Исаия 42 глава

Книга пророка Исаии
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой, к которому благоволит душа Моя. Положу дух Мой на Него, и возвестит народам суд;
2 не возопиёт и не возвысит голоса Своего, и не даст услышать его на улицах;
3 трости надломленной не переломит, и льна курящегося не угасит; будет производить суд по истине;
4 не ослабеет и не изнеможет, доколе на земле не утвердит суда, и на закон Его будут уповать острова.
5 Так говорит Господь Бог, сотворивший небеса и пространство их, распростёрший землю с произведениями её, дающий дыхание народу на ней и дух ходящим по ней.
6 Я, Господь, призвал Тебя в правду, и буду держать Тебя за руку и хранить Тебя, и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников,
7 чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме — из темницы.
8 Я Господь, это — Моё имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам.
9 Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдёт, Я возвещу вам.
10 Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли, вы, плавающие по морю, и всё, наполняющее его, острова и живущие на них.
11 Да возвысит голос пустыня и города её, селения, где обитает Кидар; да торжествуют живущие на скалах, да возглашают с вершин гор.
12 Да воздадут Господу славу, и хвалу Его да возвестят на островах.
13 Господь выйдет, как исполин, как муж браней возбудит ревность; воззовёт и поднимет воинский крик, и покажет Себя сильным против врагов Своих.
14 Долго молчал Я, терпел, удерживался; теперь буду кричать, как рождающая, буду разрушать и поглощать всё;
15 опустошу горы и холмы, и всю траву их иссушу; и реки сделаю островами, и осушу озёра;
16 и поведу слепых дорогою, которой они не знают, неизвестными путями буду вести их; мрак сделаю светом пред ними, и кривые пути — прямыми: вот что Я сделаю для них и не оставлю их.
17 Тогда обратятся вспять и великим стыдом покроются надеющиеся на идолов, говорящие истуканам: «вы наши боги».
18 Слушайте, глухие, и смотрите, слепые, чтобы видеть.
19 Кто так слеп, как раб Мой, и глух, как вестник Мой, Мною посланный? Кто так слеп, как возлюбленный, так слеп, как раб Господа?
20 Ты видел многое, но не замечал; уши были открыты, но не слышал.
21 Господу угодно было, ради правды Своей, возвеличить и прославить закон.
22 Но это народ разорённый и разграбленный; все они связаны в подземельях и сокрыты в темницах; сделались добычею, и нет избавителя; ограблены, и никто не говорит: «отдай назад!»
23 Кто из вас приклонил к этому ухо, вникнул и выслушал это для будущего?
24 Кто предал Иакова на разорение и Израиля грабителям? не Господь ли, против Которого мы грешили? Не хотели они ходить путями Его и не слушали закона Его.
25 И Он излил на них ярость гнева Своего и лютость войны: она окружила их пламенем со всех сторон, но они не примечали; и горела у них, но они не уразумели этого сердцем.

Толкование Далласской семинарии

3. ОТРОК БОЖИЙ В ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИИ НАРОДУ, ИЗБРАННОМУ БОГОМ (глава 42)

Стихи 1−17 являются первой из пророческих Песен о Рабе, принадлежащих Исаии; в них воспевается Мессия. Рабом Иеговы назван Израиль — в первый раз в 41:8 и затем в 42:19; 43:10; 44:1−2, 21; 45:4; 48:20). Рабом Иеговы Исаия называет и Мессию, на Котором почил Дух Божий (49:3, 5−7; сравните 11:2; также 50:10; 52:13; 53:11).

Не всегда можно сразу определить в каждом из стихов, где говорится о Рабе Иеговы, Израиль или Мессия подразумевается Исаией; ключ к определению прежде всего следует искать в контексте и, так сказать, в индивидуальных чертах «Раба» в каждом случае. Израиль в качестве такового должен был нести миру знание об истинном Боге, но потерпел неудачу. Тогда в мир пришел Мессия, Раб и Господь (олицетворявший Израиль), Которому предстояло преуспеть в исполнении воли Бога Отца.

а. Раб и Его дело (42:1−17)

Ис 42:1−4. Некоторые богословы склонны были видеть в том, кого Бог называет Отрок Мой (то же, что «Раб Мой») Израиля (как в стихе 19, где речь действительно идет о еврейском народе), рассуждая, что Израиля Бог избрал, и к нему, несомненно, благоволит душа Иеговы. Однако стих 2 едва ли оставляет сомнение в том, что «Отрок» в стихе 1 — это Мессия.

Это подтверждается и тем, что евангелист Матфей цитирует Ис 42:1−4 (с небольшими изменениями текста), «прилагая» эти стихи к Иисусу Христу и Его служению в Израиле (Мф 12:18−21). Фразу Положу дух Мой на Него некоторые относят к моменту крещения Христа. Видят в ней и указание на особое помазание Сына, как имеющего и человеческую природу, Отцом — посредством Святого Духа.

Сравните фразу И возвестит народам суд со сказанным Иоанном (Ин 5:22): «Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну». Сравните ее также с Ис 11:3−4 и 16:5. Если в конечном счете под «судом» в стихе 1 понимается и тот суд, которым Господь «будет судить живых и мертвых» (2Тим 4:1) во второе пришествие Свое, то в стихах 2−3 Он предстает как Судия, сострадающий грешникам.

Ибо в них иносказательно говорится об осторожном (льна курящегося не угасит), кротком и милостивом обращении Его с людьми. О суде справедливом. Именно об утверждении Им справедливости на земле сказано в стихе 4. О том, что на закон, который даст Он, будут уповать не один евреи, но и прочие народы (острова). Не есть ли все это картина Тысячелетнего царства!

Ис 42:5−7. В стихе 5 Исаия ссылается на всемогущего Бога, Творца вселенной, как на удостоверяющего предстоящее служение Его «Отрока». «Призвать в правду», точнее, «в праведность», означает призвать для осуществления праведной воли Божией. Второй раз повторяет Бог, что будет держать Отрока за руку (стих 6 сравните со стихом 1), т. е. во всем помогать Ему и направлять. В стихах 6−7 «рамки» Божиего завета Исаией, говорящим от имени Господа, «расширяются»: он дает понять, что с приходом Отрока они включат в себя, помимо евреев, и язычников.

Неоднократно говорит Исаия о прозрении идолопоклонников в будущем, «свет для язычников» — излюбленный им образ (49:6; 51:4); впоследствии его станут «раскрывать» новозаветные авторы, для которых он сделается одним из лейтмотивов в их писаниях (к примеру, Лк 2:32; Деян 13:47; 26:18). Однако в Ис 42:6−7 речь идет не только о язычниках, но и об иудеях, которые, постоянно отступая от своего Господа, оказывались во тьме духовной темницы.

Ис 42:8−9. Господь не будет «делить» Свою славу с языческими «истуканами», не способными, в отличие от Него, предсказывать через своих служителей события, которые потом действительно происходят.

Ис 42:10−17. В том будущем, которое прозревает Исаия, служитель Бога живого, и язычники, живущие «во всех концах земли», станут объектом благословений Господних, для пророка это как бы уже совершилось, и поэтому он призывает их теперь воспеть Господу благодарственную песнь хвалы. Города и пустыне (стих 11); очевидно, подразумеваются селения возникавшие на территории оазисов. Название Кидар носила как местность в северной части Аравии, так и одно из аравийских кочевых племен, происходившее от сына Измаила по имени Кидар (Исх 21:16).

В стихах 13−15 — картина гнева Господнего и победоносной борьбы Иеговы против Его врагов. Исаия и прежде не раз описал эти «гнев и борьбу» перед глазами читающих или слушающих (к примеру, 30:30). Господь как муж браней словно бы противостоит Своему кроткому Отроку. Но без Его победоносного сражения против врагов не восторжествует праведность, не утвердится Отрок.

Слова Исаии, особенно в стихе 13 и 15, могли иметь и конкретное «историческое наполнение», подразумевая сражение Иеговы с врагами, угнетателями Его народа — с теми же вавилонянами (в этой связи высказывается предположение, что перечисляемые в стихе 15 горы, холмы, трава и пр. есть иносказание, за которым стоят как власть имущие, так и рядовые жители стран, враждебных Израилю).

Но вероятен здесь и «второй смысл»: борьба Иеговы в истории против сил, враждебных Ему. Фраза Долго молчал Я, терпел, удерживался (стих 14) может в свете этого указывать на какие-то длительные исторические периоды, когда Бог предоставлял людям возможность «жить по своей воле», пожиная плоды этого своеволия. Но «наблюдая» это постоянно, Он испытывал сильную боль (отсюда сравнение с «криками рожающей женщины» в стихе 14).

И снова (стих 16) возникают в пророчестве те, которых «поведет Господь»: это не безжалостные цари народов и не коварные жрецы языческих богов, но люди, ослепленные ими духовно, их жертвы. Мрак Он сделает светом пред ними, и кривые пути — прямыми. А те, которые упорствуют в идолопоклонстве (не только язычники «по рождению», но и евреи-отступники; стихи 24−25), покроются… великим стыдом.

б. О «слепом» рабе Божием (42:18−25)

Ис 42:18−20. Когда позднее, в вавилонском изгнании, евреи стали бы читать эту главу из книги Пророка Исаии, то не смогли бы не задуматься об истинной причине тяжелых своих испытаний. Пророк ведь прямо давал понять их отцам, что за свою духовную глухоту и слепоту (стих 18) они будут наказаны. В стихах 19−20 речь несомненно идет об Израиле, «слепом и глухом» рабе Господа, который был послан Им как вестник Его, однако, по жестоковыйности своей, миссии, возложенной на него, не исполнил.

Ис 42:21−22. В законе, данном евреям через Моисея, была «сконцентрирована» высшая правда Господня, во всей ее полноте отражена Его праведность. Но поскольку евреи не жили в согласии с этой праведностью, то, руководствуясь высшей Своей правдой, Бог наказывал их. Ибо иначе закон, данный Им, не мог бы быть «прославлен и возвеличен» (стих 21).

Сказанное в стихе 22 соответствует ситуации в истории еврейского народа, повторяющейся в веках и тысячелетиях, — по причине его постоянных «отступлений» от своего Заступника Он — за неверность — лишает народ Своего заступничества. Ближайшей ко времени Исаии «перспективой» в этом плане могло быть предстоявшее иудеям вавилонское пленение. Прошедшее время здесь употребляется, как это часто бывает в пророчествах, в значении будущего.

Ис 42:23−25. Следуют вопросы, предполагающие отрицательные ответы. Все, что происходило с Израилем на протяжении его истории, происходило с ним потому, что он никак не хотел уразуметь главной причины своих бедствий: нежелания жить в повиновении Иегове и под защитой Его. Духовная немощь и поразительное упорство (называемое на библейском языке «жестоковыйностью») мешали ему «вникнуть» в слова своих пророков, таких, как Исаия, и «выслушать» их в интересах своего же будущего (стих 23).

Видение горящего Иерусалима, возникающее перед взором Исаии (стих 25), скорее соответствовало времени гибели храма и иудейской столицы под ударами римской армии в 1-ом веке нашей эры. Однако лютость войны сопутствует соплеменникам пророка постоянно. Но сколько бы «судов» ни постигало их, извечной причины их они не уразумели… сердцем, горестно восклицает Исаия.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.