Числа 16 глава

Числа, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Восстал1 Корей,2 сын Ицхара, сына Кехатова, из колена Левия, а с ним из колена Рувима Дафан с Авироном, сыновья Элиава, и Он, сын Пелета.
2 Они восстали против Моисея, и к ним присоединились двести пятьдесят человек — сынов Израилевых из числа вождей общины, людей именитых, которых как советников избирали всем собранием.
3 Все они пришли к Моисею с Аароном и сказали: «Довольно! Вы слишком много берете на себя. Свято всё общество — не вы одни! И со всеми ГОСПОДЬ, не только с вами! Вы что же, ставите себя выше всего собрания ГОСПОДНЕГО?»
4 Услышал это Моисей и пал ниц пред Господом;
5 ответил он потом Корею и всем сообщникам его: «Утром Сам ГОСПОДЬ скажет, кто Его, и кто свят, и кому позволит приближаться к Себе; и кого Он изберет, тот и будет приближаться к Нему.
6 А вы сделайте вот что: возьмите кадильницы — ты, Корей, и все сообщники твои —
7 и завтра положите в них горящие угли и сверху — благовония. И кого изберет ГОСПОДЬ, тот и свят. И довольно с вас, сыны Левия, не берите на себя слишком много!»
8 Обращаясь к Корею, Моисей сказал: «Послушайте меня, левиты!
9 Вам мало того, что Бог Израилев выделил вас из общины Израиля и приблизил к Себе для работ в Скинии ГОСПОДНЕЙ, чтобы предстоять перед общиной и служить ей?
10 Он приблизил к Себе тебя, Корей, и всех братьев твоих, сынов Левия, а вы теперь еще и священства возжелали!
11 Ты и твои сообщники, сговорившись, против Самого ГОСПОДА выступили! А что не так сделал Аарон, что вы его злословите?»
12 Затем Моисей велел вызвать Дафана и Авирона, сыновей Элиава. Но те ответили: «И не подумаем прийти.
13 Разве мало того, что ты увел нас из земли, источающей молоко и мед, чтобы погубить в пустыне? Так тебе надо еще и господствовать над нами?!
14 А главное, ты ведь не привел нас в землю, которая источает молоко и мед, да и не дал нам во владение ни полей, ни виноградников. Думаешь пустить пыль в глаза таким людям, как мы? Не жди, не придем!»
15 Сильно разгневался Моисей и сказал ГОСПОДУ: «Да не будут угодны Тебе их приношения. А я у них даже осла не взял и не сделал зла ни одному из них».
16 А Корею Моисей сказал: «Ты и все твои сообщники завтра же предстаньте пред ГОСПОДОМ и ты, и они, и Аарон вместе с вами.
17 Возьмите каждый свою кадильницу и благовония положите в них; все принесите кадильницы свои, все двести пятьдесят пусть будут пред ГОСПОДОМ, и ты, и Аарон тоже принесите свои кадильницы».
18 На следующий день всё так и было: все они взяли каждый по кадильнице с горящими углями в них и благовониями и вместе с Моисеем и Аароном пришли к входу в Шатер Откровения.
19 Когда Корей привел туда же всю общину — всех настроенных против Аарона и Моисея, — слава ГОСПОДНЯ явилась всем собравшимся.
20 И сказал ГОСПОДЬ Моисею с Аароном:
21 «Отделитесь от этой толпы, и Я немедленно истреблю ее».
22 Но они, умоляя, пали ниц: «О Боже, Боже духов всякой плоти! Будешь ли Ты гневаться на всю общину, если согрешил один человек?»
23 Тогда ГОСПОДЬ сказал Моисею:
24 «Вели всем сынам Израилевым подальше отойти от жилищ Корея, Дафана и Авирона».
25 Моисей поднялся и направился к Дафану и Авирону; за ним пошли старейшины Израиля.
26 И сказал Моисей общине израильтян: «Станьте подальше от шатров этих грешников и не прикасайтесь ни к чему, что им принадлежит, дабы и вам не погибнуть из-за их грехов».
27 И отошли они от жилищ Корея, Дафана и Авирона.
Дафан же и Авирон вышли из шатров своих вместе с женами, сыновьями и малыми детьми и встали у входов в свои жилища.
28 И тогда Моисей сказал: «Вот как вы узнаете, что делал я всё не сам по себе, а по велению ГОСПОДА:
29 если умрут эти люди обычной смертью, как все умирают, тогда не ГОСПОДЬ меня посылал.
30 Но если необычное совершит ГОСПОДЬ, если разверзнется земля и поглотит их со всем их добром, если живыми сойдут они в Шеол,3 то знайте: на Самого ГОСПОДА хулу возвели эти люди».
31 И как только сказал Моисей эти слова, трещина пошла по земле под ногами мятежников,
32 разверзлась она и поглотила их самих, и семьи их, и всех домочадцев Корея со всем их имуществом.
33 И сошли они со всем, что было у них, в Шеол живыми; земля накрыла их, и так не стало их в общине.
34 Услышав их вопли, все стоявшие вокруг израильтяне бросились бежать. «Смотрите, — кричали они, — как бы и нас не поглотила земля!»
35 А ГОСПОДЬ ниспослал огонь,4 и огонь тот уничтожил двести пятьдесят человек — всех, кто приносил благовония в кадильницах своих.
36 После того ГОСПОДЬ снова обратился к Моисею и сказал:
37 «Вели Элеазару, сыну Аарона-священника, собрать кадильницы на пожарище, ибо они освятились, а горящие угли из них высыпать в удалении от стана.
38 Кадильницы же людей, погибших из-за греха своего, пусть раскатают в листы, чтобы обить ими жертвенник; они освятились, потому что с ними предстояли эти люди пред ГОСПОДОМ. И посему пусть будут они предостережением5 для сынов Израилевых».
39 Собрал Элеазар-священник кадильницы медные, принадлежавшие тем, кто был уничтожен огнем; и раскатали их для покрытия жертвенника,
40 дабы служило то напоминанием сынам Израилевым о том, что никакой посторонний человек,6 кроме потомков Аарона, и пытаться не должен воскурять благовония ГОСПОДУ, чтобы не постигла его участь Корея и сообщников его, как предупреждал об этом ГОСПОДЬ через Моисея.
41 На следующий день в стане вскипел ропот сынов Израилевых на Моисея и Аарона: «Вы в ответе за гибель людей ГОСПОДНИХ!»
42 Когда члены общины собрались толпой, выражая свое недовольство Моисеем и Аароном, те направились к Шатру Откровения, а его вдруг накрыло облако, и слава ГОСПОДНЯ стала видимой для всех.
43 Как только Моисей с Аароном приблизились к Шатру Откровения,
44 ГОСПОДЬ сказал Моисею [и Аарону]:7
45 «Отойдите подальше от общины сей, Я разом истреблю ее». Но они пали ниц,
46 и Моисей сказал Аарону: «Возьми скорее кадильницу, положи в нее огонь с жертвенника и благовония и сразу же неси к народу и соверши там служение, чтобы восстановить единение с Богом этих людей, ибо уже обрушился гнев ГОСПОДЕНЬ и началось их истребление».
47 Взял Аарон кадильницу, как велел ему Моисей, и вбежал прямо в толпу, где истребление людей действительно уже началось. Аарон положил в кадильницу благовония для воскурения и тем восстановил единение людей с Богом,
48 став между живыми и мертвыми, и прекратилось истребление.
49 И было тех, кто погиб при этом истреблении, четырнадцать тысяч семьсот человек, не считая тех, кто раньше погиб вместе с Кореем.
50 Аарон же вернулся к Моисею, ко входу в Шатер Откровения, когда истребление прекратилось.

Комментарии МакДональда

Е. Восстание Корея (Главы 16, 17)

16:1−3 Корей, двоюродный брат Аарона (Исход 6:18−21), был левитом, но не священником. Очевидно, его возмущал тот факт, что эксклюзивное право священства было дано только роду Аарона. Дафан, Авирон и Авнан происходили из колена Рувимова, и были недовольны властью Моисея над ними. Авнан не упоминается нигде, после первого стиха, поэтому невозможно установить, разделил ли он судьбу остальных. Двести пятьдесят человек — начальники общества — объединились в восстании против священства и гражданской власти (ст. 2). Их доводы заключались в том, что все люди святы и не должны быть отлучены от приношения жертв (ст. 3).

16:4−11 Для решения проблемы Бог через Моисея повелел Корею и его сообщникам прийти на следующий день с кадильницами (ст. 6−7). Приношение курения перед Господом было обязанностью священников; если Бог не признает их как священников, Он явит Свое недовольство.

16:12−15 Дафан и Авирон отказались выйти из своих шатров, будучи призваны Моисеем, вместо этого они упрекнули его за его руководство. Они вспомнили данное ранее обещание (Исход 3:8), что Бог введет их «в землю, где течет молоко и мед», и с сарказмом жаловались на то, что Моисей вместо этого вывел их «из земли, в которой течет молоко и мед» (Египет) и привел их в землю, где не «течет молоко и мед» (в пустыню).

В стихе 14 может подразумеваться то, что, будучи неспособен исполнить свое обещание, Моисей теперь пытался скрыть от людей свою неудачу или свои истинные намерения. Моисей напоминает Господу, что он не брал никакой мзды с народа, как обычно это делают правители.

16:16−22 На следующий день Корей, Аарон и двести пятьдесят восставших предстали перед скинией с курильницами. Там же собралось и все общество Израильское, возможно, в знак солидарности с Кореем. И явилась слава Господня всему обществу. И сказал Господь Моисею и Аарону отделиться от общества, чтобы не быть уничтоженными вместе с остальными. Благодаря ходатайству Моисея и Аарона этот приговор не был осуществлен.

16:23−35 Место действия переносится к шатрам, где живут Корей, Дафан и Авирон (ст. 24). Моисей предупредил остальной народ, чтобы они отошли подальше от этих шатров. Затем Моисей объявил, что если эти люди умрут естественной смертью, или их постигнет участь всех людей, то это станет посрамлением и дискредитацией для самого Моисея. Но если Господь чудом побудит землю поглотить их, тогда все узнают, что люди сии были виновны в восстании против Господа (ст. 30). Как только он произнес слова сии, земля разверзлась и поглотила Дафана и Авирона, и их семьи (дома), которые, скорее всего, поддерживали их в этом восстании (ст. 32−33). Возникает заслуживающий внимания вопрос: когда погиб Корей? Некоторые считают, что его поглотила земля вместе с Дафаном и Авироном (ст. 32−33). Другие придерживаются мнения, что он был уничтожен огнем, который погубил двести пятьдесят мужей (ст. 35). Из книги Чисел 26:10 складывается впечатление, что он был поглощен вместе с Дафаном и Авироном. Стих 11 той же главы свидетельствует, что Бог пощадил его сыновей. Самуил, следующий великий пророк Израиля, был потомком Корея (1 Паралипоменон 6:22−23, 28) ... В стихе 30 слово «преисподняя» означает «могила», но также может подразумевать отделение души от тела.

В некоторые моменты истории Бог являл Свое крайнее недовольство определенными грехами путем немедленного их наказания. Он осудил Содом и Гоморру (Бытие 19:24−25); Надава и Авиуда (Левит 10:1−2); Мириам (Числа 12:10); Корея, Дафана и Авирона, и 250 начальников израилевых (эта глава); Ананию и Сапфиру (Деяния 5:5, 10). Вполне очевидно, что Он не делает этого всякий раз, когда совершаются подобные грехи, но, тем не менее, иногда Он вмешивается в историю и проявляет Свою силу, чтобы это послужило уроком для последующих поколений.

«Люди Кореевы» (ст. 32) может означать его слуги или его последователи.

16:36−40 Освященные кадильницы, которые использовали согрешившие, были разбиты в листы для покрытия жертвенника всесожжений. Они должны были служить напоминанием о том, что только род Аарона имел привилегию нести служение священства. Огонь из кадильниц был выброшен вон.

16:41−50 На следующий день после этих скорбных событий люди обвинили Моисея и Аарона в том, что они убили народ Божий. Господь в гневе угрожал уничтожить все общество Израильское, но Моисей и Аарон пришли к скинии собрания, несомненно, для того, чтобы ходатайствовать за них. Тогда Господь наказал народ страшным поражением. Только когда Аарон бросился в гущу народа с курением и заступился за народ, поражение прекратилось. Но даже к тому моменту уже погибло четырнадцать тысяч семьсот человек. Начальники, вместе с обществом Израилевым, ранее сомневались в священстве Аарона. Теперь же именно священническое ходатайство Аарона остановило поражение народа. Моисей и Аарон не убили Божий народ, а, наоборот, спасли их!

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: взял; вероятное значение евр. глагола — «предпринял, задумал заговор».
1  [2] — Евр. Корах.
30  [3] — Шеол — место пребывания мертвых. Сопоставление всех случаев использования этого слова в книгах ВЗ показывает, что в Шеол попадают и праведники, и грешники; там нет ни деятельности, ни разумения, ни мудрости, ни знания (ср. Эккл 9:10).
35  [4] — Букв.: изошел огонь от Господа.
38  [5] — Букв.: знаком / знамением.
40  [6] — Букв.: чужак.
44  [7] — Так в LXX и Пешитте.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.