От Иоанна 3 глава

От Иоанна, святое благовествование
Библейской Лиги ERV → Новой Женевской Библии

Библейской Лиги ERV

1 Среди фарисеев был человек по имени Никодим, один из иудейских предводителей.
2 Однажды вечером Никодим пришёл к Иисусу и сказал:
«Равви, мы знаем, что Ты — Учитель, посланный нам Богом, потому что никто не был бы в состоянии совершать знамения, которые Ты творишь, если бы Бог не помогал Ему».
3 Иисус ответил:
«Истинно тебе говорю, что только тот, кто снова родился, сможет увидеть Царство Божье».
4 Никодим спросил Его:
«Как может старый человек родиться снова? Ведь не может же он возвратиться в материнскую утробу и родиться во второй раз?»
5 Иисус ответил:
«Истинно тебе говорю, что тот, кто не родится от воды и Духа, не сможет попасть в Царство Божье.
6 Рождённое от плоти есть плоть, а рождённое от Духа — дух.
7 Не удивляйся, что Я сказал тебе: „Вы должны родиться снова”.
8 Ветер дует, куда ему угодно. Ты слышишь его шум, но не знаешь, откуда и куда он дует. Так и с тем, кто родился от Духа».
9 «Как же это возможно?»
— спросил Никодим.
10 Иисус ответил:
«Ты же наставник израильтян и не знаешь этого?
11 Истинно тебе говорю, что мы свидетельствуем лишь о том, что знаем, и о том, что сами видели, но вы не принимаете нашего свидетельства.
12 Я рассказывал вам о земном, и вы не верите. Как же вы сможете поверить, если Я расскажу вам о небесном?
13 Никто не восходил на небо, кроме Того, Кто спустился с неба, — Сына Человеческого.
14 Моисей поднял на шест змею в пустыне. Так и Сын Человеческий должен быть поднят,
15 чтобы все, кто поверит в Него, имели вечную жизнь».
16 Потому что Бог так возлюбил мир, что отдал Своего единственного Сына ради того, чтобы каждый, кто поверит в Него, не погиб, но имел вечную жизнь.
17 Не для того послал Бог Сына в мир, чтобы осудить мир, а для того, чтобы спасти мир через Него.
18 Тот, кто поверит в Сына, не будет осуждён, а кто не верит, уже осуждён, потому что не поверил в единственного Сына Божьего.
19 Вот почему они осуждены: Свет воссиял в этом мире, но люди предпочли тьму Свету, так как дела их злы.
20 Каждый, кто совершает злые дела, ненавидит Свет и избегает его, чтобы низость его поступков не вышла наружу.
21 Тот же, кто поступает по правде, выходит к Свету, чтобы было видно, что его дела совершены в согласии с волей Божьей.
22 После этого Иисус отправился со Своими учениками в землю Иудейскую. Он оставался там некоторое время и крестил народ.
23 В то же самое время Иоанн крестил людей в Еноне, что неподалёку от Салима, потому что там было много воды. Люди приходили к Нему и крестились.
24 В то время Иоанна ещё не заключили в темницу.
25 Некоторые из учеников Иоанна Крестителя, затеяв спор с одним иудеем об очистительном омовении,
26 пришли к Иоанну и сказали:
«Учитель, Тот, Кто был с тобой по ту сторону Иордана и о Ком ты свидетельствовал людям, Он также крестит людей, и все идут к Нему».
27 Иоанн ответил:
«Человек может иметь только то, что дал ему Бог.
28 Вы сами были свидетелями того, что я сказал: „Я — не Христос, я всего лишь тот, кого послал Бог приготовить для Него путь”.
29 Жених — тот, кому принадлежит невеста, а друг жениха стоит, прислушивается и наполняется радостью, услышав его голос. Так и я сейчас — нет предела моей радости.
30 Ему надо возрастать, мне же становиться всё меньше».
31 «Тот, Кто явился свыше, — величайший из всех. Тот же, кто от земли, принадлежит земле и говорит о земном. Тот, Кто сошёл с неба, — величайший из всех.
32 Он свидетельствует о том, что видел и слышал, но люди не принимают Его свидетельства.
33 Тот, кто принял Его свидетельство, тем самым подтвердил, что Бог истинен.
34 Тот, кто послан Богом, говорит Его слова, потому что Господь даёт ему Духа беспредельно.
35 Отец любит Сына и наделил Его властью над всем.
36 Тот, кто верит в Сына, имеет вечную жизнь, тот же, кто не повинуется Сыну, никогда не увидит этой жизни, и гнев Божий будет на нём».

Новой Женевской Библии

3:1−21 Это первая из многих речей Иисуса, записанных Иоанном. Обычно кто-то задает вопрос и Иисус отвечает таким образом, что беседа переходит на более глубокий уровень.

3:2 ночью. Вероятно, Никодим боялся, что люди увидят, как он посещает Иисуса, и поэтому не отважился отправиться к Нему днем. Если понимать это место символически, Никодим, доселе бродивший во тьме этого мира (ночь), приходит к Свету (ср. 9:4; 11:10; 13:30).

Равви! мы знаем, что Ты — Учитель. Никодим понимает, что Бог наделяет Своих посланников властью совершать чудеса, но такого понимания недостаточно, чтобы во всей полноте исповедовать Иисуса.

3:3 если кто не родится свыше. Греческое наречие, переведенное здесь как «свыше», имеет также значение «вновь». Вариант перевода «свыше» хорошо согласуется с рассуждением о «земном» и «небесном» (ст. 12) и со словами о восходящем и сходящем Сыне Человеческом (ст. 13). С другой стороны, эквивалентный термин «возрождение», употребленный в Тит 3:5, служит доводом в пользу значения «родиться вновь». Но возможно, что здесь подразумеваются оба значения — новое рождение, которое является рождением свыше (см. статью «Возрождение и новое рождение»).

3:5 родится от воды и Духа. Многие толкователи понимают слово «вода» как относящееся к воде крещения, но подобная ссылка, сделанная до установления христианского крещения, была бы для Никодима бессмысленной. Другие находят здесь ссылку на крещение Иоанново, но Иисус ни в одном другом месте не говорит о крещении Иоанновом как об условии, необходимом для спасения. Более правильными представляются взгляды тех экзегетов, которые видят здесь аллюзию на те места ВЗ, в которых вода и Дух связываются вместе, дабы выразить ожидающееся в конце времен излияние Духа Божьего (напр., Ис 32:15; Ис 44:3; Иез 36:25−27). Наличие такого изобилия ветхозаветных образов объясняет упрек, сделанный Иисусом Никодиму (ст. 10), — как «учитель Израилев», тот обязан был понять сказанное ему Христом.

3:6−8 В этих стихах особо подчеркивается, что инициатива и руководящая роль в спасении принадлежат Богу. Это, однако, не исключает необходимости ответного действия со стороны человека, которое выражается в покаянии и вере.

3:13 Сын Человеческий. См. ком. к 1:51.

сущий на небесах. Как Второе Лицо Божественной Троицы, Сын Божий, став Сыном Человеческим, не утратил Своей божественности, поскольку она является Его сущностью. И в этом смысле Он — «сущий на небесах» и в период Своего земного служения.

3:14 как Моисей вознес змию в пустыне. См. Чис 21:4−9.

так должно вознесену быть. Выражение «вознесену быть» имеет ключевой смысл в данном Евангелии (8:28; 12:32, 34). У него два значения — быть распятым и быть возвеличенным. Евангелие от Иоанна рассматривает смерть Христа на кресте, Его воскресение и Его прославление как единый акт, в котором раскрывается Божья слава. Слово «должно» указывает, что это — воля Божья (Деян 4:27−28).

3:16 так возлюбил Бог мир. Некоторые используют это выражение, чтобы отвергать идею Божьего выбора, в котором Он определяет избранных ко спасению, как если бы сам факт, что Бог послал Своего Сына на смерть, просто сделал спасение возможным для всех, кто верит. Но в других местах данного Евангелия Иисус ясно подчеркивает, что спасительный труд Он совершает ради избранных (напр., 6:37−40; 10:14−18; 17:9). Смысл же здесь в том, что спасительный труд Христа не ограничен этническим партикуляризмом (не обращен только на евреев), но совершается для избранных из всех народов мира.

Ясно, что те, кто не воспользуется средством, предложенным им Богом, обречены; они погибнут (навсегда лишатся общения с Богом, которое одно лишь и является целью всех людей, созданных по образу Божию). См. статью «Бог есть любовь: Божественные благость и верность».

3:17 судить мир. Иисус не приносит в мир осуждение, поскольку мир находился под осуждением еще до Его прихода.

3:18 Неверие — не единственное основание для осуждения, но оно представляет собой самое дерзкое восстание против Бога, поскольку неверующий сопротивляется даже милостивому приглашению Бога принять спасение через Христа. Иисус приходит в мир, который уже находится под осуждением за отвержение Бога Отца (Рим 1:18−32).

3:19−21 Эти стихи являются пояснением к ст. 18.

3:22 крестил. Из 4:2 становится ясно, что практически крещение совершали ученики от имени Иисуса. По-видимому, это крещение не было христианским (во имя Отца, Сына и Святого Духа), а представляло собой крещение покаяния.

Район служения Иоанна Крестителя.

3:24 Иоанн еще не был заключен в темницу. Евангелист Иоанн не описывает обстоятельств заключения Крестителя в тюрьму (см. Мф 14:3−12; Мк 6:17−29).

3:26 См. статью «Крещение».

3:27 не может человек ничего принимать. Иными словами, Иоанн подтверждает, что Иисусу Христу «дано... с неба» право говорить и действовать.

3:29 радостью радуется. Иоанн показывает, что его цель — не занять главное место, а приготовить путь для Иисуса и прославить Бога.

3:30 Ему должно расти, а мне умаляться. Т.е. Иисус начинает Свое служение, а Иоанн свое заканчивает.

3:31 Приходящий свыше. Этим Иисус отличается от всех прочих людей, которые «приходят от земли».

3:32 никто не принимает свидетельства Его. Ученики Иоанна были озабочены тем, что они, как им казалось, теряют свое влияние, и потому преувеличивали собственные затруднения, говоря, что «все идут к Нему» (ст. 26). Иоанн же беспокоится о том, что народ не откликается на служение Иисуса как должно, и поэтому, прибегая к сильному выражению «никто не принимает», чрезмерно драматизирует ситуацию.

3:34 не мерою дает Бог Духа. Эти слова следует воспринимать в контексте со ст. 35, который их полностью раскрывает.

3:35 Отец любит Сына. См. ком. к ст. 34.

3:36 не верующий в Сына не увидит жизни. Это совершенно логично, поскольку «в Нем... жизнь» (1:4). Смысл этих слов хорошо раскрыт в 1Ин 5:12.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.