Даниил 11 глава

Книга пророка Даниила
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 В первый год власти Дария Мидянина я стал ему поддержкой и защитой.)
2 [68] Итак, я скажу тебе истину: в Персии появятся ещё три царя, а потом — четвертый,[69] который будет гораздо богаче всех прочих. Получив власть через богатство, он поднимет всех против Греческого царства.
3 Тогда появится могучий царь[70], который будет править с великой властью и делать, что пожелает.
4 Но когда он ещё будет набирать силу, его империя будет разрушена и разделена по четырем сторонам света. Она не перейдет к его потомкам и не будет управляться властью, подобной его власти, потому что она будет с корнем вырвана для других[71].
5 Южный царь[72] станет очень силен, но один из его военачальников[73] станет сильнее его и будет править своим царством с великой силой.
6 Через несколько лет они станут союзниками. Дочь южного царя пойдет за северного царя, чтобы скрепить союз[74], но она не удержит власти, и его потомство не продолжится. Она будет предана вместе со свитой, ребенком[75] и тем, кто её поддерживал[76].
7 В те дни ветвь от её корня[77] явится, чтобы занять её место. Он пойдет против войска северного царя[78] и войдет в его крепость; он будет воевать с ними и одержит победу.
8 Он даже захватит их богов, изваяния из металла и дорогие вещи из серебра и золота и увезет их в Египет. На несколько лет он оставит северного царя в покое.
9 Тогда северный царь вторгнется в державу южного царя, но возвратится в свою страну.
10 Его сыновья[79] станут готовиться к войне и собирать огромное войско, которое помчится, подобно наводнению, и принесет битву к самой его крепости.
11 Тогда южный царь[80] в гневе выступит и сразится с северным царем, набравшим большое войско, которое, однако, будет разбито.
12 Когда войско будет уведено, южный царь возгордится и убьет многие тысячи, но не достигнет победы[81].
13 Северный царь соберет другое войско, больше первого, и через несколько лет выступит с огромным войском, полностью снаряженным.
14 В те времена многие восстанут против южного царя[82]. Неистовые из твоего собственного народа восстанут во исполнение видения, но безуспешно[83].
15 Тогда северный царь придет, насыплет осадный вал и возьмет укрепленный город. Силы юга не смогут противиться; даже у лучших их воинов не будет силы, чтобы устоять.
16 Завоеватель будет действовать, как пожелает; никто не сможет ему противостоять. Он укрепится в Прекрасной стране, и вся она будет в его власти[84].
17 Он решит войти с силами всего царства, изложить условия мира и исполнить их. Чтобы погубить царство своего врага, он отдаст ему в жёны свою дочь, но этот замысел не исполнится, и это не принесет ему пользы[85].
18 Тогда он обратит взгляд на прибрежные области и захватит многие из них, но некий военачальник[86] положит конец его дерзости; истинно, он обратит его дерзость против него же.
19 Тогда он повернет к крепостям своей страны, но споткнется, падет, и его не станет.
20 Его преемник[87] пошлет сборщика налогов[88], чтобы поддержать величие царства[89]. Но пройдет немного времени и он погибнет — не от гнева и не в битве.
21 На его место явится презренный человек, не облеченный царским величием. Он придет без предупреждения и овладеет царством через козни[90].
22 Перед ним будет сметено неисчислимое войско[91]; оно будет погублено вместе с вождем завета[92].
23 Заключив с ним союз, он станет действовать обманом и лишь с немногими людьми придет к власти.
24 Он без предупреждения вторгнется в богатейшие части провинции и сделает то, чего не делали ни его отцы, ни праотцы. Он распределит награбленное, добычу и богатство среди своих сторонников. Он будет замышлять, как ниспровергнуть крепости, но лишь до времени.
25 С большим войском он соберет свои силы и смело выступит против южного царя[93]. Южный царь будет вести войну с большим и очень сильным войском, но не сможет устоять из-за заговоров, составленных против него.
26 Даже те, кто едят царскую пищу, станут пытаться его погубить; его войско будет сметено, и многие падут в сражении.
27 Оба царя, держа в сердцах зло, сядут за один стол и будут лгать друг другу, но успеха не будет, потому что конец придет лишь в определенное время.
28 Северный царь вернется в свою страну с великим богатством, но сердце его будет настроено против святого завета[94]. Он будет действовать против него, а после вернется в свою страну[95].
29 В определенное время он снова вторгнется в земли юга, но на этот раз исход будет иным, нежели прежде.
30 Ему преградят путь корабли Киттима, и он падет духом[96]. Он повернет назад и изольет свою ярость на святой завет. Он возвратится и будет благосклонен к тем, кто отступил от святого завета.
31 Посланные им воины займут и осквернят храм и крепость. Они отменят ежедневную жертву и поставят опустошающую мерзость[97].
32 Лестью он соблазнит тех, кто нарушил завет, но люди, которые знают своего Бога, будут ему твердо противостоять.
33 Мудрые среди народа наставят многих, хотя некоторое время их будут губить мечом, сжигать, брать в плен и грабить.
34 При этом они получат небольшую помощь[98], но многие присоединятся к ним неискренне.
35 Некоторые из мудрых споткнутся, чтобы пройти испытание, очиститься и убелиться, прежде чем наступит конец, потому что до его прихода ещё будет оставаться определенное время[99].
36 Царь будет делать, что пожелает. Он превознесет себя выше всякого бога и будет говорить неслыханные вещи против Бога богов[100]. Он будет преуспевать, пока не завершатся времена гнева, потому что должно произойти предопределенное.
37 Он не будет признавать ни богов своих отцов, ни того, который желанен женщинам[101]; он не будет признавать никакого бога, но вознесет над всеми ими самого себя.
38 Вместо них он будет чтить бога крепостей; бога, неизвестного его отцам, он будет чествовать золотом и серебром, драгоценными камнями и дорогими дарами.
39 Он нападет на самые сильные крепости с помощью чужого бога. Он умножит богатства тех, кто признает его, и назначит их правителями над многими, и будет делить землю за плату[102].
40 В конце времен на него нападет южный царь. Но северный царь обрушится на него как ураган, с колесницами, всадниками и многочисленными кораблями. Он вторгнется во многие страны и промчится через них, подобно наводнению.
41 Он вторгнется и в Прекрасную страну. Многие страны падут, но Эдом, Моав и вожди Аммона будут избавлены от его руки.
42 Он прострет свою власть на многие страны; не спасется и Египет.
43 Он овладеет золотыми и серебряными сокровищами и всеми богатствами Египта, и покоренные ливийцы с кушитами[103] пойдут за ним.
44 Но известия с востока и севера встревожат его, и он выйдет в страшном гневе истреблять и губить многих.
45 Он разобьет свои царские шатры между морем и прекрасной святой горой. Но он придет к своему концу, и никто ему не поможет.

Новой Женевской Библии

11:2 — 12:3 Данное Даниилу откровение делится на три части: в 11:2−20 говорится о событиях ближневосточной истории в период от современной Даниилу эпохи и до времени Антиоха IV Епифана; в 11:21−35 описывается правление этого царя; а то, о чем повествуется в 11:36 — 12:3, имеет, по всей видимости, отношение ко временам антихриста.

11:2 еще три царя восстанут в Персии. Имеются в виду: Камбис, 529−523 гг. до Р.Х.; Псевдо-Бардия (Гаутама), 523−522 гг. до Р.Х.; Дарий I, 522−486 гг. до Р.Х.

четвертый. Ксеркс I, 485−464 гг. до Р.Х.

превзойдет всех великим богатством. См. Есф 1:4.

поднимет всех против царства Греческого. Начиная с 480 г. до Р.Х. Ксеркс предпринял несколько походов против Греции.

11:3 восстанет царь могущественный. Александр Македонский, 336−323 гг. до Р.Х. (см. ком. к 7:6 и 8:5, 8).

11:4 царство его разрушится и разделится. См. ком. к 7:6 и 8:8.

11:5 южный царь. Птолемей I Сотер, 322−285 гг. до Р.Х.

один из князей его пересилит его. Селевк I Никатор, 312−280 гг. до Р.Х. Он был полководцем Птолемея, но затем вышел из его подчинения и воцарился в Вавилоне. Владения Селевкидов простирались от реки Инд на востоке до Сирии на западе.

11:6−20 В данном отрывке содержатся подробные предсказания о взаимоотношениях севера (царства Селевкидов) и юга (царства Птолемеев). Отрывок этот делится на три части: события, связанные с Лаодикой и Береникой (ст. 6−9); история жизни Антиоха III (ст. 10−19); правление Селевка IV (ст. 20).

11:6 дочь южного царя. Береника, дочь Птолемея II Филадельфа, правившего в 285−246 гг. до Р.Х.

чтобы установить правильные отношения. Подразумевается скрепленный династическим браком (заключенным приблизительно в 250 г. до Р.Х.) союз между Антиохом II Теосом Сирийским (261−246 гг. до Р.Х.) и Птолемеем II Египетским.

она не удержит силы в руках своих, не устоит и род ее. Предыдущая жена Антиох Лаодика организовала заговор, в результате которого были отравлены царь, Береника и их малолетний сын.

11:7 восстанет отрасль от корня ее. Птолемей III Эвергет, брат Береники, правивший в 246−221 гг. до Р.Х. (см. ком. к 11:6).

войдет в укрепления царя северного. Птолемей III напал на царство Селевкидов, предал смерти Лаодику (см. ком. к 11:6) и с богатой добычей возвратился в Египет.

11:9 нашествие на царство южного царя. Указание на неудачный поход сын Лаодики Селевка II Каллиника (246−226 гг. до Р.Х.) против царства Птолемеев, имевший место в 240 г. до Р.Х.

Власть Птолемеев над Израилем (270 г. до Р.Х.).

11:10 сыновья его. Селевк III Церавн, 226−223 гг. до Р.Х. и Антиох III Великий, 223−187 гг. до Р.Х.

вооружатся. Антиох III воевал с Птолемеями с 219 по 187 г. до Р.Х. и даже на некоторое время присоединил к своим владениям Палестину и западную Сирию.

до укреплений его. По всей вероятности, имеется в виду Рафия, построенная Птолемеями в южной Палестине крепость, у стен которой в 217 г. до Р.Х. разыгралось одно из важнейших сражений между армиями двух царств.

11:11 южный царь. Птолемей IV Филопатор, 221−203 гг. до Р.Х.

с царем северным. В данном случае «северный царь» — это Антиох III. В битве при Рафии (217г. до Р.Х.) он потерпел сокрушительное поражение от армии Птолемеев, потеряв при этом более четырнадцати тысяч воинов.

11:13 царь северный возвратится. Заключив союз с Филиппом V Македонским, Антиох III выступил против царства Птолемеев с войском, значительно превышавшим по численности то, которое было у него в битве при Рафии. Именно в это время при загадочных обстоятельствах скончался Птолемей IV, и царство наследовал его сын Птолемей V Епифан (203−181 гг. до Р.Х.), которому тогда едва исполнилось четыре года.

11:15 придет царь северный, устроит вал и овладеет укрепленным городом. Эти слова относятся к победе Антиоха III над египетским полководцем Скопасом, одержанной им в битве при Сидоне в 198 г. до Р.Х. Этой битвой был положен конец господству Птолемеев над Палестиной.

11:16 на славной земле. Т.е. в Палестине (см. 8:9; 11:41, 45).

11:17 дочь жен отдаст ему. Или: «отдаст ему дочь в жены». Клеопатра, дочь Антиоха III, была отдана в жены юному царю Птолемею V.

замысел не состоится, и ему не будет пользы из того. Став женой Птолемея, Клеопатра взяла сторону египтян в их борьбе против своего отца. Благодаря ее усилиям римляне помогли египтянам отразить попытки Антиоха III захватить принадлежащие Птолемеям города на побережье Малой Азии.

11:18 некий вождь прекратит нанесенный им позор. Римский полководец Луций Корнелий Сципион, одержав ряд побед над Антиохом III, вынудил его уступить Малую Азию Риму (Апамейский мир, 188 г. до Р.Х.). По условиям мирного договора второй сын Антиоха III (будущий Антиох IV Епифан), был отправлен в Рим в качестве заложника.

Израиль под властью Селевкидов (190 г. до Р.Х.).

11:20 На место его восстанет некий. Селевк IV Филопатор (187−175 гг. до Р.Х.), старший сын Антиоха III.

пошлет сборщика податей. Этим сборщиком податей был Илиодор (2Мак 3:7−40).

11:21 восстанет на место его презренный. Антиох IV Епифан (175−164 гг. до Р.Х.) был братом Селевка IV, но не являлся законным наследником престола, поскольку у Селевка IV был сын (Деметрий Сотер).

11:22 даже и сам вождь завета. В этих словах, возможно, следует видеть указание на убийство приспешниками Антиоха IV первосвященника Онии III, произошедшее в Иерусалиме в 171 г. до Р.Х. (см. 2Мак 4:32−43).

11:25 против царя южного. Птолемей VI (181−146 гг. до Р.Х.), сын Птолемея V и Клеопатры и, соответственно, племянник Антиоха IV (см. ком. к 11:17).

не устоит. Антиох IV разбил войско Птолемея VI в битве при Пелузии, городе на египетской границе (см. 1Мак 1:16−19).

11:28 отправится он в землю свою с... враждебным намерением против святаго завета. В отсутствие Антиоха IV в Иерусалиме начались интриги против его сторонников. В отместку за это он по пути из Египта в Антиохию Сирийскую разграбил иерусалимский храм (см. 1Мак 1:20−28).

29 В назначенное время опять пойдет он на юг. Новый поход против Египта Антиох IV предпринял в 168 г. до Р.Х.

11:30 в одно время с ним придут корабли Киттимские. Прибытие римской армии под командованием Гая Попиллия Лаена вынудило Антиоха IV отступить из Египта.

озлобился на Святый завет. К этому времени в Антиохе IV созрела решимость полностью покончить с религией евреев (см. ком. к 8:11).

11:31 прекратит ежедневную жертву, и поставит мерзость запустения. Эти слов служат указанием на осквернение Антиохом IV храма в декабре 168 г. до Р.Х. (ср. 1Мак 1:54, 59; 2Мак 6:2). См. ком. к 8:11; 9:27; 12:11.

11:32 люди, чтущие своего Бога, усилятся и будут действовать. Даниил говорит о тех, кто воспротивился насильственной эллинизации и оставался верен своему Богу (1Мак 1:61−63).

11:34 будут иметь некоторую помощь. В этих словах, видимо, содержится указание на священника Маттафию и его пятерых сыновей (Иоанна, Симона, Иуду, Елеазара и Ионафана), организовавших вооруженное сопротивление насильственной эллинизации евреев. Сам Маттафия умер в 166 г. до Р.Х., но его сыновья продолжили борьбу, приобретя известность под именем Маккавеев. Борьба эта увенчалась успехом при Иуде Маккавее, когда в декабре 164 г. до Р.Х. храм был очищен и в нем возобновились ежедневные жертвоприношения (см. 1Мак 4:36−39).

11:35 к последнему времени... время до срока. См. ком. к 8:17.

11:36 — 12:3 Отдельные подробности сообщаемого в 11:36 — 12:3 не позволяют отнести эти стихи к описанию царствования Антиоха IV Епифана. По этой причине многие толкователи интерпретируют данный отрывок как рисующий правление антихриста, который в преддверии Второго пришествия Христа воздвигнет против народа Божиего гонения, подобные тем, что воздвиг Антиох IV (ср. 12:1−3). В соответствии с такой интерпретацией, рассматриваемое место делится на три части, сходные с теми, на которые делится рассказ о царствовании Антиоха IV Епифан (11:21−35): признаки, свойственные антихристу (11:36−39); его деяния (11:40−45); участь народа Божиего (12:1−3). В таком случае следует полагать, что между событиями, представленными в 11:21−35, и теми, что описываются в 11:36 — 12:3, лежит некоторый временной промежуток.

Помимо рассмотренной выше, существует и другая точка зрения, согласно которой 11:36−39 рассматривается как своего рода подведение итога действий Антиоха IV в отношении религии. Повествование о воображаемом вторжении в Святую Землю можно, кроме того, понимать как краткое изложение истории походов Навуходоносора, пощадившего из всех народов только заклятых врагов Израиля (ст. 41) и в конце концов одержавшего победу даже над Египтом (ст. 42, 43; ср. Иез 29). Достигнув расцвета славы, он встретил смерть у горы Сион, в самом сердце Святой Земли (ст. 44:45). Его окончательное поражение (12:1−3) описано так, как мог бы быть описан абсолютный конец истории. Но поскольку данная часть пророчеств не нашла конкретного исполнения в истории, нельзя с уверенностью сказать, следует ли их понимать в метафорическом или буквальном смысле, и поэтому любая интерпретация 11:36 — 12:3 может быть лишь умозрительной. Дальнейшие Комментарии к этому фрагменту составлены исходя из предположения, что оно содержит в себе предсказание о грядущем явлении антихриста.

11:36 доколе не совершится гнев. Как и в случае с Антиохом IV (11:35; см. ком. к 8:17), время гонений при антихристе точно отмерено Богом.

11:40 Под конец же времени. Это выражение несет эсхатологический смысл конца века сего (см. ком. к 8:17).

11:41 в прекраснейшую из земель. Т.е. в Палестину (ср. ст. 16 и 45, а также 8:9).

11:45 но придет к своему концу, и никто не поможет ему. См. Иоиль 3; Зах 14:1−4; 2Фес 2:8; Откр 16:13−16; Откр 19:11−21.

Примечания:

 
Новый русский перевод
2 [68] — В этом отрывке содержатся пророчества о событиях в Персидской и Македонской империях, в царствах Птолемеев и Селевкидов. А также здесь говорится об отношениях между этими государствами в период с V в. до н. э. по II в. до н. э. События, описанные в ст. 36-45, повествуют о последних днях.
2 [69]Три царя— это Камбиз (530-522 гг. до н. э.), Лжесмердиз (522 г. до н. э.) и Дарий I Великий (Гистасп) (522-486 гг. до н. э.); четвертый— Ксеркс I (486-465 гг. до н. э.).
3 [70] — Это Александр Македонский (Великий) (336-323 гг. до н. э.).
4 [71] — Империя Александра была разделена между его полководцами. Селевк получил Сирию и Месопотамию, Птолемей — Египет, Лисимах — Фракию и части Малой Азии, Кассандр — Македонию и Грецию.
5 [72] — Это Птолемей I Сотер (323-285 гг. до н. э.).
5 [73] — Это Селевк I Никатор (311-280 гг. до н. э.).
6 [74] — Птолемей II Филадельф (285-246 гг. до н. э.) выдал свою дочь Беренику замуж за Антиоха II Теоса (261-246 гг. до н. э.), отдав в качестве приданного и Израиль.
6 [75] — Или: отцом.
6 [76] — Лаодика, бывшая жена Антиоха II, приказала убить Беренику вместе с ее малолетним сыном, после чего отравила самого Антиоха и возвела на престол их сына — Селевка II Каллиника. Отец Береники умер примерно в то же время.
7 [77] — Это Птолемей III Евергет (Благодетель) (246-221 гг. до н. э.), брат Береники.
7 [78] — Это Селевк II Каллиник (246-226 гг. до н. э.).
10 [79] — Это Селевк III Керавн (226-223 гг. до н. э.) и Антиох III Великий (223-187 гг. до н. э.).
11 [80] — Это Птолемей IV Филопатор (221-203 гг. до н. э.). Он сражался с Антиохом III Великим.
11 [81] — В 217 г. до н. э. произошло сражение между сирийской и египетской армиями при городе Рафии, который находился в районе современного города Газа. Сирийцы проиграли битву, потеряв 10 000 убитыми и 4 000 пленными.
14 [82] — Это Птолемей V Епифан (203-181 гг. до н. э.).
14 [83] — К Антиоху III присоединилось и немало евреев в ложной надежде добиться независимости и от Египта и от Сирии.
16 [84] — К 199 году до н. э. Антиох III полностью укрепился в Израиле.
17 [85] — Антиох III выдал свою дочь Клеопатру I замуж за Птолемея V Епифана в 194 г. до н. э., но Клеопатра неожиданно встала на сторону своего малолетнего мужа.
18 [86] — Это консул Луций Корнелий Сципион Азиатский, римский полководец, который нанес Антиоху III сокрушительное поражение в Магнезии в 190 г. до н. э.
20 [87] — Это Селевк IV Филопатор (187-175 гг. до н. э.), сын Антиоха III.
20 [88] — Это Илиодор, казначей Селевка IV, которого он позже отравил.
20 [89] — Или: чтобы пройти по царству славы; или: чтобы обобрать славу царства (Иерусалимский храм).
21 [90] — Это Антиох IV Епифан (Прославленный), получивший прозвище Епиман («безумец») (175-164 гг. до н. э.). Он с помощью интриг завладел престолом, воспользовавшись тем, что его племянник Дмитрий, законный наследник, находился в это время в Риме.
22 [91] — Это египетское войско, которое вела Клеопатра, сестра Антиоха IV, с целью посадить на престол северного царства своего малолетнего сына Птолемея VI Филометора.
22 [92] — Это, предположительно, первосвященник Оний III, которого Антиох Епифан низложил.
25 [93] — Это Птолемей VI Филометор (181-146 гг. до н. э.).
28 [94] — 169 г. до н. э.
28 [95] — В 169 г. до н. э. Антиох IV убил многих евреев и разграбил Иерусалимский храм.
30 [96] — Это были римские войска под предводительством сенатора Попилия Лена.
31 [97] — В 168 г. до н. э. Антиох Епифан осквернил храм в Иерусалиме, установив там статую Зевса и принеся ему в жертву свинью. См. также 9:27 и сноску к нему.
34 [98] — Это евр. восстание против Антиоха IV под руководством Маккавеев, Маттафии и его сына Иуды.
35 [99] — Здесь заканчивается история Антиоха IV Епифана. Дальше пророку Даниилу открывается далекое будущее: образ Антиоха IV сливается с образом антихриста, который должен появиться в конце времен (см. 1Ин 2:18; 2Фес 2:3-4; Откр 13:5-8).
36 [100] — См. 2Фес 2:4.
37 [101] — Букв.: ни желания женщин. Возможно это бог Таммуз (Адонис) (ср. Иез 8:14), по другому толкованию, здесь речь может идти о Христе (в Израиле каждая женщина мечтала стать Его матерью). Существуют и другие толкования.
39 [102] — Или: в награду.
43 [103] — Обитатели земель в верхнем течении Нила.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.