Исход 17 глава

Вторая книга Моисеева. Исход
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Затем народ Израиля двинулся из пустыни Син, переходя с места на место, как повелел Господь. Люди расположились станом в Рефидиме, но там не было питьевой воды.
2 Тогда народ восстал против Моисея и стал укорять его:
«Дай нам воды!» «Почему вы восстали против меня? — спросил Моисей. — Почему испытываете Господа?»
3 Но людей мучила жажда, и они продолжали роптать на Моисея:
«Зачем ты вывел нас из Египта? Зачем привёл нас сюда, чтобы мы вместе с нашими детьми и скотом погибли без воды?»
4 И воскликнул Моисей, обращаясь к Господу:
«Что мне делать с этим народом? Ещё немного и они забьют меня насмерть камнями!»
5 «Пройди перед народом, — сказал Господь Моисею, — и возьми с собой некоторых из старейшин. Принеси с собой свой дорожный посох, тот самый, которым ударил по воде реки Нил.
6 Я встану перед тобой на скале в Хориве. Ударь по скале дорожным посохом, и из неё потечёт вода, и тогда люди смогут напиться».
Моисей так и сделал, и израильские старейшины это видели.
7 Он назвал это место Мерива и Масса, потому что на этом месте израильский народ восстал против Господа и испытывал Его, желая знать, с ними Господь или нет.
8 В Рефидим пришли амаликитяне и стали воевать с народом Израиля.
9 И сказал Моисей Иисусу, сыну Навина:
«Собери народ и завтра иди сражаться с амаликитянами. Я же встану на вершине холма и буду наблюдать за вами, держа дорожный посох, который дал мне Бог».
10 Иисус сделал так, как велел ему Моисей, и на следующий день пошёл воевать с амаликитянами, а Моисей, Аарон и Хур поднялись на вершину холма,
11 и каждый раз, когда Моисей поднимал руки к небу, израильский народ брал верх в сражении, когда же он опускал их, израильский народ терпел поражение.
12 Через некоторое время руки у Моисея устали, тогда Аарон и Хур взяли камень и подложили под него. Моисей сел на камень, Аарон сел с одной стороны, а Хур — с другой стороны и стали поддерживать руки Моисея. Его руки были подняты до самого захода солнца.
13 Иисус победил амаликитян в этом сражении.
14 Тогда Господь сказал Моисею:
«Опиши это сражение, напиши обо всём этом в книге, чтобы люди помнили о случившемся здесь, и обязательно скажи Иисусу, что Я смету амаликитян с лица земли».
15 Тогда Моисей построил алтарь и назвал его «Господь — Знамя Моё»,
16 сказав:
«Я воздел руки к престолу Господнему, и Господь, как всегда, сразился с амаликитянами».

Толкование Далласской семинарии

в. Удовлетворение нужд народа в Рефидиме (глава 17)

В этой главе записаны еще два дела, совершенные Богом для Его народа: обеспечение его водой (стихи 1−7) и дарование ему победы в битве (стихи 8−16). Бог демонстрировал, что в состоянии и накормить Свой народ, и быть ему опорой.

Исх 17:1−7. После того, как они оставили пустыню Сив… они расположились в Рефидиме (до этого, однако, у них были стоянки в Дофке и в Алуше, Чис 33:12−14). Принято считать, что Рефидим соответствует современному Вади Рефь-ялд, близ Джебел Мусы, в районе горы Синай.

Мучимый жаждой в пути и не найдя воды по приходе в оазис, вновь стал роптать народ против Моисея и обвинять его в том, что он вывел их из Египта (сравните Исх 16:3). На этот раз дело, по-видимому, оборачивалось хуже чем в Мерре (15:24) или в пустыне Син (16:2), так как теперь они не просто жаловались, но укоряли Моисея и, вероятно, бранили его (17:2); еще немного, и они побили бы его камнями (стих 4). По словам Моисея, укоряя его, они искушали Господа (стих 2), иначе говоря, бросали Господу вызов, испытывая терпение Его, вместо того, чтобы довериться Ему (стих 7).

Но Бог был терпелив со Своим непослушным и ропщущим народом. Он велел Моисею взять жезл… которым он ударил по воде Нила (7:20); в русском тексте этого стиха назван Аарон (предположительно), т. к. в евр. тексте имя отсутствует; речь, однако, по всей видимости, идет в нем не об Аароне, а о Моисее), и теперь ударить им по скале в Хориве (17:6). Этот «Божий жезл» (4:20; 17:9) служил символом силы и власти; иметь его в руке было знаком зависимости от Бога и веры в Него. Хорив — одно из названий горы Синай, однако, станом у этой горы евреи расположатся позднее (19:1).

Возможно, под «Хоривом» подразумевался весь район Синая. Рефидим был так близко от горы Синай, что отроги ее доходили до него. Повелев Моисею ударить жезлом по скале, Господь рад был утолить жажду Своего народа, у которого не было теперь недостатка в воде. Так Он явил им еще одно чудо. А поскольку народ искушал Господа в этом месте, Моисей дал ему два названия: Масса («искушение») и Мерива («укорение»).

Исх 17:8−16. В Рефидиме Господь дал Своему народу одержать военную победу. Амаликитяне представляли собой племена, кочевавшие по пустыне на юг от Ханаана (сравните 1Цар 15:7; 27:8). Это были потомки Исава и его сына Елифаза (Быт 36:12). Они, видимо, пытались заставить израильтян уйти из этого чудесного оазиса и защитить свою территорию от вторжения чужеземцев. В этой критической ситуации Моисей призвал Иисуса Навина, который здесь упоминается впервые.

Хотя Иисус Навин вступил в битву со всем энтузиазмом, победа в ней была обеспечена совершенно особенным образом и с целью продемонстрировать Божию силу. Жест Моисея, державшего жезл Божий (сравните Исх 4:20) у себя над головой обеими руками, символизировал полную зависимость Израиля от Божией силы. Когда Моисей опускал руки (как бы знак уменьшения этой зависимости), враг одолевал.

Тогда пришли Аарон и Ор и стали поддерживать руки Моисея, благодаря чему они все время оставались поднятыми; это и обеспечило евреям грандиозную победу. (Ор упомянут только здесь, т. е. в 17:12, а также в 24:14; 1Пар 2:19−20; Ор, упоминаемый в Исх 31:2; 35:30; 38:22, является, вероятно, другим лицом. Есть еще и третий Ор (в рус. тексте — Хур), царь Мадиамский, о котором упоминается в Чис 31:8; Нав 13:21.)

Поражение амаликитян было событием, которое Бог хотел запечатлеть в памяти Иисуса Навина, ибо это племя было упорным врагом израильтян, не оставлявшим их в покое (сравните Чис 14:45; Суд 6:33; 1Цар 14:48; 15:7; 27:8), пока не было окончательно разгромлено царем Давидом (1Цар 30). В память победы того дня Моисей воздвиг жертвенник, который назвал Господь знамя мое. Интересно заметить, что в Исх 17:14 содержится первое в Библии упоминание о «записи в книгу» происходивших событий, хотя Моисей и до этого вел, конечно, своего рода дневник о временном пребывании евреев в пустыне (Чис 33:2). Бог доказал верность Своему народу, храня и защищая его.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.