2 Царств 24 глава

Вторая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Вновь разгневался ГОСПОДЬ на израильтян и поднял на них Давида, сказав: «Иди пересчитай израильтян и иудеев!»1
2 Тогда царь сказал Йоаву, военачальнику при нем и его войске: «Обойди все племена Израилевы от Дана до Беэр-Шевы и проведи перепись, чтобы мне знать точное число народа».
3 Йоав ответил царю: «Да умножит ГОСПОДЬ, Бог твой, твой народ и станет его больше, чем нынче, и пусть еще во сто крат умножит его на глазах у владыки моего царя — но зачем это владыке моему царю?»
4 Но слово царя перевесило слова Йоава и других военачальников, так что Йоав с военачальниками отправился по приказу царя проводить перепись народа Израилева.
5 Они перешли Иордан и расположились станом у Ароэра, к югу от города, в долине Гад, по пути к Язеру.
6 Затем пришли они в Гилад, вошли в землю Тахтим-Ходши, двинулись дальше в Дан-Яан и в окрестности Сидона.
7 Достигнув укреплений Тира, вошли они во все города хивитов и ханаанеев и дошли даже до южной пустыни иудейской, до Беэр-Шевы.
8 Так обошли они всю страну и по прошествии девяти месяцев и двадцати дней вернулись в Иерусалим.
9 Йоав представил царю перепись народа, и оказалось, что в Израиле восемьсот тысяч воинов, способных носить меч, а в Иудее — пятьсот тысяч.
10 После этого нехорошо стало на сердце у Давида, что пересчитал он народ. И сказал Давид ГОСПОДУ: «Согрешил я тяжко тем, что сделал это! Но теперь, ГОСПОДИ, прости вину слуге Твоему. Я поступил весьма безрассудно!»
11 Когда Давид встал поутру, было слово ГОСПОДА к пророку Гаду, провидцу Давидову:
12 «Ступай, возвести Давиду, что так говорит ГОСПОДЬ: „Я позволю тебе избрать2 одну из трех бед, выбери, что сделать с тобой“».
13 Гад пришел к Давиду и сказал ему: «Выбирай, быть ли голоду семь лет3 в твоей стране, или три месяца скрываться тебе от врагов, что будут гнаться за тобой, или три дня быть поветрию моровому в стране твоей. Рассуди и реши, что мне передать Пославшему меня».
14 Давид ответил Гаду: «Велико горе мое, но лучше попасть мне в руки ГОСПОДА, ведь милосердие его безмерно, только бы не попасть в руки людей».
15 ГОСПОДЬ обрушил моровое поветрие на Израиль с утра и до назначенного времени, и погибло из народа от Дана до Беэр-Шевы семьдесят тысяч человек.
16 Ангел смерти простер руку и над Иерусалимом, чтобы опустошить его, но ГОСПОДЬ пожалел об этом бедствии и повелел ангелу, губившему народ: «Довольно, опусти руку». Ангел был тогда над самим гумном Аравны-евусея.
17 Давид, увидев ангела, поражавшего народ, сказал ГОСПОДУ: «Это я согрешил, моя вина, а эти люди — овцы, что сделали они? Против меня подними Свою руку и против рода отца моего!»
18 В тот день пришел Гад к Давиду и сказал ему: «Иди и воздвигни ГОСПОДУ жертвенник на гумне Аравны-евусея».
19 Давид отправился туда по слову Гада, как и велел ГОСПОДЬ.
20 Когда Аравна увидел, что к нему приближается царь со своими слугами, он вышел навстречу царю и поклонился до земли.
21 «Зачем пришел владыка мой царь к своему слуге?» — спросил Аравна. «Хочу купить у тебя гумно, — ответил Давид, — чтобы воздвигнуть там жертвенник ГОСПОДУ и отвести моровое поветрие от народа».
22 Аравна сказал Давиду: «Пусть возьмет владыка мой, царь, для жертвы всё, что ему приглянется: смотри, вот скот, чтобы принести жертву, вот молотильные салазки с упряжью — на дрова».
23 Всё это Аравна отдавал царю даром, и еще сказал Аравна царю: «Да будет ГОСПОДЬ, Бог твой, милостив к тебе».
24 Но царь ответил Аравне: «Нет, я заплачу тебе за всё. Не стану приносить ГОСПОДУ, Богу моему, то всесожжение, которое ничего мне не стоило». И Давид купил гумно вместе со скотом за пятьдесят шекелей серебра.
25 Давид воздвиг там жертвенник ГОСПОДУ, принес всесожжения и благодарственные жертвы — ГОСПОДЬ внял мольбе о стране, и моровое поветрие не губило более народ израильский.

Комментарии МакДональда

Г. Перепись Давида и ее последствия (Гл. 24)

Уильям Крокетт предполагает, что описанные здесь события произошли после того, как Давид захватил Иерусалим (Гл. 5), но до того, как он привез ковчег в святой город (Гл. 6).

24:1 Похоже, что Бог, разгневавшись, сказал Давиду провести перепись Израиля и Иуды. Но из 1 Паралипоменон 21:1 мы узнаем, что Давида на это побудил сатана. Сатана это форсировал, Давид исполнил (из-за гордости в сердце), а Бог это допустил. В Септуагинте в стихе 1 вместо слов «он возбудил Давида» написано «и Сатана возбудил Давида».

24:2−9 Когда царь приказал Иоаву начать исчисление, военачальник Давида оказался более рассудительным, чем он сам. Он понял, что цель переписи заключалась в удовлетворении гордости Давида и призывал царя отказаться от этой идеи, но все тщетно. Послушавшись Давида, Иоав со своими людьми прошли по всей земле, и, пересчитав народ, обнаружили, что в Израиле было восемьсот тысяч воинов и пятьсот тысяч в Иудее.

В Исходе 30:12−13 говорилось, что при проведении переписи нужно было собирать выкуп в полсикля. Не существует никаких доказательств того, что Давид это сделал. Поводом к исчислению народа послужила его гордость. Перепись поможет ему полагаться на величину своего войска, а не на руку Господню.

24:10−14 По завершении переписи царь был обличен в своем грехе и воззвал к Господу с просьбой о прощении. Бог послал ему пророка Гада, предложив на выбор одно из трех наказаний: (1) семь лет голода по всей земле; (2) три месяца преследований; (3) моровая язва в течение трех дней. Давид выбрал впасть в руки Господа, а не людей.

24:15−25 Господь послал язву на три дня, от которой погибло семьдесят тысяч человек. Смертоносный ангел уже собрался опустошить Иерусалим, когда Бог остановил его у гумна Орны Иевусеянина. Давид спросил Господа, почему он уничтожает Израильский народ, когда провинился Давид и его дом. Бог через Гада ответил, что Давид должен построить жертвенник на гумне Орны. Поэтому Давид сразу же начал договариваться с Орной Иевусеянином о покупке этого места. Несмотря на то, что он был язычником, Орна предложил не только гумно, не потребовав за это никакой платы, но также и волов для всесожжения и инвентарь гумна на дрова. Царь благородно ответил: «не вознесу Господу Богу моему жертвы, взятой даром».

В итоге, Давид купил гумно и волов за пятьдесят сиклей серебра. (В 1 Паралипоменон 21:25 говорится, что Давид заплатил за это 600 сиклей золота, но, несомненно, это включало в себя землю вокруг гумна). Как только на жертвеннике были вознесены всесожжения, поражение народа прекратилось (ст. 25).

Гумно Орны, расположенное на горе Мориа, было, вероятно, тем же самым местом, где Авраам принес в жертву Исаака. Позже там расположился храм Соломона, а затем храм Ирода во времена Христа. В наши дни там находится мусульманская святыня — «Купол Скалы». Вероятно, там будет находиться храм во время Великой Скорби, и, после этого, храм Тысячелетнего царства.

В Писаниях очень честно описаны герои веры. У Давида были свои недостатки и промахи, и они описаны вместе с его верой. Мы проследили за жизнью Давида с того времени, как он пас стадо, когда он находился в изгнании, до того момента, когда он был превознесен. Немногие имели такие близкие взаимоотношения с Богом; немногие впадали в такие тяжкие грехи. Но Господь его поддерживал и провел через все. Все, что произошло с Давидом, послужило нам на пользу, потому он описал это все в Псалмах.

Мэтью Хенри отмечает то, как Давид описан в книгах Царств, и каким он предстает в Псалмах:

«В истории его жизни есть много поучительного; но в том, что касается героя, являющегося предметом этой истории, несмотря на то, что в большинстве случаев он выглядит великим и очень хорошим, и небеса к нему благосклонны; однако, необходимо признать, что его честь сияет ярче в Псалмах, чем в его летописи». Слова 39-го Псалма очень точно подводят итог жизни Давида:

«Твердо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои; и вложил в уста мои новую песнь — хвалу Богу нашему. Увидят многие и убоятся и будут уповать на Господа» (Пс 39:2−4).

=====

Примечания

(8:3−8) При сравнении стиха 4 с 1 Паралипоменон 18 возникает небольшая путаница. В стихе 4 говорится, что взяли тысячу семьсот всадников, тогда как в 1 Паралипоменон 18:4 говорится, что взяли семь тысяч всадников. Число, упомянутое во 2 Царств, может относиться к одному сражению, в то время как число в 1 Паралипоменон может быть общим количеством всадников, захваченных на протяжении всего конфликта. Или это может быть просто ошибкой переписчика.

(8:13) Если слово «Сирийцы» (Арам — древнеевр.) не является ошибкой, то это может означать, что Эдомитяне (Едом — древнеевр.) обратились к ним за помощью. Однако, так как Арам и Едом имеют почти идентичное написание на древнееврейском языке, где использовались только согласные (буквы «р» и «д» часто при написании путали), скорее всего здесь имеет место ошибка переписчика.

(12:31) Кайл и Делицш считают верным более жестокое значение и утверждают, что не нужно смягчать факты переводом. Однако, они полагают, что данное наказание постигло либо только воинов, которых взяли в плен, либо «самое большее мужскую часть населения акрополя Раввы».

(15:7−12) Так как Давид правил всего сорок лет, слово «сорок», упомянутое здесь, несомненно, ошибка переписчика.   В древнееврейских манускриптах труднее всего было переписывать числа (согласно Септуагинте, Сирийскому переводу, Иосифу Флавию, переводу НКИ).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — См. примеч. к 1Пар 21:1.
12  [2] — Или: предлагаю.
13  [3] — В LXX: три года.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.