Иов 35 глава

Книга Иова
Библейской Лиги ERV → Толковая Библия Лопухина

Библейской Лиги ERV

1 И продолжая, отвечал Елиуй:
2 «Иов, справедлив ли ты, говоря: „Я более прав, чем Бог?”
3 Ты спрашиваешь Господа: „Какая польза в том, что я стараюсь угодить Тебе? Что мне с того, что я безгрешен?”
4 Тебе и твоим друзьям ответить я хочу.
5 Взгляни на небо и на облака, которые гораздо выше тебя.
6 Что делаешь ты Господу, Иов, когда грешишь? Влияют ли на Бога твои бесчисленные грехи?
7 И если ты праведен, Иов, какую пользу извлекает из того Господь? Ведь от тебя Он ничего получить не может.
8 Грехи твои и праведность твоя — лишь для других людей, тебе подобных.
9 От бремени бессчётных притеснений страдают люди, и защиты просят от угнетателей своих.
10 Но ни один не говорит: „Где мой Господь, где мой Творец, дарующий песни в ночи,
11 Который сделал нас мудрее земных зверей и птиц небесных?”
12 Господь не отвечает воплям людей, поскольку слишком гордые они.
13 Господь и вправду просьб пустых не слышит, внимания на них не обращает.
14 Поэтому, Иов, Господь не будет слушать тебя, когда ты говоришь, что Он тебе невидим. Ты ждёшь с Ним встречи, чтоб доказать свою невиновность.
15 Ты думаешь, что Господь обходит наказаньем грешных, внимания на их грех не обращая.
16 Иов, в устах твоих пустые речи, ты умножаешь безрассудные слова».

Толковая Библия Лопухина

Третья речь Елиуя. 1−16. Польза Богоугождения; опровержение возможных возражений против данного положения.

Иов 35:1. И продолжал Елиуй и сказал:

Иов 35:2. считаешь ли ты справедливым, что сказал: я правее Бога?

Иов 35:3. Ты сказал: что пользы мне? и какую прибыль я имел бы пред тем, как если бы я и грешил?

Из намеченных в предшествующей речи двух неправильных мыслей Иова (Иов 34:5−6:9) Елиуем пока была опровергнута только одна — отрицание Божественного Правосудия. Разбору другой, — положении о бесполезности благочестия, посвящается речь настоящей главы. Иов «правее Бога» в том отношении, что признает необходимость воздаяния, тогда как правда Божия не делает никакого различия между добродетельными и грешниками (Иов 9:22−23 и т. п.), из чего и проистекает бесполезность благочестия.

Иов 35:5. взгляни на небо и смотри; воззри на облака, они выше тебя.

Иов 35:6. Если ты грешишь, что делаешь ты Ему? и если преступления твои умножаются, что причиняешь ты Ему?

Иов 35:7. Если ты праведен, что даешь Ему? или что получает Он от руки твоей?

Иов 35:8. Нечестие твое относится к человеку, как ты, и праведность твоя к сыну человеческому.

Человек не в состоянии изменить облака, — увеличить или уменьшать их блеск. Тем более бесконечно великий и всесовершенный Бог ничего не получает от добрых и злых дел человека (ср. Иов 7:20:22.2 и д.; Пс 15:2). Он не был бы Богом, если бы изменялся в зависимости от его добродетели и нечестия; их последствия — польза и вред сказываются только на людях (ст. 8).

Иов 35:9. От множества притеснителей стонут притесняемые, и от руки сильных вопиют.

Возражением против изложенного Елиуем взгляда является ссылка на то, что Господь не слышит жалобных воплей угнетенных (Иов 24:12): благочестие бесполезно. К разбору данного положения и переходит теперь Елиуй.

Иов 35:10. Но никто не говорит: где Бог, Творец мой, Который дает песни в ночи,

Одна из причин того, что Бог помогает далеко не всем притесняемым, заключается в их нежелании обратиться к Богу; они не ищут Того («где Бог», ср. Иер 2:6:8), чья помощь в минуту бедствий («ночью», ср. Иов 34:20:25) наполняет уста страдальцев хвалебною песнью (ср. Пс 39:2−4).

Иов 35:11. Который научает нас более, нежели скотов земных, и вразумляет нас более, нежели птиц небесных?

Иов 35:12. Там они вопиют, и Он не отвечает им, по причине гордости злых людей.

Иов 35:13. Но неправда, что Бог не слышит и Вседержитель не взирает на это.

Другая причина оставления Богом без ответа воплей лежит в их характере. Они — тоже, что инстинктивные крики животных, проявление безвыходного положения, созданного гордостью притеснителей (ст. 12), но не смиренная, соединенная с сознанием греховности молитва. Как таковые, они и не выслушиваются Богом (ср. Притч 1:27−28): «Бог не слушает беззакония, и Вседержитель не взирает на него» (буквальное чтение ст. 13).

Иов 35:14. Хотя ты сказал, что ты не видишь Его, но суд пред Ним, и — жди его.

Иов 35:15. Но ныне, потому что гнев Его не посетил его и он не познал его во всей строгости,

Если Бог отвечает не на все молитвы по вполне законным основаниям, то и причина того, что вопли Иова остаются не услышанными (Иов 19:7; Иов 23:8−10), заключается не в Боге, а в нем самом. И с другой стороны, это не дает права утверждать, что дело навсегда останется в таком же положении, — никогда не будет суда на Иова. «Так как Его гнев не обнаруживается вдруг, то следует ли отсюда, что Он не обращает внимания на преступление» (буквальное чтение ст. 15). Иов не должен успокаивать себя тем, что Бог как бы забыл его: временное забвение сменится строгим судом.

Иов 35:16. Иов и открыл легкомысленно уста свои и безрассудно расточает слова.

Отрицающий Божественное Правосудие и его проявление в истории человечества (Иов 24:1), Иов рассуждает неблагоразумно.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.