Исход 2 глава

Вторая книга Моисеева. Исход
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Один мужчина из семьи Левия женился на женщине из той же семьи.
2 Женщина забеременела и родила мальчика и, увидев, как красив младенец, три месяца скрывала его,
3 опасаясь, что его найдут и убьют, потому что он мальчик. Через три месяца она сделала корзинку, обмазала её смолой, чтобы она держалась на плаву, и, положив в неё ребёнка, оставила в зарослях тростника у берега реки.
4 Сестра младенца осталась там и стала наблюдать, что с ним произойдёт.
5 В это время дочь фараона как раз пришла к реке купаться, а её служанки ходили по берегу. Увидев в тростнике корзинку, она послала служанку принести её.
6 Открыв корзинку, дочь фараона увидела плачущего младенца и исполнилась жалости к нему. И в этот момент она заметила, что это был один из иудейских детей.
7 Сестра младенца сказала дочери фараона:
«Не хочешь ли ты, чтобы я нашла для тебя иудейку, которая могла бы вскормить младенца и помочь тебе присматривать за ним?»
8 «Пойди», — сказала дочь фараона. Тогда девочка привела мать младенца.
9 «Возьми этого ребёнка и вскорми его для меня, — сказала матери дочь фараона. — Я заплачу тебе за это».
Женщина взяла ребёнка и стала за ним ухаживать.
10 Ребёнок подрос, и через некоторое время женщина отдала его царской дочери, и та приняла его как своего родного сына, назвав мальчика Моисеем, потому что она достала его из воды.
11 Моисей вырос и стал взрослым мужчиной. Он видел, что его собственный народ, иудеи, вынужден тяжко трудиться. Однажды он увидел, как египтянин избивал иудея.
12 Оглянувшись вокруг и увидев, что никто за ним не наблюдает, Моисей убил египтянина и закопал его в песке.
13 На следующий день Моисей увидел, как два еврея ссорятся друг с другом. Увидев, что один из них неправ, Моисей сказал ему:
«Почему ты бьёшь ближнего своего?»
14 «Кто сказал, что ты можешь быть начальником и судьёй над нами? Скажи, ты убьёшь меня, как убил вчера египтянина?»
Испугавшись, Моисей подумал:
«Теперь все узнают о том, что я совершил».
15 Узнав о том, что сделал Моисей, фараон хотел убить его, но Моисей убежал от фараона и отправился в Мадиамскую землю. Придя в Мадиам, Моисей сел у колодца.
16 В той земле жил священник, у которого было семь дочерей. Они пришли к тому колодцу, чтобы напоить овец отца, и стали наполнять жёлоб водой,
17 но местные пастухи отогнали их и не дали им набрать воды. Моисей защитил девушек и напоил их овец.
18 Когда девушки пришли обратно к своему отцу Рагуилу, он сказал: «Вы сегодня рано пришли домой!»
19 Тогда сёстры ответили:
«Пастухи хотели прогнать нас, но один египтянин помог нам, набрал для нас воды и напоил овец».
20 Рагуил сказал дочерям:
«Где этот человек? Почему вы его оставили? Позовите его, пусть он поест с нами».
21 Моисей был очень рад остаться у этого человека, и Рагуил разрешил ему жениться на своей дочери Сепфоре.
22 Сепфора забеременела и родила сына, которого Моисей назвал Гирсомом, дав ему это имя потому, что Моисей был пришельцем в чужой стране.
23 Прошло много времени. Египетский царь умер, но израильский народ по-прежнему был вынужден тяжко трудиться. Израильтяне взывали Бога о помощи, и Он услышал их.
24 Всевышний услышал их молитвы и вспомнил о соглашении, заключённом с Авраамом, Исааком и Иаковом.
25 Бог видел страдание израильского народа и знал, что вскоре поможет им.

Толкование Далласской семинарии

Б. Освободитель Израиля (главы 2−4)

1. РОЖДЕНИЕ МОИСЕЯ В ЕГИПТЕ, ОН — ПОД ЗАЩИТОЙ ДОЧЕРИ ФАРАОНА (2:1−10)

Исх 2:1−2. Обратите внимание на то, что рождение Моисея комментируется весьма кратко. Ясно, что указ фараона (1:16, 22) грозил опасностью жизни Моисея. Имена его родителей здесь не приводятся, но из 6:20 мы узнаем, что отца его звали Амрамом, а мать Иохаведой, и что она была теткой Амрама. У этой пары из колена Левиина было еще двое детей: Мариамь (15:20) и Аарон (6:20). Аарон был на три года старше Моисея (7:7).

Если допустить, что исход совершился в 1446 году, и поскольку Моисею было к тому времени 80 лет (7:7), то он родился в 1526 г. до Р. Х., в начале царствования Тутмоса 1 (1526−1512) или в конце царствования Аменхотепа I (1545−1526). Вопреки указу фараона, родители Моисея спрятали новорожденного (сравните Деян 7:17−20). Имя свое ребенок получил не от них, а от египетской принцессы (Исх 2:10).

Он (сын) был очень красив (стих 2), т. е. привлекателен внешне и здоров. По словам Стефана, Моисей «был прекрасен пред Богом» (Деян 7:20); о том же свидетельствует и автор Послания к Евреям (Евр 11:23).

Движимые верой в то, что Бог силен решить их проблему, родители Моисея скрывали его, вопреки царскому указу. Но по прошествии трех месяцев оставлять его в доме сделалось небезопасно.

Исх 2:3−4. И тогда мать Моисея — Иохаведа решила перепрятать дитя в корзинку и оставить ее в зарослях тростника на Ниле. Она сплела корзинку из стеблей папируса и осмолила ее асфальтом (сравните с Быт 6:14, где Бог приказывает Ною «осмолить смолою» ковчег) прежде, чем поставить ее в болотистые заросли. По иронии судьбы Иохаведа, опуская своего сына в Нил в осмоленной корзине, в каком-то смысле исполнила указ фараона — «выбрасывать» новорожденных мальчиков в реку! (Исх 1:22).

Сестре новорожденного младенца — Мариами Иохаведа велела стоять в некотором отдалении. Было ли это продуманным замыслом со стороны Иохаведы, которая надеялась, что кто-нибудь подберет и защитит ее дитя? Возможно — судя по тому, что мать велела Мариами наблюдать издали, что с ним будет, и по предложению Мариам дочери фараона (2:7) привлечь к делу мать младенца.

Исх 2:5−9. Промысел Божий отчетливо виден из Его заботы о ребенке, из того, каким чудесным образом дитя вернулось к своим родителям. Кто была эта дочь фараонова? Если дело происходило в царствование фараона Тутмоса I, то, возможно, речь идет о царевне Хатшепсут. Может быть, корзинка-лодочка не вовсе была скрыта в зарослях, потому что царевна увидела ее.

Когда же дочь фараонова… открыла корзинку, то плач младенца вызвал у нее жалость (она сжалилась над ним). В этот самый момент Мариамь и предложила ей привести кормилицу из еврейских женщин. Не говорит ли со всей очевидностью о Божием контроле над событиями то обстоятельство, что мать Моисея вновь получила свое дитя, которое теперь было водворено в родительском доме на законных основаниях, несмотря на указ фараона (1:22)? И ведь Иохаведа была даже вознаграждена за свои услуги! (2:9).

Любопытно, что несколько женщин оказались вовлеченными в обстоятельства, связанные с рождением Моисея: повивальные бабки, которые боялись Бога и потому ослушались царского указа; мать Моисея, оказавшая фараону открытое неповиновение; египетская принцесса, дочь фараона, проникшаяся состраданием к ребенку; и, наконец, сыгравшая определенную роль в этой истории сестра Моисея. В стихах 1−10 не названы имена ни одной из этих женщин.

Исх 2:10. Когда Моисею было несколько лет отроду, его привели к дочери фараоновой в качестве члена царской семьи (сравните Деян 7:21−22). Моисей был усыновлен ею; она дала ему имя и воспитала его. «И научен был Моисей всей мудрости египетской» (Деян 7:22). Но впоследствии он отрекся от принадлежности к египетскому царскому дому и «отказался называться сыном дочери фараоновой» (Евр 11:24−25).

Некоторые полагают, что имя Моисей (Моша) — еврейское и что египтяне понимали язык хибру. Другие говорят, что это — египетское имя, что «Мозез» созвучно частице «мосе» в таких именах как Тутмос или Яхмос. Кассуто («Комментарии на книгу Исхода «предполагает, что это египетское слово, означающее «сын» или «рожденный», хотя евр. Моше созвучно еврейскому же слову машах, которое означает «вытаскивать» («я из воды вынула его»).

Снова, таким образом, усилия фараона искоренить мужское население Израиля не увенчались успехом. Вначале защитой младенцу Моисею послужила жалкая тростниковая корзинка, а затем — мгновенно вспыхнувшее нежное чувство в сердце дочери фараона. Бог, обладающий высшей и неограниченной властью, спас дитя от действия царского указа и даже сделал его членом царской семьи!

2. БЕГСТВО МОИСЕЯ В ЗЕМЛЮ МАДИАМСКУЮ (2:11 — 4:17)

а. Причина бегства Моисея (2:11−14)

Исх 2:11−14. События, описанные в этих стихах, произошли через сорок лет после рождения Моисея (Деян 7:23); то есть около 1485 г. до Р. Х. («Историческую обстановку» во Вступлении). К тому времени Моисей уже был высокообразованным человеком и, по-видимому, бегло говорил как по-египетски, так и на иврите.

Вступившись за одного из своих угнетенных братьев, Моисей убил египтянина и спрятал тело его в песке. Моисей полагал, что, защищая своего собрата, даст понять своему народу что является его избавителем (Деян 7:25). Еще он думал, что, как он убивал, никто не видел, но, вероятно, израильтянин, которого Моисей защитил, рассказал о том, что произошло. Потому что уже на следующий день, когда Моисей вмешался в ссору между двумя евреями, один из них заметил Моисею, что он, мол. убил Египтянина (Деян 7:24−28). Моисей испугался тогда, что весть об убийстве уже распространилась и дойдет до фараона.

б. Куда бежал Моисей (2:15а)

Исх 2:15а. Когда фараон услышал об убийстве, совершенном Моисеем, то пришел в гнев (Евр 11:27) и хотел убить Моисея. Возможно, фараоном этим был Тутмос III, соправительницей которого долгое время была Хатшепсут. Моисей убежал от египтян и стал жить среди кочевников-мадианитян. Начало этому народу положил Мадиан, сын Хеттуры, жены Авраама, который отослал их в «землю восточную» (Быт 25:1−16). Мадианитяне жили в юго-восточной части Синая и на северо-западе Аравийского полуострова, по обе стороны Акабского залива. Эта пустыня по своему характеру значительно отличалась от пустыни Гесем в Египте.

в. Женитьба Моисея (2:15б−22)

Исх 2:15б−22. Однажды, сидя в земле Мадиамской у колодца, Моисей увидел семь дочерей Рагуила (в других местах называемого Иофором: 3:1; 18:1), священника Мадиамского. Благородный поступок Моисея, защитившего девушек, которые пришли за водой, был третьим примером того, что Моисей искал возможности помочь другим, избавить их от беды (сравните 2:12−13). Все эти случаи как бы предвещали его будущую роль народного освободителя.

Смелый поступок его побудил отца девушек пригласить Моисея (которого дочери назвали Египтянином, возможно, потому, что он был одет как египтянин) пообедать с ними. В конце-концов Моисей женился на дочери Рагуила — Сепфоре (это имя означает «малая птичка»), и у них родился сын Гирсам, что значит «изгнание» или «пришелец в чужой земле».

На протяжении 40 лет (Деян 7:30) Моисей вел нелегкую пастушью жизнь в Синайской пустыне, но это дало ему возможность обрести ценные познания относительно рельефа Синайского полуострова, которые позднее, когда он вел израильтян по пустынной этой местности, сослужили ему важную службу.

г. Призыв, обращенный к Моисею (2:23 — 4:17)

1) Что послужило причиной этого призыва (2:23 — 4:17).

Исх 2:23−25. Царь, который умер (стих 23), вероятно, Тутмос III, «фараон угнетения» (1504−1450 гг. до Р. Х.), которому наследовал Аменхотеп II (1450−1425). Пока Моисей 40 лет находился у мадианитян, израильтяне продолжали страдать под рабским ярмом, наложенным на них египтянами (1:11). Слыша их горестные вопли, вспомнил Бог завет Свой с обетованиями, данный Им Аврааму (Быт 12:1−3; 15:18−21; 17:3−8), Исааку (Быт 17:21) и Иакову (Быт 35:10−12).

Проникшись состраданием, Бог стал думать о бедственном положении израильтян. Он увидел (Исх 3:7, 9) и услышал и решил вмешаться. Исх 2:24−25 являются стержневыми стихами для всего повествования. Угнетение, рабство и смерть были превалирующими темами в 1:1 — 2:23. Теперь главное ударение будет поставлено на темах избавления и победы. Бог в своем непревзойденном могуществе вознамерился действовать согласно Своим обетованиям, чтобы освободить и сохранить Свой народ,



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.