Иов 35 глава

Книга Иова
Под редакцией Кулаковых → Толковая Библия Лопухина

Под редакцией Кулаковых

1 И продолжал Элигу свой ответ и сказал:
2

«Думаешь, это и есть правда,
когда говоришь: „Я праведнее Бога“1?!

3

Когда спрашиваешь: „Что за польза Тебе
и какая Тебе выгода,2
согрешу я или нет?“3

4

Я отвечу тебе на такие речи,
тебе с твоими друзьями!

5

Взгляни на небо — и увидишь,
посмотри на облака — они выше тебя.

6

Если грешишь — что этим Ему сделаешь?
Если бесчисленны твои преступления —
Его ли этим заденешь?

7

Если праведен ты — что даруешь Ему?
Что из руки твоей Он получит?

8

Нечестие твое — пред таким же,
как ты, человеком,
и праведность твоя лишь смертных коснется.

9

Люди стонут от множества притеснений,4
взывают о помощи от угнетения5 сильных.

10

Но никто не задается вопросом:
„Где Бог, мой Создатель,
Тот, Кто ночью дает защиту,6

11

Кто отличил нас от скота земного,7
сделал нас мудрее птиц небесных?..“

12

И вот стонут они, а Он не отвечает
из-за гордыни людей нечестивых.

13

Конечно, не станет Бог слушать пустое,
Всемогущий на это не взглянет.8

14

Хоть и говоришь ты, что Его не видел,9
есть у Него правый суд, и его жди!

15

А пока гнев Божий еще не обрушился
и не безмерно Он за грех карает,10

16

ветрены речи на языке Иова,
бесчисленны слова его безрассудные».

Толковая Библия Лопухина

Третья речь Елиуя. 1−16. Польза Богоугождения; опровержение возможных возражений против данного положения.

Иов 35:1. И продолжал Елиуй и сказал:

Иов 35:2. считаешь ли ты справедливым, что сказал: я правее Бога?

Иов 35:3. Ты сказал: что пользы мне? и какую прибыль я имел бы пред тем, как если бы я и грешил?

Из намеченных в предшествующей речи двух неправильных мыслей Иова (Иов 34:5−6:9) Елиуем пока была опровергнута только одна — отрицание Божественного Правосудия. Разбору другой, — положении о бесполезности благочестия, посвящается речь настоящей главы. Иов «правее Бога» в том отношении, что признает необходимость воздаяния, тогда как правда Божия не делает никакого различия между добродетельными и грешниками (Иов 9:22−23 и т. п.), из чего и проистекает бесполезность благочестия.

Иов 35:5. взгляни на небо и смотри; воззри на облака, они выше тебя.

Иов 35:6. Если ты грешишь, что делаешь ты Ему? и если преступления твои умножаются, что причиняешь ты Ему?

Иов 35:7. Если ты праведен, что даешь Ему? или что получает Он от руки твоей?

Иов 35:8. Нечестие твое относится к человеку, как ты, и праведность твоя к сыну человеческому.

Человек не в состоянии изменить облака, — увеличить или уменьшать их блеск. Тем более бесконечно великий и всесовершенный Бог ничего не получает от добрых и злых дел человека (ср. Иов 7:20:22.2 и д.; Пс 15:2). Он не был бы Богом, если бы изменялся в зависимости от его добродетели и нечестия; их последствия — польза и вред сказываются только на людях (ст. 8).

Иов 35:9. От множества притеснителей стонут притесняемые, и от руки сильных вопиют.

Возражением против изложенного Елиуем взгляда является ссылка на то, что Господь не слышит жалобных воплей угнетенных (Иов 24:12): благочестие бесполезно. К разбору данного положения и переходит теперь Елиуй.

Иов 35:10. Но никто не говорит: где Бог, Творец мой, Который дает песни в ночи,

Одна из причин того, что Бог помогает далеко не всем притесняемым, заключается в их нежелании обратиться к Богу; они не ищут Того («где Бог», ср. Иер 2:6:8), чья помощь в минуту бедствий («ночью», ср. Иов 34:20:25) наполняет уста страдальцев хвалебною песнью (ср. Пс 39:2−4).

Иов 35:11. Который научает нас более, нежели скотов земных, и вразумляет нас более, нежели птиц небесных?

Иов 35:12. Там они вопиют, и Он не отвечает им, по причине гордости злых людей.

Иов 35:13. Но неправда, что Бог не слышит и Вседержитель не взирает на это.

Другая причина оставления Богом без ответа воплей лежит в их характере. Они — тоже, что инстинктивные крики животных, проявление безвыходного положения, созданного гордостью притеснителей (ст. 12), но не смиренная, соединенная с сознанием греховности молитва. Как таковые, они и не выслушиваются Богом (ср. Притч 1:27−28): «Бог не слушает беззакония, и Вседержитель не взирает на него» (буквальное чтение ст. 13).

Иов 35:14. Хотя ты сказал, что ты не видишь Его, но суд пред Ним, и — жди его.

Иов 35:15. Но ныне, потому что гнев Его не посетил его и он не познал его во всей строгости,

Если Бог отвечает не на все молитвы по вполне законным основаниям, то и причина того, что вопли Иова остаются не услышанными (Иов 19:7; Иов 23:8−10), заключается не в Боге, а в нем самом. И с другой стороны, это не дает права утверждать, что дело навсегда останется в таком же положении, — никогда не будет суда на Иова. «Так как Его гнев не обнаруживается вдруг, то следует ли отсюда, что Он не обращает внимания на преступление» (буквальное чтение ст. 15). Иов не должен успокаивать себя тем, что Бог как бы забыл его: временное забвение сменится строгим судом.

Иов 35:16. Иов и открыл легкомысленно уста свои и безрассудно расточает слова.

Отрицающий Божественное Правосудие и его проявление в истории человечества (Иов 24:1), Иов рассуждает неблагоразумно.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Или: я прав перед Богом.
3  [2] — Пер. по Вульгате; масоретский текст: какая мне выгода. Во многих современных переводах принято исправление «мне» в первой строке, т. е. весь стих звучит: что за польза мне и какая мне выгода от того, грешил я или нет.
3  [3] — Вероятно, Элигу имеет в виду слова Иова, сказанные в 7:20.
9  [4] — Элигу цитирует слова Иова (24:12).
9  [5] — Букв.: под рукой.
10  [6] — Пер. по друг. чтению. Букв.: песнь (хвалы).
11  [7] — Пер. по LXX; масоретский текст: наставляет нас больше скотов земных.
13  [8] — Друг. возм. пер.: но не будет Бог внимать неправде… Или: но неправда, что Бог не слышит, Всемогущий не замечает этого.
14  [9] — Или: тем более, когда ты говоришь, что ты Его не видишь.
15  [10] — Так в некот. рукописях и Вульгате. Масоретский текст неясен.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.