Исаия 48 глава

Книга пророка Исаии
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Слушайте это, дом Иакова, называющиеся именем Израиля и происшедшие от источника Иудина, клянущиеся именем Господа и исповедающие Бога Израилева, хотя не по истине и не по правде.
2 Ибо они называют себя происходящими от святого города и опираются на Бога Израилева; Господь Саваоф — имя Ему.
3 Прежнее Я задолго объявлял; из Моих уст выходило оно, и Я возвещал это и внезапно делал, и всё сбывалось.
4 Я знал, что ты упорен, и что в шее твоей жилы железные, и лоб твой — медный;
5 поэтому и объявлял тебе задолго, прежде нежели это приходило, и предъявлял тебе, чтобы ты не сказал: «идол мой сделал это, и истукан мой и изваянный мой повелел этому быть».
6 Ты слышал, — посмотри на всё это! и неужели вы не признаете этого? А ныне Я возвещаю тебе новое и сокровенное, и ты не знал этого.
7 Оно произошло ныне, а не задолго и не за день, и ты не слыхал о том, чтобы ты не сказал: «вот! я знал это».
8 Ты и не слыхал и не знал об этом, и ухо твоё не было прежде открыто; ибо Я знал, что ты поступишь вероломно, и от самого чрева матернего ты прозван отступником.
9 Ради имени Моего отлагал гнев Мой, и ради славы Моей удерживал Себя от истребления тебя.
10 Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания.
11 Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, — ибо какое было бы нарекание на имя Моё! славы Моей не дам иному.
12 Послушай Меня, Иаков и Израиль, призванный Мой: Я тот же, Я первый и Я последний.
13 Моя рука основала землю, и Моя десница распростёрла небеса; призову их, и они предстанут вместе.
14 Соберитесь все и слушайте: кто между ними предсказал это? Господь возлюбил его, и он исполнит волю Его над Вавилоном и явит мышцу Его над Халдеями.
15 Я, Я сказал, и призвал его; Я привёл его, и путь его будет благоуспешен.
16 Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его.
17 Так говорит Господь, Искупитель твой, Святой Израилев: Я Господь, Бог твой, научающий тебя полезному, ведущий тебя по тому пути, по которому должно тебе идти.
18 О, если бы ты внимал заповедям Моим! тогда мир твой был бы как река, и правда твоя — как волны морские.
19 И семя твоё было бы как песок, и происходящие из чресл твоих — как песчинки: не изгладилось бы, не истребилось бы имя его предо Мною.
20 Выходите из Вавилона, бегите от Халдеев, со гласом радости возвещайте и проповедуйте это, распространяйте эту весть до пределов земли; говорите: «Господь искупил раба Своего Иакова».
21 И не жаждут они в пустынях, через которые Он ведёт их: Он источает им воду из камня; рассекает скалу, и льются воды.
22 Нечестивым же нет мира, говорит Господь.

Толкование Далласской семинарии

7. ПРИЗЫВЫ К ИЗРАИЛЮ (глава 48)

а. Призыв не забывать о прежних пророчествах, данных Богом (48:1−11)

Ис 48:1−5. Обращение Бога к еврейскому народу в стихе 1 эмоционально «усилено» своей пятикратностью: дважды взывает Он к нему по имени его (Иаков, Израиль) и трижды (происшедшие… клянущиеся… исповедующие), называя определяющие его черты. Заметим, что от источника правильнее читать как «от корня», точнее, «от чресл» (Иудиных).

«Святой город» в стихе 2 — Иерусалим. Помимо «призыва», заключенного в стихах 1−2, в них содержится горестная констатация того факта, что исповедующие Бога Израилева и, казалось бы, уповающие на Господа Всемогущего, претендующие на святое гражданство, изменяют своему истинному вероисповеданию и не живут праведно (оконч. Стих 1).

Вновь (предыдущие главы) подчеркиваемое Исаией всезнание Иеговы (стих 3, 5−6, 8) как прежде, так и теперь, направлено у него на закрепление этой мысли в сознании Израиля, дабы он понял наконец, что нет бога равного его Богу. Задолго «объявленное» Его пророками как бы исходило из Его уст и поэтому то, что они предсказывали, всегда сбывалось (стих 3). Напоминание о прежних пророчествах служит «введением» к новому — о Кире и возвращении из плена. Иегова объясняет, что «предстоящее быть» Он объявлял евреям задолго, чтобы впоследствии, когда оно сбудется, они не приписывали бы Его деяния своим истуканам (стих 5). Ибо Он сознавал, насколько они упорны в непослушании своем и заблуждениях (стих 4).

Ис 48:6−8. Посмотри на все это (стих 6); подразумеваются прежние сбывшиеся пророчества, возможно, в частности, и предсказание о падении Израильского царства (Ис 7:8; Ам 5:2; Ос 1:4 и др.). Неужели вам мало доказательств, что сбудется и возвещаемое ныне новое и прежде скрытое от вас (сокровенное), восклицает Иегова устами Исаии.

Ссылка на то, что будет как на уже происшедшее (начало стих 7) — пример так называемого «пророческого прошедшего» времени. В стихе 8 речь, вероятно, о том, что ухо Израиля было «закрыто» от начала: он не слушал и не слышал патриархов своих и пророков, которые многократно предрекали ему зависимость его судьбы от Иеговы, и поворотов ее — в добрую или драматическую сторону — от его верности Богу своему или, напротив, отступничества от Него. Господь знал, что народ, избранный Им, не раз и не два будет поступать вероломно.

В окончании стих 8 возможен намек на первое (от… чрева матернего) отступничество Израиля: на акт поклонения его золотому тельцу; за спиной у Израиля было чудо его исхода из Египта и перехода через Чермное море, «перед лицом» — получение из рук Моисея Божиего закона, в знак своего избранничества свыше, и в этот-то «момент» происходит его «первое» как Божиего народа падение, при самом, так сказать, «рождении» его.

Ис 48:9−11. С целью воспитания Своего народа Господь проводил его через многочисленные испытания (стих 10). Этим объяснялось (и объясняется!) и долготерпение Его. Здесь Иегова говорит, что отлагал Свой гнев и не истреблял Свой вероломный народ ради имени Своего и ради славы Своей (стих 9). Ради Себя… Самого делаю это (стих 11). Дабы не было нареканий на имя Его, ибо славы Своей Он не намерен отдавать иному.

С тем, чтобы глубже и полнее понять эти стихи, надо вспомнить, что по древневосточным языческим представлениям, которые разделяли и иудеи, бог-покровитель того или иного народа (племени) являл силу (славу) свою в защите его и в попечительстве о нем. И если народ этот погибнет, то «пострадает репутация» его божества.

Иудеи — как в собственном их понимании, так и в понимании их соседей-язычников, — имели Бога-покровителя в лице Иеговы, Который избрал (и даже как бы создал их для Себя). Отсюда мольбы к Нему Моисея, записанные в Исх 32:11−13; Чис 14:15−16; Втор 9:28. Отсюда и та форма, в которую облекает свои мысли Исаия, обращаясь к согражданам: ведь Бог, устами посланцев Своих, говорит с людьми так, чтобы суть Его речей была им понятна.

Серебро очищается в огне горнила. Люди — «огнем» (в горниле) страдания (стих 10). Здесь та, вероятно, мысль, что и в процессе «очищения страданиями» иудеи не достигли «чистоты серебра». В плане «пророческого прошедшего» в стихе 10 может содержаться иносказание предстоявшего иудеям вавилонского пленения.

б. Призыв осознать абсолютное превосходство Иеговы (48:12−19)

Ис 48:12−15. Ссылки на это абсолютное превосходство в стихах 12−13. В стихе 14 речь идет о царе Кире, который исполнит волю Божию над Вавилоном и явит силу (мышцу) Его над Халдеями.

Ис 48:16. Господь изначально не говорил тайно; здесь, возможно, подразумевается, что откровения Его никогда не были двусмысленными и непонятными, как «откровения» языческих богов, «темно вещавших» через своих жрецов и оракулов. Кто подразумевается во 2-ой части стиха 16? Может быть, Исаия имеет в виду себя: «в рамках» ближайших событий — вавилонского изгнания и исхода евреев из Вавилона — он, прозревая, как это происходит, как бы был там; и ныне возвещает об этом в Духе Божием.

Больше, однако, оснований полагать, что речь тут идет о Мессии (на эту мысль наводят и ассоциации с 42:1 и с 11:1−2). Но тогда «рамки» присутствия Его значительно раздвигаются: это изначальное присутствие Сына во всем, что происходит, и в этом плане — более ограничительно — во всем, что ни происходило бы с Израилем, в частности, в предстоявшем ему «испытании Вавилоном».

Ис 48:17−19. О, если бы Израиль был верен Искупителю своему, Который учит его лишь доброму и полезному, благословенным было бы существование его на протяжении всей его нстории. Но он поступал и поступает по воле своей и по своей «жестоковыйности», а потому пожинал и будет пожинать горькие плоды; в окончании стих 19 подразумевается потеря еврейским народом своей государственной самостоятельности (частично это уже осуществилось в падении Северного царства, и окончательно осуществится (а для Исаии как бы уже совершилось — «пророческое прошедшее»!) в вавилонском пленении иудеев).

Вполне возможно, что пророк видел еще дальше, прозревая всю последующую трагическую историю своего народа, его без малого двухтысячелетнее рассеяние — и в этом смысле «изглажение», «истребление» имени его перед Богом (образ мог быть навеян обычаем евреев вычеркивать из родословных списков лиц, особо себя опорочивших).

в. Призыв выйти из Вавилона (48:20−22)

Ис 48:20−22. Исход из Вавилона станет возможным, когда Кир издаст указ, не только позволяющий его, но и побуждающий к нему евреев (Втор 36:22−23; Езд 1:1−4). Собственно, устами Кира Сам Иегова побуждал Свой народ ко второму исходу: Выходите… бегите… со гласом радости! Ибо Господь снова искупил (выкупил из рабства) народ Свой — Иакова (стих 20). В стихе 21 пророк как бы воссоздает картину первого исхода евреев — из Египта, подразумевая, что и второй будет происходить при Его попечительстве.

Грозное предостережение нечестивым завершает главу (сравните с 57:21 и с 66:24).

Примечания:

 
Синодальный перевод
13 десница — правая рука.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.