботливого землепашца, который не только «не заграждает рта волу» своему (толкование на 10:11), но, напротив, постоянно и ласково «питает» его.

Ос 11:5−7. В стихе 5 (как и в 8:13 и в 9:3) Египет лишь символизирует место наказания (рабства). На этот раз им станет для Израиля Ассур. В стихе 6 — образ истребительного наказания за постоянные попытки Израиля осуществлять замыслы свои, неугодные Богу. Затворы здесь понимают как ворота, двери.

Крайне трудна для понимания 2-ая часть стиха 7 (некоторые полагали самый текст его испорченным), так что любой из переводов может считаться лишь условным. Как, соответственно, и толкование. Весьма вероятно, тут имелось в виду, что хотя Божии пророки призывали израильтян к Господу (к горнему), те упорно отказывались «возвыситься».

3. И СНОВА ЖАЛОСТЬ К ИЗРАИЛЮ — В СЕРДЦЕ ГОСПОДНЕМ (11:8−11)

Как и в предыдущих разделах этого пророчества, весть Осии о суде внезапно переходит в обещание спасения (сравните с 1:10 — 2:1; 2:14 — 3:5; 5:15 — 6:3). В этих стихах не следует, однако, видеть «решения» Бога отказаться от «суда» над Израилем, возвещение которого проходит через всю книгу. Здесь скорее откровение Его о сострадании к народу, терпящему «суд» войны и изгнания. Господь говорит, что совсем Израиля не оставит. Но последствия гнева Его будут смягчены Его состраданием, и в конце-концов Он возвратит народ Свой из изгнания. Голос Его не звучит более как голос непреклонного Судии, но исполнен бесконечной жалости.

Ос 11:8−9. Адама (Адма) и Севоим — города, которые были уничтожены одновременно с Содомом и Гоморрою (Втор 29:23). Их участь не грозит Ефрему. Под «городом» в стихе 9, вероятно, понимается все общество израильское. В этот «город» Господь «не войдет» так, как «вошел» некогда в Адму и Севоим. И этому обещанию можно верить, подразумевает пророк, ибо Бог дает его, а не человек.

Ос 11:10−11. Наступит день восстановления Израиля. И, повинуясь гласу Господа, отовсюду — с запада… из Египта… и из земли Ассирийской — станут возвращаться в домы свои сыны израильские. Запад, Египет и Ассирия служат здесь обобщением стран рассеяния. Птицы и голуби — видимо, образ быстроты, с какой станут они собираться, повинуясь зову свыше.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: был еще ребенком.
1  [2] — В НЗ (Мф 2:15) это пророчество относится к возвращению Иисуса из Египта, здесь же имеется в виду исход израильтян из египетского рабства, а сыном назван весь народ Израиля.
2  [3] — Букв.: призывали их — возможно, имеется в виду, что их, т. е. израильтян, призывали или звали пророки.
3  [4] — Букв.: брал их на руки.
3  [5] — Букв.: лечил их (в смысле восстановления их физического и духовного здоровья).
4  [6] — Букв.: поднимает ярмо с челюстей их.
5  [7] — См. примеч. к 8:13.
6  [8] — Или: сокрушит засовы на воротах; евр. текст в этом месте неясен.
8  [9] — Адма и Цевоим — города, истребленные вместе с Содомом и Гоморрой (Втор 29:23).
9  [10] — Друг. возм. пер.: не могу полностью уничтожить Ефрема. Милость и избавление от полного уничтожения, обещанные здесь Ефрему, т. е. Северному израильскому царству, должны рассматриваться в эсхатологическом контексте.
9  [11] — Друг. возм. пер.: и Я не войду в город. Ср. Быт 19.
10  [12] — Букв.: от моря.
12  [13] — Или: вероломством (по отношению к Завету) — имеется в виду идолопоклонство.
12  [14] — Друг. возм. пер. этой не вполне ясной фразы: Иуда ходит с Богом и верен Святому.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.