Исаия 37 глава

Книга пророка Исаии
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Когда услышал это царь Езекия, то разодрал одежды свои и покрылся вретищем, и пошёл в дом Господень;
2 и послал Елиакима, начальника дворца, и Севну писца, и старших священников, покрытых вретищами, к пророку Исаии, сыну Амосову.
3 И они сказали ему: так говорит Езекия: день скорби и наказания и посрамления день сей, ибо младенцы дошли до отверстия утробы матерней, а силы нет родить.
4 Может быть, услышит Господь Бог твой слова Рабсака, которого послал царь Ассирийский, господин его, хулить Бога живого и поносить словами, какие слышал Господь, Бог твой; вознеси же молитву об оставшихся, которые находятся ещё в живых.
5 И пришли слуги царя Езекии к Исаии.
6 И сказал им Исаия: так скажите господину вашему: так говорит Господь: не бойся слов, которые слышал ты, которыми поносили Меня слуги царя Ассирийского.
7 Вот, Я пошлю в него дух, и он услышит весть, и возвратится в землю свою, и Я поражу его мечом в земле его.
8 И возвратился Рабсак и нашёл царя Ассирийского воюющим против Ливны; ибо он слышал, что тот отошёл от Лахиса.
9 И услышал он о Тиргаке, царе Ефиопском; ему сказали: вот, он вышел сразиться с тобою. Услышав это, он послал послов к Езекии, сказав:
10 так скажите Езекии, царю Иудейскому: пусть не обманывает тебя Бог твой, на Которого ты уповаешь, думая: «не будет отдан Иерусалим в руки царя Ассирийского».
11 Вот, ты слышал, что сделали цари Ассирийские со всеми землями, положив на них заклятие; ты ли уцелеешь?
12 Боги народов, которых разорили отцы мои, спасли ли их, спасли ли Гозан и Харан, и Рецеф, и сынов Едена, что в Фалассаре?
13 Где царь Емафа и царь Арпада, и царь города Сепарваима, Ены и Иввы?
14 И взял Езекия письмо из руки послов и прочитал его, и пошёл в дом Господень, и развернул его Езекия пред лицом Господним;
15 и молился Езекия пред лицом Господним и говорил:
16 Господи Саваоф, Боже Израилев, сидящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли; Ты сотворил небо и землю.
17 Приклони, Господи, ухо Твоё и услышь; открой, Господи, очи Твои и воззри, и услышь слова Сеннахирима, который послал поносить Тебя, Бога живого.
18 Правда, о, Господи! цари Ассирийские опустошили все страны и земли их
19 и побросали богов их в огонь; но это были не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень, потому и истребили их.
20 И ныне, Господи, Боже наш, спаси нас от руки его; и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один.
21 И послал Исаия, сын Амосов, к Езекии сказать: так говорит Господь, Бог Израилев: о чём ты молился Мне против Сеннахирима, царя Ассирийского, —
22 вот слово, которое Господь изрёк о нём: презрит тебя, посмеётся над тобою девствующая дочь Сиона, покачает вслед тебя головою дочь Иерусалима.
23 Кого ты порицал и поносил? и на кого возвысил голос и поднял так высоко глаза твои? на Святого Израилева.
24 Через рабов твоих ты порицал Господа и сказал: «со множеством колесниц моих я взошёл на высоту гор, на рёбра Ливана, и срубил рослые кедры его, отличные кипарисы его, и пришёл на самую вершину его, в рощу сада его;
25 и откапывал я, и пил воду; и осушу ступнями ног моих все реки Египетские».
26 Разве не слышал ты, что Я издавна сделал это, в древние дни предначертал это, а ныне выполнил тем, что ты опустошаешь крепкие города, превращая их в груды развалин?
27 И жители их сделались маломощны, трепещут и остаются в стыде; они стали как трава на поле и нежная зелень, как порост на кровлях и опалённый хлеб, прежде нежели выколосился.
28 Сядешь ли ты, выйдешь ли, войдёшь ли, Я знаю всё, знаю и дерзость твою против Меня.
29 За твою дерзость против Меня и за то, что надмение твоё дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо Моё в ноздри твои и удила Мои в рот твой, и возвращу тебя назад тою же дорогою, которою ты пришёл.
30 И вот тебе, Езекия, знамение: ешьте в этот год выросшее от упавшего зерна, и на другой год — самородное; а на третий год сейте и жните, и садите виноградные сады, и ешьте плоды их.
31 И уцелевший в доме Иудином остаток пустит опять корень внизу и принесёт плод вверху,
32 ибо из Иерусалима произойдёт остаток, и спасённое — от горы Сиона. Ревность Господа Саваофа соделает это.
33 Посему так говорит Господь о царе Ассирийском: «не войдёт он в этот город и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала.
34 По той же дороге, по которой пришёл, возвратится, а в город сей не войдёт, говорит Господь.
35 Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего».
36 И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мёртвые.
37 И отступил, и пошёл, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии.
38 И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него.

Толкование Далласской семинарии

б. Исаия отвечает от имени Господа (37:5−7)

Ис 37:5−7. Кратко, но успокоительно прозвучал ответ Исаии, устами которого говорил Господь: ни дерзких слов, произнесенных слугами царя Ассирийского, ни дел самого этого царя иудеям бояться не следует. Ибо по воле Господа произойдет нечто (Сеннахирим услышит весть), что заставит грозного царя ассирийцев возвратиться в землю свою, где встретит он свой конец (об осуществлении этого пророчества читаем в стихах 36−38).

е. Ассур терпит поражение от Бога (37:8−38)

Ис 37:8−13. Между тем, Сеннахирим ушел из Лахиса в Ливну, находившуюся километров на семь севернее. Туда и отправился с «докладом» к нему Рабсак. В Ливне, видимо, узнал Сеннахирим (стих 9) о том, что против него выступил Тиргак, царь Ефиопский. По-еврейски: «царь страны Куш» (подразумевалась территория, включавшая в себя южную часть Египта, отчего Тиргак именовался порой «царем Египетским», Судан и северную часть современной Эфиопии). Тиргак и Езекия были союзниками. Потому и послал Сеннахирим послов к Езекии с повторным предупреждением, чтобы тот не полагался на Бога своего (стих 10).

Заклятие в стихе 11 имеет значение полного уничтожения. Гозан (стих 12) — город на р. Габор, покоренный ассирийцами за сто лет до того. Харан — город в северо-западной Месопотамии, в котором некогда жил Авраам, в то время был ассирийской крепостью. Рецеф — один из сирийских городов, тоже захваченный на 100 лет ранее ассирийцами. Полагают, что Еден был маленьким государством в северной Месопотамии, и что Фалассар был одним из городов Едена. Относительно Емафа, Арпада и Сепарваима в толковании на 36:19. Местонахождение Ены и Иввы не установлено; предположительно они находились на территории Вавилонии.

Ис 37:14−20. Прочитав письмо, доставленное ему послами, Езекия… пошел в дом Господень, и там развернул его… пред лицем Господним. Следует (стихи 15−20) молитва иудейского царя, на этот раз исполненная искренней веры и горячего упования. Сидящий на херувимах (стих 16) означало, что Иегова, невидимый, пребывает в храме — над крышкой ковчега завета, украшенной изображениями херувимов (1Цар 4:4; 2Пар 6:2; 1Пар 13:6).

Хотя и устрашенный угрозами ассирийцев, царь Езекия сознает, что цари Ассирийские потому опустошили все страны и земли (стих 18), что те не имели Защитника в лице Иеговы, ибо их боги были всего лишь «изделием рук человеческих» (стих 19). Между тем, Господь, Бог всех царств земли (стих 16), включая Ассирию, в силах спасти народ Свой от руки Сеинахирима — да узнают все племена и народы (стих 20), что только Он — Бог евреев — является единственным и истинным Богом.

Ис 37:21−35. От Исаии царь узнает, что на молитву его отвечено: царя ассирийского ждут позор (стих 22) и поражение. По своему содержанию сообщение Исаии может быть поделено на три части. Первое: ассирийцы снимут осаду Иерусалима и уйдут (стихи 21−29). «Девствующей дочерью Сиона» Иерусалим мог быть назван в том смысле, что ни разу еще не владели им враги. Сеннахирим, посмевший поносить Бога Израилева, будет наказан и за свое богохульство.

Ливан (стих 24), подразумевающий и страну и высочайшую гору с одноименным названием, возможно, служит здесь иносказанием (как и картина опустошения его ассирийцами), хотя и буквальное прочтение стиха не исключается. Если же понимать стих 24 как иносказание, то речь в нем идет о покорении Сеннахиримом многих городов и стран Палестины, об уничтожении ассирийцами лучших и наиболее знатных их граждан (уподобляемых «рослым кедрам» и «отличным кипарисам»).

В стихе 25 речь о выкапывании колодцев в чужих землях; пить воду из них было символом покорения этих земель.

Сеннахирим в гордыне и дерзости своей возомнил, что завоевывал города и страны потому, что армады его непобедимы (благодаря «множеству колесниц своих»; стих 24). В стихах 26−28 Господь отвечает ему устами Исаии, что все это было издавна предопределено Им, и он, Сеннахирим, лишь выполняет Его предначертания. И каждый шаг его известен Иегове, как известны Ему и дерзкие высказывания ассирийца в Его адрес (стих 28).

Пришло время наказать царя Ассирии за надменность. Он возвратится в свою страну с позором. Это передано метафорой во второй части стих 29. Известны древние барельефы, на которых изображены гонимые ассирийцами пленные: они скованы цепью, пропущенной через кольца в их ноздрях. Так же вот «стреножен» будет теперь и всесильный царь ассирийский.

Второе. Бог заверил Езекию, что сохранится в доме Иудином остаток, и жизнь в нем «войдет в норму». объяснение к стихам 30−32 в комментариях на 4Цар 19:29−31.

В третьей своей части (стихи 33−35) пророчество содержит обещание, что Сеннахирим не войдет в Иерусалим и не причинит ему вреда. Ибо Сам Господь будет охранять город сей.

Ис 37:36−38. Глава завершается кратким сообщением о внезапной и таинственной гибели множества ассирийских воинов и последовавшим за этим снятием осады Иерусалима. Так исполнилось предсказанное Исаией неоднократно: 30:27

33; 31:8−9; 33:1, 18−19. Заметим, что цифра, приводимая в стихе 36, может быть прочитана и как 5180 — однако и в этом случае «поражение» ассирийцев свыше было чудовищным. Высказывались разные предположения о причине их гибели, в частности, что лагерь их «скосила» эпидемия чумы. Сам Сеннахирим был, однако, убит дома (во исполнение пророчества Исаии; 37:3) 20 лет спустя — в 681 г. до Р. Х. Убийцами его стали собственные сыновья его.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.