Исаия 37 глава

Книга пророка Исаии
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 Когда услышал это царь Езекия, то разодрал одежды свои и покрылся вретищем, и пошёл в дом Господень;
2 и послал Елиакима, начальника дворца, и Севну писца, и старших священников, покрытых вретищами, к пророку Исаии, сыну Амосову.
3 И они сказали ему: так говорит Езекия: день скорби и наказания и посрамления день сей, ибо младенцы дошли до отверстия утробы матерней, а силы нет родить.
4 Может быть, услышит Господь Бог твой слова Рабсака, которого послал царь Ассирийский, господин его, хулить Бога живого и поносить словами, какие слышал Господь, Бог твой; вознеси же молитву об оставшихся, которые находятся ещё в живых.
5 И пришли слуги царя Езекии к Исаии.
6 И сказал им Исаия: так скажите господину вашему: так говорит Господь: не бойся слов, которые слышал ты, которыми поносили Меня слуги царя Ассирийского.
7 Вот, Я пошлю в него дух, и он услышит весть, и возвратится в землю свою, и Я поражу его мечом в земле его.
8 И возвратился Рабсак и нашёл царя Ассирийского воюющим против Ливны; ибо он слышал, что тот отошёл от Лахиса.
9 И услышал он о Тиргаке, царе Ефиопском; ему сказали: вот, он вышел сразиться с тобою. Услышав это, он послал послов к Езекии, сказав:
10 так скажите Езекии, царю Иудейскому: пусть не обманывает тебя Бог твой, на Которого ты уповаешь, думая: «не будет отдан Иерусалим в руки царя Ассирийского».
11 Вот, ты слышал, что сделали цари Ассирийские со всеми землями, положив на них заклятие; ты ли уцелеешь?
12 Боги народов, которых разорили отцы мои, спасли ли их, спасли ли Гозан и Харан, и Рецеф, и сынов Едена, что в Фалассаре?
13 Где царь Емафа и царь Арпада, и царь города Сепарваима, Ены и Иввы?
14 И взял Езекия письмо из руки послов и прочитал его, и пошёл в дом Господень, и развернул его Езекия пред лицом Господним;
15 и молился Езекия пред лицом Господним и говорил:
16 Господи Саваоф, Боже Израилев, сидящий на Херувимах! Ты один Бог всех царств земли; Ты сотворил небо и землю.
17 Приклони, Господи, ухо Твоё и услышь; открой, Господи, очи Твои и воззри, и услышь слова Сеннахирима, который послал поносить Тебя, Бога живого.
18 Правда, о, Господи! цари Ассирийские опустошили все страны и земли их
19 и побросали богов их в огонь; но это были не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень, потому и истребили их.
20 И ныне, Господи, Боже наш, спаси нас от руки его; и узнают все царства земли, что Ты, Господи, Бог один.
21 И послал Исаия, сын Амосов, к Езекии сказать: так говорит Господь, Бог Израилев: о чём ты молился Мне против Сеннахирима, царя Ассирийского, —
22 вот слово, которое Господь изрёк о нём: презрит тебя, посмеётся над тобою девствующая дочь Сиона, покачает вслед тебя головою дочь Иерусалима.
23 Кого ты порицал и поносил? и на кого возвысил голос и поднял так высоко глаза твои? на Святого Израилева.
24 Через рабов твоих ты порицал Господа и сказал: «со множеством колесниц моих я взошёл на высоту гор, на рёбра Ливана, и срубил рослые кедры его, отличные кипарисы его, и пришёл на самую вершину его, в рощу сада его;
25 и откапывал я, и пил воду; и осушу ступнями ног моих все реки Египетские».
26 Разве не слышал ты, что Я издавна сделал это, в древние дни предначертал это, а ныне выполнил тем, что ты опустошаешь крепкие города, превращая их в груды развалин?
27 И жители их сделались маломощны, трепещут и остаются в стыде; они стали как трава на поле и нежная зелень, как порост на кровлях и опалённый хлеб, прежде нежели выколосился.
28 Сядешь ли ты, выйдешь ли, войдёшь ли, Я знаю всё, знаю и дерзость твою против Меня.
29 За твою дерзость против Меня и за то, что надмение твоё дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо Моё в ноздри твои и удила Мои в рот твой, и возвращу тебя назад тою же дорогою, которою ты пришёл.
30 И вот тебе, Езекия, знамение: ешьте в этот год выросшее от упавшего зерна, и на другой год — самородное; а на третий год сейте и жните, и садите виноградные сады, и ешьте плоды их.
31 И уцелевший в доме Иудином остаток пустит опять корень внизу и принесёт плод вверху,
32 ибо из Иерусалима произойдёт остаток, и спасённое — от горы Сиона. Ревность Господа Саваофа соделает это.
33 Посему так говорит Господь о царе Ассирийском: «не войдёт он в этот город и не бросит туда стрелы, и не приступит к нему со щитом, и не насыплет против него вала.
34 По той же дороге, по которой пришёл, возвратится, а в город сей не войдёт, говорит Господь.
35 Я буду охранять город сей, чтобы спасти его ради Себя и ради Давида, раба Моего».
36 И вышел Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч человек. И встали поутру, и вот, все тела мёртвые.
37 И отступил, и пошёл, и возвратился Сеннахирим, царь Ассирийский, и жил в Ниневии.
38 И когда он поклонялся в доме Нисроха, бога своего, Адрамелех и Шарецер, сыновья его, убили его мечом, а сами убежали в землю Араратскую. И воцарился Асардан, сын его, вместо него.

Комментарии МакДональда

2. Бог сокрушает Ассирию (Гл. 37)

37:1−4 Услышав сказанное Рабсаком, царь Езекия погрузился в уныние. Он пошел в храм, послав при этом сказать Исаие: «Младенцы дошли до утробы матерней, а силы нет родить». По мнению Дж. Александра, эта метафора «выражает ужасную боль, надвигающуюся опасность, критическое состояние, полнейшую беспомощность и зависимость от других». С робостью, которая превышает веру, Езекия предполагает, что может, Иегова услышал глумление Рабсака и накажет ассирийца.

37:5−7 Господь через Исаию убеждает царя, что не стоит бояться ассирийцев. Господь пошлет духа (видимо, духа беспокойства) на Сеннахириба, и, услышав весть, он возвратится в свою землю, где будет убит.

37:8−13 Когда Рабсак покидает Иерусалим, чтобы присоединиться к Сеннахирибу, он узнает, что последний отошел от Лахиса воевать против Ливны — километров в пятнадцати на северо-запад. Оставшаяся часть войска, конечно же, держала Иерусалим в осаде. Но когда до Сеннахириба дошел слух, что Тиргак, царь Ефиопский, вышел сразиться с ним, Сеннахириб отступил, отправив к Езекии посланцев с богохульным письмом, содержание которого во многом схоже со словами Рабсака. Перечисляя свои победы, Сеннахириб утверждает, что надежда на Иегову бесполезна.

37:14−20 Езекия поступил мудро: отнес послание в храм и развернул его пред лицом Господним. В своей краткой, но полной веры молитве, он просит Бога спасти Иудею от ассирийского царя, чтобы узнали «все царства земли, что Ты, Господи, Бог один».

37:21−29 Господь дает ответ через Исаию. Пророк использует поэтичные образы: девственная дочь Сиона (Иерусалим) насмехается над потерпевшим поражение Сеннахирибом. Затем Иегова призывает к ответу и ассирийцев, которые насмехаются над Самим Господом и хвастаются так, словно уже захватили Иудею и Египет. Бог говорит Сеннахирибу, что тот — всего лишь пешка в руках Иеговы. Завоевания, которые совершают ассирийцы, были предопределены Господом задолго до этого. Господь знает все о нечестивом царе и отведет его назад в Ассирию, как отводят животное с кольцом в носу.

37:30−32 Затем, обращаясь к Езекии, Господь уверяет его, что хотя в этом году и в следующем запасы еды будут скудными — из-за нашествия ассирийцев, на третий год будет собран обычный урожай. Люди, прятавшиеся в Иерусалиме в ожидании осады, вернутся к нормальной жизни. «Ревность Господа Саваофа соделает это». Господь любит избранный народ и гарантирует исполнение пророчества.

37:33−35 Господь уверяет Езекию, что царь ассирийский не только не войдет в Иерусалим, но и не сможет даже подойти к нему для атаки. Бог защитит город и вернет врага той же дорогой, которой он пришел.

37:36 Слова Господа сбылись. Ночью вышел ангел Господень и поразил в стане сто восемьдесят пять тысяч ассирийских воинов.

В 1815 году этому событию было посвящено одно из величайших стихотворений, написанных на английском языке. Так как не у всех читателей есть доступ к большим библиотекам, мы приведем это стихотворение полностью.

ПОРАЖЕНИЕ СЕННАХИРИMА

Ассирияне шли, как на стадо волки,
В багреце их и в злате сияли полки,
И без счета их копья сверкали окрест,
Как в волнах галилейских мерцание звезд.
Словно листья дубравные в летние дни,
Eще вечером так красовались они;
Словно листья дубравные в вихре зимы,
Их к рассвету лежали рассеяны тьмы.
Ангел смерти лишь на ветер крылья простер
И дохнул им в лицо — и померкнул их взор,
И на мутные очи пал сон без конца,
И лишь раз поднялись и остыли сердца.
Вот расширивший ноздри повергнутый конь,
И не пышет из них гордой силы огонь,
И как хладная влага на бреге морском,
Так предсмертная пена белеет на нем.
Вот и всадник лежит, распростертый во прах,
На броне его ржа и роса на власах;
Безответны шатры, у знамен ни раба,
И не свищет копье, и не трубит труба.
И Ассирии вдов слышен плач на весь мир,
И во храме Ваала низвержен кумир,
И народ, не сраженный мечом до конца,
Весь растаял, как снег, перед блеском Творца!
Джордж Гордон Байрон (1788−1824)

37:37−38 Возвратившись в Ниневию, Сеннахирим был убит собственными сыновьями — Адрамелехом и Шарецером — в храме своего идола.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.