Хр. Рима 15 глава

Послание апостола Павла христианам Рима
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Нам, сильным, следует терпеливо сносить немощи1 слабых, а не угождать себе.2
2 Угождать каждый из нас должен ближнему3 своему, думая о том, что ему будет во благо, что укрепит его веру.
3 Сам Христос не Себе угождал; Он жил так, как о том было сказано в Писании: «Оскорбления оскорбляющих Тебя пали на Меня».4
4 Да и всё прежде написанное в наставление нам написано было, чтобы, учась стойкости,5 о которой говорится в Писании, и находя в нем утешение, мы сохраняли надежду.
5 Бог же наш, источник силы духа и утешения, да поможет вам жить в единомыслии между собой, следуя примеру Христа Иисуса,
6 чтобы все вы согласно, как бы одними устами, славили Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа.
7 Поэтому во славу Божью принимайте друг друга, как и Христос принял вас.6
8 Я говорю о том, что Христос ради истины Божьей стал слугой иудеев, чтобы исполнить обещания, данные патриархам,
9 и чтобы язычники могли прославлять Бога за милость Его, как написано:

«Потому буду превозносить7 Тебя между язычниками8
и буду петь гимны имени Твоему».9

10 И еще сказано:

«Радуйтесь и вы, язычники, вместе с народом Его».10

11 И снова:

«Воздайте честь Господу все вы, язычники,
и да почтят Его все народы11

12 Исайя тоже говорит:

«От корня Иессея Побег произрастет,12
поднимется Он, чтобы народами править;
возложат язычники надежды свои на Него».13

13 Бог же наш, Бог надежды, да исполнит вас в вере вашей всякой радостью и миром, дабы силою Духа Святого изобиловать вам надеждою.
14 Сам я глубоко убежден, братья мои, что вами руководят благие желания,14 что вы обогатились всяческими знаниями и способны наставлять друг друга.
15 Так что если я написал вам это письмо (в отдельных местах письмо довольно смелое), то сделал это как бы в напоминание вам, по благодати,15 которую даровал мне Бог,
16 быть служителем Иисуса Христа для язычников; священнодействие, мной совершаемое, состоит в возвещении Благой Вести Божией, дабы язычники могли через освящение Духом Святым быть представлены Богу как мое угодное Ему жертвоприношение.
17 Посему я могу в Иисусе Христе с радостью хвалиться всем тем, что сделано было мною для Бога.
18 Конечно, я могу смело говорить только о том, что совершил через меня Христос,16 совершил, дабы обрести Ему преданность язычников, словом и делом,
19 силою знамений и чудес, силою Духа [Божия]. Я возвестил Благую Весть о Христе повсюду:17 от Иерусалима до самого Иллирика.18
20 При этом я всегда стремился нести Благую Весть не туда, где уже было известно имя Христа, чтобы не строить мне на чужом основании.
21 Я старался исполнить то, о чем говорится в Писании:

«Те, кому о Нем возвещено не было, увидят;
и те, кто никогда не слышал, поймут».19

22 Вот почему я так долго не мог прийти к вам.
23 Нынче же меня больше уже ничто не удерживает в этих местах,20 и поскольку я много лет мечтал посетить вас,
24 то намерен наконец сделать это, как только отправлюсь в Испанию. Я очень надеюсь, что увижусь с вами по пути туда и что вы поможете мне продолжить мое путешествие после того, как я получу удовольствие от общения с вами, хотя бы и краткого.
25 А сейчас я направляюсь в Иерусалим, чтобы помочь народу Божьему.21
26 Ибо верующие Македонии и Ахайи22 сочли для себя за благо проявить участие к бедным из народа Божьего в Иерусалиме.
27 За благо они сочли сделать это, хотя, конечно, и должны были так поступить. Ведь если иудейские христиане поделились с язычниками своими духовными благами, язычники, в свою очередь, обязаны помочь им в их земных нуждах.
28 Завершив это дело и вручив им всё собранное,23 я направлюсь через ваши места в Испанию.
29 И знаю, что когда приду к вам, приду с полнотой благословений Христовых.24
30 Но прошу вас, [братья], ради Господа нашего Иисуса Христа и во имя любви, даруемой Духом, будьте со мной в моей борьбе, молясь за меня Богу,
31 чтобы избавлен я был от неверующих25 в Иудее и чтобы служение мое для Иерусалима с пониманием было принято народом Божьим,
32 а я, если то угодно Богу, мог прийти к вам с радостью и провести какое-то время с вами в покое.
33 Да будет Бог наш, источник мира, со всеми вами! Аминь.

Комментарии МакДональда

15:1 Стихи 15:1−13 также посвящены нейтральным с моральной точки зрения вопросам, которые обсуждались в предыдущей главе. Из-за того что между обращенными из иудеев и из язычников возникали определенные проблемы, Павел призывает этих христиан к согласию в отношениях.

Сильные (то есть те, кто свободно относится к этим несущественным вопросам) не должны угождать самим себе, эгоистично отстаивая свои права. Наоборот, они должны относиться к немощным братьям с добротой и пониманием, не осуждая их за предрассудки.

15:2 Основной принцип здесь таков: живите не ради себя. Живите для того, чтобы угождать своему ближнему, назидать его. Это и есть христианский подход.

15:3 Пример в этом нам подает Сам Христос. Он жил, чтобы угождать Своему Отцу, а не Себе. Он сказал: «Злословия злословящих Тебя пали на Меня» (Пс 68:10). Это значит, что Он настолько заботился о Божьей славе, что когда люди оскорбляли Бога, Он принимал это на Свой счет.

15:4 Эти слова из книги Псалмов напоминают о том, что Писания ВЗ были даны нам в наставление. Хотя они и не предназначались специально для нас, мы можем черпать в них бесценные уроки. Когда мы сталкиваемся с различными проблемами, конфликтами, испытаниями и трудностями, Писание учит нас стойкости и дает утешение. Вместо того, чтобы погрузиться в житейские волны, мы сохраняем надежду на то, что Господь видит нас сквозь пелену проблем.

15:5 Эта мысль побуждает Павла выразить здесь свое желание о том, чтобы Бог, дающий терпение и утешение, сделал так, что немощные и сильные христиане из иудеев и язычников будут жить в полной гармонии между собой, руководствуясь учением и примером Христа Иисуса.

15:6 И результатом будет единодушное поклонение всех святых Богу и Отцу Господа нашего Иисуса Христа. Какая величественная картина — спасенные иудеи и спасенные язычники прославляют Господа едиными устами!

В послании к Римлянам слово «уста» упоминается четыре раза, и в целом это представляет собой некую биографическую историю спасенного человека. Вначале его уста полны злословия и горечи (3:14). Затем, когда он предстал виновным перед Судьей, его уста закрылись (3:19). После этого он исповедует своими устами Иисуса Господом (10:9−10). И, наконец, его уста прославляют Господа (15:6).

15:7 Из всего этого вытекает еще один принцип. Несмотря на то что между нами могут постоянно возникать разногласия во второстепенных вопросах, нам следует принимать друг друга, как и Христос принял нас. Именно на этом и должно основываться единство в поместной церкви. Мы принимаем кого-либо не из-за его конфессиональной принадлежности, духовной зрелости или социального положения, а потому что Христос принял его, и этим мы воздаем славу Богу.

15:8 В следующих шести стихах апостол напоминает нам, что служение Иисуса Христа распространялось и на иудеев, и на язычников. Практическое значение этого стиха для нас заключается в том, что наши сердца должны быть достаточно велики, чтобы вместить и тех, и других. Конечно же, Христос служил, в первую очередь, обрезанным, то есть иудеям. Бог неоднократно говорил, что пошлет Мессию к Своему народу, и приход Христа подтверждает истинность обещанного.

15:9 Но Христос принес благословение также и язычникам. Господь предназначил Благую Весть всем народам, чтобы все поверившие славили Бога за Его милость. Иудеи не должны были удивляться, так как Писание неоднократно предсказывает это. Например, в Псалме 17:50 Давид предвидит тот день, когда Мессия воспоет песнь хвалы Богу среди собрания верующих из разных народов.

15:10 Во Второзаконии (32:43) описаны язычники, радующиеся спасению вместе с израильским народом.

15:11 В Псалме 116:1 мы читаем, как Израиль призывает язычников вместе с ним хвалить и прославлять Господа в Тысячелетнем Царстве Мессии.

15:12 Также и Исаия свидетельствует о распространении господства Мессии на язычников (Ис 11:1, 10). Здесь конкретно сказано о том, что язычники также будут причастниками благословений Мессии и Его Благой Вести.

Господь Иисус является корнем Иессеевым, так как Он — Творец Иессея, а не его потомок (что, кстати, тоже верно). В Откровении (22:16) Иисус называет Себя корнем и потомком Давида. С точки зрения Его Божественной природы Он был Творцом Давида, а по человеческому происхождению — его потомком.

15:13 Павел заканчивает этот раздел прекрасным благословением, моля Бога, дающего надежду по благодати, исполнить святых всей радостью и миром, как верующих в Него. Возможно, мысленно он обращался к верующим из язычников, но эта молитва подходит всем. И, конечно же, те, которые обогатились надеждою через силу Святого Духа, не имеют нужды и времени ссориться по пустякам. Общая надежда служит мощной объединяющей силой в нашей христианской жизни.

Ж. В планах Павла (15:14−33)

15:14 Во второй половине главы 15 Павел обосновывает причины написания им послания к Римлянам и рассказывает о своем желании посетить Рим. Хотя он никогда до этого не встречался с римскими христианами, он уверен, что они с радостью примут его назидания. Эта уверенность основана на том, что Павел знал об их благости. К тому же он не сомневался в их познаниях в христианском учении, достаточных для того, чтобы уметь наставлять других.

15:15 Несмотря на свою уверенность в их духовном росте и на то, что он не был даже знаком с римской церковью, Павел считает уместным напомнить римлянам об их привилегиях и обязанностях. Искренность его письма основана на данной ему от Бога благодати, то есть благодати, сделавшей его апостолом.

15:16 Он был избран Богом как священнослужитель Иисуса Христа у язычников. В своем священнодействии благовествования он видел именно служение священника, исполняя которое он приводил к Богу спасенных язычников как благоприятное приношение: ведь они и в самом деле через возрождение были отделены Духом Святым для Бога.

Дж. Кемпбел Морган торжественно восклицает:

«Что за чудный свет сопутствует нам в нашем евангелизационном или пасторском служении! Каждую душу, спасаемую нашей проповедью, мы не только приводим к источнику мира и безопасности, мы приносим ее Богу, и этот дар угоден Ему; именно таких приношений Он ждет от нас. Каждая душа, которая тщательно научена слову о Христе и, таким образом, становится подобной Ему, благоприятна Отцу. Итак, мы трудимся не только ради спасения людей, но и для удовлетворения Бога. Понимание этого является мощной движущей силой». (Morgan, Searchlights, p. 337.)

15:17 Создается впечатление, что Павел хвалится, но прославляет он не себя, а Иисуса Христа. Все его свершения были сделаны не его усилиями, но Богом через него. Смиренный слуга Христа не станет хвалиться собой, так как понимает, что является лишь тем средством, которое Бог использует для достижения Своих целей. Любое искушение гордостью пресекается сознанием того, что сам по себе ты ничего не значишь и все, что у тебя есть, не твое, а лишь дано тебе, и сам ты ничего не способен сделать для Иисуса Христа кроме того, что делает Святой Дух.

15:18 Павел не осмелился делать выводы о том, что Христос совершил через служение других. Он может только судить о том, как Господь использовал его для покорения язычников послушанию и вере и через слова, и через дела, то есть через проповедь и чудеса.

15:19 Господь подтверждал слова апостола знамениями, которые учили людей духовным истинам и вызывали изумление, и различными проявлениями силы Святого Духа. В результате Павел распространил благовествование от Иерусалима до Иллирика (север Македонии, на берегу Адриатического моря). Слова «от Иерусалима... до Иллирика» описывают географию, а не хронологию его служения.

15:20 Выбирая этот маршрут, Павел старался проповедовать Евангелие на еще неохваченных благовестием землях. Его слушателями в основном были язычники, никогда прежде не слышавшие о Христе. Он не строил на чьем-то чужом основании. Но вовсе не обязательно всем служителям Христовым подражать примеру Павла в его первопроходческой деятельности. Многие призваны к тому, чтобы, например, обучать уже созданные церкви.

15:21 Такая работа среди язычников стала исполнением пророчества Исаии (52:15) о том, что язычники, никогда не знавшие Бога, увидят и не слышавшие Благой Вести узнают и обратятся к Богу с верой.

15:22−23 Конечно же, стремясь обрабатывать «целинные земли», Павел был просто не в состоянии добраться до Рима. Ныне же основание уже было заложено по всем землям, описанным в стихе 19, и на нем теперь могли строить другие. Наконец-то Павел был свободен, чтобы исполнить свою давнюю мечту — посетить Рим

15:24 Павел планировал остановиться в Риме по пути в Испанию. Поэтому он не мог провести там достаточно времени, чтобы насладиться общением с ними так, как он хотел бы, но надеялся, что хотя бы отчасти его желание исполнится. Павел был уверен, что они снабдят его всем необходимым для поездки в Испанию.

15:25 Однако в ближайшее время он собирался идти в Иерусалим, чтобы доставить нуждающимся святым в Иудее средства, собранные в церквах языческих стран. Об этом денежном сборе мы читаем в 1 Коринфянам (16:1) и 2 Коринфянам (8 и 9).

15:26−27 Верующие Македонии и Ахаии с радостью приняли участие в сборе средств для бедных христиан. Хотя сбор был абсолютно добровольным, подразумевалось, что все примут в нем активное участие. В конце концов, они были в долгу перед иудейскими верующими, так как именно те принесли им Благую Весть. Поэтому надежда иудейских братьев на материальную помощь была вполне оправданной.

15:28−29 Сразу же после того как Павел исполнит эту миссию, доставив деньги к месту назначения, он направится в Испанию и по пути посетит Рим. Павел не сомневался, что визит в Рим будет сопровождаться полным благословением благовествования Христова, которое Бог обильно изливает через проповедь Его слова в силе Святого Духа.

15:30 В завершение этого раздела своего послания апостол горячо призывает римлян молиться о нем. Он основывает это единство в молитве на Господе нашем Иисусе Христе и на той любви, которая исходит от Святого Духа. Он умоляет их прилагать все усилия в молитвах за него. Как писал Ленски, «этот призыв к молитве побуждает вложить в нее все сердце и всю душу, так же как полностью выкладываются состязающиеся спортсмены». (Lenski, Romans, p. 895.)

15:31 Павел перечисляет четыре конкретные молитвенные нужды. Во-первых, он просит молиться о том, чтобы ему избавиться от фанатично противостоящих Евангелию иудейских зилотов, каким раньше был и сам Павел.

Во-вторых, Павел призывает римлян молиться о том, чтобы иудейские святые могли милостиво принять эти собранные средства, так как в те времена еще сохранялись сильные предубеждения против обращенных язычников и против тех, кто проповедует у них. Была немалая вероятность того, что многие не захотят принимать «подачки» язычников. Зачастую принять бывает намного труднее и требует больше милости от человека, чем дать.

15:32 Третья нужда Павла — чтобы Господь нашел способ сделать его визит в Рим радостным и спокойным. Слова «если Богу угодно» отражают желание Павла во всем следовать воле Господа.

И последнее: он хочет найти в Риме успокоение и отдых в своем тяжелом и утомительном служении.

15:33 Завершается эта глава молитвой Павла о том, чтобы Бог, источник мира, пребывал с ними. В главе 15 Павел называл Бога Богом терпения и утешения (ст. 5), Богом надежды (ст. 13) и Богом мира. Он — источник всего доброго, всего, что необходимо бедному грешнику для этой жизни и жизни вечной. Аминь.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Здесь, возможно, в знач. колебания, сомнения, угрызения совести.
1  [2] — Или: а не считаться только с собой.
2  [3] — Здесь более всего в знач. брата или сестры по вере.
3  [4] — Пс 69:10 (68:9) (LXX).
4  [5] — Или: силе духа.
7  [6] — В некот. рукописях: нас.
9  [7] — Или: исповедовать.
9  [8] — Или: между народами.
9  [9] — Пс 18 (17):50 (LXX).
10  [10] — Втор 32:43 (LXX).
11  [11] — Пс 117 (116):1.
12  [12] — Букв.: будет корень Иессеев.
12  [13] — Ис 11:10 (LXX).
14  [14] — Или: вы полны доброты/добродетелей.
15  [15] — Или: в силу преимущества.
18  [16] — Букв.: ибо я не посмею говорить о чем-либо, чего не совершил Христос через меня.
19  [17] — Или: возвестил полностью; букв.: исполнил.
19  [18] — См. в Словаре Иллирик.
21  [19] — Ис 52:15 (LXX).
23  [20] — Букв.: но теперь, не имея больше места в этих странах.
25  [21] — Букв.: иду в Иерусалим, служа святым (то же в ст. 26 и 31).
26  [22] — См. в Словаре Ахайя.
28  [23] — Букв.: отметив для них этот плод печатью.
29  [24] — В некот. рукописях: в полноте благословений Благой Вести Христовой.
31  [25] — Букв.: от непослушных/непокорных.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.