Исход 5 глава

Вторая книга Моисеева. Исход
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 После того как они обратились к народу, Моисей и Аарон пошли к фараону и сказали:
«Господь, Бог Израиля, говорит: „Отпусти Мой народ в пустыню, чтобы израильтяне устроили празднество в Мою честь”».
2 Фараон же ответил:
«Кто такой Господь? Почему я должен слушать Его? Почему я должен отпустить Израиль? Я не знаю Господа и не отпущу Израиль».
3 «Бог иудейского народа говорил с нами, — сказали тогда Аарон и Моисей, — и мы просим тебя отпустить нас в пустыню на три дня, принести жертву Господу, Богу нашему. Если мы этого не сделаем, Он может разгневаться и погубить нас, может сделать так, что мы умрём от болезней или будем убиты в бою».
4 Но фараон ответил:
«Моисей и Аарон, вы отвлекаете народ от дела. Не мешайте людям работать, и сами идите и занимайтесь своим делом!
5 Работников очень много, а вы никому не даёте работать!»
6 В тот же день фараон приказал сделать работу израильского народа ещё тяжелее, сказав надсмотрщикам над рабами и иудеям-десятникам:
7 «Вы всегда давали людям солому для изготовления кирпичей; теперь же скажите им, что они должны сами находить себе солому для кирпичей,
8 количество же кирпичей, которые они должны изготовить, остаётся прежним. Они обленились, потому и обращаются ко мне с просьбой, чтобы я их отпустил. У них недостаточно работы, поэтому они и просят меня, чтобы я разрешил им принести жертвы их Богу.
9 Так заставьте же их работать ещё больше, чтобы они были всё время заняты, тогда у них не будет времени слушать выдумки Моисея».
10 Затем египтяне-надзиратели и иудеи-десятники пошли и сказали народу:
«Фараон решил, что не будет больше давать вам солому для изготовления кирпичей,
11 вы сами должны пойти и найти солому, а кирпичей вы должны изготовлять столько же, сколько и раньше».
12 И пошли сыны Израиля по всему Египту искать солому,
13 а надзиратели заставляли их работать ещё тяжелее и изготовлять столько же кирпичей, сколько и раньше.
14 Египтяне-надзиратели выбрали десятников из иудеев, поставили их ответственными за работу и били их, говоря:
«Почему вы не изготовляете столько же кирпичей, сколько раньше? Если вы могли делать это раньше, то и теперь можете!»
15 Иудеи-десятники пошли к фараону с жалобой и сказали:
«Почему ты так обращаешься с нами, слугами твоими?
16 Солому нам не даёшь, требуешь, чтобы мы изготовляли столько же кирпичей, сколько и раньше, а теперь ещё и надзиратели избивают нас. Твоему народу грешно так поступать с нами».
17 Фараон же ответил:
«Вы обленились и не хотите работать. Поэтому и просите отпустить вас, потому и хотите уйти отсюда и принести жертвы Господу.
18 Идите, работайте! Не дадим вам никакой соломы, вы же должны изготовлять столько же кирпичей, сколько и раньше».
19 Иудеи-десятники поняли, что попали в беду, так как знали, что не смогут изготовлять столько кирпичей, сколько раньше.
20 После встречи с фараоном, выходя из дворца, они прошли мимо дожидавшихся их Моисея и Аарона.
21 «Зря вы попросили фараона, чтобы он отпустил нас, — сказали они Моисею и Арону. — Пусть Господь вас накажет за то, что вы сделали нас ненавистными фараону и его правителям. Вы дали им повод убить нас».
22 Тогда Моисей взмолился Господу:
«Господи, для чего Ты подверг такому бедствию Свой народ? Для чего послал меня сюда?
23 Я пошёл к фараону и сказал ему то, что Ты велел, и с того времени он стал преследовать народ Израиля; Ты же ничего не сделал, чтобы помочь ему!»

Толкование Далласской семинарии

В. Борьба Моисея с египетским фараоном (5:1 — 12:36)

В этом разделе книги Моисей зафиксировал свои попытки добиться вызволения народа из владений Аменхотепа II. Исход 5:1−21

Вождь, назначенный Богом, столкнулся не только с яростью фараона, но и с недовольством и недоверием со стороны собственного народа. Раздел делится на две части: а) столкновения Моисея с фараоном, наряду с описанием действий израильтян (5:1 — 7:13) и б) Божии суды над Египтом, обычно называемые «казнями» (7:14 — 12:36).

I. СТОЛКНОВЕНИЯ МОИСЕЯ С ФАРАОНОМ (5:1 — 7:13)

Моисей требовал освобождения своего народа дважды (5:1−5; 7. 10−13). И в обоих случаях (как и предсказал Господь. 4:21) фараон отказался отпустить народ.

а. Первое столкновение (5:1 — 6:27)

Моисей говорил к фараону, в результате чего тот лишь увеличил рабочую нагрузку на израильтян (5:1−14). И стали Моисею досаждать его же соплеменники, которые видели в нем причину того, что гнет их стал еще тяжелее (5:15 — 6:9).

1) Доводы Моисея.

Исх 5:1−4. Это должна была быть впечатляющая встреча! Моисей и Аарон, оба на девятом десятке, предстали как посланцы Божии пред лицом фараона, который своим народом сам был почитаем как бог. Их требование изложено в стихе 1 и раскрывается в стихе 3; Моисей и Аарон просили у фараона разрешения на три дня пути, принести жертву Господу (сравните 3:18).

Реакция фараона на их просьбу носила троякий характер: (1) Он отверг Бога Израиля как не имеющего авторитета в его глазах (5:2). (2) Возможность того, что израильтян может постигнуть беда за непослушание их Богу (стихи 2−3), оставила его равнодушным. (По поводу Бога Евреев комментарии на 3:18; сравните 7:16; 9:1, 13; 10:3.) (3) Фараона тревожила лишь перспектива оказаться в проигрыше из-за снижения трудовой активности израильтян (5:4−5). В глазах этого царя (вероятно, Аменхотепа II) евреи были как бы неодушевленными предметами, орудиями труда, и ценность имела только выполняемая ими работа, — тогда как фараон, упоминаемый в 1:8−10, 22 (возможно, Яхмос) вообще стремился к уничтожению их.

2) Увеличение рабочей нагрузки по приказу фараона.

Исх 5:5−14. О жестокости сердца фараонова свидетельствуют слова: и в тот же день (стих 6). Царь немедленно решил увеличить рабочую нагрузку на израильтян. По-видимому, он руководствовался такими соображениями: подневольные люди мечтают о свободе только тогда, когда у них много свободного времени или когда им позволено попусту проводить его (они праздны, сравните стих 17).

Проблему эту он решил так: приказал надсмотрщикам за рабами, чтобы евреям, сохранив за ними ту же дневную норму кирпичей, не помогали впредь — не поставляли бы им солому. (Солома смешивалась с глиной и песком для большей прочности глины.) Приказ фараона был выполнен (стихи 10−13), но работа их стала настолько изнурительной и требовала теперь настолько больше времени, что израильтяне просто не в состоянии были давать прежнюю норму кирпичей. В результате фараоновы надсмотрщики за рабами стали избивать надзирателей над работами из самих израильтян, требуя от них точного выполнения распоряжений Аменхотепа II.

3) Обращение израильских надзирателей к фараону.

Исх 5:15−19. По причине такого угнетения надзиратели сынов Израилевых добились аудиенции у фараона, чтобы принести ему жалобу на безрассудство подобных требований. Но эта их встреча с царем ни к чему не привела. Трижды подчеркивали они лояльность израильтян («рабы твои», стихи 15−16).

Они доказывали, что неспособность евреев производить прежнюю норму кирпичей объясняется тем, что им самим приходится собирать солому, т. е. выполнять работу, которую раньше выполняли египтяне. Но фараон продолжал настаивать на том, что они праздны (стихи 8−9). И тогда надзиратели поняли, что фараон не отменит своего приказа.

4) Обвинение против Моисея (5:20−23).

Исх 5:20−21. Слова надзирателей (начальников над работами), обращенные к Моисею и Аарону, были исполнены горечи (стихи 20−21), и потому Моисей, обращаясь в свою очередь к Богу, был столь резок (стихи 22−23). Почему Моисей и Аарон поджидали надзирателей, неизвестно, но те говорили с ними грубо.

Ведь народ и так жестоко угнетали, еще до возвращения Моисея, теперь же этот гнет сделался попросту невыносимым. Прежде Моисей говорил царю, что Божий гнев может обрушиться на евреев, если им не будет позволено принести Ему жертву в пустыне (стих 3), но теперь надзиратели из евреев жаловались на то, что их поражает меч… фараона.

Исх 5:22−23. Моисей тут же вознес жалобу Господу. Он согласен был с начальниками работ, что последнее ярмо, возложенное на израильтян, не было бы возложено на них, если бы не его столкновение с фараоном. И теперь он спрашивал Бога, для чего Он послал его. Не недоверие к Богу, несмотря на резкость его слов (Ты не избавил народа Твоего), а тяжесть, лежавшая у него на сердце, побудила Моисея обратиться к Нему с этим вопросом.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.