Числа 14 глава

Числа, Пятикнижие Моисея
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Волнение охватило всю общину — кричали и плакали все в ту ночь.
2 Мятеж подняли сыны Израилевы против Моисея и Аарона, заявляя им: «Лучше бы умерли мы в Египте или в этой пустыне сгинули!
3 Зачем надо было ГОСПОДУ выводить нас в эту землю? Чтобы пасть нам от меча, а жены наши и дети малые военной добычей стали? Почему бы нам прямо сейчас же не вернуться в Египет?»
4 Дошло до того, что восставшие стали говорить между собой, что им надо выбрать себе другого предводителя и отправляться назад в Египет.
5 Моисей и Аарон пали ниц перед собравшейся общиной сынов Израилевых.
6 А Иисус Навин и Халев, сын Ефуннэ, оба из тех, кто сам видел землю ханаанскую, в сокрушении разодрали на себе одежды
7 и пытались вразумить всю общину сынов Израилевых: «Земля, через которую мы прошли, осматривая ее, прекрасна!
8 Если благоволит нам ГОСПОДЬ, введет Он нас в эту землю — землю, источающую молоко и мед, — и отдаст нам ее.
9 Только не восставайте против ГОСПОДА и не бойтесь людей той земли! Мы, как с куском хлеба, расправимся с ними. Нет у них никакой защиты: ГОСПОДЬ-то ведь с нами! Не бойтесь их!»
10 Но, не внимая словам Иисуса и Халева, вся община угрожала побить их камнями, когда вдруг на виду у всех сынов Израилевых слава ГОСПОДНЯ явила себя у Шатра Откровения.
11 ГОСПОДЬ сказал Моисею: «Доколе народ сей будет ни во что ставить Меня? До каких пор они не будут верить Мне, несмотря на все знамения, которые совершил Я среди них?
12 Нашлю на них моровое поветрие1 и откажусь от них. А от твоих потомков произведу народ многочисленнее и сильнее, чем они».
13 Тогда Моисей возразил ГОСПОДУ: «Но об этом услышат в Египте, откуда Ты вывел этот народ силою Своею,
14 и расскажут жителям этой страны, Ханаана. А они ведь тоже слышали уже, что Ты, ГОСПОДИ, в этом народе пребываешь и лицом к лицу являешь Себя ему, о ГОСПОДИ; облако Твое стоит над ними, и идешь Ты перед ними днем в столпе облачном, а ночью — в огненном.
15 И если Ты теперь одним ударом умертвишь их всех, тогда народы, которые слышали о славе Твоей, скажут:
16 „Не смог ГОСПОДЬ привести этих людей в землю, которую клятвенно им обещал, потому и погубил их в пустыне“.
17 Так пусть же ныне явится в величии своем сила Владыки моего, как Ты и провозглашал:
18 „ГОСПОДЬ долготерпеливый2 и великий в любви Своей неизменной, прощает Он беззаконие и преступление, не поступаясь, однако, справедливым наказанием виновных; Он и с детей взыскивает за грехи, что родители передают им до третьего и даже четвертого поколения, продолжающих отвергать Его “.
19 Прости же грех народу сему по величию любви Твоей неизменной, как Ты прощал ему до сих пор от самого ухода его из Египта».
20 И сказал ГОСПОДЬ: «Я простил их по просьбе твоей.
21 Но как верно то, что Я жив и что славою Моей3 вся земля наполнится,
22 так точно и ни один из тех, кто видел славу Мою и знамения Мои, которые творил Я в Египте и в пустыне, и кто, несмотря на это, вновь и вновь дерзко противился Мне,4 не прислушиваясь к гласу Моему,
23 никто из них не увидит той земли, что Я клятвенно обещал отцам их, ни один из тех, кто хулил Меня.
24 Только Халева, слугу Моего, — человека иного духа, полностью Мне преданного, — введу Я в землю, в которую он уже ходил, и потомки его унаследуют ее
25 (а пока в той долине живут амалекитяне и ханаанеи). Вы же завтра разворачивайтесь и направляйтесь в пустыню, по дороге к Красному морю».5
26 При этом ГОСПОДЬ сказал Моисею и Аарону:
27 «Как долго будет продолжаться этот ропот против Меня людей,6 зла исполненных? От этих ропщущих израильтян довольно Я выслушал жалоб.
28 Скажи им: „Вас послушав, Я поступлю с вами по словам вашим, — говорит ГОСПОДЬ, — и это так же верно, как и то, что Я жив.
29 Эта пустыня будет усеяна трупами вашими — каждого из вас от двадцати лет и старше, включенных в перепись, — всех, кто роптал на Меня.
30 Никто из вас не войдет в ту землю, в которой вас поселить Я торжественно клялся,7 — никто, кроме Халева, сына Ефуннэ, и Иисуса Навина.
31 Но малых детей, о которых вы говорили, что военной добычей станут они, — их введу Я в землю, от которой вы отказались, и они ее узнают, узнают, как хороша она.
32 А что до прочих из вас — пустыня будет усеяна трупами вашими.
33 Дети ваши, словно пастухи с отарами, скитаться будут по пустыне сорок лет, страдая из-за неверности вашей, пока последний из вас не умрет.
34 По числу дней, в которые вы осматривали Ханаан, а их было сорок, — день за год, целых сорок лет будете страдать за свое нечестие и познаете, что значит идти Мне наперекор“.8
35 Я, ГОСПОДЬ, изрек это и непременно так и сделаю с этой исполненной зла общиной, сговорившейся против Меня. Конец придет им в этой пустыне. Здесь умрут».
36 Те мужи, которых Моисей посылал осмотреть землю и которые, распространив о ней худую молву по возвращении своем, привели к ропоту против Моисея всю общину,
37 эти люди, говорившие худо о Земле обетованной, умерли пред ГОСПОДОМ — покарал Он их.
38 В живых остались только Иисус Навин и Халев, сын Ефуннэ, единственные из всех тех, кто осматривал землю.
39 Когда Моисей передал эти слова всем сынам Израилевым, они впали в великую скорбь.
40 А утром, встав рано, они уже собрались идти к хребту холмистого края, говоря: «Мы согрешили, однако теперь мы готовы идти в ту местность, о которой говорил ГОСПОДЬ».
41 Но Моисей сказал: «Зачем же преступаете повеление ГОСПОДНЕ?! Ничего хорошего из этого не выйдет.
42 Не начинайте наступления, ибо нет с вами ГОСПОДА, — разобьют вас враги ваши.
43 Перед вами ведь амалекитяне и ханаанеи, и вы падете от меча, потому что отвернулись от ГОСПОДА и не будет Его с вами».
44 Но они в своей самонадеянности отправились к хребту холмистого края. (А ковчег Завета ГОСПОДНЯ и Моисей оставались в стане.)
45 Жившие на тех холмах амалекитяне и ханаанеи сошли вниз и, нанеся им сокрушительное поражение, гнали их до Хормы.

Комментарии МакДональда

14:1−10 Все общество разразилось воплями и недовольными жалобами против Моисея и Аарона, обвиняя Господа в том, что Он вывел их из Египта лишь для того, чтобы они пали в Земле Обетованной, и предлагали поставить нового начальника, который отвел бы их обратно в Египет (ст. 1−3). Когда Иисус, сын Навин, и Халев пытались уверить израильтян, что они смогут одержать победу над врагом, все общество попыталось побить их камнями (ст. 6−10).

Стихи 3 и 4 являются яркой иллюстрацией глупости неверия. Возвратиться в Египет! Возвратиться в землю, опустошенную их Богом! Возвратиться в землю, все еще оплакивающую своих первенцев! Возвратиться в землю, которую они обобрали в канун своего исхода оттуда! Возвратиться через Красное море, где затонула преследующая их египетская армия! Какой прием оказал бы им фараон? Тем не менее, это казалось им более безопасным, нежели поверить в то, что Бог обеспечит им победу в Ханаане. Иегова поразил Египет, разделил воды моря, кормил их хлебом с небес и вел их через пустыню, однако, они до сих пор не могли поверить в то, что Его сила поможет им одолеть нескольких истуканов! Действия израильтян ясно отражают их представление о Боге. Они сомневались в Его силе: разве может Господь состязаться с истуканами? Они так и не смогли усвоить то, что было так очевидно явлено им на протяжении прошедшего года, — а именно, природу и пути Иеговы. Заниженное представление о Боге может уничтожить человека или целый народ, и данная история является весьма болезненной иллюстрацией этого.

14:11−19 Господь угрожает оставить израильтян и взрастить новый народ через потомков Моисея (ст. 11−12). Но Моисей вступается и ходатайствует за Израиль, напоминая Господу, что языческие народы, услышав об этом, скажут, что Господь не мог ввести народ сей в Землю Обетованную (ст. 13−19). Под угрозой оказалась честь Бога, и Моисей отстаивал этот довод с огромной настойчивостью. В книге Исход 34:6−7 Господь явил Себя Моисею. В стихе 18, в качестве основания своей молитвы, Моисей практически дословно повторяет описание Бога, данное Им Самим. Насколько отличается понимание Бога Моисеем от того, как понимает Бога Его народ! Представление Моисея основано на божественном откровении; понимание народа — на их собственном воображении.

14:20−35 Хотя Бог ответил, что Он не уничтожит израильский народ, Он постановил, что из всех людей, от двадцати лет и выше, вышедших из Египта и способных к войне (Числа 26:64−65; Второзаконие 2:14), только Иисус, сын Навина, и Халев войдут в Землю Обетованную. Народ будет кочевать в пустыне сорок лет, доколе не умрет все неверующее поколение. Дети понесут наказание за неверность отцов (ст. 33). Однако через сорок лет им будет позволено войти в Землю Обетованную. Срок в сорок лет был назначен по числу сорока дней, которые разведчики провели, осматривая землю (ст. 34). Сорок лет, в данном случае, округленное число. На самом деле, их странствование заняло около тридцати восьми лет. Сорок лет прошло с того момента, когда Израиль вышел из Египта, до того времени, когда они дошли до Ханаана. Народ отверг то доброе, что Господь желал дать им, поэтому им пришлось претерпеть зло, которое они сами выбрали для себя. Тем не менее, тот факт, что им не было позволено войти в Землю Обетованную, не означает, что они потеряны в вечности. Многие из них были спасены по вере в Господа, несмотря на то, что в этой жизни им пришлось перенести наложенное Им наказание за их непокорство.

Точный маршрут следования израильтян во время их странствования по пустыне неясен. Также неизвестно, сколько времени они провели на каждой из их стоянок. Некоторые полагают, например, что около тридцати семи лет народ провел в пустыне Кадеш, и целый год был затрачен на путешествие к югу, к берегу Красного Моря, к месту, сейчас называемому Акабским заливом. Расположение многих мест, упоминающихся в описании странствований между Синаем и долинами Моава, сейчас невозможно определить.

Под славой Господней в 21 стихе имеется в виду Его слава как праведного Судьи, наказывающего непокорный народ Израиля. Израильтяне десять раз искушали Бога (ст. 22). Вот перечень этих искушений: у Чермного (Красного) моря (Исход 14:11−12), в Мерре (Исход 15:23), в пустыне Син (Исход 16:2), два восстания в отношении манны (Исход 16:20, 27), в Рефидиме (Исход 17:1), у Хорива (Исход 32:7), в Тавере (Числа 11:1), у Киброт-Гаттаавы (Числа 11:4 и далее) и в Кадесе (ропот против отчета соглядатаев — Числа 14).

Из 603 550 мужчин способных к войне, которые вышли из Египта, только Иисус Навин и Халев вошли в землю (ст. 29, 30; Втор 2:14).

14:36−38 Десять неверующих соглядатаев, распустивших худую молву о земле, умерли, быв поражены язвой от Господа. Только Иисус, сын Навин, и Халев избежали этой участи.

14:39−45 Услышав о произнесенном на них проклятии, народ сказал Моисею, что исполнит повеление Господа и войдет в землю, вероятнее всего, подразумевая территорию прямо на север от Кадес-Варни (ст. 40). В ответ на это Моисей говорит, что уже слишком поздно, что Господь уже отошел от них, и что их попытки приведут только к поражению. Пренебрегши наставлением Моисея, они поднялись на вершину, где на них напали языческие обитатели земли, разбили и гнали их до Хормы (ст. 45).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
12  [1] — LXX: смерть.
18  [2] — Или: выдержанный; букв.: медлен (на то), чтобы гневаться.
21  [3] — Букв.: славой Господней.
22  [4] — Или (ближе к букв.): испытывал Меня — в знач. проверял Мое терпение; традиционный перевод: искушал.
25  [5] — Или: к Тростниковому морю; или: к морю Суф; Син. пер.: к Чермному морю.
27  [6] — Букв.: общины; то же в ст. 35.
30  [7] — Букв.: (обещал) поднимая руку Свою.
34  [8] — Или: когда Я врагом вашим стану.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.