Библия » НБК Новый Библейский Комментарий

Римлянам 14 Римлянам 14 глава

14:1 — 15:13 Призыв к единству

В отрывке 12:3 — 13:14 Павел в общих чертах упомянул о некоторых слагаемых «благой, угодной и совершенной» Божьей воли, которые должны отличать христиан, обновляющих свой ум силой благовестия (ср.: 12:1, 2). Теперь же он обращается к конкретной проблеме Римской церкви, проблеме разделения между теми, кого он называет немощными (14:1, 2; 15:1) и сильными в вере (15:1). Между этими двумя группами возникли споры о том, надо ли христианам есть мясо (14:2, 6, 21), соблюдать особые религиозные дни (14:5, 6) и пить вино (14:21; ср.: 17 — не совсем ясно, действительно ли церковь столкнулась с этой последней проблемой или Павел просто ссылается на нее в качестве примера).

Мы не можем со всей определенностью сказать, кто входил в эти группы. Учитывая определенные параллели с Первым посланием к Коринфянам (8−10), некоторые ученые считают, что Павел касается проблемы употребления в пищу идоложертвенного мяса. Другие полагают, что спор разгорелся по поводу того, насколько уместно придерживаться некоторых аскетических правил, пришедших из языческих религий. Однако акцент Павла на важности единства между иудеями и язычниками (15:8−13) — тема, которая заявляет о себе на протяжении всего Послания, — заставляет думать, что причина разделения крылась в стремлении иудео-христиан сохранить некоторые из своих традиционных «табу». Подобно некоторым благочестивым иудеям, жившим в окружении язычников (Дан 1:8−16; Иудифь 12:1−4), многие иудео-христиане Рима, по-видимому, решили воздерживаться от употребления мяса (и, быть может, вина), боясь впасть в идолопоклонство. (Это решение, вероятно, было обусловлено их оторванностью от более широкой иудейской общины, в которой, наверное, было легче раздобыть «кошерную» пищу.)

Таким образом, сложилась ситуация, когда иудео-христиане гордились своим строгим благочестием и «осуждали» (14:3) тех, кто этим, на их взгляд, не отличался. А многие христиане из язычников, не усматривая никакой ценности в таких действиях, хвалились своей «свободой» в этих вопросах (15−22) и также судили (14:1) и «уничижали» (14:3) тех, кого они считали неразумными, или «немощными», в утверждении своей свободы во Христе. Взгляд самого Павла на эти вопросы ясен: он причисляет себя к «сильным» (15:1) и утверждает, что нет ничего в себе самом нечистого (14:14). Примечательно, что он не пытается убедить немощных в их неправоте. Напротив, он призывает сильных принимать «без споров» своих немощных братьев и сестер (14:1; 15:7) и ради единства не слишком проявлять свою свободу в этих спорных вопросах, чтобы не оскорблять веру немощных (14:13−22). Немощным тоже надо перестать осуждать сильных и принять их как своих братьев по вере (14:3, 13; 15:7). Павел прекрасно понимает, что проблемы, разделяющие римских христиан относятся к категории adiaphora, «неважного» (ср.: 1, споры о мнениях), то есть тех проблем, которые не имеют принципиального значения для веры и в которых преданные и искренние христиане могут расходиться. Его цель заключается в том, чтобы, призывая к терпимости в таких вопросах, способствовать единству церкви. Несмотря на то что проблемы стали другими, в современной церкви нередко возникает такое же трагическое разделение по несущественным вопросам. Не вступая на путь компромисса в тех вероучительных положениях, которые имеют принципиальное значение для благовестия, мы должны со вниманием отнестись к призыву Павла принимать всех, кого принимает Бог (ср.: 15:1 и 14:3).

14:1−12 «Не осуждай брата твоего». И сильных, и немощных Павел упрекает за их стремление осуждать (1−3), напоминая, что у них нет никакого права судить тех, кого принимает Бог (4−12).

Немощный в вере (1, 2), представленный здесь, это необязательно человек незрелый или совершенно лишенный веры в Христа. Скорее речь идет о тех, кто не был уверен, что его христианская вера позволяет ему иметь свободу выбора в некоторых поступках, кто излишне щепетилен или «деликатен». Однако в слове «немощный» слышится что-то уничижительное, и, вероятно, так эту группу называли «сильные». Принимая во внимание, что Павел прежде всего обращается к «сильным», можно предположить, что «сильные» составляют большинство и что именно их Павел имеет в виду, работая над посланием (ср. также: 15:1). Эти люди убеждены, что их вера позволяет им есть все, тогда как немощный в вере ест овощи (2). Немощные старались не есть мяса, быть может потому, что были христианами из иудеев и боялись употребить в пищу идоложертвенное. И тем, и другим надо прекратить взаимные упреки, осознав, что все они — рабы одного и того же Господа, Который один имеет право их судить (4). «Пред своим Господом» (to idio kyrio, по-видимому, это дательный отношения) каждый верующий стоит или падает, то есть сохраняет или утрачивает веру (ср.: 11:20−22). Павел уверен, что те, кого Бог принял (3), сохранят свою веру, потому что сам Господь восставит их (4).

Другой причиной разделения на сильных и немощных было соблюдение особых религиозных дней (5). В силу своего иудейского воспитания немощные, вероятно, продолжали соблюдать еврейские праздники, включая, по-видимому, и субботу. Сильные же не видели никакой причины отличать один день от другого. Ясно, что Павел считал это спором о мнениях (1) и поэтому призывал к терпимости. Каждый верующий сам для себя должен решать эти спорные вопросы и, воздерживаясь или нет, делать это «для Господа» (греч. to kurio — дательный пользы; ср. также: ст. 7, 8) и благодарить Бога (6). И тем, и другим Павел напоминает, что христиане принадлежат Господу, и их свобода должна осуществляться в контексте служения Господу, Который умер и воскрес ради них (7−9). Бог (а не какой-нибудь другой христианин) — Тот, перед Кем ответственны все христиане и Кому все мы дадим ответ за свое поведение. Вот почему несправедливо осуждать братьев по вере, чье отношение к спорным вопросам может отличаться от нашего (10−12).

Примечание. Ст. 11 Это цитата из Ис 45:23, которую Павел приводит и в Флп 2:10, 11. Там, однако, говорится о том, что всякое колено преклонится перед Господом Иисусом, тогда как здесь под «Господом», вероятно, понимается Бог-Отец.

14:13−23 Пределы свободы. Еще раз призвав обе группы не судить друг друга (не станем же более судить друг друга), Павел обращается к сильным в вере, призывая их не подавать немощному брату случая к преткновению или соблазну (13). Это основная тема фрагмента, причем в ст. 14−21 повеление излагается и разъясняется, затем в ст. 22, 23 вновь в более общем смысле речь идет об обеих группах. Употребляя пищу, которую немощные считают «нечистой», сильные дают им повод к согрешению (преткновение или соблазн', ср.: 9:33; Ис 8:16). Сам Павел решительно высказывает свое убеждение, что нет ничего в самом себе нечистого, основываясь, видимо, на учении Господа Иисуса (Мк 7:17−19; ср. также: Деян 10:9−15). Нечистое (koinos) означает ритуальную нечистоту (евр. tame, напр.: Лев 11:4−8). Павел понимает и хочет, чтобы все христиане Рима это поняли: пришествие Христа означает, что отныне иудейские законы о ритуальной чистоте утрачивают свою силу. Однако он сознает, что иудео-христианам нелегко расстаться с укоренившимися за многие годы привычками и установлениями, и поэтому напоминает сильным, что только почитающему что-либо нечистым, тому нечисто (14). Хотя Павел не употребляет здесь этого слова, однако он, конечно же, заботится о том, чтобы «совесть» немощных не осквернилась (1Кор 8:7, 10), если они, уступив давлению, начнут есть то, что считают «нечистым».

Именно это «против совести», наверное, имеет в виду Павел, когда говорит об «огорчении» немощного христианина в ст. 15. Стремясь доходчивее донести эту мысль, Павел непосредственно обращается к отдельному верующему, который считает себя сильным, и напоминает ему, что, если он ест, не обращая внимания на то, как это сказывается на более слабом собрате, он нарушает основной христианский принцип любви (12:9, 10; 13:8−10). Более того, молчаливо поощряя немощного есть против своей совести, сильный может

погубить того, за кого умер Христос. Слово губить (apollymi) — довольно сильное и обычно означает вечную гибель (2:12; 1Кор 1:18; 15:18; 2Кор 2:15; 2Фес 2:10). Таково, наверное, его значение и здесь, однако если это на самом деле так, Павел, вероятно, не воспринимает такую возможность в буквальном смысле. Быть может, глагол «губить» в данном случае употребляется не в столь радикальном смысле и означает «причинять духовный вред».

Вторая причина, почему сильным не следует хвалиться своей свободой, состоит втом, что такое поведение, приводя к огорчениям и разъединению внутри общины, навлекает на благовестие дурную славу в глазах посторонних (16−18). Видя, что члены церкви спорят о пище и питии вместо того, чтобы представлять собой праведность и мир и радость во Святом Духе (17), неверующие не станут воспринимать благовестие как благо. Поэтому сильные должны служить Христу своим стремлением к праведности, миру и радости («сим» в ст. 18), избегая поступков, которые могли бы способствовать ослаблению этих качеств внутри церкви. Поступая таким образом, они угодят Богу и [будут] достойны одобрения от людей (18).

В ст. 19−21 повторяются те положения, о которых Павел уже говорил в этом фрагменте. Сильные (к которым Павел, вероятно, по-прежнему обращается) должны стремиться к миру к взаимному назиданию (см.: 17; 1Кор 10:23). Им надо признать, что их настойчивое стремление есть то, что другие считают «нечистым», может разрушить дело Божие здесь Павел, вероятно, подразумевает спасение немощного брата (см.: ст. 15, 21), а не общину. Тем, кто гордится «силою» своей веры и свободой во Христе, прежде всего надо отказаться от поступков, которые могут повредить собрату. Христианская свобода реальна и значима, и никто не настаивает на ней так сильно, как Павел (Гал 5:1; Кол 2:16−23), однако — и Павел это тоже подчеркивает (Гал 5:13; 1Кор 6:12), — осуществление христианской свободы всегда должно соизмеряться с нуждами других. Согласно знаменитому высказыванию Лютера, «христианин является совершенно свободным господином всего сущего и неподвластен никому. Христианин является покорнейшим слугой всего сущего и подвластен всем».

Завершая свой призыв к сильным, Павел советует им не выставлять напоказ свои взгляды на пищу, особые дни и питие. Нет никакой необходимости есть мясо на глазах у тех, кому это может принести духовный вред; лучше воздержаться от еды, чем заносчиво настаивать на том, что в твоих действиях нет ничего неправильного. Сильный должен довольствоваться сознанием того, что для него истинное благословение — знать, что ему не надо осуждать себя за то, что он избирает. Однако есть люди, которые не могут одобрить свободный подход к этим вопросам. Для них было бы грехом делать то, против чего восстает их совесть. Хотя употребление в пищу мяса в Божьих глазах грехом не является (14), делать что-либо не по вере — значит грешить (23).

(14:24−26 Это славословие Богу большинство современных исследователей, на основании свидетельства многих древних кодексов, относят к гл. 16; 16:25−27. Так они расположены и в англ. переводе Библии. См.: коммент. к 16:25−27).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Новый Библейский Комментарий на послание к Римлянам, 14 глава. Новый Библейский Комментарий.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

Римлянам 14 глава в переводах:
Римлянам 14 глава, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Комментарии Баркли
  6. Комментарии Жана Кальвина
  7. Комментарии Мартина Лютера
  8. Толкования Августина
  9. Толкование Иоанна Златоуста
  10. Толкование Феофилакта Болгарского
  11. Новый Библейский Комментарий
  12. Лингвистический. Роджерс
  13. Комментарии Давида Стерна
  14. Библия говорит сегодня
  15. Комментарии Скоуфилда


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.