Хр. Рима 9 глава

Послание апостола Павла христианам Рима
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Во Христе пребывая, скажу вам по правде, не солгу (порукой в том совесть моя, озаренная Духом Святым):1
2 [2-3] ношу я в своем сердце неизбывную боль, великую скорбь о братьях моих, родных мне по плоти и крови.2 Уж лучше бы мне самому быть анафеме3 преданным ради них, от Христа отлученным.
3
4 Израильтяне они. Бог удостоил их быть сынами Его, явил им славу Свою и дал им Свои заветы.4 Есть Закон у них, и служение в храме, и Божии обещания.5
5 У них — праотцы, и от них же по плоти Христос, Который превыше всех, Бог наш вовеки благословенный.6 Аминь.
6 Никак, однако, не могло утратить силу слово7 Божие об Израиле. Не все, кто от Израиля, будут считаться израильтянами.
7 И не все потомки Авраама будут истинными детьми его. Ведь было сказано: «Рожденные от Исаака8 будут признаны твоими потомками».9
8 Так что не все рожденные по плоти10 — дети Божии; лишь те, чье рождение было обещано Богом, признаются потомством Авраама.
9 И такие были слова в том обещании: «В должное время опять Я приду, и у Сарры будет сын».11
10 И это не всё: у детей Ревекки12 был один отец, наш праотец Исаак,
11 однако еще прежде, чем они родились и сделали что-либо доброе или худое, уже тогда, чтоб неизменно торжествовал Божий выбор
12 (не человеческие заслуги, а призыв Бога), ей было сказано: «Старший будет в подчинении у младшего».13
13 В Писании так и говорится:

«Иакова14 Я возлюбил,
а Исава отверг».15

14 Скажем ли мы, что у Бога неправда? Конечно же, нет!
15 Моисею Он сказал:

«Я милость Свою окажу, кому захочу,
и, кого захочу, того пожалею».16

16 Так что дело не в желании и не в усилии человека, а в милости Бога.
17 В Писании есть слова Его фараону: «Я затем и возвысил тебя, чтобы силу Мою явить на тебе и чтобы по всей земле возвестили имя Мое».17
18 Это значит, что милует Он, кого пожелает, и упрямым делает, кого захочет.
19 Но спросите вы у меня: «Как же может [тогда] обвинять Он кого-то? Разве в силах кто противиться воле Его?»
20 А кто ты есть, человек, чтоб пререкаться тебе с Богом? Сосуд скажет ли гончару: «Зачем ты сделал меня таким?»18
21 Не властен разве горшечник над глиной, не вправе ли он из одного и того же кома глины сделать некий сосуд для особого, а другой — для обычного употребления?
22 Не так ли и Бог, даже когда хотел Он обнаружить Свой праведный гнев и явить Свою мощь, с долготерпением великим щадил те сосуды, что вызывали у Него гнев19 и подлежали уничтожению,
23 щадил, чтобы открыть всё богатство славы Своей над сосудами, которые по милости Своей предуготовил Он к славе, —
24 над нами, призванными не только из иудеев, но также из язычников?
25 Как в книге Осии Он о том говорит:

«Не Мой народ назову Своим,
и ту, которая не была любима,
возлюбленной Я назову.20

26

И будет так, что на том же месте,
где сказано было: „Не Мой вы народ“,
назовут их сынами Бога Живого».21

27 А об Израиле провозглашает Исайя:22

«Пусть будут израильтяне неисчислимы,
словно песок морской,
всё же спасется только остаток,

28

ибо Господь без промедления и до конца
Свой приговор на земле исполнит».23

29 Исайя и прежде говорил о том же:

«Когда бы Господь Саваоф
не оставил нам некоторого потомства,
мы стали бы как Содом
и уподобились Гоморре».24

30 Что же выходит? Язычники, хоть и не искали праведности, всё же достигли ее, обрели праведность, основанную на вере.
31 А Израиль, устремляясь к закону праведности, так и не пришел к нему.
32 Почему? Потому что их стремления основывались не на вере, а на делах, и они споткнулись о «камень преткновения»,
33 как и было написано:

«Вот, кладу на Сионе25 Я Камень,
и будут о Него спотыкаться,
будут падать из-за Него.26
И верующий в Него посрамлен не будет».27

Толкование Далласской семинарии

1. ПРЕИМУЩЕСТВА ИЗРАИЛЬТЯН (9:1−5)

Рим 9:1−5. В нескольких, следующих друг за другом, фразах апостол повторяет, призывая в свидетели свою совесть (сравните толкование на 2:15) в присутствии Духа Святого, как глубоко опечален он тем, что подавляющее большинство евреев отвергает Евангелие. Его желание, чтобы все евреи спаслись, было настолько сильным, что он говорит: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братиев моих, родных мне по плоти, то есть израильтян»

Далее Павел перечисляет семь духовных преимуществ израильтян как избранного народа: которым принадлежит усыновление (сравните Исх 4:22) и слава (имеется в виду Божия слава, являвшаяся им; сравните Исх 16:10; Исх 24:17; Исх 40:34; 3Цар 8:11), и заветы (Быт 15:18; 2Цар 7:12−16: Иер 31:31−34), и законоположение (Втор 5:1−22), и богослужение (буквально — священное служение, под которым, видимо, понимались жертвоприношения и служение в скинии), и обетования (в первую очередь о приходе Мессии).

Израильтяне сделались и преемниками тех обетовании, которые даны были патриархам (в русском тексте — «отцы»; сравните Мф 1:1−16; Рим 1:3) от начала и затем исполнились в Мессии: «от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь». Этим стихом снова недвусмысленно подтверждается Божественность Иисуса Христа.

2. БОГ ИЗБИРАЕТ (примеры; 9:6−18)

а. Исаак предпочтен Измаилу (9:6−9)

Рим 9:6−9. Отвержение израильтянами Иисуса Христа не означает, что слово Божие не сбылось. Оно лишь вновь подтверждало на конкретном примере, как действует принцип суверенного Божиего избрания, установленный Богом в ветхозаветные времена. Павел напоминает истину, которую изложил своим читателям ранее: «Ибо не все те Израильтяне (т. е. духовные израильтяне; сравните 2:28−29), которые от Израиля».

Затем Павел приводит три примера из Ветхого Завета, на которых поясняет принцип Божиего избрания (Исаак и Измаил, 9:7б−9; Иаков и Исав, стихи 11−13; и фараон, стихи 14−18). На первых двух примерах показано, как Бог осуществил Свой суверенный выбор между потомками Авраама по плоти, избрав из них наследников духовного обетования.

Измаил родился от Агари (Быт 16 гл.), а другие шесть сыновей — от Хеттуры (Быт 25:1−4), и все они были потомками Авраама («семенем» его), однако, они не были причислены к детям Авраама (здесь по-гречески — «рожденным» им, во исполнение полученного им обетования). Но, как сказал Бог Аврааму: «в Исааке наречется тебе семя» (Быт 21:12; в греческом оригинале: «в Исааке будет избранное семя твое»). И Павел подчеркивает характер этого принципа в других словах: «не плотские дети суть дети Божии (здесь греческое слово «текна», т. е. рожденные от Бога); но дети (снова. текна) обетования признаются за семя» (подразумевается «за семя Авраамово»).

Итак, быть физическим потомком Авраама — этого еще не достаточно: нужно еще быть избранным Богом (Рим 8:33), и нужно веровать в Него (4:3, 22−24). Бог заверил Авраама, что обещание Его сбудется не в Измаиле, а в Исааке: «в это же время приду, и у Сарры будет сын» (пересказ Быт 18:10).

б. Иаков предпочтен Исаву (9:10−13)

Рим 9:10−13. Божие суверенное избрание иллюстрируется далее на примере, относящемся ко второму поколению патриархов. Очевидно, Бог с самого начала хотел установить этот принцип в Своих взаимоотношениях с Израилем. И этим примером еще более, чем первым, подчеркивается суверенный характер совершаемого Им избрания, поскольку речь идет о двух близнецах. (В случае с сыновьями Авраама Бог предпочел сына одной женщины (Сарры) и отверг сыновей других женщин.) А в этом случае с (детьми Ревекки) Божие избрание демонстрируется на двух близнецах, «когда они еще не родились и не сделали ничего доброго или худого».

Это свидетельствует, что избрание Божие «не от дел (не только не от тех дел, которые сделаны, но даже и не от тех, которые будут сделаны в будущем и о которых Бог знает заранее), но от Призывающего» («призванные» в Рим 1:6; Рим 8:28 и «призвал» в Рим 8:30), т. е. основанием для избрания является Божий план (Его «изволение»; Рим 8:28; Рим 9:11), а не заслуги избираемого (4:2−6). Бог сказал Ревекке: «Больший будет в порабощении у меньшего» (сравните Быт 25:23) и в подтверждение Своего выбора провозгласил: «Иакова Я возлюбил, в Исава возненавидел» (сравните с Мал 1:2−3).

Сам Исав не был слугою своего младшего брата Иакова, однако, потомки Исава, идумеяне, стали рабами израильтян (1Пар 14:47; 2Цар 8:14; 3Цар 11:15−16; 3Цар 22:47; 4Цар 14:7). Любовь Божия к Иакову проявилась в избрании Им Иакова, а «ненависть» Бога к Исаву в том — что Он исключил его из числа духовных наследников Авраама. Речь в данном случае идет не о ненависти в буквальном смысле слова, а о том чувстве, которым руководствовался Творец, осуществляя Свое суверенное избрание (сравните с Мф 6:24; Лк 14:26; Ин 12:25).

в. Фараон (9:14−18)

Рим 9:14−18. Словами «Что же скажем?» (сравните 1:1; 6:1; 8:31), Павел несомненно наводит читателей на вопрос: «Неужели неправда у Бога»? (т. е. неужели Бог был несправедлив, предпочтя Исаака Измаилу, а Иакова Исаву?). Следует характерное для Павла ме геноито — «Никак» (толкование на 1:4). Дело в таких случаях не в справедливости, в ее человеческом понимании, а именно в суверенном решении Бога, как это видно из сказанного Им Моисею (Исх 33:19); апостол цитирует эти слова.

Всемогущий Бог имеет право миловать тех, кого хочет миловать. Он не обязан простирать Свою милость на всех людей без исключения. «Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося» (в англ. тексте — «не от желания человека и не от стараний и усилий его»). Никто из людей не может заслужить или заработать Божественную милость.

Затем Павел приводит третий пример — египетского фараона из книги Исхода. Бог сказал ему через Моисея: «для того самого Я и поставил тебя (то есть выдвинул на арену мировой истории), чтобы показать над тобою силу Мою, и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле» (сравните Исх 9:16). Бог явил Свою силу (Рим 9:22) в освобождении евреев из руки фараона. Об этом услышали другие народы и убоялись Бога (Исх 15:14−16; Нав 2:10−11; 9:9; 1Цар 4:8).

Цитату из Ветхого Завета Павел вводит словами: «Ибо Писание говорит фараону», что имеет важное значение, так как тем самым слово Писания приравнивается Слову Божию. Затем Павел делает вывод: «Итак, кого хочет, милует (сравните 9:15), а кого хочет, ожесточает» (т. е. «делает упорным»; (сравните Исх 4:21; Исх 7:3; Исх 9:12; Исх 10:27; Исх 14:4, 8; сравните 14:17).

Фараон ожесточил свое сердце, потому что таково было решение Бога (Исх 7:13−14, 22; Исх 8:15, 19, 32; Исх 4:7, 34−35). Все это показывает, что Бог и выбор совершает и дела вершит по праву Верховного Владыки, однако, не на основе произвола, ибо Он — не деспот, а поэтому и фараон понес ответственность за свои поступки.

3. ОБЪЯСНЕНИЕ ПРИНЦИПА ИЗБРАНИЯ (9:19−29)

Рим 9:19−21. Вновь предвидя реакцию своих читателей, Павел ставит следующий вопрос: «За что же еще обвиняют? ибо кто противостанет воле Его?» (по-гречески здесь «цели, поставленной Им»). Такие вопросы и сегодня задают те, кто отвергают библейскую доктрину Верховной Божией власти. Если избирает Бог, то почему ответственность ложится на человека?

Кто может пойти против Него? Отвечая, Павел вновь подчеркивает, что Верховная власть Творца — это реальность, которую люди не могут не принять, и потому сама постановка таких вопросов — неправомочна: «А ты кто, человек, что споришь с Богом?» (сравните Ис 45:9). Человек, будучи творением, не имеет права ставить вопросы Творцу.

Павел цитирует далее из Ис 29:16 «Изделие скажет ли сделавшему его: зачем ты меня так сделал?» Продолжая эту аналогию, Павел снова спрашивает: «Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, в другой для низкого?» Как известно, горшечник из одной и той же глины часть ее берет для того, чтобы сделать красивую, тонко украшенную вазу, а другую часть пускает на кухонный горшок (сравните Иер 18:4−6). И нет у глины права жаловаться, оспаривать решение горшечника! Так и всемогущий Творец не меньше власти имеет над Своими созданиями, тем более, что человек сотворен Им из праха земного (Быт 2:7).

Рим 9:22−26. Уподобив Бога горшечнику, Павел иллюстрирует на этом примере, как осуществляется Божия суверенная цель в отношении отдельных людей. Апостол представляет на рассмотрение две возможности и начинает словами: «Что же если?» Что если (в одном случае) Бог «с великим долготерпением (сравните 2Пет 3:9) щадил сосуды (сравните Рим 9:21) гнева (подразумевается «Своего»), готовые к погибели?» Причастие «готовые» может быть здесь возвратным, т. е. иметь значение «приготовившие себя», но скорее его надо воспринимать в пассивной форме, т. е. как «подготовленные» — издавна готовые к тому («созревшие» для того), чтобы гнев Божий излился на них.

Эти объекты Божиего гнева — те неспасенные люди, которые обречены на вечное осуждение (Ин 3:36). Бог еще и ныне терпит их сопротивление Ему (сравните Деян 14:16; Рим 3:25), однако, осуждение их грядет. Именно те, кто противятся Богу и отказываются обратиться к Нему (Мф 23:37), «приготовляются» Им к осуждению. Они, как пишет Павел в Рим 2:5, «собирают (против себя) гнев (Божий) на день суда».

В аду они познают на себе и гнев и силу Его (сравните 9:17). Бог не испытывает удовольствия в гневе; от начала Он не избирает тех или иных людей на пребывание в аду. И какая-то часть людей приготовлена Им к вечному осуждению не потому, что Его радуют предстоящие им страдания, а по причине их греха. Из-за него-то, обрекающего их на погибель, «хочет» Бог явить Свой гнев и в назначенное время Он явит его.

Альтернативой первой возможности является обращение Бога с «сосудами (Его) милосердия»: «Дабы вместе», т. е. (одновременно) «явить богатство славы Своей (8:29−31; Кол 1:27; Кол 3:4) над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе» Выражение «Он приготовил к славе» в 23 стих означает, что Бог заранее приготовил их к славе, даровав им спасение.

До этого момента Павел говорил как бы в общем плане, но в стихе 24 он подразумевает непосредственно своих читателей, говоря: «над нами» — ведь и он, и его читатели принадлежали к тем «сосудам милосердия», которые избрал суверенный Бог. Причем Он не только избрал, но и призвал их (как евреев, так и язычников). Дело в том, что Божие избрание явлено было не только на еврейских патриархах (Исааке и Иакове, стихи 6−13), его удостоены были и современники Павла, и люди, живущие в настоящее время.

В подтверждение своих слов, особенно в отношении язычников, апостол цитирует два стиха из книги пророка Осии (Ос 2:23; Ос 1:10). Бог повелел Осии дать своим детям символические имена: Лоамми (не Мой народ) и Лорухама (непомилованная). Это было сделано в знак того, что Бог отвернулся от северного царства — Израиля и обрек его на ассирийский плен и изгнание (Ос 1:2−9).

Однако, не навсегда отверг Бог Израиля. В стихах, цитируемых Павлом, Он обещает вновь восстановить его как «возлюбленный» Им народ… Этнически язычники не были Божиим народом, потому-то Святой Дух и внушил Павлу применить эти стихи к ним, а также к тем евреям, которые были избраны и призваны Богом как Его народ во Христе Иисусе. Ос 2:23 апостол приводит в свободном цитировании, чтобы применить этот стих к язычникам. Он именно применяет его, а не интерпретирует в том смысле, что ветхозаветный Израиль стал, мол, частью новозаветной Церкви.

Рим 9:27−29. Здесь апостол Павел цитирует стихи из Ветхого Завета в подтверждение того факта, что среди избранных и призванных Богом всегда имеется какое-то количество израильтян, хотя они составляют меньшинство и по отношению к призванным, и по отношению к собственному народу. Павел цитирует Ис 10:22−23 и 1:9 (и то и другое в греческом переводе Септуагинта), откуда следует, что, совершая суд над непокорным Израилем, Бог по праву Своего суверенного выбора всегда сохраняет остаток его.

Об этом свидетельствуют такие исторические события, как вавилонское пленение и изгнание из страны как Израиля, так и Иуды, а также разрушение Иерусалима в 70 году после Рождества Христова; этот же принцип будет соблюден в конце времен, при «избавлении от нечестия» Израиля в целом (Рим 11:26−27). И сегодня мы видим упомянутый принцип в действии. Евреи, которые становятся членами Церкви, т. е. членами Тела Христова, и есть те, которых далее Павел называет «остатком, избранным по благодати» (11:5); в него он включает и самого себя (11:1).

Б. Практические результаты избрания (9:30 — 10:21)

1. ПРЕТКНОВЕНИЕ ИЗРАИЛЬТЯН (9:30 — 10:4)

Рим 9:30−33. И снова Павел задается знакомым нам риторическим вопросом: «Что же скажем?» (сравните 4:1; 6:1; 8:31; 9:14), подготавливая читателей к выводу из сказанного им выше. Интересно отметить, что «язычников» (буквально (другие) «народы») апостол определяет как тех, которые «не искали праведности», но получили ее — «праведность от веры».

Ниже мы прочитаем у Павла, что в Церковь, наряду с язычниками, ходили и евреи (11:1−5), однако, все возраставшее в дни третьего миссионерского путешествия Павла ожесточение евреев против Христа и преобладание в Церкви язычников явилось причиной того, что апостол, говоря о «язычниках», противопоставлял их Израилю.

А Израиль, искавший (буквально «искавший и ищущий») закона праведности, не достиг до закона праведности. Здесь имеется в виду закон Моисея (сравните 7:7, 12, 14). Желающие достичь праведности по закону должны были соблюдать все написанное в законе (Иак 2:10). Но почему же Израиль не достиг такой праведности? — «Потому что искали не в вере, а в делах закона» (в англ. тексте «не по вере, а как если бы она давалась по делам закона»; в греческом оригинале «не от веры, а… от дел»).

Евреи, при этом, не хотели понять, что они просто не в состоянии исполнить закон во всем и до конца, а потому нуждаются в прощении по вере. Некоторые из них упорно надеялись исполнить закон ценою собственных усилий. Ибо преткнулись (Рим 11:11) о камень преткновения. Этим «Камнем преткновения» является Иисус Христос (сравните 1Пет 2:4−8).

Он, по мнению иудеев, был не тем, кого они ожидали, а потому они и отвергли Его, вместо того, чтобы принять Его верою. Желая показать, что Бог предвидел это, Павел цитирует из книги пророка Исаии (8:14 и 28:16; сравните Рим 10:11); будучи объединены им, эти два места говорят о двух противоположных реакциях людей на Камень, положенный Богом в Сионе (сравните с «Сионом» в 11:26).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: свидетельствует вместе со мной совесть моя в Духе Святом.
2  [2] — Или: братьев моих соотечественников.
2  [3] — Анафема (греч.) — всё, что через особое предание суду (в прежних переводах «заклятие») оказывалось обреченным на уничтожение; это могли быть люди, скот или вещи. См. Нав 6−7; Лев 27:28. В эпоху НЗ это слово приобрело значение «проклятье», «проклятое».
4  [4] — См. в Словаре Завет.
4  [5] — Букв.: им принадлежит усыновление и слава, и заветы, и законодательство, и богослужение, и обещания.
5  [6] — Друг. возм. пер.: от них же по плоти Христос. Да будет Бог, (стоящий) над всеми, благословен вовеки!
6  [7] — Или: обещание.
7  [8] — См. в Словаре Исаак.
7  [9] — Быт 21:12 (LXX).
8  [10] — Букв.: дети плоти.
9  [11] — Быт 18:10,14.
10  [12] — См. в Словаре Ревекка.
12  [13] — Быт 25:23 (LXX).
13  [14] — См. в Словаре Иаков.
13  [15] — Мал 1:2,3 (LXX); букв.: возлюбил… возненавидел — семитская идиома, выражающая предпочтение одного другому.
15  [16] — Исх 33:19 (LXX).
17  [17] — Исх 9:16.
20  [18] — Ис 29:16; Ис 45:9.
22  [19] — Букв.: сосуды гнева.
25  [20] — Ос 2:23.
26  [21] — Ос 1:10 (LXX).
27  [22] — См. в Словаре Пророк.
28  [23] — Ис 10:22,23. В некот. рукописях: ибо дело/расчет оканчивает и скоро завершит в правде/праведности, потому что короткое/решительное дело/расчет совершит Господь на земле.
29  [24] — Ис 1:9 (LXX). Ср. Быт 19:24,25. См. в Словаре Содом и Гоморра.
33  [25] — См. в Словаре Сион.
33  [26] — Букв.: Камень преткновения и Скалу препятствия/повода (к неверию).
33  [27] — Ис 8:14; Ис 28:16.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.