Единство сильных и слабых христиан
Часть 1
Принимайте друг друга с пониманием
Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть всё, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его. Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восстановлен, ибо силен Бог восстановить его. Иной отличает день ото дня, а другой судит о каждом дне одинаково. Каждый поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живёт для себя и никто не умирает для себя; а живём ли — для Господа живём; умираем ли — для Господа умираем. И потому, живём ли или умираем, — всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мёртвыми, и над живыми. А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем перед судом Христовым. Ибо написано: «Живу Я, — говорит Господь, — предо Мной преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога». Итак, каждый из нас за себя даст отчёт Богу (14:1−12)
Одна из главных тем Нового Завета — это сила греха разрушать духовное и моральное здоровье как церкви, так и тех, кто совершает грех. В посланиях содержится множество указаний и запретов относительно необходимости постоянно искоренять грех в церкви. Это задача как церковной дисциплины, так и самодисциплины. Регулярное совершение Вечери Господней не только напоминает нам о жертве Иисуса, принесённой ради нас, но и даёт возможность каждому христианину испытать себя (1Кор 11:28), проанализировать свою жизнь, признать свой грех, отвернуться от него и попросить прощения.
Христос повелел: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобой и им одним; если послушает тебя, то приобрёл ты брата твоего. Если же не послушает, возьми с собой ещё одного или двух, чтобы устами двух или трёх свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то пусть будет он тебе, как язычник и сборщик налогов» (Мф 18:15−17).
Павел дал подобный совет, касающийся самодисциплины, церкви в Коринфе: «Итак, очистите старую закваску [греха], чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Поэтому будем праздновать не со старой закваской, не с закваской порока и лукавства, но с пресным хлебом чистоты и истины» (1Кор 5:7−8). Во 2-м послании к этой церкви он призывал: «Итак, возлюбленные, имея такие обещания, очистим себя от всякого осквернения плоти и духа, совершая освящение в страхе Божьем» (2Кор 7:1).
Но неприкрытый грех — не единственная опасность для духовного здоровья и единства церкви. Некоторые типы отношений и поведения, хотя сами по себе и не являются грехом, могут разрушать братское общение и плодотворность, и они причиняли вред служению, свидетельству и единству многочисленных общин на протяжении всей истории Церкви. Эти проблемы возникали из-за расхождений между христианами в вопросах, относительно которых в Писании нет ни повелений, ни запретов. Это вопросы личного предпочтения и исторической традиции, которые, когда их навязывают другим, неизбежно вызывают замешательство, противодействие, враждебность, угрызения совести и разлад.
Даже в маленьких церквях часто наблюдаются значительные различия в возрасте, образовании, зрелости, чертах характера, культурном и религиозном воспитании. Некоторые члены церкви могут принадлежать к семьям, насчитывающим многие поколения евангельских верующих. Некоторые из этих семей следуют строгому законничеству, в то время как для других характерны открытость и свобода. Некоторые члены церкви могли быть приучены к литургическому поклонению, другие — к непосредственному и импровизированному. Некоторые слышали Евангелие и изучали Библию много лет, а другие только недавно узнали истину и понимают лишь её основы. Некоторые могли уверовать из языческой, культовой среды, либерального протестантизма, римского католицизма, иудаизма, атеистического гуманизма или просто из состояния религиозного безразличия.
Как упоминалось в одной из предыдущих глав этого тома, вопреки тому, что утверждают некоторые представители движения роста церквей, такое разноо бразие может усилить поместную общину, напоминая самой церкви и свидетельствуя окружающему миру о силе Иисуса Христа, могущей связать несхожих между собой людей в братское общение, которое характеризуется подлинным и глубоким единством. Замысел Господа в отношении Церкви не предусматривал разделения на сотню частей, основанных на личных предпочтениях и традициях и не находящих никакого основания в Писании. Но по очевидным причинам многообразие в общине может быть легко использовано неискупленной плотью и диаволом, чтобы вызвать разделение, разногласия и даже ненависть и враждебность.
Павел постоянно заботился о том, чтобы каждый христианин имел большое желание сохранить «единство Духа в союзе мира» (Еф 4:3) и одеться «в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол 3:14). Наш Господь выразил это же желание: «Заповедь новую даю вам: любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой» (Ин 13:34−35). Эту же заботу Он высказал в Своей первосвященнической молитве к Своему Отцу за тех, кто принадлежит Ему по вере, «чтобы были все едины, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они чтобы были в Нас едины, — чтобы уверовал мир, что Ты послал Меня» (Ин 17:20−21).
В Рим 14:1 — 15:13 Павел говорит о том, что особую опасность для единства церкви представляет конфликт, легко возникающий между теми, кого он называет сильными и слабыми верующими; теми, кто силен в вере, и теми, кто ещё незрел; теми, кто понимает и использует свободу во Христе, и теми, кто чувствует себя скованно или ощущает давление некоторых религиозных и культурных запретов и действий, глубоко укоренившихся в их жизни до прихода к Христу.
В ранней Церкви многие евреи, пришедшие к вере в Христа, не могли отказаться от обрядовых законов и действий, в которых они участвовали с раннего детства, в особенности от обрядов и запретов, установленных Самим Господом по Старому завету. Они по-прежнему считали себя обязанными, например, исполнять закон Моисея в отношении пищи, строго соблюдать субботу и даже приносить жертвоприношения в храме, поскольку это были жертвоприношения для истинного Бога.
С другой стороны, многие уверовавшие из язычников ранее столь же сильно погрязли в языческих ритуалах и обычаях, и теперь им было неприятно сталкиваться с чем-либо, даже отдалённо связанным с такими грехами. Так, например, многие язычники не могли есть мясо, которое было принесено в жертву языческому божеству, а затем продавалось на рынке.
Другие верующие — как евреи, так и язычники — понимали и использовали свою свободу в Христе. Духовно зрелые еврейские верующие понимали, что по Новому завету в Христе обрядовые требования закона Моисея утратили свою силу. Зрелые верующие из язычников понимали, что идолопоклонство — это духовное зло, и оно не могло влиять на физические вещи, например, на мясо, которое могло использоваться при поклонении идолам.
Те, на кого старые религиозные взгляды и убеждения по-прежнему имели сильное влияние, благоприятное или неблагоприятное, были слабыми в вере, поскольку не понимали своей свободы в Христе.
Однажды в Пенсильвании я встретил фермера из амишей, недавно обратившегося к Христу. Вопреки традициям амишей, не использующих современные приборы и моторизованные транспортные средства, этот человек имел радио, которое тайно слушал, и автомобиль, который прятал в сарае и редко использовал в дневное время. Умом он понимал, что в использовании этих вещей нет ничего греховного или небиблейского, но ему по-прежнему было трудно открыто пользоваться этой свободой, особенно перед друзьями и соседями из амишей.
С другой стороны, сильные верующие часто подвергаются искушению пользоваться своей свободой в Христе до предела, жить на самом краю моральной допустимости, чтобы увидеть, как далеко они могут зайти, не совершая греха. Слабые верующие подвергаются противоположному искушению. Они настолько боятся совершить какие-то религиозные нарушения, что окружают себя ограничениями, которые выдумали сами.
Раскрепощённый верующий испытывает искушение считать, что его брат-законник слишком косный и ограниченный, чтобы быть хоть в чём-то полезным Господу. Законник, наоборот, подвергается искушению думать о своём раскрепощённом брате, что тот слишком свободный и недисциплинированный, чтобы эффективно служить Христу. И в этом коренится отсутствие единства.
В рассматриваемых стихах (Рим 14:1−12) апостол обращается к верующим обоих типов, но его первый совет обращён к сильным верующим, поскольку они сильнее в вере. Из этих двух групп верующих они лучше подготовлены к тому, чтобы понять и быть понятыми. Поэтому апостол говорит им: «Немощного в вере принимайте».
В составном глаголе просламбано (принимайте) приставка прос- усиливает основное значение глагола, превращая его в приказание. Другими словами, Павел не просто предлагал, а повелевал, чтобы сильные верующие принимали слабых.
В Новом Завете слово просламбано всегда используется в среднем залоге, что придаёт ему оттенок личного и добровольного принятия другого человека. Это значение ясно видно в Деян 28:2, где Павел использует этот глагол для описания любезного гостеприимства жителей Мальты, которые «разложили огонь и приняли всех» (курсив добавлен). В этом значении глагол употребляется и в Рим 15:7, где Павел использует его дважды: в первый раз — говоря о том, что христиане должны принимать друг друга, а затем — что Христос «принял [всех верующих] в славу Божью».
Словом «немощный» переведено греческое причастие настоящего времени, предполагающее временность такого состояния. В греческом тексте перед словом «вера» стоит определённый артикль, указывающий на то, что Павел говорил не о духовной вере или верности, а о понимании всей истины Евангелия. Это же значение Павел имел в виду, говоря, что колоссяне «тверды и непоколебимы в вере» (Кол 1:23; ср. Тит 1:4).
Как отмечалось выше, Павел не говорил о компромиссах в вопросах вероучения или нравственности. В этом отношении он строго предупредил галат: «Если бы даже мы или ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, — пусть будет проклят» (Гал 1:8). Он не имел здесь в виду, к примеру, иудействующих, евреев, которые наводнили церковь и стали утверждать, что язычники не могут прийти к Христу, если они не обрезаны, и что верующие как из евреев, так и из язычников должны соблюдать закон Моисея (см. Деян 15:5). Он говорил о верующих евреях и язычниках, которые были немощны в своём понимании истинной веры в Иисуса Христа и жизни в Нём.
Те, кто духовно зрел, должны полностью и с любовью принимать таких верующих. Это не означает, что свобода верующего в Христе не должна обсуждаться с христианами, которые ещё находятся в плену у какого-то религиозного предубеждения или ограничения, но такое обсуждение должно быть не осуждением немощного в вере, а искренним размышлением о мнениях.
Одно из самых строгих предупреждений Иисуса Христа было обращено к тем, кто «соблазнит одного из малых этих, верующих» в Него. Такому человеку «лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жёрнов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, потому что должны прийти соблазны; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф 18:6−7). Господь сказал, что противодействие («соблазн») Божьему народу со стороны мира неизбежно, и его нужно ожидать. Но в этом случае Иисус говорил главным образом, если не всецело, об учениках и для учеников (ст. 1), возможно, лишь для Двенадцати (см. Мк 9:30−50; Лк 9:43−48). В Мф 18:14 Он называет Своих слушателей сыновьями «Отца… Небесного». В следующих стихах (15−17) Он ясно говорит о церковной дисциплине, указывая, как вести себя с согрешающим братом по вере. Поэтому Господь говорит для подлинных христиан и о подлинных христианах:
Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, чем с двумя руками и с двумя ногами быть брошенным в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, чем с двумя глазами быть брошенным в геенну огненную. Смотрите, не презирайте ни одного из малых этих; потому что говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного (Мф 18:8−10).
Подобная гиперболизация истины имела целью показать, что когда речь идёт о неверующем, которому угрожает ад, к греху следует относиться очень строго. Но этот же принцип применяется и к верующему, который был спасён от ада. Грех — это очень серьёзно, и необходимо принять все меры, чтобы остановить его.
Павел предупредил церкви в Галатии, которые испытывали значительные затруднения из-за иудействующих законников: «К свободе призваны вы, братья, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: „Люби ближнего твоего, как самого себя“. Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом» (Гал 5:13−15).
Апостол напомнил пресвитерам из Ефеса: «Во всём показал я вам, что, так трудясь, нужно поддерживать слабых и помнить слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: „Блаженнее давать, чем принимать“» (Деян 20:35). Зрелым верующим из галатийских церквей он дал совет и предостережение, сказав: «Братья, если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные [сильные], исправляйте такового [слабого] в духе кротости». И предостерегает их, говоря: «Наблюдая каждый за собой, чтобы не быть искушённым» (Гал 6:1). Другими словами, те, кто сегодня силен, не являются неуязвимыми перед искушениями, которые могут сделать их слабыми. Используя несколько другие выражения, он даёт этот же совет верующим в Коринфе: «Поэтому, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (1Кор 10:12).
Всю духовную силу, которая у нас есть, мы имеем в Господе и от Него. И если мы станем гордыми и самодовольными, Господь может лишить нас части Своей силы и благословения, чтобы напомнить, насколько слаб сам по себе каждый верующий.
Апостол убеждал церковь в Фессалонике прежде всего вразумлять своевольных, то есть предупреждать верующих, которые думают, что они сильные, и постоянно используют свою свободу до предела не для служения и угождения Господу, а для служения и угождения себе. Затем в этом же стихе он убеждает тех, кто действительно силен: «Утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем» (1Фес 5:14), то есть используйте свою свободу для того, чтобы служить Господу, помогая тем из Его народа, кто особенно в этом нуждается.
Духовная зрелость — это непрерывный рост, который должен происходить до тех пор, пока Господь не возьмёт нас к Себе. В своём Первом послании Иоанн хвалит верующих, находящихся на различных уровнях духовного роста, называя их отцами, юношами и отроками. Он напоминает им всем, что их духовная сила происходит от познания Бога и пребывания в них Его Слова (1Ин 2:13−14).
Важно отметить, что взаимозаменяемое употребление различных определений и имён Бога в Рим 14:1−12 являет одно из самых ясных учений о Божестве Иисуса Христа. В ст. 3 Павел говорит о Боге, в ст. 4 — о Господе, в ст. 6 — о Господе (четыре раза) и Боге (дважды), в ст. 8 — о Господе (три раза), и в ст. 9 — о Христе как Господе.
В Рим 14:2−12 Павел приводит четыре причины того, почему все верующие (и сильные, и слабые) должны принимать всех остальных верующих. Они должны принимать друг друга, потому что Бог принимает их (ст. 2−3), потому что Господь поддерживает каждого верующего (ст. 4), потому что Господь полновластен над каждым верующим (ст. 5−9), и потому что лишь Господь будет судить каждого верующего (ст. 10−12).
Бог принимает их
Ибо иной уверен, что можно есть всё, а немощный ест овощи. Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест, потому что Бог принял его (14:1−3)
Первая причина, почему верующие должны принимать всех других верующих, состоит в том, что Бог принимает их.
Иной, который уверен, что можно есть всё, — это, конечно, более сильный и зрелый христианин, ценящий и использующий свою свободу в Христе. Первый пример свободы — это право христианина есть всё.
Евангелие Нового завета в Иисусе Христе не содержит ни обрядовых ограничений, ни ограничений в отношении пищи, данных Моисеем или кем-либо другим. Павел пишет Тимофею: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам-обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжецов, сожжённых в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, чтобы верные и познавшие истину вкушали с благодарением» (1Тим 4:1−3).
Через несколько лет после того как Пётр начал апостольское служение, он всё ещё боялся употреблять в пищу животных, считавшихся нечистыми по закону Ветхого Завета. Господу потребовалось трижды обратиться к Петру в видении, чтобы убедить его: «Что Бог очистил, того не считай нечистым» (Деян 10:15−16). Более важный урок, данный в видении, заключался в том, что Пётр не должен был считать «ни одного человека [т.е. язычников] скверным или нечистым» (Деян 10:28).
Как отмечалось ранее, некоторые верующие из язычников, как и некоторые из евреев, хотя по разным причинам, не могли употреблять в пищу определённые продукты. Поскольку их прежние религии были связаны с идолопоклонством и безнравственностью, эти верующие не могли позволить себе употреблять мясо или другую пищу, которая была использована в качестве приношения языческому божеству. Как и Пётр, они ещё были духовно немощными в этом отношении. Поэтому, чтобы не съесть мясо, которое, как они считали, было осквернено идолами, некоторые христиане из евреев и язычников ели только овощи.
Хотя Павел в ст. 2−3 и 6 говорит лишь о еде, его комментарии в ст. 17 и 21 дают понять, что некоторые верующие точно так же относились и к питью. В таком случае сказанное относится, по-видимому, в основном к язычникам, которые ранее участвовали или просто были осведомлены о языческих празднествах, таких как римская вакханалия, для которых были характерны оргии и пьянство.
В ст. 3 Павел даёт двойное предписание. Первая его часть обращена к сильным верующим, которым апостол говорит: «Кто ест, не уничижай того [слабого], кто не ест». Слово эксоутенео (уничижать) означает относиться к кому-то с полным пренебрежением, как к пустому месту или того хуже. Это выражение не просто нерасположения или непочтения, но крайнего презрения и отвращения. Многие евреи в те времена относились к язычникам с пренебрежением (уничижали), а многие греки и римляне относились так к тем, кого они называли варварами.
Маловероятно, чтобы многие истинные христиане в ранней Церкви в Риме или где-либо ещё уничижали других верующих в крайнем смысле этого слова. Но, чтобы нанести вред общине, достаточно одного человека с крайними взглядами. Те, кто в своей гордости считает, что превосходит других духовно, всегда приносили проблемы церквям.
Следующее предписание Павла адресовано слабым: «И кто не ест, не осуждай того, кто ест». «Осуждать», как и «уничижать», — перевод сильного греческого глагола (крино), главное значение которого «отделять» и «изолировать». Как юридический термин, этот глагол означал признать обвиняемого виновным в совершении преступления.
В этом стихе глаголы «уничижать» и «осуждать», по существу, синонимы. В обоих случаях люди одного типа презирают людей другого типа, и все они не правы. Сильные члены церкви уничижают слабых членов, считая их законниками и самоправедными, а слабые осуждают сильных, считая их в лучшем случае безответственными, а в худшем — распутными.
Несмотря на то, что фраза «Бог принял его» следует за выражением «того, кто ест» (т.е. сильного), из контекста ясно, что это божественное принятие относится и к сильным, и к слабым; к тем, кто ест всё, и к тем, кто придерживается ограничений в еде. Позиция Павла такова: если Бог не считает это проблемой, то какое право делать из этого проблему имеет кто-либо из Его детей? Если Господь в равной мере принимает и сильных, и слабых, то для обоих типов верующих не принимать друг друга — это греховное высокомерие.
Господь поддерживает каждого верующего
Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восстановлен, ибо силен Бог восстановить его (14:4)
Вторая причина, почему каждый христианин должен принимать любого другого христианина, состоит в том, что Господь поддерживает их всех. Верующий, который «сильный» в вопросах, не касающихся учения или морали, не предписанных и не запрещённых в Писании, в такой же мере нуждается в Божьей силе, как и «слабый» верующий. Мы все слабы в том смысле, что всё доброе и праведное, чем мы обладаем, — это дар Божий и отнюдь не результат нашей мудрости или усилий.
Но остающееся влияние плоти часто наводит раскрепощённых верующих на мысль, что законники настолько негибкие и самоправедные, что не только лишают себя радости, но и ограничивают свою полезность для Господа. С другой стороны, то же самое влияние плоти заставляет законников думать, что раскрепощённые верующие эгоцентричны и ведут себя слишком свободно и поэтому не могут хорошо служить Господу.
Будучи хорошо осведомлённым об этих тенденциях, Павел обращается к обеим группам с язвительным риторическим вопросом: «Кто ты, осуждающий чужого раба?» Какое право имеет любой из вас, зрелый или незрелый, образованный или необразованный, осуждать чужого раба, в особенности раба Иисуса Христа? Личная оценка верующим других верующ их ни в коей мере не влияет на их положение перед Господом.
Обращаясь, возможно, к своим критикам в коринфской церкви, Павел писал: «Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собой, но тем не оправдываюсь; судья же мне — Господь. Поэтому не судите никак прежде времени, пока не придёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога» (1Кор 4:3−5).
Перед своим Господом, то есть перед Иисусом Христом, каждый верующий стоит или падает. Что же касается религиозных традиций и предпочтений, то каждый верующий, сильный или слабый, устоит на Божьем суде, потому что Бог не принимает это во внимание. «Он будет восстановлен», — говорит Павел о каждом верующем, поскольку Бог силен и, конечно же, желает восстановить его.
Ранее в этом послании Павел уже сформулировал подобный риторический вопрос. «Кто будет обвинять избранных Божьих? — спрашивал он. — Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес. Он и по правую руку Бога, Он и ходатайствует за нас» (Рим 8:33−34). «Ибо я уверен, — продолжает он чуть ниже, — что ни смерть, ни жизнь, ни ангелы, ни начала, ни силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другое какое творение не может отлучить нас от любви Божьей во Христе Иисусе, Господе нашем» (ст. 38−39).
Сам Иисус Христос заверяет принадлежащих Ему: «Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей» (Ин 10:28). Заключительное славословие в коротком Послании Иуды подтверждает это обещание, напоминая верующим о Могущем «сохранить [их] от падения и поставить пред славой Своей непорочными в радости» (Иуд 1:24).
Автор Послания к Евреям подтверждает, что Христос «может всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр 7:25). Павел выразил уверенность в том, «что Начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Флп 1:6), а Пётр заверил, что мы хранимы «силой Божьей через веру» (1Пет 1:5).
За много столетий до пришествия Христа, Мессии, псалмопевец с такой же уверенностью заявил: «Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится»; «перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его»; и «ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих» (Пс 90:1, 4, 11). Воистину Господь поддерживает принадлежащих Ему.
Бог полновластен над каждым верующим
Иной отличает день ото дня, а другой судит о каждом дне одинаково. Каждый поступай по удостоверению своего ума. Кто различает дни, для Господа различает; и кто не различает дней, для Господа не различает. Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живёт для себя и никто не умирает для себя; а живём ли — для Господа живём; умираем ли — для Господа умираем. И потому, живём ли или умираем, — всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мёртвыми, и над живыми (14:5−9)
Третья причина, почему каждый христианин должен принимать всех христиан, заключается в том, что Господь Иисус Христос полновластен над каждым верующим. Независимо от того, сильный он или слабый, настоящий верующий считает действие допустимым или недопустимым, исходя из одного и того же побуждения — угодить Господу. Никто не может считаться более или менее духовным или верным в силу своих убеждений относительно обсуждавшихся выше действий. Быть сильным в этом смысле вовсе не означает быть духовным, а быть слабым не означает быть плотским. Проблема римской церкви, как и многих других церквей с того времени, заключалась в том, что некоторые верующие обоих убеждений считали себя более духовными, а остальных — более плотскими. Основная цель Павла в этих стихах и в более широком контексте в 14:1 — 15:3 заключалась в том, чтобы разубедить верующих в этих ложных, сеющих распри и несущих разрушение идеях.
Сначала он касается религиозного значения и соблюдения определённых дней. Апостол, как и прежде, обращается и к сильным, и к слабым верующим, отмечая, что иной (слабый) отличает день ото дня, в то время как другой (сильный) судит о каждом дне одинаково.
Для евреев субботним был не только седьмой день недели, день отдыха и поклонения, но и множество других дней и периодов, которые они почитали и особо соблюдали. В некоторых языческих религиях также почитались некоторые дни и периоды.
Как и в отношении употребления некоторых продуктов, слабые еврейские верующие оставались сильно привязанными к важным дням иудаизма и испытывали необходимость соблюдать их. Слабые язычники, с другой стороны, хотели насколько возможно отгородиться от особых языческих дней из-за идолопоклонства и аморальности, сопутствовавшим этим дням.
Павел наставлял верующих в Колоссах: «Никто пусть не осуждает вас за пищу, или питьё, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу» (Кол 2:16). Апостол не давал совета ни оставлять такие традиции, ни следовать им; он лишь напомнил читателям о том, что они не имеют большого значения. «Это есть тень будущего, а тело — во Христе» (Кол 2:17).
Слова, с которыми апостол обратился по этому поводу к церквям Галатии, были намного резче, поскольку там некоторые верующие возвращались к обычаям и обрядам, от которых они однажды освободились. «Ныне же, — спрашивал он, — познав Бога или, лучше, получив познание от Бога, для чего возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам и хотите ещё снова поработить себя им? Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы» (Гал 4:9−10).
Автор Послания к Евреям заверяет нас: «Для народа Божьего ещё остаётся субботство» (Евр 4:9); сказанное относится и к язычникам, и к евреям. Но эта суббота, которой мы насладимся и которую будем праздновать, ожидает нас в будущем, когда мы будем на небесах. Что же касается нашей земной жизни, то Павел утверждает, что в отношении соблюдения или несоблюдения субботы или любых других дней, каждый человек может поступать по удостоверению своего ума.
В данном контексте ум, конечно же, включает сердце и совесть, наши глубочайшие убеждения и побуждения. Для Бога важно не само соблюдение или не соблюдение, а намерения. Искренний слабый брат, который различает дни, для Господа различает. Искренний сильный брат, который ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога. И, наоборот, слабый верующий, который не ест, для Господа не ест и благодарит Бога.
В вопросах, относительно которых в Писании нет ни повелений, ни запретов, никогда нельзя идти против совести, поскольку наша совесть представляет то, в правильность чего мы действительно верим. Поэтому идти против своей совести — значит делать то, что мы считаем неправильным. И хотя сами по себе эти действия могут не быть греховными, они греховны для тех, кто считает их неправильными, вызывая чувство вины.
Однако также греховно навязывать свои убеждения другим, поскольку, поступая так, мы подвергаем их искушению идти против своей совести. Поэтому Павел даёт двойное указание: не идти на компромисс с собственной совестью, чтобы сообразоваться с совестью другого верующего, и не побуждать другого верующего идти на компромисс со своей совестью, чтобы сообразоваться с нашей совестью.
Как уже отмечалось, сильный верующий несёт бόльшую ответственность по той причине, что он лучше знает Слово и более зрел в его понимании. Поэтому Павел строго предупреждает сильных христиан: «Берегитесь, однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в языческом храме, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа» (1Кор 8:9−12). Говоря о себе, апостол продолжает: «И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1Кор 8:13).
Стоя перед синедрионом, верховным иудейским судом в Иерусалиме, Павел заявил: «Мужи братья, я всей доброй совестью жил пред Богом до сего дня» (Деян 23:1). В свете только что процитированного текста из 1-го послания к Коринфянам и многих других из написанного Павлом, апостол не только свидетельствует о том, что сам не шёл на компромиссы со своей совестью, но и о том, что не виновен в побуждении других идти на компромисс с совестью.
Это следующий принцип, который подчёркивает Павел в данном тексте: «Ибо никто из нас не живёт для себя и никто не умирает для себя; а живём ли — для Господа живём; умираем ли — для Господа умираем. И потому, живём ли или умираем, — всегда Господни». Во всём Писании нет более сильного призыва к святой жизни и послушанию безоговорочному господству Иисуса Христа.
Ни сильные, ни слабые верующие не живут для себя и не умирают для себя, а по этой же причине все они живут для Господа и умирают для Господа. Всё, что мы делаем для других верующих, мы делаем не только для них, но и для нашего Господа, потому что живём ли или умираем, — всегда Господни. Христос — наш общий Господь, наш общий Владыка, и потому всё, что мы делаем, даже когда умираем, должно быть угодным Ему и прославлять нашего Спасителя и Господа.
Мы всецело принадлежим Христу, поскольку «куплены дорогой ценой» (1Кор 6:20; ср. 7:23), которую Он заплатил за наше искупление Своей кровью (Еф 1:7; Кол 1:14). Павел призвал ефесских пресвитеров смотреть «за собой и за всем стадом, в котором Дух Святой поставил [их] блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе кровью Своей» (Деян 20:28).
Павел недвусмысленно заявляет, что мы — Господни во всей полноте этого слова, и Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мёртвыми, и над живыми. Отрицать господство Иисуса Христа в жизни верующего означает опровергнуть весь труд, силу и цель Его распятия и воскресения.
Кажется немыслимым, что истинные верующие, которые любят Господа, служат Ему и хорошо знают Его Слово, могут утверждать, как это делают некоторые, что человек может принять Иисуса Христа как Спасителя, но не как Господа. Он умер не только для того, чтобы спасти нас, но и чтобы владеть нами; не только для того, чтобы освободить нас от греха, но и чтобы поработить нас Себе. Хотя ранняя Церковь высоко ценила и славила Иисуса Христа как Спасителя, прежде всего она говорила, что Иисус есть Господь.
«Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя, — уже, ликуя, заявил Павел в этом послании. — Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности… Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть освящение, а конец — жизнь вечная» (Рим 6:17−18, 22, курсив добавлен).
Только когда Христос вернётся, Он будет всеми признан полновластным Господином, и тогда «всякий язык [исповедует], что Господь Иисус Христос» (Флп 2:11; ср. Откр 17:14; Откр 19:16). Но Он не станет Господом в тот момент. Он уже есть «блаженный и единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих» (1Тим 6:15), и Его народ признаёт Его таким.
Лишь Господь будет судить каждого верующего
А ты что осуждаешь брата твоего? Или и ты, что унижаешь брата твоего? Все мы предстанем перед судом Христовым. Ибо написано: «Живу Я, — говорит Господь, — предо Мной преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога». Итак, каждый из нас за себя даст отчёт Богу (14:10−12)
Четвёртый довод, который приводит Павел в подтверждение того, что каждый христианин должен принимать всех остальных христиан, состоит в том, что только Господь будет судить каждого верующего. Поскольку каждый верующий принадлежит лишь Господу, и «Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мёртвыми, и над живыми» (ст. 9), Павел спрашивает: «А ты [слабый, см. ст. 3б], что осуждаешь брата твоего? Или и ты [сильный, см. ст. 3а], что унижаешь брата твоего?»
Ужасно, когда люди «играются в бога», как часто говорят. Особенно непростительно для детей Божьих брать на себя подобную роль через осуждение или презрительное отношение друг к другу.
Дело христиан — служить Господу, а не присваивать себе Его власть, самоправедно судя собратьев по вере. Мы должны больше думать о том, что Господь будет судить нас, поскольку все мы предстанем перед судом Христовым.
Когда мы вместе со всеми остальными верующими предстанем перед Господом на суде Христовом, на Его божественном судилище бема, «каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем, сам спасётся, но так, как бы из огня» (1Кор 3:13−15).
Как уже цитировалось ранее, апостол сказал о себе:
Каждый должен принимать нас, как служителей Христовых и домоправителей тайн Божьих. От домоправителей же требуется, чтобы каждый оказался верным. Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе. Ибо хотя я ничего не знаю за собой, но тем не оправдываюсь; судья же мне — Господь. Поэтому не судите никак прежде времени, пока не придёт Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога (1Кор 4:1−5).
Усиливая свои доводы, касающиеся суждения верующего, цитатой из Ис 45:23, Павел напоминает читателям, что написано: «Живу Я, — говорит Господь, — предо Мной преклонится всякое колено, и всякий язык будет исповедовать Бога» (ср. Флп 2:10−11).
Наш долг не судить, не относиться с презрением, не критиковать или каким-либо способом унижать братьев и сестёр в Христе. Господь не потребует от нас отчёта за грехи и недостатки других, но каждый из нас за себя даст отчёт Богу.
Единство сильных и слабых христиан
Часть 2
Укрепляйте друг друга, не оскорбляя
Не станем же больше судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату повод к преткновению или соблазну. Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только считающему что-либо нечистым, тому нечисто. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь. Не губи твоей пищей того, за кого Христос умер. Пусть не хулится ваше доброе. Ибо Царство Божье — не пища и питьё, но праведность, и мир, и радость в Святом Духе. Кто этим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения людей. Итак, будем искать того, что служит миру и взаимному назиданию. Ради пищи не разрушай дела Божьего. Всё чисто, но плохо поступает тот, кто ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает. Ты имеешь веру? Имей её сам в себе, перед Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а всё, что не по вере, грех (14:13−23)
По Новому завету Господь Иисус Христос даровал чудесную свободу тем, кто принадлежит Ему по вере. Важнее всего то, что мы освобождены от наказания за грех, от духовной смерти и от вечного проклятия. Но хрис тиане освобождены также от бремени обрядового закона и ограничений в питании, налагаемых по Старому завету. За исключением греха, мы можем совершенно свободно наслаждаться всеми добрыми дарами, милостиво дарованными Богом верующим в Его возлюбленного Сына Иисуса Христа.
Но хотя мы имеем право пользоваться этой свободой, мы не обязаны делать это. Мы не обязаны использовать все свободы, данные нам в Христе. По сути, чем больше наша любовь и духовная зрелость, тем менее важны для нас эти блага и тем больше наша готовность отказаться от них ради служения Господу и другим людям, особенно верующим. Мы должны особо заботиться о тех собратьях-христианах, которых Павел называет немощными, и которые всё ещё находятся под тяжестью требований и ограничений, берущих начало в их прежней жизни. Для сильного, зрелого христианина вопрос заключается не в том, обладает или не обладает он свободой, а в том, как ему следует использовать её или как отказаться от неё по причине её влияния на других.
Но, как подчёркивает Павел в Рим 14:1 — 15:13 и как обсуждалось в предыдущей главе этого толкования, не вся ответственность ложится на сильных верующих. И сильные, и слабые верующие обязаны любить и поддерживать друг друга, а также воздерживаться от осуждения убеждений других людей, если Новый Завет не требует и не осуждает их.
В большинстве церквей есть истинные, посвящённые верующие, чья совесть не позволяет им участвовать в некоторых действиях или одобрять их. Когда более сильные верующие из любви к братьям и сёстрам в Господе добровольно ограничивают себя, принимая более строгие взгляды тех, кто слабее, они укрепляют свои взаимоотношения друг с другом, и вся церковь становится сильнее и сплочённее. Такое любящее окружение помогает более слабым верующим стать сильнее.
Наша христианская свобода вертикальна — перед Господом. Но проявление этой свободы горизонтально, потому что её видят другие, и она влияет на них. Правильное понимание и использование нашей свободы в Христе приносит огромное удовлетворение. Но это удовлетворение многократно увеличивается, когда мы добровольно отказываемся от проявления свободы ради других верующих. Более того, это очень приятно Господу и способствует согласию в Его церкви.
Новый Завет накладывает серьёзные ограничения на использование нашей свободы в Христе. Так, свободу не следует использовать для самообмана, оправдывая зло и излишества в нашей жизни. Апостол Пётр говорит, что мы должны поступать, «как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божьи» (1Пет 2:16).
Господь даровал нам свободу не для саморазрушения или рабского подчинения своим прихотям. Сказанное Павлом о себе должно быть справедливо и для каждого верующего: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мной» (1Кор 6:12). Далее в этом же послании он говорит: «Всё мне позволительно, но не всё назидает» (10:23). Привычка, которая может не быть греховной по своей сущности, легко становится грехом, если получает власть над человеком и вредит ему. То, что начиналось как проявление законной свободы, может обернуться рабством и саморазрушением. Бездумное и эгоистичное использование данной Богом свободы часто приводит к её потере, когда то, чем мы свободно пользовались, начинает, как сказал Павел, «обладать» нами — и апостол был настроен избежать этой опасности. Бездумное использование свободы может навредить Божьему труду, оскорбить Его имя и посеять семена раздора среди Его народа, вместо того, чтобы служить Тому, Кто дает её, и чтить Его.
Христианская свобода не предназначена для замедления духовного роста, но к этому неизбежно приводит её неправильное использование. Кажется, что больше, чем когда-либо прежде, нас осаждает бесконечное число дел, поглощающих время, силу и деньги. Многие из этих дел явно аморальны и нечестивы. Но даже самые невинные из них так проникают в нас и так захватывают, что легко могут поколебать нашу преданность Господу и Его народу, задержать наше духовное развитие и уменьшить нашу духовную полезность.
Свою наивысшую цель Павел выразил в словах: «Всё это делаю для Евангелия» (1Кор 9:23). Чтобы показать своё стремление к этой цели, апостол использует образ с Истмийских игр, проводившихся в Коринфе и поэтому хорошо известных его читателям. Эти игры были одним из двух знаменитых греческих атлетических праздников, вторым были Олимпийские игры. «Разве вы не знаете, что бегущие на состязании бегут все, но один получает награду? — спрашивает Павел. — Поэтому бегите так, чтобы получить. Все подвизающиеся воздерживаются от всего: те — для получения венца тленного, а мы — нетленного. И потому я бегу не бесцельно, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело моё, чтобы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1Кор 9:24−27).
Павел использовал христианскую свободу и другие дары и благословения, которыми обладал, лишь для одной цели — для достижения праведности, «которая через веру во Христа», праведности «от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, уподобляясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мёртвых» (Флп 3:9−11). Далее он в смирении признаёт: «Говорю так не потому, чтобы я уже достиг или стал совершенным; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Братья, я не считаю себя достигшим; а только, забывая заднее и устремляясь вперёд, спешу к цели — к награде вышнего призвания Божьего во Христе Иисусе» (Флп 3:11−14).
В Рим 14:13−23 Павел продолжает излагать своё учение о христианской свободе и об общей для сильных и слабых верующих обязанности принимать друг друга в Христе без осуждения и оскорбления. В этих одиннадцати стихах апостол в форме запрета называет несколько принципов, которыми должны руководствоваться все христиане. Эти принципы тесно связаны между собой и иногда пересекаются, но их можно разделить на шесть основных категорий: наша свобода не должна вводить брата в соблазн (ст. 13), она не должна огорчать (ст. 14−15а) или опустошать (ст. 15б), не должна становиться причиной разрушения нашего свидетельства о Христе (ст. 16−19), не должна разрушать Его дело (ст. 20−21), не должна также отвергаться или выставляться напоказ (ст. 22−23).
Не вводи брата в соблазн
Не станем же больше судить друг друга, а лучше судите о том, как бы не подавать брату повод к преткновению или соблазну (14:13)
Этот стих связан с тремя предыдущими, в которых Павел напоминает читателям о том, что только Господь имеет право и власть судить умы и сердца Своего народа, каждый представитель которого предстанет на суд Христов (ст. 10) и даст отчёт Богу (ст. 12; ср. 2Кор 5:10). Судить — исключительная прерогатива Бога.
Поэтому мы не должны судить друг друга (ср. Мф 7:1−5). Для сильных верующих судить других означает проявлять высокомерное превосходство, а для слабых — самоправедность (ст. 3). И во дни Павла, и в наше время несправедливое осуждение становится главной причиной неуважения, разногласий и разделений в церкви.
В ст. 13 Павел использует греческий глагол крино в двух различных значениях. В первой фразе «не станем же больше судить друг друга», как и в ст. 3, 4 и 10, глагол имеет значение «осуждать, порицать». Но в следующем выражении этот же глагол означает «думать, принимать решение». В наше время слово «судить» тоже имеет несколько значений. «Судить, осуждать» означает «обличать, обвинять», в то время как «рассудить трезво» означает «принять продуманное решение», без какого-либо отрицательного оттенка.
Этой игрой слов Павел подчёркивает, что мы должны не осуждать собратьев-верующих, а больше думать о том, как им помочь. Нам следует рассуждать о том, как не подавать брату повода к преткновению или соблазну. Такое же предупреждение апостол делает, обращаясь к коринфянам: «Берегитесь, однако же, чтобы эта свобода ваша [т.е. сильных] не послужила соблазном для немощных» (1Кор 8:9). Имеется в виду соблазн, ведущий к греху.
Так, например, хотя Новый Завет и не запрещает употребление алкогольных напитков, христиане имеют много причин для воздержания от него. Одна из наиболее важных причин — пагубное влияние, которое это может оказать на бывших алкоголиков. Даже умеренное употребление алкоголя легко может послужить поводом к соблазну брата и стать причиной его возвращения к прежней пагубной привычке.
Этот принцип справедлив и в отношении любого поступка или обычая, не греховного по своей сути. Проблемы меняются от человека к человеку и от общества к обществу, но принцип остаётся неизменным. Преданный, любящий, сильный христианин будет умом и сердцем чувствовать любую слабость другого верующего и постарается избежать любых, даже самых невинных поступков, которые могут стать причиной его морального или духовного преткновения.
Не огорчай брата своего
Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого; только считающему что-либо нечистым, тому нечисто. Если же за пищу огорчается брат твой, то ты уже не по любви поступаешь (14:14−15а)
Во-вторых, чтобы укрепить другого верующего, не оскорбляя его, необходимо следить за тем, чтобы не сказать или не сделать ничего такого, что может стать причиной духовного огорчения или боли.
Имея в виду негреховное, апостол говорит: «Я знаю и уверен в Господе Иисусе, что нет ничего в себе самом нечистого». Павел выражает не личное мнение или пожелание, но он уверен в Господе Иисусе — то есть ему это известно благодаря божественному откровению.
Будучи фарисеем, Павел, несомненно, чрезвычайно внимательно относился к тому, что можно есть, а что — нельзя. Но теперь он с абсолютной ясностью понял истину, которую Господь трижды провозгласил Петру в видении: «Что Бог очистил, того не считай нечистым» (Деян 10:15). Это божественное очищение непосредственно относилось ко множеству животных, которые Петру было велено употреблять в пищу, но которые по закону Моисея считались нечистыми (ст. 12−13). Очень важно, что косвенно это указывает на то, что Бог беспристрастно принимает в церковь верующих язычников (ст. 28, 34).
Иисус заявил, что «ничто, входящее в человека извне, не может осквернить его» (Мк 7:15). Павел заверил Тимофея, что «Бог сотворил [всякую пищу], чтобы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божье хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божьим и молитвой» (1Тим 4:3−5). Титу апостол сказал, что «для чистых всё чисто» (Тит 1:15).
Поэтому сильный христианин абсолютно прав в своём убеждении, что он волен делать всё, что Господь не объявил греховным. Слабый же христианин, напротив, имеет неправильное понимание о некоторых из этих вещей. Но он ошибается не в смысле допущения ереси или безнравственности. Слабый христианин не прав в том смысле, что у него нет полного и зрелого понимания, и поэтому его совесть становится излишне чувствительной. Именно по этой причине считающему что-либо нечистым, тому оно нечисто в его уме.
Относительно этой же проблемы апостол дал церкви в Коринфе такое объяснение:
Итак, об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире — ничто, и что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги или на небе, или на земле, — так как есть много богов и господ много, — но у нас один Бог Отец, из Которого всё, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, через Которого всё, и мы через Него. Но не у всех такое знание: некоторые и доныне с совестью, признающей идолов, едят идоложертвенное как жертвы идольские, и совесть их, будучи немощна, оскверняется (1Кор 8:4−7).
Пожалуй, у каждого христианина есть определённые слабости, которых он стыдится. Это касалось и Павла. Он не говорил, что свободен от всех духовных недостатков, но свидетельствовал перед римским правителем: «Поэтому и сам стараюсь всегда иметь непорочную совесть пред Богом и людьми» (Деян 24:16).
Мы знаем, что по разным причинам кое-что из того, что не является греховным, мы не готовы не только делать, но и находиться рядом, когда его делают. И если мы испытываем неудобство в отношении чего-либо, нам следует избегать таких дел, даже если они не наносят ущерба другим верующим. Если мы считаем что-либо нечистым, то для нас это нечисто. И если мы заглушаем голос нашей совести, то она становится всё менее и менее чувствительной, пока не окажется обожжённой как «калёным железом» (1Тим 4:2, Новый перевод на русский язык МБО). И тогда она уже не будет настолько чувствительной, чтобы защитить нас от греха.
Но главное внимание в этих стихах Павел уделяет тому, как наши слова и поступки влияют на духовное благополучие других христиан. Поэтому если за пищу или по какой-нибудь другой причине огорчается брат наш, то мы уже не по любви поступаем.
Словом «огорчается» переведено греческое лупео, означающее «испытывать боль, страдание или печаль». Это слово использовал Иоанн, описывая реакцию Петра на вопрос, в третий раз заданный Иисусом: «Симон Ионин, любишь ли ты Меня?» Он пишет, что «Пётр опечалился» (Ин 21:17). Это же слово используется даже в отношении Святого Духа, Которого огорчают наши грехи (Еф 4:30).
Печально, когда христиане страдают из-за неверующих, но ещё хуже, когда из-за христианина огорчается его брат в Христе, особенно когда это происходит из-за чего-то, что само по себе не греховно. Слабый христианин огорчается и печалится, когда видит, как другой христианин говорит или делает то, что в его понимании греховно. Огорчение будет ещё больше, если слабый верующий восхищался или испытывал уважение к этому брату. Слабый верующий также огорчается, если его более сильный брат словами или личным примером будет побуждать его действовать вопреки убеждениям его совести. Это ещё более сильное оскорбление. Конечно, поступок другого христианина может огорчить, но огорчение, вызванное своими собственными поступками, намного сильнее и разрушительнее для совести христианина. В этом случае человек испытывает чувство вины, теряет душевный покой, радость, своё свидетельство и даже уверенность в спасении. Христианин, который неосторожно использует свою свободу и через которого огорчается другой верующий, уже не по любви поступает.
После предостережения из 1Кор 8, процитированного выше, Павел говорит, что сильный верующий, который становится причиной преткновения для более слабого брата, побуждая его поступать против совести, не только поступает не по любви, но и совершает грех против своего брата и против Самого Господа. «Пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы — ничего не приобретаем; не едим ли — ничего не теряем. Берегитесь, однако же, — предупреждает он, — чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в языческом храме, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа» (1Кор 8:8−12).
Говоря «погибнет», Павел, конечно, не имеет в виду вечное осуждение, поскольку от него верующие спасены навеки. Он говорит о потере упомянутого уже душевного спокойствия, радости, свидетельства и уверенности в спасении. Наилучший способ не совершать поступков, огорчающих брата, — это всегда поступать по любви, а не так, как поступают равнодушные и нелюбящие люди.
Не губи брата своего
Не губи твоей пищей того, за кого Христос умер (14:15б)
Третий принцип того, как созидать более слабого верующего и не наносить ему вред, состоит в том, чтобы не разрушать его духовно. Как уже упоминалось в начале этой главы, шесть принципов, сформулированных в ст. 13−23, в некоторой степени перекликаются. Но хотя третье предупреждение во многом совпадает со вторым, оно более категорично.
Слово аполлуми (губить) означает приводить в состояние крайнего опустошения, разорения. Известный специалист по греческой филологии О. И. Вайн поясняет: «Это означает не исчезновение, а разрушение; потерю не жизни, а благополучия» (An Expository Dictionary of New Testament Words [Westwood, N.J.: Revel, 1940]). Этот термин часто используется в Новом Завете для обозначения вечного проклятия (см., напр., Мф 10:28; Лк 13:3; Ин 3:16; Рим 2:12), касающегося неверующих. Но даже в этом значении слово указывает не на исчезновение, как утверждают аннигиляционисты, а на вечно продолжающееся духовное бедствие.
Погубить того, за кого умер Христос, — это не послужить поводом к его вечному осуждению, а серьёзно затруднить его духовный рост. Когда Иисус говорит: «Нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб [аполлуми] один из малых этих» (Мф 18:14), то из контекста ясно, что слова «малых этих» означают верующих. Они обратились, стали «как дети» (ст. 3) и поверили в Него (ст. 6). Иисуса беспокоила не потеря ими спасения, а потеря духовного благополучия, что хотя и не является вечной утратой, но подразумевает ущерб, который Господь считал чрезвычайно серьёзным. Даже презрение к одному «из малых этих» (ст. 10), за кого умер Христос, — это сильное оскорбление Бога.
Важно также отметить, что выражение «за кого Христос умер» используется здесь по отношению к верующим. Обычно это называют ограниченным искуплением или частным избавлением. Смысл заключается в том, что Христос пожертвовал Своей жизнью на кресте только ради избранных, пришедших к вере.
Очевидно, что искупление в самом полном смысле относится лишь к избранным, но Новый Завет изобилует заявлениями о том, что жертвы Христа было достаточно, что покрыть грехи всего человечества. Во всех нижеследующих цитатах на этой странице слова, подчёркивающие данную истину, выделены курсивом. Иоанн Креститель заявил об Иисусе: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира» (Ин 1:29). Иисус сказал о Себе, что «всякий, верующий в Него» [Сына Человеческого], будет иметь жизнь вечную, и что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:15−16). Иисус сказал: «Я есмь хлеб живой, сошедший с небес; кто ест этот хлеб, тот будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин 6:51).
Павел уже заявил в Послании к Римлянам, что «всякий, кто призовёт имя Господне, спасётся» (10:13). В других посланиях он также недвусмысленно говорит, что «любовь Христова понуждает нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли» (2Кор 5:14), что Бог, наш Спаситель, «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины. Ибо един Бог, един и Посредник между Богом и людьми, Человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. Таково было в своё время свидетельство» (1Тим 2:3−6), и что мы «уповаем на Бога живого, Который есть Спаситель всех людей, а особенно верных» (1Тим 4:10).
Пётр предупреждал о лжеучителях, «которые введут пагубные ереси и, отвергая искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель» (2Пет 2:1). Другими словами, Господь заплатил достаточную цену, чтобы спасти даже тех неверующих, которые искажают Его Слово и хулят Его имя.
В своём Первом послании Иоанн писал, что «мы имеем Ходатая перед От цом — Иисуса Христа, Праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» (1Ин 2:1−2), и что «мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру» (4:14).
Божье обеспечение безграничного искупления предвосхищалось в Ветхом Завете. Когда первосвященник раз в год совершал жертвоприношение в День искупления, Йом Киппур, он делал это ради всего народа общества, то есть ради всех израильтян (Лев 16:33). Жертвоприношение по размаху было безгранично в своей достаточности, но ограничено в своей действенности. Оно не очищало грехов даже верующих евреев, но было прообразом будущего Божьего искупления, совершённого наивысшим Первосвященником Иисусом Христом, Который принёс Себя в жертву за грехи всего мира и применил её к избранным.
Не потеряйте своего свидетельства
Пусть не хулится ваше доброе. Ибо Царство Божье — не пища и питьё, но праведность, и мир, и радость в Святом Духе. Кто этим служит Христу, тот угоден Богу и достоин одобрения людей. Итак, будем искать того, что служит миру и взаимному назиданию (14:16−19)
Четвёртый принцип для укрепления слабых верующих состоит в том, чтобы не разрушить наше свидетельство перед миром.
Многие настолько злоупотребляют свободой в Христе по отношению к другим верующим, что создают конфликты в церкви и дают миру повод критиковать и осуждать тех, кто заявляет о высоких принципах братской любви. Поэтому Павел говорит: «Пусть не хулится ваше доброе».
Хотя тем, кто правильно использует христианскую свободу, она приносит благословение и радость, эта свобода не предназначена просто для нашего блага и тем более для наших эгоистичных злоупотреблений. Христианская свобода — удивительно добрый и милостивый дар от Бога. Но как любое другое божественное благословение, она может быть использована не по назначению, а часто и вопреки Божьим целям. Этот добрый дар свободы следует использовать осторожно, с нежной заботой о более слабых братьях, не забывая о её свидетельстве неверующему миру. Она не должна соблазнять братьев, не должна огорчать их, не должна наносить никакого, даже незначительного вреда и никогда не должна давать окружающему миру основание хулить нас.
Как сказано в Деян 15, Иерусалимский собор решительно отвергнул требования иудействующих, «что должно обрезывать язычников и заповедовать соблюдать закон Моисеев» (ст. 5). Но было решено также, что надо следить за тем, чтобы не оскорбить совесть слабых верующих — как евреев, так и язычников. Поэтому по церквям было разослано письмо, в котором советовалось «воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая это, хорошо сделаете» (Деян 15:29). Блуд, очевидно, был моральной проблемой во многих церквях, он был запрещён, потому что это явный грех. Остальные же три запрета касались религиозных законов и обрядов — как иудейских, так и языческих.
Как упоминалось выше, многие верующие из язычников не позволяли себе есть мясо, которое использовалось в языческих обрядах. Павел подробно разъяснил эту проблему в Первом послании к Коринфянам, потому что она касалась многих обращённых из язычников, продолжавших общаться и с неверующими язычниками, и с уверовавшими. Поэтому апостол заявил им:
Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но не всё назидает. Никто не ищи своего, но каждый — пользы другого. Всё, что продаётся на рынке, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет её. Если кто из неверных позовёт вас и вы захотите пойти, то всё, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: «Это идоложертвенное», то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что наполняет её. Совесть же имею в виду не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужой совестью? Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю? Итак, едите ли, пьёте ли, или иное что делаете, всё делайте в славу Божью. Не подавайте соблазна ни иудеям, ни еллинам, ни Церкви Божьей (1Кор 10:23−32).
Могла возникнуть ситуация, когда сильный и слабый христиане приходили на обед в дом неверующего язычника. Хозяин, подавая мясо, мог сказать, что это мясо использовалось в языческом жертвоприношении. Немощный верующий немедленно отреагировал бы и сказал бы другому верующему, что не может со спокойной совестью есть такое мясо. Из любви к более слабому брату сильный христианин поддержал бы его, отказавшись есть мясо. Он понимал бы, что лучше обидеть этим неверующего, чем нанести обиду верующему брату. Хотя этот необычный и бескорыстный акт любви мог нанести временную обиду неверующему хозяину, Дух Святой мог бы использовать этот поступок, чтобы показать глубину христ ианской любви и привести неверующего к Евангелию.
По сути, слова Павла имели двоякий смысл: «Не извиняйтесь за свою свободу в Христе, не отказывайтесь от неё, и пусть ваша совесть не беспокоится. С радостью и благодарностью пользуйтесь преимуществами своей свободы, поскольку она — драгоценный дар от Бога. Но, с другой стороны, будьте готовы в любой момент отказаться от неё, если она может принести духовный вред брату во Христе или стать ненужным соблазном для неверующего. Перед церковью и перед миром намного важнее проявлять нашу любовь, чем свободу». Коринфской церкви он сказал: «Будучи свободен от всех, я всем поработил себя, чтобы больше приобрести» (1Кор 9:19).
Многие христиане из евреев, приученные соблюдать ограничения, налагаемые законом Моисея, не могли позволить себе есть мясо, содержащее кровь, или мясо удушенных животных. Когда слабый верующий из евреев оказывался на обеде, где подавали такое мясо, любой присутствующий там сильный верующий из любви к своему другу должен был также отказаться от этого мяса.
Такое осторожное использование христианской свободы жизненно важно для единства Церкви и для её свидетельства неверующему миру. Отказ от свободы — небольшая плата ради блага как верующих, так и потенциальных верующих, ибо Царство Божье — не пища и питьё, но праведность, и мир, и радость в Святом Духе.
Когда эти три черты характеризуют и отдельных христиан, и поместную церковь, в которой они поклоняются и служат, то дело Христа распространяется и благословляется в Святом Духе.
Праведность в нашей повседневной жизни всегда должна быть для нас важнее, чем свобода. Несмотря на то, что свобода дана Богом, мы постоянно должны быть «исполнены плодов праведности Иисусом Христом в славу и похвалу Божью» (Флп 1:11) и стремиться одеться «в броню праведности» (Еф 6:14).
Мир в церкви — нежные, мирные взаимоотношения верующих, которые стремятся больше служить другим, чем себе, — также более важен, чем личные свободы, являясь могущественным свидетельством неверующему миру. Он также является плодом Духа (Гал 5:22). Павел призывает верующих: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга опережайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите. В надежде радуйтесь; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие; стремитесь к странноприимству» (Рим 12:10−13; ср. Иак 3:17). Всё это — признаки подлинного мира.
Так же как и мир, радость верующих — это результат праведности. Она и таинственна, и привлекательна для мира. С её помощью Святой Дух часто приводит людей к Христу. Также, как и мир, радость — это плод Духа. Даже среди трудностей и скорбей мы можем иметь радость и стремиться изобиловать «радостью Духа Святого» (1Фес 1:6).
Любящий и самоотверженный христианин, который этим служит Христу, угоден Богу и достоин одобрения людей. Слово докимос (одобрение) означает принятие после тщательного анализа, подобно тому как ювелир под увеличительным стеклом внимательно исследует драгоценный камень, чтобы определить его подлинность и цену. Когда мы бескорыстно служим Христу, то показываем себя «безупречными и чистыми детьми Божьими, непорочными среди строптивого и развращённого рода, в котором [сияем], как светила в мире» (Флп 2:15).
Сам Павел был примером самоотверженного следования принципам, которые он здесь одобряет. Так, он признавал, например, право иметь жену и получать плату за своё служение (1Кор 9:5−6). «Однако мы не пользовались этим правом, — объясняет он, — но всё переносим, чтобы не поставить какой преграды Евангелию Христову» (ст. 12).
«Итак, — продолжает Павел, — будем искать того, что служит миру и взаимному назиданию». Смирение, самоотверженная любовь и сострадание к нуждам других — это то, что служит миру. Завершая Второе послание в Коринф, апостол говорит: «Впрочем, братья, радуйтесь, совершенствуйтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны — и Бог любви и мира будет с вами» (2Кор 13:11). Обязательной составляющей верного свидетельства является стремление «сохранять единство Духа в союзе мира» (Еф 4:3). Эти добродетели наряду с готовностью отказаться от наших свобод ради других верующих служат взаимному назиданию в христианском общении.
Не разрушай Божье дело
Ради пищи не разрушай дела Божьего. Всё чисто, но плохо поступает тот, кто ест на соблазн. Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает (14:20−21)
Пятый принцип назидания вместо ущемления слабого верующего состоит в том, чтобы из-за пищи не разрушать дело Божье.
Переведённый как «не разрушай» глагол настоящего времени в повелительном наклонении каталуо предполагает, что Павел повелевал некоторым римским верующим перестать делать что-то, что они уже делали.
Как видно, в ранней Церкви многие оскорбления веры слабых братьев были связаны с пищей. Для евреев это была пища, нечистая по закону Моисея; для язычников — пища, чаще всего мясо, использовавшаяся в языческих жертвоприношениях. Но в более широком контексте 14–15 глав предупреждения Павла о пище и питье относятся ко всему, что по своей сущности не греховно, но, тем не менее, может оскорбить слабого христианина или нанести вред его духовному состоянию.
В этом контексте фраза «дело Божье» явно указывает на верующих, «ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе» (Еф 2:10). Поэтому служить к преткновению слабого верующего — серьёзное оскорбление не только для него самого, но и для замыслов Божьих.
Мы бы посчитали ужасным преступлением, если бы кто-то испортил полотно Рембрандта, разбил скульптуру Микеланджело или уничтожил скрипку Страдивари. Но неизмеримо более страшным поступком является разрушение дела Божьего — человека, «за кого умер Христос» (Рим 14:15).
«А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа», — писал Павел, обличая незрелых и потворствующих своим слабостям верующих в Коринфе. «И потому, если пища соблазняет брата моего, — говорил он, — не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1Кор 8:12−13).
Апостол снова напоминает нам, что он говорит не о чём-то греховном и нечестивом, а о допустимых свободах, являющихся добрым даром Бога. Всё подобное чисто и по сути своей — добро (ср. ст. 14, 16). Опасность кроется в том, что если сильные христиане будут вести себя эгоистично и неосмотрительно, эти благословения могут стать злом, потому что плохо поступает тот, кто ест на соблазн.
Поэтому лучше не есть мяса и не пить вина, что само по себе допустимо, и не делать ничего такого, отчего брат твой претыкается, потому что такое претыкание препятствует Божьему труду в верующем и через него. Бог стремится укрепить верующего (Еф 4:11−15), в то время как мы губим его. Это немыслимо!
Как отмечалось выше, Павел не запрещает употребление алкогольных напитков; не делает этого ни Ветхий, ни Новый Завет. Следует также отметить, что вино, которое употребляли евреи в те времена, сильно разбавлялось водой и содержание алкоголя было низким. Но если бы Павел считал употребление вина греховным по своей сути, то не использовал бы его как пример негреховного и допустимого. (Более подробное обсуждение этого вопроса см. в Толковании автором Послания к Ефесянам, стр. 275−293).
Поэтому не следует делать ничего такого, отчего брат претыкается. Удовольствие, которое приносит еда, питьё или любая другая данная нам свобода, ничтожно в сравнении с духовным благополучием брата и сестры в Христе, даже хуже, чем ничтожно. Всё это становится греховным, если может послужить к преткновению одного из малых этих, за которых умер Христос.
Не отвергай и не выставляй напоказ свою свободу
Ты имеешь веру? Имей её сам в себе, перед Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает. А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а всё, что не по вере, грех (14:22−23)
Шестой и последний довод, побуждающий нас крайне осторожно пользоваться свободой, состоит в том, что мы можем нанести вред даже самим себе, если не будем смотреть на свободу с точки зрения Бога. Мы теряем это божественное понимание, когда отвергаем или умаляем то доброе, что Он дал нам, или когда, впадая в другую крайность, поступаем не по любви и выставляем напоказ нашу свободу, не думая о том, как это влияет на других людей.
Несомненно, ст. 22 обращён к сильному христианину, к тому, кто понимает и ценит свою свободу. Обращённый к ним совет Павла прям и прост: «Ты имеешь веру? Имей её сам в себе, перед Богом. Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает». Когда благодаря искренней вере и правильному пониманию Писания мы убеждены перед Богом, что обычай, привычка или занятие добропорядочны, мы не должны осуждать их, как греховные. Не следует нам также позволять нашей совести осуждать нас за то, что мы так поступаем. Но, учитывая многократные предостережения Павла, мы с радостью откажемся от этой свободы ради брата и сестры в Христе.
Также очевидно, что ст. 23 обращён к слабым христианам, к тем, в чьём сознании по-прежнему живут религиозные пережитки из их прежней жизни. Апостол так же просто и ясно советует им: «А сомневающийся, если ест, осуждается, потому что не по вере; а всё, что не по вере, грех». Если сильный верующий совершает грех, побуждая слабого брата поступать против своей совести, то слабый верующий грешит и осуждается, когда против своих убеждений совершает то, в чём его осуждает совесть.
Комментарии Джона МакАртура на послание к Римлянам, 14 глава. Серия комментариев МакАртура.
© Издательство «Благая весть».
Текст предоставлен для бесплатного размещения на данном сайте.
Вы можете приобрести печатное издание комментария на сайте legere.ru.