Библия » МакАртур2 Серия комментариев МакАртура

2 Коринфянам 10 2 Коринфянам 10 глава

Победа в духовной войне
(2 Коринфянам 10:1−6)

Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым. Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти. Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем; оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу, и готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится (10:1−6)

Как показывают слова Я же, этот отрывок служит началом нового раздела послания. (Во вступлении книги представлено опровержение взгляда, согласно которому главы 10 — 13 представляют собой отдельное послание.) Первый раздел (главы 1 — 7) касался темы восстановления отношений с коринфской церковью. В контексте восстановленных отношений апостол счел уместным обсудить участие верующих Коринфа в служении пожертвования для иерусалимской церкви (гл. 8 и 9). В этих первых двух разделах тон послания в целом был мягким, любезным, примирительным. Но в последнем разделе тон резко меняется, становится жестким, авторитетным, суровым. Чтобы понять почему, необходимо разобраться в той ситуации, в какой оказалась коринфская церковь, когда Павел писал это послание.

Основав эту церковь и трудясь в ней около двадцати месяцев (Деян 18:1−18), Павел отправился на служение в другие места. Позднее до него дошли вести, что в собрании верующих Коринфа возникли серьезные проблемы, что побудило его написать послание (неканоническое), чтобы вразумить их (1Кор 5:9). Сообщения о дальнейших трудностях (1Кор 1:11), а также некоторые вопросы, о которых ему писали коринфяне (см. 1Кор 7:1), заставили Павла написать им второе послание (1 Коринфянам). Вскоре, однако, возникли еще более сложные проблемы. В коринфскую церковь проникли самозванные лжеапостолы, которые стали энергично выступать против служения Павла, осуждая его характер, сея в местных верующих сомнения в его благонадежности. Они хотели полностью дискредитировать апостола, показав на этом фоне себя авторитетными учителями, чтобы коринфяне поверили их чудовищной лжи. Павел ответил на эту угрозу решительным посланием, которое стало известно как «строгое» (2Кор 2:3−4), и после которого большинство верующих Коринфа покаялось. («Строгое послание», как и то, на которое Павел ссылается в 1Кор 5:9, не было включено в Писание, и сами эти послания до наших дней не сохранились. Об их написании известно только по упоминанию о них самим апостолом.)

Но, несмотря на покаяние коринфской церкви, Павел прекрасно понимал, что лжеучителя просто так не отступят. Общее покаяние церкви скорее всего лишь еще больше разозлило их. Они только ждали своего часа, надеясь с новыми силами наброситься с нападками на Павла. В то же время они вели против него и подпольную войну. Чтобы покончить с последними следами сопротивления, апостол развернул усилия по искоренению остатков в Коринфе всего того, что еще могло бы противодействовать служению истине. И упредительным огнем, образно говоря, оказались последние четыре главы этого послания; окончательный удар Павел нанес позже, когда сам пришел в Коринф (2Кор 12:14; 2Кор 13:1). Таким образом, последний раздел этого послания был адресован непослушному меньшинству церкви, а именно, лжеапостолам и обманутым ими людям.

Павел предусмотрительно начал этот раздел параллелью с военным искусством, к которому он часто прибегал при описании христианской жизни. Например, отстаивая свое право на финансовую поддержку, Павел напомнил коринфянам: «Какой воин служит когда-либо на своем содержании?» (1Кор 9:7). Он также увещевал Тимофея: «Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя делами житейскими, чтоб угодить военачальнику» (2Тим 2:3−4; см. Флп 2:25; Флм 1:2). Он призывал его: «Подвизайся добрым подвигом веры» (1Тим 6:12; см. 1Тим 1:18).

Перед лицом скорой смерти он писал в письме, исполненном торжествующего настроения: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил» (2Тим 4:7). Всех верующих он призывал облачиться в духовное вооружение, чтобы они могли эффективно сражаться с силами тьмы (Еф 6:10−18; см. Рим 13:12; 1Фес 5:8). С момента своего обращения на пути в Дамаск и до самой смерти Павел смотрел на свою жизнь как на непрерывное сражение. Он сражался с силами царства тьмы — как демоническими (Еф 6:12; см. Деян 26:16−18), так и человеческими (см. Деян 9:23−4; Деян 13:6−12, 45, 50; Деян 14:2−5, 19; Деян 17:5−9, 13; Деян 18:12−17; Деян 19:23−41; Деян 20:3, 19; 1Фес 2:14−16; 1Тим 1:20; 2Тим 4:14−15). Он боролся с лжебратьями (2Кор 11:26; Гал 2:4) и лжеапостолами (2Кор 11:13), этими свирепыми волками, которые угрожали Божьему стаду (Деян 20:29; см. Мф 7:15). Он сражался и с заблуждающимися мирскими философами (Кол 2:8; см. Деян 17:18). Однако Павел никогда не сражался за свою честь; его цель всегда состояла в том, чтобы защищать истину Благой Вести и славу своего Господа. Если же он и защищал себя в этом послании, то только в контексте защиты своего апостольского служения, поскольку Сам Иисус Христос наставил его провозглашать истину Благой Вести о Боге. Этот вопрос оказался слишком серьезным, поэтому ему пришлось здесь переступить через свое смирение и выступить в определенной степени в собственную защиту.

Когда в Коринфе началась битва с силами зла, Павел появился в своем воинском облачении, чтобы показать пример, которому нужно было следовать. Здесь он представляет четыре характерные черты воина, который может рассчитывать на победу в духовной войне: он должен быть сострадательным, смелым, компетентным и расчетливым.

Сострадательный воин

Я же, Павел, который лично между вами скромен, а заочно против вас отважен, убеждаю вас кротостью и снисхождением Христовым (10:1)

Как уже было сказано выше, слова Я же служат переходом к завершающему разделу этого послания. Но, прежде чем начать наступление на лжеапостолов, Павел выразил свое нежелание ввязываться в сражение. Даже самые лучшие воины не испытывают никакой радости от применения смертоносного оружия и в бой идут с неохотой. Вспоминая о кровопролитном сражении при Фриденбурге, Роберт Ли здраво рассудил: «Хорошо, что война так ужасна — иначе бы мы все ее полюбили» (James M. McPherson, Battle Cry of Freedom, The Oxford History of the United States [New York: Oxford Univ., 1988], 572). Противовесом силе благородного воина служит чувство сострадания, и свою силу он применяет только тогда, когда другого выхода не остается. Именно с таким настроением Павел и начал писать самый решительный раздел своего послания.

Это, конечно, не означает, что Павел сомневался в той власти, которой наделил его Сам Всемогущий Господь. Более того, с самого начала он смело утверждает: Павел... лично. В отличие от лжеучителей, Павел не полагался в своей власти на других людей; ранее в этом послании он саркастически спросил коринфян: «Неужели нам снова знакомиться с вами? Неужели нужны для нас, как для некоторых, одобрительные письма к вам или от вас?» (2Кор 3:1). В его словах видна божественная власть, которая стала и его властью, когда он посетил Коринф (см. 2Кор 13:1−3).

Но, прежде чем пустить в дело всю свою апостольскую власть, Павел проявил чувство сострадания. Он убеждал непокорное меньшинство кротостью и снисхождением Христовым покончить со своим упрямством и примириться с истиной. Вместо того чтобы мстить своим врагам, Павел проявил к ним такое же терпение, какое Господь Иисус Христос проявил к нему самому (1Тим 1:16). Греческое слово prautēs (кротостью) в Новом Завете означает «благородство». Оно относится к смирению и благородству, результатом которых становится терпеливое отношение к обидам. Это греческое слово использовали, когда говорили о людях, лишенных чувства злости, ненависти, горечи и мести. Такое качество говорит не о слабости, а о способности контролировать себя. Слово epieikeia (снисхождением) в Новом Завете встречается только еще в одном месте (Деян 24:4). Применительно к людям, обладающим властью, это означает «мягкость» и говорит о полноте меры их законных прав.

Конечно же, никто другой не проявил все высказанные здесь качества так, как Христос; никто не обладает такой властью, какой обладает Он, и никто не контролирует свои чувства так, как Он. Петр показал благородство Христа и Его способность контролировать чувства как пример, которому должны следовать все верующие:

Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу, ибо вы к тому призваны; потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его: Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его; будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному (1Пет 2:19−23).

Стих Мф 12:20 говорит о благородстве Христа относительно страданий: «Трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит». Женщине, которую застали в прелюбодеянии, он тихо сказал: «Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи! Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин 8:10−11). За тех, кто распинал Его, Он молился: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк 23:34). Даже Свое проклятие, направленное против иудейских религиозных руководителей, Он закончил возгласом, полным нежности и сострадания: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели!» (Мф 23:37).

Павел понимал, что характер Христа служит примером, которому должны следовать все Его воины, поскольку Он является их Командующим: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф 11:29). Апостол стремился подражать Господу, терпеливо контролируя все свои силы. Несмотря на несправедливое отношение к нему со стороны членов церкви, апостол считал, что силу свою он вправе применять только тогда, когда все другие аргументы исчерпаны (см. 1Кор 4:21).

Враги же Павла по-своему извратили его сострадание, язвительно обвинив его в слабости и трусости. Они лицемерно упрекали его в том, что он лично между ними скромен, а заочно против них отважен! Греческое слово tapeinos (скромен) во всех других местах Нового Завета обозначает добродетель, но здесь враги Павла придали ему пренебрежительный оттенок. Лично между ними, по утверждению недругов Павла, апостол был слабым, хилым; выражаясь современным языком, слизняк. Но стоило ему оказаться вдалеке от них — и он становился яростным, как лев.

Да, действительно, Павел был смиренным человеком. В стихе 1Кор 2:3 он писал, что был «у [них] в немощи и в страхе и в великом трепете». Но лжеапостолы смотрели на смирение Павла и его недостаток уверенности в себе в отрыве от Божьей силы и извратили это его качество, представив как слабость. Они мало чем отличались от тех людей в Израиле, которые ожидали, что Мессия придет во власти и уничтожит их врагов, а также отвергали Иисуса, когда Он оказался «кроток и смирен сердцем» (Мф 11:29; см. Ис 53; Зах 9:9).

Утверждение лжеучителей, что Павел смел только тогда, когда не был с ними, и слаб в их присутствии, было ловким трюком. Любой ответ Павла на это утверждение можно было извратить. Если бы он подтвердил в своих посланиях уверения в своей силе или стал выступать в пользу своей кротости в их присутствии, он бы так или иначе признал действительным одно из этих ложных утверждений. Поэтому, чтобы ответить на обвинения своих противников, Павел показал в заключительном разделе этого послания, как его жизнь и его слова придавали силу слабости, доказывая тем самым, что смелым воином истины можно стать, проявляя сострадание.

Смелый воин

Прошу, чтобы мне по пришествии моем не прибегать к той твердой смелости, которую думаю употребить против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти (10:2)

Те, кто считал Павла слабым, жестоко ошибались. Когда все усилия проявить сострадание были исчерпаны, Павел яростно сражался, доказывая всем, что он стоит за истину. Достаточно прочитать примеры его смелости, приведенные в Библии. В своей жизни он сталкивался с враждебными толпами, терпел побои, переживал волнения, кораблекрушения, заговоры (11:23−33). Павел бесстрашно провозглашал Благую Весть перед иудейским Синедрионом (Деян 23), римскими правителями (Деян 24, 25), царем Иродом Агриппой (Деян 26) и даже перед кесарем (Деян 25:11; Деян 27:24). Он также сталкивался и с теми, кто провозглашал лжеучения (см. Деян 15:2). Не побоялся он даже открыто упрекнуть Петра, первого из Двенадцати (Гал 2:11−14).

Страстно желая пощадить противников, Павел призывал их покаяться. Если они покаются, по пришествии к ним ему не придется прибегать к той твердой смелости, которую он имел в своем распоряжении. Аористическая инфинитивная форма слова tharrheō (смелости) означает «становиться смелым». Апостол умолял их не вынуждать его проявлять ту жесткую смелость, на которую он был способен. Слово употребить является переводом греческого слова tolmaō, одним из значений которого способность к дерзновению, способность действовать, не боясь угроз или последствий. Когда дело доходило до необходимости защищать истину, Павел становился абсолютно бесстрашным. Он не уклонялся от борьбы с теми, кто угрожал церкви; как он писал ранее коринфянам: «Но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу» (1Кор 4:19). Ближе к концу этого послания он написал: «Для того я и пишу сие в отсутствии, чтобы в присутствии не употребить строгости по власти, данной мне Господом к созиданию, а не к разорению» (2Кор 13:10).

В случае необходимости апостол вел свою войну против некоторых, помышляющих о нас, что мы поступаем по плоти. Лжеучителя и их последователи лицемерно обвиняли Павла в том, что он поступает по плоти, то есть находится во власти греховных желаний неискупленной человеческой природы, выросшей в греховном сердце. Если верить их утверждениям, он был движим корыстными интересами, любил деньги и пребывал во власти греховных желаний.

Все свое послание Павел посвятил тому, чтобы защищаться от этих оскорбительных обвинений, которые были главной составной частью составленного против него заговора. В стихе 2Кор 1:12 он писал: «Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией жили в мире, особенно же у вас». В отличие от лжеапостолов, Павел бережно относился к Слову: «Ибо мы не повреждаем слова Божия, как многие, но проповедуем искренно, как от Бога, пред Богом, во Христе» (2:17). Не вел он и тайной греховной жизни, потому что отверг «скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, [представляя] себя совести всякого человека пред Богом» (4:2). Коринфян он умолял: «Вместите нас: мы никого не обидели, никому не повредили, ни от кого не искали корысти» (7:2). Он дал непослушным членам коринфской церкви шанс, предупредив их: если они не покаются, это будет означать войну — войну, к которой Павел был во всеоружии готов.

Компетентный воин

Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем; оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу (10:3−5)

Поля сражений в человеческой истории всегда были усеяны останками смелых, но плохо подготовленных воинов. В знаменитом сражении при Литтл Биг Хорн Джордж Армстронг Кастер безрассудно повел своих солдат на значительно превосходящих их силами индейцев сиу и шайенн. В завязавшейся битве его полк был разгромлен, а он сам и двести десять солдат, бывших в непосредственном его подчинении, погибли. Когда нацистский блицкриг охватил Польшу, одна бригада польской кавалерии смело, но так же безрассудно пошла в атаку на немецкие танки. Пики и шашки кавалеристов, естественно, оказались бессильны против танковых орудий и пулеметов, и это была уже не битва, а бойня.

Помимо сострадания и смелости христианский воин должен иметь к сражению достойное вооружение. Если кто-то из противников Павла мог себе представить, что апостол не является умелым воином, такого противника наверняка ждало горькое разочарование. Апостол честно предупреждал своих врагов о том, что вооружен «оружием правды» (6:7) и готов к битве. Его утверждение Ибо мы, ходя по плоти, не по плоти воинствуем представляет собой игру слов. Во 2-м стихе лжеучителя обвиняли Павла в том, что он ходит во плоти в нравственном смысле — является развращенным и безнравственным человеком, находится во власти похоти, жадности и гордыни. Используя терминологию своих противников, Павел подтвердил, что действительно ходит по плоти в физическом смысле, то есть, что он обыкновенный человек. Он отверг обвинения в том, что является развращенным человеком (см. 2Кор 1:12), но признал факт, что обладает чисто человеческой природой. Он был апостолом Иисуса Христа, но хранил эту власть в смертном человеческом теле. Как он сам писал в стихе 2Кор 4:7, он является не более чем глиняным сосудом, живущим во временном «земном доме» (2Кор 5:1), с «внешним человеком», который «тлеет» (2Кор 4:16).

Но хотя Павел и ходил по плоти в физическом смысле, он по плоти воинств[овал]. Он был человеком, но в битве применял не человеческое оружие. Греческое слово strateuomai (воинствуем) означает «ввязаться в сражение», или «нести воинскую службу». Все верующие являются воинами в духовной войне против царства тьмы; никаких освобождений или отсрочек здесь быть не может. Он сражается за истину Писания, за честь и славу Господа Иисуса Христа, за спасение грешников, за добродетель святых. В стих Еф 6:12 Павел определил такое сражение как «брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных». Эти демонические силы стоят за мировой системой зла.

Однако плотским оружием духовную войну вести нельзя. Поэтому в арсенале Павла было не то оружие, которое является продуктом человеческой изобретательности, человеческой идеологии или человеческой методологии. Человеческие разум, мудрость, планы, стратегии, организации, умения, красноречие, рыночные отношения, религиозная харизма, философские и психологические размышления, ритуальность, прагматизм и мистицизм не являются эффективными против сил царства тьмы, «мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф 6:12). Они не могут спасти грешников от «власти тьмы» (Кол 1:13) или сделать верующих людей подобными Христу. Такое оружие в лучшем случае способно помочь человеку одержать только внешнюю, временную победу.

Чтобы успешно сражаться в духовной войне, необходимо оружие из небесного арсенала. Только те оружия воинствования способны на разрушение вражеских твердынь, которые сильные Богом. Такая терминология наводит читателя Нового Завета на мысль о грозных, неприступных твердынях. Коринф, как и большинство крупных городов Древней Греции, имел акрополь. Расположенный на горе, возле города, акрополь представлял собой укрепленное место, в котором укрывались жители города, когда подвергались нападению врагов. Греческое слово ochurōma (твердынь) использовалось в небиблейском греческом языке при обозначении темницы. Люди, которые укрывались от осады, фактически оказывались в темнице, запертые вражескими воинами. Кроме того, это слово означало еще и могилу.

Плотское оружие не может ничего сделать против мощной крепости, в которой скрываются грешники. Такое оружие неспособно на разрушение твердынь, которым Павел дал конкретное определение — замыслы (logismos), и в греческом языке это слово относится ко всем человеческим или демоническим мыслям, мнениям, рассуждениям, философиям, теориям, психологиям, перспективам, мировоззрениям, религиям. Твердыни, о которых здесь идет речь, — это не демоны, а идеологии. Утверждение, что духовная война подразумевает непосредственное столкновение с демонами, чуждо Писанию. Христиане, которые вербально сражаются с демонами, напрасно тратят силы и демонстрируют полное незнание настоящей войны. Мы призваны обращать не демонов, а грешников. И борьба идет с ложными идеологиями, которые пропагандируются людьми или демонами, чтобы мир поверил им. И погибающие души томятся в твердынях идеологий, которые для этих душ становятся темницами, а потом и могилами, — если только их не освободить верой в истину.

Дальше Павел определил твердыни идей грешников как всякое превозношение — то есть всякое небиблейское мировоззрение, претендующее на то, чтобы быть истиной, восстающее против познания Божия. Здесь кроется важная мысль. Духовная война — это не битва против демонов. Это битва за человеческие умы, которые находятся в плену лжи, превознесенной против Писания. В 1Кор 3:20 Павел назвал ее суетными умствованиями мудрецов — это все антибиблейские идеологии, лжерелигии, псевдоевангелия, инициированные сатаной. Павел хорошо знал эти твердыни, потому что прожил в них всю жизнь, которая предшествовала его обращению. Он был ревностным последователем иудаизма, берущим свои корни в Ветхом Завете и превратившемся в систему ритуалов и теорию праведности, основанной на собственном труде. В Флп 3:4−6 он описал эту твердыню, на которую когда-то так полагался:

Хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто-то другой думает надеяться на плоть, то более я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, по ревности гонитель Церкви (Божией), по правде законной — непорочный.

Галатам он писал: «И преуспевал в Иудействе более многих сверстников в роде моем, будучи неумеренным ревнителем отеческих моих преданий» (Гал 1:14). Эта ревность побуждала его «много действовать против имени Иисуса Назорея» (Деян 26:9). Павел «жестоко гнал Церковь Божию и опустошал ее» (Гал 1:13; см. Деян 8:1, 4; Деян 9:1−2, 13−14, 21; Деян 22:4−5; 1Кор 15:9; Флп 3:6; 1Тим 1:13). Но на пути в Дамаск его превознесенная церковь рухнула по Божьей воле, и он был освобожден Господом Иисусом Христом.

Как и Павел, все остальные неверующие люди тоже находятся в твердынях, в которых они пытаются скрыться от истинного знания Бога. Эти твердыни имеют самые разнообразные формы философии, психологии, мировых религий, культов, вероотступнических форм христианства, или эволюционного натурализма — всего того, что предшествовало современной Западной культуре. Натурализм, как и подразумевает само название, провозглашает природу в качестве наивысшей реальности. Джеймс Сэр выдвигает несколько основных его принципов:

1. Материя существует вечно, и существует только материя. Бога нет.

2. Космос существует как единообразие естественного процесса и в целом представляет собой некую закрытую систему.

3. Человеческие существа представляют собой комплекс «машин»; личность является взаимодействием химических и физических веществ, которые мы еще не понимаем в полной мере.

4. Смерть представляет собой конец существования личности и индивидуальности.

5. История представляет собой линейный поток событий, связанных причинноследственной связью, но не имеющих никакой конечной цели.

6. Мораль присуща только человеческим существам. (См. гл. 4 «The Silence of Finite Space: Naturalism», in The Universe Next Door, second edition [Downers Grove, Ill: InterVarsity, 1988], 61−83.)

Натурализм пытается укрепиться против Бога, вытесняя Его из общественной жизни, общественной политики, судов, выхолащивая библейское учение из морали и этики. Эта, как и все другие лживые идеологии, должна быть уничтожена, а находящиеся в ее плену грешники должны быть спасены.

В нашей войне мы преследуем только одну цель — изменить образ мыслей людей — пленяем всякое помышление, которое у них есть, и делаем так, чтобы оно больше не было в плену у лживых идеологий, но было в послушание Христу. И чтобы добиться этого, необходимо подходящее оружие. Чтобы взять и уничтожить твердыни ложных религий, мнений, убеждений, философских учений, нужно иметь только одно оружие — истину. Это настолько очевидно, что Павел об этом даже не упоминает. Только одно выявляет и исправляет ложь — истина. Таким образом, единственным наступательным оружием в облачении христианина является «меч духовный, который есть слово Божие» (Еф 6:17). Духовная война — это идеологическое столкновение, которое идет в умах людей, которые наступают на надменные твердыни идей, воздвигнутые грешниками против истины. Греческое слово aichmalōtizō (пленяем) в буквальном смысле означает «взять на копье». Применительно к Божьей истине — верующие разрушают до основания вражеские крепости, выводят оттуда пленных и приводят их к подчинению (в послушание) Господу Иисусу Христу. Они спасают грешников от власти тьмы, «исторгая их из огня» (Иуд 1:23). Став пленником Иисуса Христа на пути в Дамаск, Павел тут же спросил: «Господи! что мне делать?» (Деян 22:10). Сопротивлению его грешного, гордого сердца пришел конец; стены его твердыни превратились в руины, и Господь Иисус Христос завоевал его сердце. Через это проходят все искупленные люди; словосочетание послушание Христу является синонимом спасения (см. Деян 6:7; Рим 1:5; Рим 15:18; Рим 14:25; Евр 5:9).

Ключ к успешной духовной войне лежит в том, чтобы искусно владеть мечом Божьего Слова против лжи, в которую верят люди. Невозможно сражаться с ложью, не зная истины. Подобно тому как воины постоянно тренируются в умении владеть своим оружием, христианские воины должны постоянно изучать Писание. Только сила Божьей истины может сокрушить ложь сатанинской системы лжи; «для нас спасаемых — сила Божия» (1Кор 1:18). Благая Весть есть «сила Божия ко спасению всякому верующему» (Рим 1:16; см. 2Кор 6:7; Евр 4:12). Павел увещевал Тимофея и Тита: «Проповедуй слово, настой во время и не во время, увещевай со всяким долготерпением и назиданием» (2Тим 4:2). «Говори то, что сообразно с здравым учением» (Тит 2:1). Только тогда будет возможно исполнить его увещевание апостола: «Переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа» (2Тим 2:3).

Расчетливый воин

И готовы наказать всякое непослушание, когда ваше послушание исполнится (10:6)

Умелый воин понимает, насколько важно все делать вовремя. Вместо того чтобы бездумно палить, рискуя попасть в своих, он ждет момента, когда враг даст обнаружить себя. Павел обладал смелостью и умением, чтобы наказать всякое непослушание в Коринфе. Он не позволял последователям лжи разрушить церковь. Но он был достаточно дисциплинирован, чтобы ждать, когда коринфян послушание исполнится. Павел не обрушивал свою апостольскую власть направо и налево, а дожидался, когда станет ясно, кто на какой позиции стоит. После этого можно было увидеть, кто принял истину, а кто ее отверг. К первым Павел проявил сострадание, а для последних оказался смелым и компетентным противником.

Вопрос состоит не в том, будут ли христиане вести духовную войну за истину против лжи; это сражение неизбежно. Но те, кто хочет добиться успеха в таком сражении, должны следовать примеру сострадания, смелости, умения и осторожности Павла.

Как узнать Божьего человека
(2 Коринфянам 10:7−18)

На личность ли смотрите? Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы. Ибо, если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде. Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями. Так как некто говорит: «в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна», — такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично. Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно. А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас. Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым. Мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся, с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш, так, чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе. Хвалящийся хвались о Господе. Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь (10:7−18)

С самого момента обмана Евы в Едемском саду сатана нападает на Божию истину, пользуясь при этом ложью. Он сам, а также извращения его доктрин совратили бесчисленное множество людей на широкую дорогу, ведущую к вечной погибели. Поэтому руководители Божьего народа должны тщательно охранять тех, кто вверен их заботам, от тех, кто хочет их совратить. Насколько известно, Божьи стражи на протяжении человеческой истории всегда били тревогу, когда только появлялась опасность, исходящая от лжеучителей сатаны. Моисей предупреждал Израиль:

Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им»: то не слушай слов пророка сего, ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей (Втор 13:1−3; см. Втор 18:20).

Били такую тревогу и другие пророки Ветхого Завета:

Пророки пророчествовали во имя Ваала и ходили во след тех, которые не помогают (Иер 2:8).

Пророки пророчествуют ложь, и священники господствуют при посредстве их, и народ Мой любит это (Иер 5:31).

И сказал мне Господь: пророки пророчествуют ложное именем Моим; Я не посылал их и не давал им повеления, и не говорил им; они возвещают вам видения ложные и гадания, и пустое и мечты сердца своего (Иер 14:14).

Вот, Я — на пророков ложных снов, говорит Господь, которые рассказывают их и вводят народ Мой в заблуждение своими обманами и обольщением, тогда как Я не посылал их и не повелевал им, и они никакой пользы не приносят народу сему, Говорит Господь (Иер 23:32).

Так говорит Господь Саваоф, Бог Израилев, об Ахаве, сыне Колии, и о Седекии, сыне Маасеи, которые пророчествуют вам именем Моим ложь: вот, Я предам их в руки Навуходоносора, царя Вавилонского, и он умертвит их пред вашими глазами (Иер 29:21).

Пророки твои провещали тебе пустое и ложное и не раскрывали твоего беззакония, чтоб отвратить твое пленение, изрекали тебе откровения ложные и приведшие тебя к изгнанию (Плач 2:14).

Заговор пророков ее среди нее, как лев рыкающий, терзающий добычу; съедают души, обирают имущество и драгоценности, и умножают число вдов... А пророки ее все замазывают грязью, видят пустое и предсказывают им ложное, говоря: «так говорит Господь Бог», тогда как не говорил Господь (Иез 22:25, 28).

Так говорит Господь на пророков, вводящих в заблуждение народ Мой, которые грызут зубами своими — и проповедуют мир, а кто ничего не кладет им в рот, против того объявляют войну. Посему ночь будет вам вместо видения, и тьма — вместо предвещаний; зайдет солнце над пророками и потемнеет день над ними. И устыдятся прозорливцы, и посрамлены будут гадатели, и закроют уста свои все они, потому что не будет ответа от Бога (Мих 3:5−7).

Господь Иисус Христос строго предупреждал:

Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мф 7:15; см. Зах 13:4).

Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас; ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят... И многие лжепророки восстанут и прельстят многих... Ибо восстанут лжехристы и лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных (Мф 24:4−5, 11, 24).

После Господа апостолы также призывали верующих остерегаться лжеучителей:

Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стада (Деян 20:29).

Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных (Рим 16:17−18).

Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатию Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Но если бы даже мы, или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что мы приняли, да будет анафема (Гал 1:6−9).

Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова; их конец — погибель, их бог — чрево. И слава их — в сраме: они мыслят о земном (Флп 3:18−19).

Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским (1Тим 4:1).

Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь (2Тим 3:13).

Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель (2Пет 2:1).

Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям (2Пет 3:3).

Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время (1Ин 2:18).

Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире (1Ин 4:1).

Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист (2Ин 1:7).

Ни одну церковь в мире не миновали нападки сатаны на истину, и собрание верующих в Коринфе, разумеется, не было исключением. Посланники сатаны, объявив себя апостолами Христа, пришли в Коринф, стремясь увести церковь «от простоты во Христе» (2Кор 11:3). Они понимали: чтобы добиться своего, им нужно посеять в коринфянах сомнения в благонадежности Павла. Их яростные нападки на апостола вызвали во многих членах коринфской церкви чувство вражды по отношению к нему. Это побудило Павла к решительным действиям, и он написал весьма жесткое послание (2Кор 2:3−4), которое привело большинство членов церкви к покаянию. Апостол прекрасно понимал, однако, что до окончательного покаяния в Коринфе еще далеко; лжеучителя по-прежнему оставались там, ожидая удобного случая, чтобы снова перехватить инициативу. Поэтому Павел и написал это послание, чтобы высказаться в свою защиту против их нападок.

Павел не стал объяснять конкретную природу той ереси, к которой прибегали лжеапостолы, чтобы ввести коринфян в заблуждение. В известной степени в этом и нет необходимости. Сатане и его демонам неважно, во что верят люди, лишь бы они только не верили в истину. Однако из этого послания можно выявить несколько характерных черт, присущих лжеучителям и ереси, которые были направлены на обман коринфян.

Во-первых, лжеучителя пришли в церковь извне (2Кор 11:4; см. 2Кор 10:14 — Павел первым проповедовал в Коринфе Благую Весть). Практически никто не знал об их происхождении, поэтому никто не мог проверить истинность их заявлений о самих себе, об их образованности, авторитете. Как гласит поговорка, все умники — из деревни.

Во-вторых, они заявили, что обладают высшей апостольской властью, нежели Павел. В стихе 2Кор 11:5 он вспомнил об этих их заявлениях, саркастически назвав их «высшими Апостолами». Они пытались подтвердить свои заявления фальшивыми рекомендательными письмами якобы из иерусалимской церкви (2Кор 3:1; см. Деян 15:24).

В-третьих, они были иудеями (2Кор 11:22), которые утверждали, что являются истинными представителями религии Мессии. В коринфской церкви они стремились навязать язычникам иудейские традиции. В действительности, однако, они были повинны в том, что проповедовали «другого Иисуса» и «иное благовестие» (2Кор 11:4).

В-четвертых, в иудейское законничество они привнесли элементы мистицизма. Они заявляли, что обладают тайной, высшим познанием, которое на самом деле было не что иное, как пустое «превозношение... против познания Божия» (2Кор 10:5).

В-пятых, они прибегали к популярной софистике и риторике, которые так высоко ценились в греческой культуре. Соответственно, они упрекали Павла как «невежду в слове» (2Кор 11:6).

В-шестых, они были распутниками, проповедующими безнравственную идеологию, несущую коринфянам злой плод «нечистоты, блудодеяния и непотребства» (2Кор 12:21).

И, наконец, как и все лжеучителя, они служили деньгам. Они высмеивали учение Павла, потому что оно не приносило ему никаких материальных благ. Сравнивая свое смирение с их жадностью, Павел писал: «Согрешил ли я тем, что унижал себя, чтобы возвысить вас, потому что безвозмездно проповедовал вам Евангелие Божие? Другим церквам я причинял издержки, получая от них содержание для служения вам» (2Кор 11:7−8).

В главах 1 — 9 Павел раскрывал свое сердце покаявшемуся большинству, взывая их и дальше проявлять к нему доверие и верность. В главах 10 — 13 он обратился к лжеучителям, прямо осуждая их нападки на себя. Последние четыре главы этого послания представляют собой решительное выступление Павла в защиту своего апостольского служения, а стихи 2Кор 10:7−18 являются стержнем этой защиты. В этом отрывке Павел призвал коринфян все тщательно взвесить, опираясь на явные свидетельства. Переводчики Нового американского стандартного перевода понимают начальную фразу 7-го стиха — На личность ли смотрите? — как констатацию факта. Но греческое слово blepete (смотрите) может быть глаголом как повествовательной, так и повелительной формы. Судя по всему, лучше воспринять это слово в повелительном наклонении (как часто Павел к ним и обращался) и перевести как предложение (а во многих английских версиях оно так и переведено), как наставление. Павел призывал коринфян смотреть на очевидное, рассматривать факты и свидетельства, которые они видят собственными глазами. И если бы они это сделали, то без труда пришли бы к заключению, что Павел является истинным апостолом (см. 1Кор 9:1−2), а его противники — обманщиками.

Чтобы избежать участи людей, обманутых ложными учениями, лучше всего изучать истину. Павел тоже отстаивал истинность своего служения в этих стихах, представив характерные черты истинного Божьего человека. В наше время, когда христианство просто тонет в потоке теорий лжеучителей, Павел дает нам такие нужные указания к распознанию этих людей. Верующие люди должны уметь выявлять голос Доброго Пастыря и Его истинных подпасков среди воя волков сатаны (Ин 10:27). Истинного Божьего человека можно узнать по его отношениям с Иисусом Христом, его воздействию на церковь, его состраданию к людям, его отвращению к плотским методам, его последовательности и его смирению.

Истинный Божий человек узнаваем по своим отношениям с Иисусом Христом

Кто уверен в себе, что он Христов, тот сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы (10:7б)

Как уже отмечалось выше, лжеапостолы утверждали, что являются посланниками Иисуса Христа. Они надменно заявляли, что имеют поручение лично от Него, обладают высшим знанием от Него и высшей властью... тоже от Него. Словами Кто уверен Павел, возможно, показал, что выявляет главаря этих лжеапостолов, который, вероятно, громче всех делал подобные заявления. Судя по греческому тексту, эта ситуация происходила в действительности; Павел имел в виду не гипотетическое предположение, а реальное обстоятельство. Лжеапостолы действительно делали такие заявления.

Но такая уверенность была совершенно неуместной; всякий, у кого она была, был просто уверен в себе. Заявления лжеапостолов, что они якобы посланы Христом, не подтверждались никакими свидетельствами. Ни одного грешника в веру они не обратили, ни одну церковь не основали, никаких учеников не воспитали. За их словами не было ничего, кроме пустого хвастовства.

Утверждая, что они Христовы, лжеапостолы, несомненно, говорили, что они не просто христиане. Они утверждали, что по-особому преданы Иисусу, как это утверждали и члены так называемой «партии Христа» (см. 1Кор 1:12). Они также подразумевали, что являются истинными апостолами Христа. Вероятно, они также заявляли, что Он дал им «особое», высшее знание.

Делая такие голословные заявления в свою защиту, лжеапостолы полностью отрицали истинный характер служения Павла. Согласно их утверждениям, он был обманщиком, скрывающим свои постыдные грехи и проповедующим ложь за деньги. Его даже и христианином-то назвать нельзя, утверждали они, не говоря уже о том, чтобы назвать его апостолом и носителем истинного Божьего учения, которым, как они опять же утверждали, обладают только они. Их ложь была направлена на то, чтобы дискредитировать Павла, чтобы в итоге занять в Коринфе его место авторитетного учителя.

В этот момент Павел не стал отвергать их заявлений; он сделал это позже (2Кор 11:13−15). Здесь он просто заявил, что тоже считает себя вправе заявлять о своей принадлежности Иисусу Христу. Апостол призвал того, кто отвергает истинность его апостольского служения: сам по себе суди, что, как он Христов, так и мы Христовы. Лжеучитель знал, что, поскольку он делает такие заявления, точно такие же заявления может сделать и Павел. Этот вопрос нельзя рассудить, исходя только лишь из личных убеждений, как Павла, так и лжеапостолов. По этой причине Павел, как уже отмечалось выше, призвал коринфян смотреть на объективные свидетельства. Факты его жизни, его обращение и служение были известны членам всех церквей. Факт его удивительного обращения на пути в Дамаск могли подтвердить те, кто с ним путешествовал, а также Анания, Варнава, Сила, Лука, Тимофей и другие спутники Павла могли засвидетельствовать о его бесстрашных проповедях Благой Вести во множестве городов, о количестве тех людей, которые, благодаря ему, пришли к вере, о тех церквах, которые он основал и взрастил. В отличие от лжеапостолов, убеждения и утверждения Павла можно было признать неопровержимыми и впечатляющими свидетельствами (см. 2Кор 12:12).

Истинные Божьи люди имеют такое хождение с Христом, которое видно всем, кто этих людей окружает. Лжеучителя могут обладать внешностью Божьих людей, но Иисус сказал: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы?» (Мф 7:16; см. ст. 20). Что бы лжеучителя ни говорили, но их лживые учения обязательно проявятся в их грехах и в греховной жизни их последователей.

Истинный Божий человек узнаваем по своему воздействию на церковь

Ибо, если бы я и более стал хвалиться нашею властью, которую Господь дал нам к созиданию, а не к расстройству вашему, то не остался бы в стыде (10:8)

Не желая более... хвалиться своей властью, Павел, тем не менее, сделал это, потому что его к тому вынудили обстоятельства. Благодаря своей безупречной жизни и апостольскому служению, он не остался... в стыде. Он никогда не доходил в своих словах до пустого хвастовства, подобно лжеапостолам, потому что Господь дал ему Свою власть. Заявления Павла ограничивались только его смирением.

В отличие от лжеапостолов, способных только на разрушение, Павел использовал свою власть к созиданию коринфян, а не к их расстройству. Истинный Божий человек неизбежно оказывает благотворное воздействие на церковь, наставляет ее, укрепляет, делает более зрелой. Павел проповедовал Благую Весть, обладая для того необходимой властью, видел, как много людей приходило к вере в Иисуса Христа, основывал церкви по всему греко-римскому миру, воспитывал руководителей и подвижников веры. Его служение как служение истинного апостола приводило к духовному прогрессу и силе церкви (2Кор 12:19; Еф 4:11−12).

С другой стороны, лжеучителя неизменно вели к разобщению, разъединению, разрушению и даже смерти церкви. Их разрушительное, разобщающее воздействие идет явно вразрез с целями Главы церкви, Который обещал ее построить (Мф 16:18). Павел имел в виду именно их, когда говорил: «Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм — вы» (1Кор 3:17). Павел обладал апостольской властью (см. 1Кор 3:10, 5−6) созидать церковь, а не разрушать ее.

Истинный Божий человек узнаваем по своему состраданию к людям

Впрочем, да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями (10:9)

Лжеучителей всегда отличает эгоизм, жадность и высокомерие. Люди обычно не значат для них ничего и нужны им постольку, поскольку помогают добиться им корыстных целей. Они зачастую надменны, заносчивы и совершенно равнодушны к нуждам других людей.

Лжеапостолы пытались обвинить Павла в тех грехах, которые им самим были хорошо известны и в которых сами были виновны. Они утверждали, что он оскорбляет людей, пытается подчинить своей власти верующих Коринфа. Несомненно, лжеапостолы указывали на «строгое послание» (2Кор 2:3−4) как на явный пример намеренного стремления Павла оскорбить и унизить коринфскую церковь. Павел на эти обвинения ответил уверениями в адрес коринфян: да не покажется, что я устрашаю вас только посланиями. Он не пытался устрашать коринфян, чтобы склонить их к послушанию. Его цель состояла в том, чтобы привести их к покаянию, чтобы они познали все те благословения, которые несет человеку спасение. Он был тверд, потому что того требовала возникшая ситуация, и большинство коринфян на эту его жесткость ответило пониманием (см. 2Кор 7:8−10).

К жестким мерам Павел прибегал неохотно, как о том свидетельствуют его размышления относительно «строгого послания»:

Бога призываю во свидетеля на душу мою, что, щадя вас, я доселе не приходил в Коринф, не потому, будто мы берем власть над верою вашею; но мы споспешествуем радости вашей: ибо верою вы тверды. Итак я рассудил сам в себе не приходить к вам опять с огорчением. Ибо, если я огорчаю вас, то кто обрадует меня, как не тот, кто огорчен мною? Это самое и писал я вам, дабы придя не иметь огорчения от тех, о которых мне надлежало радоваться; ибо я во всех вас уверен, что моя радость есть радость и для всех вас. От великой скорби и стесненного сердца я писал вам со многими слезами, не для того, чтобы огорчить вас, но чтобы вы познали любовь, какую я в избытке имею к вам (2Кор 1:23−24 — 2:1−4).

В стихе 2Кор 7:3 он добавил: «Не в осуждение говорю; ибо я прежде сказал, что вы в сердцах наших, так чтобы вместе и умереть и жить». Палке воспитания Павел явно предпочитал дух любви и благородства (см. 1Кор 4:21). Ранее в этом послании он писал: «Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; вы показываете собою, что вы — письмо Христово, чрез служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца» (2Кор 3:2−3). В стихе 2Кор 7:2 он умолял коринфян: «Вместите нас: мы никого не обидели, никому не повредили, ни от кого не искали корысти», тогда как в стихах 2Кор 11:11 и 2Кор 12:15 он открыто говорил о своей любви к ним.

Истинных Божьих людей отличает сострадание. Они заботятся о своем народе с «любовью Иисуса Христа» (Флп 1:8). Но ничто так не отличает лжеучителя, как безразличие и злоба по отношению к людям. Разница между двумя этими людьми являет собой контраст между добрым пастырем, который готов отдать жизнь свою за овец, и наемником, которому до стада нет никакого дела (см. Ин 10:11−13).

Истинный Божий человек узнаваем по своему отвращению к плотским методам

так как некто говорит: «в посланиях он строг и силен, а в личном присутствии слаб, и речь его незначительна» (10:10)

То, что послания апостола были строги и сильны, было очевидно всем, кто эти послания читал. Никто не мог отрицать силы его богодухновенного пера, ясности, рациональности и духовности посланий. Резонансом этим посланиям служили страсть и убежденность в истине написанного. Утверждать обратное было бы абсурдно, и лжеапостолы не пытались отрицать очевидное.

Но, уступив мощному удару посланий Павла, лжеапостолы насмешливо высказались относительно его личного присутствия, в котором он якобы слаб, и в котором речь его незначительна. Чисто физическая внешность Павла лжеапостолов не впечатляла, но в данном случае под его личным присутствием лжеапостолы в действительности понимали его личность, ауру, манеру держаться. Они утверждали, что у него нет харизмы и личного обаяния, которые вызывают в людях уважение и верность. Несомненно, они уверились в этом своем утверждении в связи с уходом Павла из Коринфа после его неудачного визита (2:1), восприняв его как постыдное бегство. Апостол, по их словам, был слабовольным и трусливым слабаком, который покинул город, едва испытав обиду. По их мнению, это обстоятельство уже наглядно показало, что он не обладает властью великого руководителя.

Такой жестокой критикой лжеапостолы пытались представить себя сильными и решительными руководителями, а Павла — слабым и безвольным. Они заявляли, что он просто не хотел иметь дело с теми проблемами, которые перед ним возникли. Подобная критика раскрывает неприемлемую модель духовного руководства — всеподавляющей диктатуры. «Вы знаете, что князья народов господствуют над ними, — заявил Иисус о таких руководителях, — и вельможи властвуют ими» (Мф 20:25). Но такой общепризнанный взгляд на руководство полностью противоположен библейскому, в котором руководитель является слугой:

Но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будем вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф 20:26−28).

Не довольствуясь осмеянием физического присутствия Павла, лжеапостолы высмеивали речь его, утверждая, что она незначительна. Под этими словами они подразумевали, что он не обладает ораторским искусством, или искусством риторики, которое так высоко ценилось в греческой культуре. Да, апостол, хотя и владел мастерством красноречия, отвергал его, предпочитая проповедовать Благую Весть в простоте и силе. В отрывке 1Кор 2:1−5 он объяснял:

И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости, ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого; и был я у вас в немощи и в страхе и в великом трепете. И слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией.

С другой стороны, лжеапостолы использовали свое безупречное красноречие, чтобы манипулировать людьми и, соблазнив своих жертв, с их помощью обрести себе престиж и власть. Истинный Божий человек, однако, не прибегает к плотским методам. Вместо этого он проповедует Божье Слово ясно и сильно, чтобы «вера [людей] утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией» (1Кор 2:5).

Истинный Божий человек узнаваем по своей последовательности

Такой пусть знает, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично (10:11)

Всякого, кто обвинял Павла в непоследовательности, апостол просил знать, что, каковы мы на словах в посланиях заочно, таковы и на деле лично. Позднее в этом послании Павел предупреждал непослушных членов коринфской церкви воздержаться от недооценки его способностей и строгости.

Я предварял и предваряю, как бы находясь у вас во второй раз, и теперь отсутствуя пишу прежде согрешившим и всем прочим, что, когда опять приду, не пощажу. Вы ищете доказательства на то, Христос ли говорит во мне: Он не бессилен для вас, но силен в вас (13:2−3).

Жизнь апостола была абсолютно последовательной; он был тем же самым человеком на деле лично, каким был и в посланиях, когда писал их заочно. Он не был лицемером; его честность не вызывала сомнений.

Жизнь и служение Павла несли на себе печать Божьего благословения. Фессалоникийцам он писал: «Но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так и мы говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши» (1Фес 2:4). В отличие от истинных Божьих людей, лжеучителя часто являются совершенно не такими в личной жизни, какими показывают себя на публике. Подтверждением этой реальности служат многочисленные скандалы, которые сотрясают их служение.

Истинный Божий человек узнаваем по своему смирению

Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно. А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас. Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым; мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш, так, чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе. Хвалящийся хвались о Господе. Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь (10:12−18)

Нет более благородной христианской добродетели, чем смирение, искреннее убеждение человека в том, что он абсолютно недостоин доброты, милости и благодати от Бога. Библия рисует нам богатый и разнообразный портрет смирения. Смиренные люди осознают свое духовное ничтожество (Мф 5:3), не думают о себе «более, нежели должно» (Рим 12:3), в покорности и кротости преклоняются перед великим и славным Богом (Ис 6:5; Лк 5:8), готовы славить Господа за все хорошее, что есть в их жизни (1Кор 15:10), искренне поклоняются Ему (Пс 94:6; 1Кор 14:25), убеждены, что не существует причин, которые мешают услужить нашим братьям» (Ин 13:3−15), и осознают, что не являются еще теми людьми, какими должны быть (Флп 3:12−14). Смиренные люди не стремятся хвастаться, хвалиться, подчеркивать свои достоинства (2Кор 11:30; см. Гал 6:14); более того, похвала в свой адрес их в той или иной степени смущает (Притч 27:2). Они не скрывают свои грехи и недостатки, не считают себя выше или лучше других (1Тим 1:15), готовы нести служение (Мф 23:11) и доверить все свои планы воле Господа (Пс 36:5; Притч 16:3). Павел так обобщил мировоззрение смиренных людей: «Не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, как бы от себя, но способность наша от Бога» (2Кор 3:5).

Ничто так не отличает Божьего человека, как то смирение, которое было характерно для Господа Иисуса Христа (Мф 11:29; см. Мф 5:3; Мф 18:4; Деян 20:19). Никто, кроме Господа, не оказывал такого сильного воздействия на церковь, как Павел. И все же он называл себя глиняным сосудом, которым в домашнем хозяйстве пользуются для самых обыденных дел (2Кор 4:7), бедным человеком (Рим 7:24), самым последним из святых (Еф 3:8), наименьшим из апостолов (1Кор 15:9) и первым из грешников (1Тим 1:15). Такое смирение, которое разительно контрастировало с заносчивостью лжеапостолов (см. Иер 23:32; Дан 11:36; Лк 18:11−12; 2Пет 2:18; Иуд 1:16; 2Фес 2:3−4; Откр 13:5−6), должно было стать для коринфян более чем исчерпывающим доказательством, что Павел несет апостольское служение по праву.

Но, к сожалению, многие из них так этого и не поняли. Поэтому Павел закончил этот раздел, описывая характерные черты истинного Божьего человека разговором о смирении в стихах 12−18. В отрывке, полном иронии и сарказма, Павел развенчал помпезные заявления лжеапостолов и представил свое смирение в качестве доказательства своей искренности. Стихи 12−18 раскрывают нам пять характеристик смиренного посланника, которого Бог призвал на служение.

Смиренный Божий посланник не испытывает желания сравнивать себя с другими

Ибо мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют: они измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою неразумно (10:12)

Тот фарисей, который так гордо и надменно молился: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лк 18:11), является олицетворением всех лжеучителей. В своем стремлении возвыситься лжеучителя не щадят никого, кто становится у них на пути. Гордые и тщеславные лжеапостолы в Коринфе стремились возвыситься, выступая с нападками на Павла.

Но Павел не стал играть по их правилам корыстного самовозвышения. Он не стал защищать себя, пользуясь их критериями. Вместо этого он написал: Мы не смеем сопоставлять или сравнивать себя с теми, которые сами себя выставляют. Слова мы не смеем подразумевают «я не осмеливаюсь». У апостола не было никаких намерений отвечать тем, которые сами себя выставляют, выставляя при этом себя самого; он не хотел порочить Бога, опускаясь до их уровня (см. Притч 26:5).

Лжеапостолы делали сравнения, пользуясь чисто субъективными стандартами, основанными на таких поверхностных и внешних факторах, как манера держаться, харизма, ораторские способности. Они установили собственные стандарты личности, следовали им, а потом гордо заявляли о своем превосходстве. Но те, кто измеряют себя самими собою и сравнивают себя с собою, поступают неразумно; они глупы и иррациональны. Те, кто думает о себе и стремятся удовлетворить только самих себя, в конечном счете обманывают самих себя.

Павел же пользовался в сравнениях Божьими стандартами. Ранее он писал коринфянам: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы, или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо, хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь» (1Кор 4:3−4). Перечисляя свои качества апостольского служителя, Павел упоминал и о том, от чего он страдал (11:22−33), и свои слабости (2Кор 11:30; 2Кор 12:5, 9; Деян 20:19). Смиренные люди прекрасно понимают, насколько они далеки от совершенных стандартов, от Господа Иисуса Христа (1Кор 11:1).

Смиренный Божий посланник готов нести служение своими ограниченными силами

А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас (10:13)

Для всех лжеучителей в той или иной степени характерна мания величия, и они готовы уничтожить всякого, кто попытается ограничить их грандиозные замыслы. Они постоянно стараются расширить свое влияние, завоевать все больше престижа, славы, богатства. Как следствие, они зачастую переоценивают или просто фальсифицируют свои качества и возможности. На коринфян, скорее всего, они сумели произвести немалое впечатление. Им они заявили, что обладают более сильной властью, познаниями и ораторскими способностями, чем Павел. И потом уже, пользуясь своими дутыми качествами, они оказывали все большее влияние на церковь.

Но Павел не захотел без меры хвалиться; он не хотел говорить о себе или о своем служении что-то такое, что не является правдой. Он не хотел отвечать лжеапостолам преувеличением или ложью; его оценка собственного служения была честной и точной. В противовес их амбициозным претензиям, он оставался по мере удела, какой назначил ему Бог. Если пользоваться терминологией легкоатлетов, Павел бежал по своей дорожке. Ему дано было Господом особое поле служения, которое он описал в стихе Рим 1:5: «Мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы» (см. Рим 15:18; Деян 22:21; Деян 26:15−18). Его не раздражали те ограничения, которые наложил на него Бог; он не хотел иметь служения больше, чем поручил ему Господь. Павел прекрасно обходился той сферой, которая была ему дана Богом. Он думал о результате, а не об успехе, о качестве своего служения, а не его масштабах, о глубине, а не ширине.

Даже Иисус не выходил за рамки того служения, которое было определено Ему Отцом. Служение Христа было ограничено волей Его Отца (Ин 5:30; Ин 6:38), временем (Ин 2:4; Ин 7:30; Ин 8:20), людьми («овцы дома Израилева» [Мф 15:24]), содержанием («Евангелие Царствия» [Мф 4:23; Мф 9:35; Лк 4:18]) и приоритетами (двенадцать апостолов, небогатых и невластных).

Заявления лжеапостолов о том, что Павел перешел границы, не имели под собой никаких оснований, потому что Бог определил сферу его служения — достигнуть и до коринфян. Если коринфяне утверждали обратное, они тем самым рубили сук, на котором сидели. Павел был их духовным отцом (1Кор 4:15), а их церковь своим существованием была обязана его служению. И отвергать законность апостольского служения Павла значило отвергать факт их спасения и существования церкви.

Смиренный Божий посланник не будет считать труд других людей своей заслугой

Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым; мы не без меры хвалимся, не чужими трудами, но надеемся с возрастанием веры вашей, с избытком увеличить в вас удел наш, так, чтобы и далее вас проповедовать Евангелие, а не хвалиться готовым в чужом уделе (10:14−16)

Павел не напрягал себя, когда говорил, что в своем служении достиг и Коринфа. Как уже отмечено выше, он первым достиг коринфян благовествованием Христовым. Он не без меры хвалился, потому что тот факт, что именно он основал церковь в Коринфе, ни у кого не вызывал сомнений (1Кор 3:6, 4; 1Кор 4:15). Он не претендовал на территорию лжеапостолов; в действительности все было наоборот. Это они вторглись на его территорию.

В своих так называемых достижениях лжеапостолы зашли довольно далеко. В отличие от Павла, они не стеснялись хвастаться чужими трудами. Не имея никаких законных достижений, они готовы были выдавать чужие заслуги за свои. Но в действительности они не внесли ни малейшего вклада в духовный рост коринфян, потому что не были истинными Божьими служителями. Проповедуя ложное евангелие и другого Иисуса (2Кор 11:3−4), они вмешивались в тот труд, который осуществлял Павел. Они были обыкновенными паразитами, которые высасывали из церкви духовную жизнь в отличие от истинного апостола, который строил ее (см. Еф 2:20).

Планы и надежды Павла были связаны с возрастанием веры коринфян, с тем, чтобы он мог с избытком увеличить в них удел свой. Его цель состояла в том, чтобы с их помощью и далее Коринфа проповедовать Евангелие. Однако в те дни это было невозможно по причине греха, незрелости и непослушания коринфян. Необходимо было дождаться того времени, когда они полностью отвергнут лжеапостолов и вернутся к истинному учению и праведной жизни.

Павел был не из числа тех людей, которые почивали на лаврах. Беспокойный дух заставлял его идти все дальше проповедовать Евангелие там, где он еще никогда не был. В стихе Деян 19:21 он выразил желание проповедовать Евангелие в Риме, однако не намеревался там задерживаться. С помощью римских верующих он планировал дойти до Испании (Рим 15:24, 28). А после того как коринфяне окрепнут в вере, апостол хотел, чтобы они помогли ему положить начало новому служению. Но куда бы Павел ни отправлялся, он всегда хотел оставаться в том служении, которое было предназначено для него Богом. Он смиренно отказывался идти по стопам других Божьих служителей и приписывать себе их заслуги.

Смиренный Божий посланник ищет только славу Господа

Хвалящийся хвались о Господе (10:17)

Эта важная истина, которой проникнуто все Писание, является болезненным укором всем лжеучителям. В Пс 19:8 Давид писал: «Иные — колесницами, иные — конями, а мы именем Господа, Бога нашего, хвалимся», а в Пс 33:3 он добавил: «Господом будет хвалиться душа моя; услышат кроткие и возвеселятся». Через пророка Иеремию Бог провозгласил:

Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня, что Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне, говорит Господь (Иер 9:23−24).

Павел наверняка имел в виду и этот отрывок при написании стиха 10:17, как и в тот момент, когда ранее писал коринфянам: «Чтоб было, как написано: “хвалящийся хвались Господом”» (1Кор 1:31). Римлянам он писал: «Итак я могу похвалиться в Иисусе Христе в том, что относится к Богу; ибо не осмелюсь сказать что-нибудь такое, чего не совершил Христос чрез меня, в покорении язычников вере, словом и делом» (Рим 15:17−18). В Гал 6:14 он клялся: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира».

После смерти Мартина Лютера его друзья нашли клочок бумаги, на котором великий реформатор написал: «Мы все нищие». Смиренные Божьи служители понимают, что им нечем хвалиться. Если они проповедуют Благую Весть, это происходит потому, что в них горит Божье Слово (Иер 20:9), что они призваны проповедовать (1Кор 9:16). Они служат в церкви потому только, что Христос наставил их на это служение (1Тим 1:12), и любым своим успехом они обязаны той Божьей благодати, которая трудится в них (1Кор 15:10). Вместе с псалмопевцем они восклицают: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу» (Пс 113:9).

Смиренный Божий посланник стремится только к вечной славе

Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь (10:18)

Лжеучителя полностью сосредоточены на том, что видят здесь и сейчас, стремятся к дешевой славе, наградам, престижу, богатству и власти. Но истинные служители Христа смотрят на небесную награду (Мф 5:12; Лк 6:23; Кол 3:24; Евр 11:26). Они понимают, что мирская похвала не имеет никакой ценности, ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит. Они не угождают людям; обличает их этот мир или хвалит, по большому счету это не играет никакой роли. Главным для них является то, кого хвалит Господь; кому Он говорит: «Хорошо, добрый и верный раб... войди в радость господина твоего» (Мф 25:21).

Как писал Павел в своем Первом послании к коринфянам, существует только одна оценка, которая имеет значение для Божьего служителя:

Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы, или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо, хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь. Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога (1Кор 4:3−5).

Сегодня церкви приходится решать ту же задачу, которую она решала всегда, — отличать истинных проповедников от лживых обманщиков. Печальная история легковерия членов коринфской церкви потом повторялась множество раз, когда неразборчивые верующие оказывались жертвами обмана лжеучителей. В результате церкви, образовательные институты и целые деноминации отходили от истины Библии. Коринфяне же должны были видеть различие между истинными и ложными духовными наставниками, как это обязана делать и современная церковь. Истинные Божьи служители — не шоумены; они не запугивают людей, не стремятся возвышать себя; они ценят истину и не терпят лжи, стремятся подражать кротости Иисуса Христа, дорожат Писанием и проповедуют чистое, незапятнанное Евангелие; они несут служение только там, куда направил их Бог; они живут такой жизнью, которая соответствует проповедуемому ими учению; они не приписывают себе чужих заслуг, стремятся к вечной Божьей славе, а не к временным овациям. Человек, который «сим служит Христу... угоден Богу и достоин одобрения от людей» (Рим 14:18).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Комментарии Джона МакАртура на 2 послание Коринфянам, 10 глава. Серия комментариев МакАртура.


«Благая весть»

© Издательство «Благая весть».
Текст предоставлен для бесплатного размещения на данном сайте.
Вы можете приобрести печатное издание комментария на сайте legere.ru.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

2 Коринфянам 10 глава в переводах:
2 Коринфянам 10 глава, комментарии:
  1. Новая Женевская Библия
  2. Учебной Библии МакАртура
  3. Толкование Мэтью Генри
  4. Комментарии МакДональда
  5. Толковая Библия Лопухина
  6. Комментарии Баркли
  7. Комментарии Жана Кальвина
  8. Серия комментариев МакАртура
  9. Толкования Августина
  10. Толкование Иоанна Златоуста
  11. Толкование Феофилакта Болгарского
  12. Новый Библейский Комментарий
  13. Лингвистический. Роджерс
  14. Комментарии Давида Стерна
  15. Библия говорит сегодня
  16. Комментарии Скоуфилда
  17. Ветхий Завет в Новом


2007–2025. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.