Исаия 30 глава

Книга пророка Исаии
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Горе непокорным сынам, говорит Господь, которые делают совещания, но без Меня, и заключают союзы, но не по духу Моему, чтобы прилагать грех ко греху:
2 не вопросив уст Моих, идут в Египет, чтобы подкрепить себя силою фараона и укрыться под тенью Египта.
3 Но сила фараона будет для вас стыдом, и убежище под тенью Египта — бесчестием;
4 потому что князья его уже в Цоане, и послы его дошли до Ханеса.
5 Все они будут постыжены из-за народа, который бесполезен для них; не будет от него ни помощи, ни пользы, но — стыд и срам.
6 Тяжести на животных, идущих на юг, по земле угнетения и тесноты, откуда выходят львицы и львы, аспиды и летучие змеи; они несут на хребтах ослов богатства свои и на горбах верблюдов сокровища свои к народу, который не принесёт им пользы.
7 Ибо помощь Египта будет тщетна и напрасна; потому Я сказал им: сила их — сидеть спокойно.
8 Теперь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу, чтобы осталось на будущее время, навсегда, навеки.
9 Ибо это народ мятежный, дети лживые, дети, которые не хотят слушать закона Господня,
10 которые провидящим говорят: «перестаньте провидеть», и пророкам: «не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное;
11 сойдите с дороги, уклонитесь от пути; устраните от глаз наших Святого Израилева».
12 Посему так говорит Святой Израилев: так как вы отвергаете слово сие, а надеетесь на обман и неправду, и опираетесь на то:
13 то беззаконие это будет для вас, как угрожающая падением трещина, обнаружившаяся в высокой стене, которой разрушение настанет внезапно, в одно мгновение.
14 И Он разрушит её, как сокрушают глиняный сосуд, разбивая его без пощады, так что в обломках его не найдётся и черепка, чтобы взять огня с очага или зачерпнуть воды из водоёма;
15 ибо так говорит Господь Бог, Святой Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели
16 и говорили: «нет, мы на конях убежим», — за то и побежите; «мы на быстрых ускачем», — за то и преследующие вас будут быстры.
17 От угрозы одного побежит тысяча, от угрозы пятерых побежите так, что остаток ваш будет как веха на вершине горы и как знамя на холме.
18 И потому Господь медлит, чтобы помиловать вас, и потому ещё удерживается, чтобы сжалиться над вами; ибо Господь есть Бог правды: блаженны все уповающие на Него!
19 Народ будет жить на Сионе в Иерусалиме; ты не будешь много плакать, — Он помилует тебя, по голосу вопля твоего, и как только услышит его, ответит тебе.
20 И даст вам Господь хлеб в горести и воду в нужде; и учители твои уже не будут скрываться, и глаза твои будут видеть учителей твоих;
21 и уши твои будут слышать слово, говорящее позади тебя: «вот путь, идите по нему», если бы вы уклонились направо и если бы вы уклонились налево.
22 Тогда вы будете считать скверною оклад идолов из серебра твоего и оклад истуканов из золота твоего; ты бросишь их, как нечистоту; ты скажешь им: «прочь отсюда».
23 И Он даст дождь на семя твоё, которым засеешь поле, и хлеб, плод земли, и он будет обилен и сочен; стада твои в тот день будут пастись на обширных пастбищах.
24 И волы и ослы, возделывающие поле, будут есть корм солёный, очищенный лопатою и веялом.
25 И на всякой горе высокой и на всяком холме возвышенном потекут ручьи, потоки вод, в день великого поражения, когда упадут башни.
26 И свет луны будет как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней, в тот день, когда Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесённые ему язвы.
27 Вот, имя Господа идёт издали, горит гнев Его, и пламя его сильно, уста Его исполнены негодования, и язык Его, как огонь поедающий,
28 и дыхание Его, как разлившийся поток, который поднимается даже до шеи, чтобы развеять народы до истощания; и будет в челюстях народов узда, направляющая к заблуждению.
29 А у вас будут песни, как в ночь священного праздника, и веселие сердца, как у идущего со свирелью на гору Господню, к твердыне Израилевой.
30 И возгремит Господь величественным гласом Своим и явит тяготеющую мышцу Свою в сильном гневе и в пламени поедающего огня, в буре и в наводнении и в каменном граде.
31 Ибо от гласа Господа содрогнётся Ассур, жезлом поражаемый.
32 И всякое движение определённого ему жезла, который Господь направит на него, будет с тимпанами и цитрами, и Он пойдёт против него войною опустошительною.
33 Ибо Тофет давно уже устроен; он приготовлен и для царя, глубок и широк; в костре его много огня и дров; дуновение Господа, как поток серы, зажжёт его.

Толкование Далласской семинарии

3. ГОРЕ НЕПОКОРНЫМ СЫНАМ (глава 30)

Это (глава 30) и следующее пророчество (глава 31) сосредоточены на обличении политического безумия, охватившего в ту пору вассалов все еще могущественной Ассирии: они, включая Иудею (в правление царя Езекии), упорно пытались свергнуть с себя ассирийское иго, делая при этом главную ставку на помощь слабевшего Египта. В Иудее активным проводником такой политики была сильная партия, возглавлявшаяся царедворцем Севной (22:15). Его стараниями Исаия был отстранен от влияния на царя, который совсем перестал слушать его советы.

Охваченный горем и гневом, пророк больше не показывался в общественных местах, но через своих учеников продолжал распространять по городу грозные пророчества. В них, направленных против коалиции ближневосточных царей, перестававших один за другим платить дань Ассирии и искавших союза с Египтом, в сущности, обличалось духовное безумие иудеев: ведь они пренебрегали волей Иеговы (стихи 1−2), которую Он выражал через Своего пророка. Лейтмотивом речей Исаии в этой главе является его горестное «сила (ваша) сидеть спокойно… если бы вы оставались на месте и в покое, вы спаслись бы» (30:7, 15). Срамом лишь обернется для вас бесполезный союз с Египтом, предупреждает он.

а. Горе непокорным! (30:1−17)

Ис 30:1−5. Горе тем, которые, действуя вопреки воле Иеговы, заключают не угодные Ему союзы, умножая грехи свои.

Говоря от имени Господа, Исаия себя называет «устами» Его (стих 2). В стихе 4 — речь о посольстве иудейских «князей» в Египет. Цоан (издревле служивший резиденцией фараонов) и Ханес названы как наиболее значительные города Египта.

Ис 30:6−7. В стихе 6 описывается это опасное путешествие иудейских посланников на юг: животные в их караване навьючены дарами фараону, и путь каравана лежит через пустыню, населенную хищниками и гадами. По-разному передан в разных переводах стих 7: дело в том, что в еврейском оригинале Египет назван в этом стихе своим символическим именем Раав. обозначавшим некое морское чудище (возможным его прообразом служил гиппопотам или крокодил; сравните Ис 51:9; Пс 88:11; Иов 26:12). Здесь смысл этого образа состоял, очевидно, в том, что медлительное, неповоротливое это — чудище не сдвинется с места по-настоящему, чтобы помочь иудеям, своим союзникам, так что тщетна и напрасна надежда их на помощь.

Ис 30:8−11. Господь велит Исаии начертать на доске свое пророчество, т. е. держать его как бы перед глазами иудеев, не желавших слушать его — да будет оно вписано в книгу (в свиток), чтобы навсегда остаться свидетельством против «народа мятежного», ведущего себя подобно лживым детям, которые не хотят прислушаться к слову Господню. Ребячливый и капризный, народ этот хотел бы слушать только приятное ему, хотел бы, чтобы истинные пророки — такие, как Исаия, «сошли у него с дороги» и перестали пророчествовать, напоминая ему об Иегове (Святом Израилевом).

Ис 30:12−17. Поскольку в стихе 12 (в евр. тексте) стоит не обман, а «подавление», то здесь видят намек на возможное применение «князьями» силы против тех, которые не хотели союза с Египтом. Так или иначе, но те, кто действуют насилием и неправдой, пожнут горькие плоды своего беззакония. В стихе 13 — образное сравнение: выйти из-под защиты Иеговы для иудеев так же опасно, как опасно для находящихся близ стены или живущих за нею образование в ней трещины: разрушение, падение будут внезапными. В стихе 14 — образное же описание того, что станет с такой «стеной» (государством).

Может быть, евреи планировали набеги на ближние территории, принадлежавшие ассирийцам (между тем как Господом, через Исаию, им было сказано «оставаться на месте»; стих 15). Вероятно, планируя такие набеги, они рассчитывали и на успешное бегство после совершения их, имея быстроногих коней и колесницы, полученные, скорее всего, из Египта.

Весь тон стиха 16 — ироничен: только и останется вам, говорит пророк, что быстро бежать — ведь и преследующие вас будут быстры. В стихе 17 тон Исаии становится, однако, угрожающим: разгром иудеев будет позорным, предупреждает он, и уцелеет их совсем мало; следует сравнение «остатка» с «вехой» (шестом, может быть, одиноким деревом) на вершине горы, и в том же смысле — со знаменем, одиноко высящемся на холме.

б. Господь помилует вас (30:18−33)

Ис 30:18−22. Да, Господь жаждет помиловать народ Свой, с которым связан узами завета, да, Он страстно хочет сжалиться над ним, говорит Исаия, но, будучи Богом высшей справедливости (Господь есть Бог правды), «вынужден» медлить с этим, «удерживаться», попуская виновным евреям понести заслуженное ими наказание (стих 18).

Начиная со стихом 19, в пророчестве Исаии звучат ноты надежды и утешения: по смыслу им, по-видимому, предшествует последняя фраза в предыдущем стихе: блаженны все, уповающие на Господа! Народ (подразумеваются раскаявшиеся иудеи) не будет много плакать, продолжает Исаия, но, помилованный Иеговой, Который услышит плач и молитвы его, возвратится на Сион, чтобы жить… в Иерусалиме, где Господь не оставит его в горести и… в нужде (стих 20).

Наученные наказанием, иудеи обретут духовный слух и виденье, и истинным учителям его уже не надо будет скрываться (как скрывался, по-видимому, Исаия в дни произнесения этого пророчества); стихи 20−21. Тогда они выбросят идолов своих, как нечистоту. Под золотыми и серебряными «окладами» их (стих 22) понимаются тонкие золотые и серебряные пластинки, которыми обкладывались божки, чаще всего вырезавшиеся из дерева.

Ис 30:23−26. В стихе 23 — картина будущего изобилия милостью Божией. Корм для скота (рубленые злаки, траву) солят, ибо соль необходима ему (стих 24). Весьма вероятно, что описываемое Исаией в этих стихах есть виденье им того, что в полной мере осуществится в Тысячелетнем царстве. И тогда день великого поражения, прозреваемый им, возможно, является днем Армагеддонской битвы, когда упадут башни (символ сил, враждебных Господу). По завершении ее «восторжествует свет» — в буквальном и переносном смыслах. Свет семи дней означает то же, что свет солнца будет светлее всемеро (иносказание полноты света).

Ис 30:27−33. Исаия вновь возвращается к ситуации своего времени, его пророчество касается ассирийской армии (стих 31), которая подвергнет осаде Иерусалим, но в одну ночь погибнет (37:36). Это произошло в 701 году. «Поражение» посредством внезапно обрушившейся на ассирийский лагерь эпидемии произойдет от… Господа. В стихах 27−28 — иносказательное описание гнева Его в действии. Вот, имя Господа идет — то же, что «Господь идет».

При сравнении русского текста с другими переводами стиха 28 становится ясен смысл фразы, чтобы развеять народы до истощения; подразумевается, «просеять их, как сквозь сито» (очевидно, на предмет отделения всего негодного, всякой «порочной шелухи»). Смысл последней фразы этого стиха в том, видимо, что с помощью «узды», вложенной Богом «в челюсти языческих народов», они будут направлены на иные пути, по их мнению — на «пути заблуждения».

Суд, который совершится над Ассирией, станет праздником для Израиля и Иудеи. Он сравнивается с праздником Пасхи — единственным, который евреи справляли в ночные часы (стих 29). «Тяготеющая мышца» Господня (стих 30) — согласно английским переводам, — рука Его, как бы опускающаяся с неба, чтобы покарать на земле нечестивых. Ассур будет «поражаем» жезлом Господним (стих 31). Начало стиха 32 надо понимать как образ наказаний Божиих, определенных ассирийцам Господом; смысл второй фразы в том, что казни врагов своих евреи будут наблюдать, играя на тимпанах и цитрах.

Тофет (стих 33) — другое название долины Гиином (или долины Енномовой), располагавшейся на юг от Иерусалима; это было место, где совершались человеческие жертвоприношения, которое позднее стало местом погребения, сожжения трупов (4Цар 23:10; Иер 7:31−32; 19:6, 11−14) и, может быть, сожжения городских отбросов.

Не вполне ясно, о каком царе говорит тут Исаия. Возможно, «тофетом» он называет погребальный костер в Ниневии, который устроит для себя, своих жен и детей царь ассирийский, когда увидит, что нет ему спасения от врагов. Благодаря брошенной в костер сере огонь вспыхнул бы сразу: с этим действием сравнивается в стихе-иносказании дуновение Господа.

Примечания:

 
Синодальный перевод
6 аспид — ядовитая змея.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.