2 Царств 12 глава

Вторая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 ГОСПОДЬ послал к Давиду пророка Натана, и тот, придя к нему, рассказал притчу: «Два человека жили в одном городе, один богач, а другой бедняк.
2 У богача было великое множество стад и отар,
3 а у бедняка — только одна маленькая овечка, которую он приобрел и выкормил. Она росла вместе с его детьми, ела с его руки, пила из его чаши, лежала у него на груди и была ему как дочь.
4 Пришел к богачу путник, и тот пожалел собственный скот на угощение гостю, а взял овечку бедняка и приготовил ее для гостя».
5 Давид сильно разгневался на того человека и сказал Натану: «Жив ГОСПОДЬ, смерти достоин тот, кто так поступил!
6 А за овечку должен заплатить вчетверо, раз он поступил так безжалостно!»
7 «Этот человек — ты сам! — отвечал Давиду Натан. — Вот что говорит ГОСПОДЬ, Бог Израиля: „Я помазал тебя в цари над Израилем и спас тебя от рук Саула.
8 Я отдал тебе дом владыки твоего, и жен его отдал в твои объятия, и народ Израилев и Иудин отдал тебе. Если этого мало, то и больше Я дал бы тебе и еще прибавил!
9 Зачем пренебрег ты словом ГОСПОДНИМ и сотворил то, что было злом в Его глазах? Урию-хетта предал мечу, а жену его взял себе — ты же сам убил его руками аммонитян!
10 Теперь уже никогда не отступит меч от рода твоего за то, что ты пренебрег Мной и взял себе жену Урии-хетта, сделал ее своей женой“.
11 Так говорит ГОСПОДЬ: „ По воле Моей придет на тебя беда из твоего собственного дома. У тебя на глазах заберу жен твоих и отдам другому, и ляжет он с твоими женами среди бела дня.
12 Что ты сотворил втайне, то Я сделаю на виду у всего Израиля, среди бела дня“».
13 Давид сказал Натану: «Согрешил я пред ГОСПОДОМ!» «Да, но ГОСПОДЬ снял с тебя этот грех, ты не умрешь, — ответил ему пророк Натан. —
14 Но раз ты, так поступив, подал повод врагам ГОСПОДНИМ хулить Его, твоего новорожденного сына ждет смерть».
15 Натан отправился домой, и ГОСПОДЬ поразил ребенка, которого родила Давиду жена Урии, так что он заболел.
16 Давид обратился к Богу с мольбой о мальчике, строго постился и, когда вошел к себе, провел ночь лежа на земле.
17 К нему вошли старшие в роду, чтобы поднять его с земли, но он не захотел и не стал ничего есть.
18 На седьмой день дитя умерло, но слуги Давида боялись сообщить ему, что ребенок мертв. Они говорили: «Пока дитя было еще живо, мы говорили с ним, но он нас не слушал, а если скажем теперь, что ребенок умер, не миновать беды!»1
19 Увидел Давид, что слуги его перешептываются, и понял, что ребенок мертв. Он спросил у слуг: «Что, умер ребенок?» «Умер», — ответили они.
20 Тогда Давид поднялся с земли, омылся, умастился благовониями, переоделся и пошел в Святилище ГОСПОДНЕ, чтобы поклониться Ему. Вернувшись к себе, он потребовал пищи и, когда ему подали, поел.
21 Слуги спросили: «Что это значит, как понимать: пока жив был ребенок, ты постился и плакал, а когда ребенок умер, ты встал и принялся за еду?»
22 Он ответил: «Пока ребенок был жив, я постился и плакал, всё думал: может быть, помилует меня ГОСПОДЬ и дитя будет жить?
23 А теперь он мертв, зачем мне поститься? Разве можно его вернуть? Я когда-нибудь отправлюсь к нему, а он ко мне не вернется».
24 Давид утешил Вирсавию, свою жену, и был с ней и спал с ней. Она забеременела и родила сына; назвали его Соломоном, и был он угоден ГОСПОДУ,
25 Который побудил пророка Натана наречь младенца Едидья2 — так пожелал ГОСПОДЬ.
26 Тем временем Йоав решился на захват Раббы, столицы аммонитян, и уже подступил к царской твердыне.
27 И послал Йоав к Давиду гонцов с такими словами: «Я пошел приступом на Раббу и захватил запасы городской воды.
28 А ты собери остаток народа, осади город и захвати его, ведь если город захвачу я, то над ним будет наречено мое имя».
29 Давид собрал весь народ, пошел приступом на Раббу и захватил ее.
30 А золотая корона с головы их царя с драгоценными камнями, весом в талант,3 досталась Давиду, и он надел ее на свою голову, а потом вывез из города богатую добычу.
31 Жителей он тоже увел с собой и заставил работать: приставил их к пилам, железным молотилкам и топорам и заставил обжигать кирпичи.4 Так поступил он со всеми городами аммонитян. Затем Давид возвратился в Иерусалим со всем своим войском.

Комментарии МакДональда

Б. Исповедь перед Господом (Гл. 12)

12:1−9 Существует мнение, что между главами 11 и 12 существует временной разрыв в 1 год. В течение этого времени рука Господа лежала на Давиде тяжелым грузом; его духовная борьба описана в Псалмах (Псалмы 31 и 50). Пророк Нафан пришел к нему с притчей, спросив, что думает об этом Давид: «Богатый человек, у которого было много овец, не захотел использовать в пищу своих собственных животных, когда к нему пришел странник. Вместо этого, он взял одну маленькую овечку, принадлежавшую бедному человеку и убил ее». Давиду было легче осудить грех другого человека, чем свой собственный. Он в гневе провозгласил, что этот человек должен возместить в четыре раза больше и заслуживал смерти за свой грех. Нафан бесстрашно указал обвинительным пальцем на Давида, сказав, в сущности: «Ты — тот, кто это сделал. Бог поступил с тобой благосклонно, сделав тебя царем, обогатив тебя, дав тебе, все, что пожелает сердце. А ты забрал Вирсавию у ее мужа, а затем убил его, чтобы скрыть свой грех».

12:10−14 Таким образом царю был вынесен торжественный приговор — его дети принесут ему горе. Его семья будет раздираться кровавыми конфликтами. Его жены будут у него украдены и прилюдно изнасилованы (см. 2Цар 16:22). Его греховный поступок станет известен каждому. Затем Давид раскаялся и признался в том, что согрешил против Господа. Морган пишет:

«Обратите внимание на стих 13. Человек освобождается от греха в момент искреннего исповедания. Это дает Богу возможность также снять с человека этот грех». Нафан сразу же убедил его в том, что он освобожден от платы за свой грех, и он не умрет. Но он испытает все последствия своего греха. На самом деле, ему придется возместить в четыре раза больше (Исх 22:1), как он сам постановил в случае с богатым мужем из притчи: младенец умрет; Амнона убьют (гл. 13); Авессалом погибнет (гл. 18); Адония будет казнен (3Цар 2).

12:15−23 Когда младенец заболел, Давид распростерся на земле, пребывая в молитве и посте. Он был сильно опечален. Но, узнав, что младенец умер, он встал и ел, объяснив, что ребенка уже не вернешь, но что он, Давид, когда-нибудь воссоединится с младенцем после своей смерти. Стих 23 стал источником огромного утешения верующим родителям, потерявшим младенцев и маленьких детей.

Мэтью Хенри поясняет: «У благочестивых родителей есть повод надеяться, что души их детей, умерших в младенческом возрасте, покоятся на том свете; ибо это обетование предназначено нам и нашему семени, и будет исполнено в жизнях тех, кто не запирает свои двери на засов, как это не делают младенцы». Мы можем быть уверены в том, что дети, которые умирают, не достигнув сознательного возраста, попадают на небеса, так как Иисус сказал: «Таковых есть царствие небесное» (Мф 19:14).

Из того, как Давид ответил на приговор Бога, становится очевидно, что он обладал глубоким пониманием Божьего характера. До того, как был нанесен сокрушительный удар, он молился, зная, что Иегова — Бог милости. После удара он прославил Бога, зная, что Иегова — Бог праведности. Он забыл о том, что было в прошлом, принял божественное наказание и направил взор в будущее. Он не впал в отчаяние, так как знал, что Бог его еще благословит. И был прав.

12:24−25 Вирсавия родила еще одного сына, Соломона, который должен был унаследовать престол своего отца.

Бог дал младенцу еще одно имя через пророка Нафана: Иедидиа («возлюбленный Иеговы»).

12:26−30 Теперь повествование, прерванное грехом Давида в 11:1, возвращается к наступлению на Равву. Создается впечатление, что Иоав захватил весь город, кроме одной его части, вероятно, крепости, расположенной на вершине. (Иосиф Флавий и канонический перевод Библии свидетельствуют о том, что Иоав захватил водные запасы города, что сделало капитуляцию города неизбежной). Затем он позвал Давида, чтобы он пришел и закончил это дело, таким образом, победа стала заслугой Давида. Иоав показал удивительную самоотверженность. Он, по меньшей мере, был непредсказуемым человеком. Время от времени он показывал настоящую силу характера. Но в общем, судя по его поведению, он был хитрым, безжалостным и свирепым интриганом. Давид успешно захватил Равву и получил в награду венец из золота весом в талант вдобавок к другим награбленным сокровищам.

12:31 Среди людей, изучающих Библию, существуют разногласия касательно того, описывается ли в последнем стихе жестокое наказание, которому Давид подверг жителей Аммона (согласно Каноническому переводу Библии) или там просто описана трудовая повинность, выражавшаяся в сельскохозяйственных или производственных работах (согласно переводу НКИ). Последнее более типично для Давида по отношению к своим врагам.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
18  [1] — Или: он может что-либо с собой сделать.
25  [2] — Букв.: возлюбленный Господом.
30  [3] — Ок. 34 кг.
31  [4] — Так по друг. чтению. Ср. 1Пар 20:3. Масоретский текст: народ, бывший в нем, он вывел и положил их под пилы.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.