14:1−12 Многообразие Церкви показывает силу Христа в том, что Он приводит в удивительное единство разных людей. Сатана же действует через неискупленную плоть, чтобы произвести разделение и разорвать это единство. Угроза единству, о которой здесь говорит Павел, возникает тогда, когда зрелые (сильные) верующие — как иудеи, так и язычники — конфликтуют с незрелыми (слабыми) верующими. Сильные верующие из иудеев осознали свою свободу в Христе и поняли, что обрядные требования Моисеева завета больше не довлеют (преобладают) над ними. Зрелые верующие из язычников поняли, что идолы — не боги, и спокойно ели предлагаемое им мясо. Но в том и другом случае тревожилась совесть слабых братьев, и некоторые даже были введены в искушение поступать вопреки своей совести (что есть несомненное зло), склоняясь к законничеству под чувством вины, или даже грешить. Зная, что зрелые верующие из иудеев и язычников смогут понять эту проблему, Павел обращается прежде всего к ним.

14:1 Немощного в вере Характеристика верующего, который не способен освободиться от прежних религиозных подходов и обрядов (ритуалов). Слабый верующий из иудеев с трудом оставлял установления и запреты Ветхого Завета; он был весьма озабочен указаниями диетического свойства, соблюдением субботы и жертвоприношениями в храме. Слабый верующий из язычников еще находился в зависимости от идолослужения и его обрядов, ему казалось, что даже любое соприкосновение с тем, что отдаленно напоминает о его прошлом, включая употребление в пищу мяса, которое предназначалось в жертву языческому божеству, а затем продавалось на рынке, было связано с грехом. И тот, и другой не ощущали полной свободы совести и были слишком слабы, чтобы разрешить эту проблему. Ср. 1Кор 8:1−13. принимайте В греческом это слово выражает доброе отношение к человеку. споров о мнениях Лучше было бы перевести как «оценка чьих-либо мнений (или заблуждений)». Зрелому верующему не следует осуждать искренние, но не совсем правильные мысли, которые руководят поведением слабого верующего.

14:2 иной уверен Это сильный верующий, чья зрелая вера позволяет ему проявлять свободу во Христе и есть мясо, которое продается язычниками на рынке по низкой цене, поскольку оно было сперва принесено в жертву языческому божеству (см. пояснение к 1Кор 8:1−13). овощи Слабые верующие из иудеев и язычников избегали употреблять в пищу мясо из-за боязни, что оно могло быть ранее принесено в жертву идолам.

14:3 уничижай... осуждай «Уничижать» говорит о насмешливом отношении к чему-то, не представляющему ценности и заслуживающему лишь пренебрежения. «Осуждать» является не менее сильным словом для выражения подобного отношения. Павел употребляет эти слова в равноценном значении: сильные насмехаются над слабыми как над законниками и себялюбцами; слабые осуждают сильных за безответственность и, возможно, считают их достойными наказания.

14:4 Перед своим Господом стоит он или падает Важно то, как Христос оценивает каждого верующего, и для Его суда не имеют значения религиозные традиции или личные предпочтения (ср. 8:33,34; 1Кор 4:3−5).

14:5 отличает день Хотя это уже и требовалось Богом, слабые верующие из иудеев считали необходимым соблюдать субботу и другие религиозные праздники (ср. Гал 4:9,10; см. пояснения к Кол 2:16,17). С другой стороны, слабые из язычников хотели отстраниться от праздничных дней, напоминавших им о прежнем язычестве с его безнравственностью и идолослужением. судит о всяком дне равно Для зрелых верующих подобных проблем не существовало. Всякий поступай по удостоверению своего ума Каждый христианин должен подчиняться голосу своей совести в вопросах, которые специально не оговорены в Писании. Поскольку совесть является Богом данным механизмом предупреждения и соответствует высочайшим стандартам морального закона, заложенного в сознание (2:14,15), то неразумно было бы не прислушиваться к ее голосу. По мере духовного взросления при обогащении ума вы не станете обращать особого внимания на вещи, которые не представляют для вас большой важности.

14:6 Сильный верующий ест все, что ему нравится, и благодарит Бога. Слабый брат соблюдает установленную диету и благодарит Господа за совершенную за него жертву. В обоих случаях верующие благодарят Господа, что по сути одно и то же. для Господа Как для слабого, так и для сильного верующего главным мотивом во всех его решениях по вопросам, затрагивающим совесть, является желание угодить Богу.

14:7 живет для себя... умирает для себя В центре жизненных устремлений христианина — не он сам; все, что мы делаем, должно угождать Богу Вседержителю (1Кор 6:20; 10:31).

14:9 владычествовать и над мертвыми и над живыми Христос умер не только для того, чтобы освободить нас от греха, но чтобы сделать нас своими рабами (6:22), поставить Себя Повелителем над святыми, находящимися в Его присутствии, и над теми, кто еще на земле (ср. Флп 2:11; 1Тим 6:15; Откр 17:14; 19:16).

14:10 осуждаешь... унижаешь См. пояснение к ст. 3. брата твоего Верующего, как и ты, во Христа. суд Христов Предпочтительнее перевести «суд Божий» (см. пояснение к 1Кор 3:13−15). Каждый верующий даст отчет за себя и Господь будет судить принятые им решения, включая и решения по вопросам совести. В конечном счете, имеет значение только такой приговор (см. пояснения к 1Кор 4:1−5; 2Кор 5:9,10).

14:11 написано Павел цитирует Ис 45:23; 49:18 (ср. Флп 2:10,11).

14:13 судить См. пояснение к ст. 3. а лучше судите См. 14:3,10,13. В ст. 3,10,13 значение этого слова отрицательное: осуждать, клеймить. В ст. 13б значение положительное: тщательно обдумывать решение. Павел как бы играет этим словом, говоря о том, что вместо осуждения своих братьев лучше рассуждать о том, как им помочь. преткновению Это любые дела верующего (даже если они не запрещены Писанием), которые послужат причиной грехопадения другого человека (1Кор 8:9).

14:14 Я знаю и уверен в Господе Иисусе Эта истина не была порождена его собственным мышлением или другим учением, она явилась Божьим откровением (ср. Гал 1:12). См. пояснение к 1Кор 7:12. нет ничего в себе самом нечистого См. пояснение к Деян 10:15; ср. Мк 7:15; 1Тим 4:3−5; Тит 1:15). почитающему что-либо нечистым, тому нечисто Если верующий убежден, что определенное поведение есть грех — даже если его убеждение ошибочно — он не должен его допускать. В противном случае, он пойдет против своей совести и будет ощущать вину (ср. 1Кор 8:4−7; см. пояснение к 2:15) и, возможно, попадет в еще большее законничество вместо того, чтобы двигаться к свободе (см. пояснение к ст. 5). нечистым В греческом это слово первоначально обозначало «обыкновенное», а впоследствии стало означать «загрязненное» или «злое» (см. пояснение к Деян 10:14).

14:15 огорчается В греческом это слово означает причинение боли или удручение. Слабому верующему бывает неприятно смотреть на брата, делающего, на его взгляд, что-то греховное. Но еще хуже, если сильный брат вынуждает слабого делать что-то против совести последнего (ср. 1Кор 8:8−13). губи Речь идет о полном разрушении. В Новом Завете оно употребляется в значении вечного проклятия (Мф 10:28; Лк 13:3; Ин 3:16; Рим 2:12). Однако, в данном случае речь идет о серьезном ущербе, наносимом духовному росту кого-либо (ср. Мф 8:3,6, 14). за кого Христос умер Т.е. любого христианин (ср. 1Кор 8:11).

14:16 хулится Поносится. Когда неверующие видят сильного христианина, который неправильно употребляет свою свободу во Христе и причиняет зло более слабому брату, они делают вывод, что все христианство состоит из людей, лишенных любви, и сомневаются в авторитете Бога (ср. 2:24). ваше доброе Правильное употребление данной христианину свободы (ср. 1Кор 10:23−32).

14:17 Царствие Божие Сфера спасения, в пределах которой Бог управляет сердцами тех, кого Он спас (см. пояснения к Деян 1:3; 1Кор 6:9). пища и питие Т.е. нечто внешнее и несущественное. праведность Святая жизнь в послушании (ср. Еф 6:14; Флп 1:11). мир Покой в любви, производимой Духом, который должен характеризовать отношения верующих с Богом и друг с другом (Гал 5:22). радость во Святом Духе Еще одна часть плода Духа, которая представляет собою постоянное чувство благодарности независимо от обстоятельств, которое вытекает из полного доверия Богу (Гал 5:22; 1Фес 1:6).

14:18 одобрения от людей Имеется в виду одобрение чего-либо после тщательного исследования, нечто вроде работы ювелира, определяющего качество и ценность камня. Христиане постоянно находятся под скептическим микроскопом мира, оценивающим их жизнь и отношение друг к другу (ср. Ин 13:35; Флп 2:15).

14:20 дела Божия. Т.е. такого же, как и ты, христианина, искупленного усилиями Отца, Сына и Святого Духа, но никак не своими (ср. ст. 15; Еф 2:10). Все чисто Свободы, которые Бог предоставил верующим, хороши сами по себе (ср. ст. 14,16). ест на соблазн Тот, кто использует данную Богом свободу неосторожно и эгоистично, на соблазн своему более слабому брату.

14:21 претыкается См. пояснение к ст. 13. соблазняется, или изнемогает Это выражение отсутствует во многих рукописях.

14:22,23 Самый сильный христианин может причинить себе ущерб в области христианской свободы, если он отрицает или преуменьшает дарованную ему Богом свободу (Гал 5:1), а также если он злоупотребляет своей свободой, не задумываясь о том, как это может подействовать на других людей (ср. 1Кор 10:23−32).

14:22 имей ее сам в себе, пред Богом Есть лучший перевод: «имей убеждение как свое собственное, пред Богом». Павел призывает сильного верующего понимать свою свободу, пользоваться ею в радости и хранить ее между Богом и собою. в том, что избирает Сильный верующий сохраняет здоровую совесть, потому что он не дает слабому верующему повода для преткновения.

14:23 сомневающийся... осуждается Когда слабый брат поступает вопреки своей совести, он грешит. что не по вере Т.е. мысли и поступки, которые наша совесть осуждает.

14:24−26 В других текстах эти стихи помещены в Рим 16:25−27 и являются прекрасными стихами прославления Бога за произведенный Им труд через Иисуса Христа и перечисления важнейших тем в послании к Римлянам (см. пояснение к 11:33−36; ср. Мф 6:13; Лк 19:37,38; Еф 3:20,21; Евр 13:20,21; Откр 5:9,10).

14:24 моему благовествованию См. пояснения к 1:1; 2:16; ср. Гал 1:11; 2:2. проповеди Иисуса Христа Синонимично благовествованию; главное дело жизни Павла (см. пояснения к 10:14,15,17; ср. 1Кор 1:23,24; 2Кор 4:5,6). тайны См. пояснение к 11:25. Во времена Нового Завета значение этого слова отличалось от современного. Оно означало нечто скрытое до недавнего времени, но уже ставшее известным (1Кор 4:1; Еф 5:32; 6:19; Кол 1:25,26; 2Фес 2:7,8; 1Тим 3:9,16). Одна из важнейших тайн Нового Завета заключается в том, что Бог дарует спасение как евреям, так и язычникам (Еф 3:3−9).

14:25 через писания пророческие… возвещена Бог сказал Израилю, что Он не только призовет его к праведности, но и сделает его светом всем народам (см. пояснения к Ис 42:6; 49:6; 1Пет 1:10,11; ср. Быт 12:3; Исх 19:6; Ис 49:22; 53:11; 60:3−5; Иер 31:31,33).

14:26 Богу… слава Благая весть открылась по воле Отца, и только Он достоин хвалы и поклонения.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

комментарии учебной Библии МакАртура на послание к Римлянам, 14 глава



2007–2022, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.