Числа 16 глава

Числа, Пятикнижие Моисея
Новый русский перевод → Комментарии МакДональда

Новый русский перевод

1 Корах, сын Ицгара, сына Каафа, сына Левия, и рувимиты — Датан и Авирам, сыновья Элиава, и Он, сын Пелета, составили заговор[51]
2 и восстали против Моисея. С ними были 250 израильтян, вождей народа, прославленной среди знати народа.
3 Они собрались против Моисея и Аарона и сказали им:
— Вы зашли слишком далеко! Все в народе святы, каждый из них, и Господь пребывает с ними. Почему же вы ставите себя выше всего народа Господа?
4 Услышав это, Моисей пал ниц.
5 Он сказал Кораху и его сообщникам:
— Завтра утром Господь покажет, кто принадлежит Ему, кто свят и кому будет дано приближаться к Нему. Кого Он изберет, тому и будет дано приближаться к Нему.
6 Ты, Корах, и твои сообщники сделайте вот что: возьмите кадильницы для возжигания благовоний
7 и завтра положите в них горящие угли, а на них положите перед Господом кадильные благовония. Кого Господь изберет, тот и будет свят. Вы, левиты, зашли слишком далеко!
8 Моисей сказал Кораху:
— Послушайте, левиты!
9 Разве не достаточно вам того, что Бог Израиля отделил вас от народа израильского и приблизил к Себе, чтобы вы работали при скинии Господа, стояли перед обществом и служили ему?
10 Он приблизил к Себе вас и ваших собратьев левитов, но вы пытаетесь получить и священство.
11 Вы и ваши сообщники ополчились против Господа. Кто такой Аарон, чтобы вам роптать на него?
12 Моисей призвал Датана и Авирама, сыновей Элиава. Но они сказали:
— Мы не придем!
13 Разве не достаточно, что ты вывел нас из земли, где течет молоко и мед, чтобы убить в пустыне? А теперь ты хочешь ещё и властвовать над нами?
14 Ты не привел нас в землю, где течет молоко и мед, и не дал нам поля и виноградники. Хочешь запорошить этим людям глаза?[52] Мы не придем!
15 Моисей сильно разгневался и сказал Господу:
— Не принимай их приношений. Я не брал у них даже осла и никому из них не причинил зла.
16 Моисей сказал Кораху:
— Что до тебя с твоими сообщниками, предстаньте завтра перед Господом: ты, они и Аарон.
17 Пусть каждый возьмет свою кадильницу, положит в неё благовония и принесет её Господу — всего 250 кадильниц. Ты и Аарон тоже принесите каждый свою кадильницу.
18 Каждый взял кадильницу, положил в неё горящие угли, а на них — благовония, и встал с Моисеем и Аароном у входа в шатер собрания.
19 Когда Корах собрал против них всех сообщников к входу в шатер собрания, слава Господа явилась всему народу.
20 Господь сказал Моисею и Аарону:
21 — Отделитесь от этого народа, чтобы Я уничтожил их в одно мгновение.
22 Но Моисей и Аарон пали ниц и сказали:
— Боже, Боже духов всякой плоти, неужели Ты прогневаешься на весь народ, когда согрешит один?
23 Тогда Господь сказал Моисею:
24 — Скажи народу: «Отойдите от жилищ Кораха, Датана и Авирама».
25 Моисей встал и пошел к Датану и Авираму, а старейшины Израиля пошли за ним.
26 Он предупредил народ:
— Отойдите от шатров этих нечестивцев! Не трогайте ничего из их пожитков, иначе вы погибнете из-за их грехов.
27 Они отошли от жилищ Кораха, Датана и Авирама. Датан и Авирам вышли и стояли с женами, сыновьями и маленькими детьми у входов в свои шатры.
28 И Моисей сказал:
— Вот как вы узнаете, что Господь послал меня сделать всё это, и что я делаю это не по своей воле:
29 если они умрут обычной смертью и участь их будет подобна участи всех людей, то Господь меня не посылал.
30 Но если Господь сотворит небывалое, если под ними разверзнется земля и поглотит их со всем их добром, и они живыми сойдут в мир мертвых[53], то вы поймете, что эти люди презирали Господа.
31 Едва он окончил говорить это, земля под ними разошлась.
32 Земля разверзлась и поглотила их и их сородичей — всех людей Кораха со всем их имуществом.
33 Они живыми сошли в мир мертвых, со всем своим добром; земля сомкнулась над ними, и они сгинули из среды народа.
34 Под их крики израильтяне, которые были вокруг, разбежались, крича: «Земля хочет поглотить и нас!»
35 От Господа вышел огонь и сжег 250 человек, которые приносили кадильные благовония.
36 Господь сказал Моисею:
37 — Вели Элеазару, сыну священника Аарона, собрать кадильницы среди сожженных останков и разбросать из них угли, потому что они святы, —
38 это сосуды грешников, которые поплатились жизнью. Расплющь кадильницы в листы, чтобы покрыть ими жертвенник, так как их принесли Господу, и они стали освященными. Пусть они будут для израильтян предостережением.
39 Священник Элеазар собрал бронзовые кадильницы, принесенные сожженными, и их разбили, чтобы покрыть жертвенник,
40 как повелел ему через Моисея Господь. Таково было напоминание израильтянам, что никому, кроме потомка Аарона, нельзя приходить, чтобы возжигать благовония перед Господом, чтобы не разделить участь Кораха и его сообщников.
41 На другой день всё общество израильтян роптало на Моисея и Аарона.
— Вы погубили народ Господа, — говорили они.
42 Но когда, собравшись против Моисея и Аарона, народ повернулся к шатру собрания, его покрыло облако и явилась слава Господа.
43 Моисей и Аарон подошли к шатру собрания,
44 и Господь сказал Моисею:
45 — Оставь этот народ, чтобы Я уничтожил их в одно мгновение.
Они пали ниц.
46 Моисей сказал Аарону:
— Возьми кадильницу, положи в неё горящие угли с жертвенника и кадильные благовония и поспеши к народу, чтобы совершить за них обряд искупления. Господь разгневался; начался мор.
47 Аарон сделал, как сказал ему Моисей, и поспешил к народу. Среди них уже начался мор, но Аарон возжег благовония и совершил обряд искупления за народ.
48 Он встал между мертвыми и живыми, и мор прекратился.
49 Но 14 700 человек умерло от мора, не считая тех, кто умер из-за Кораха.
50 Аарон вернулся к Моисею к входу в шатер собрания, потому что мор прекратился.

Комментарии МакДональда

Е. Восстание Корея (Главы 16, 17)

16:1−3 Корей, двоюродный брат Аарона (Исход 6:18−21), был левитом, но не священником. Очевидно, его возмущал тот факт, что эксклюзивное право священства было дано только роду Аарона. Дафан, Авирон и Авнан происходили из колена Рувимова, и были недовольны властью Моисея над ними. Авнан не упоминается нигде, после первого стиха, поэтому невозможно установить, разделил ли он судьбу остальных. Двести пятьдесят человек — начальники общества — объединились в восстании против священства и гражданской власти (ст. 2). Их доводы заключались в том, что все люди святы и не должны быть отлучены от приношения жертв (ст. 3).

16:4−11 Для решения проблемы Бог через Моисея повелел Корею и его сообщникам прийти на следующий день с кадильницами (ст. 6−7). Приношение курения перед Господом было обязанностью священников; если Бог не признает их как священников, Он явит Свое недовольство.

16:12−15 Дафан и Авирон отказались выйти из своих шатров, будучи призваны Моисеем, вместо этого они упрекнули его за его руководство. Они вспомнили данное ранее обещание (Исход 3:8), что Бог введет их «в землю, где течет молоко и мед», и с сарказмом жаловались на то, что Моисей вместо этого вывел их «из земли, в которой течет молоко и мед» (Египет) и привел их в землю, где не «течет молоко и мед» (в пустыню).

В стихе 14 может подразумеваться то, что, будучи неспособен исполнить свое обещание, Моисей теперь пытался скрыть от людей свою неудачу или свои истинные намерения. Моисей напоминает Господу, что он не брал никакой мзды с народа, как обычно это делают правители.

16:16−22 На следующий день Корей, Аарон и двести пятьдесят восставших предстали перед скинией с курильницами. Там же собралось и все общество Израильское, возможно, в знак солидарности с Кореем. И явилась слава Господня всему обществу. И сказал Господь Моисею и Аарону отделиться от общества, чтобы не быть уничтоженными вместе с остальными. Благодаря ходатайству Моисея и Аарона этот приговор не был осуществлен.

16:23−35 Место действия переносится к шатрам, где живут Корей, Дафан и Авирон (ст. 24). Моисей предупредил остальной народ, чтобы они отошли подальше от этих шатров. Затем Моисей объявил, что если эти люди умрут естественной смертью, или их постигнет участь всех людей, то это станет посрамлением и дискредитацией для самого Моисея. Но если Господь чудом побудит землю поглотить их, тогда все узнают, что люди сии были виновны в восстании против Господа (ст. 30). Как только он произнес слова сии, земля разверзлась и поглотила Дафана и Авирона, и их семьи (дома), которые, скорее всего, поддерживали их в этом восстании (ст. 32−33). Возникает заслуживающий внимания вопрос: когда погиб Корей? Некоторые считают, что его поглотила земля вместе с Дафаном и Авироном (ст. 32−33). Другие придерживаются мнения, что он был уничтожен огнем, который погубил двести пятьдесят мужей (ст. 35). Из книги Чисел 26:10 складывается впечатление, что он был поглощен вместе с Дафаном и Авироном. Стих 11 той же главы свидетельствует, что Бог пощадил его сыновей. Самуил, следующий великий пророк Израиля, был потомком Корея (1 Паралипоменон 6:22−23, 28) ... В стихе 30 слово «преисподняя» означает «могила», но также может подразумевать отделение души от тела.

В некоторые моменты истории Бог являл Свое крайнее недовольство определенными грехами путем немедленного их наказания. Он осудил Содом и Гоморру (Бытие 19:24−25); Надава и Авиуда (Левит 10:1−2); Мириам (Числа 12:10); Корея, Дафана и Авирона, и 250 начальников израилевых (эта глава); Ананию и Сапфиру (Деяния 5:5, 10). Вполне очевидно, что Он не делает этого всякий раз, когда совершаются подобные грехи, но, тем не менее, иногда Он вмешивается в историю и проявляет Свою силу, чтобы это послужило уроком для последующих поколений.

«Люди Кореевы» (ст. 32) может означать его слуги или его последователи.

16:36−40 Освященные кадильницы, которые использовали согрешившие, были разбиты в листы для покрытия жертвенника всесожжений. Они должны были служить напоминанием о том, что только род Аарона имел привилегию нести служение священства. Огонь из кадильниц был выброшен вон.

16:41−50 На следующий день после этих скорбных событий люди обвинили Моисея и Аарона в том, что они убили народ Божий. Господь в гневе угрожал уничтожить все общество Израильское, но Моисей и Аарон пришли к скинии собрания, несомненно, для того, чтобы ходатайствовать за них. Тогда Господь наказал народ страшным поражением. Только когда Аарон бросился в гущу народа с курением и заступился за народ, поражение прекратилось. Но даже к тому моменту уже погибло четырнадцать тысяч семьсот человек. Начальники, вместе с обществом Израилевым, ранее сомневались в священстве Аарона. Теперь же именно священническое ходатайство Аарона остановило поражение народа. Моисей и Аарон не убили Божий народ, а, наоборот, спасли их!

Примечания:

 
Новый русский перевод
1 [51] — Или: взяли людей.
14 [52] — Или: « Ты хочешь обмануть этих людей?»
30 [53] — Евр. шео́л — место, где пребывают души умерших.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.