По Луке 21 глава

Евангелие по Луке
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Когда Иисус поднял взор, Он увидел, как богатые люди клали свои приношения в сокровищницу Храма,
2 заметил Он и очень бедную вдову, опускавшую туда две лепты,1
3 и сказал: «Поверьте Мне, эта бедная вдова положила больше всех.
4 Все они клали в дар от избытка, а она, при всей своей бедности, положила всё, что имела на жизнь».
5 Некоторые из Его учеников обратили внимание на красивые камни, из которых был построен Храм, и на богатые приношения, его украшавшие, но Иисус сказал:
6 «Наступят дни, когда не останется камня на камне от всего того, что вы видите, — всё разрушено будет».
7 «Учитель, — спросили они Его, — а когда это будет? И какое знамение предвозвестит, когда это всё произойдет?»
8 Он же сказал: «Смотрите, чтобы не ввели вас в заблуждение, ведь многие придут под именем Моим и будут говорить: „Я — Христос“2 и „ Теперь приблизилось3 то самое время“. Не идите за ними!
9 Когда же услышите о войнах и мятежах, не страшитесь. Это должно произойти прежде, но конец наступит не сразу.
10 Восстанет народ на народ и царство на царство, — продолжал Он, —
11 будут сильные землетрясения, мор и голод то в одном месте, то в другом, ужасные явления и великие знамения с неба.
12 Но прежде, чем всё это произойдет, на вас поднимут руки, будут преследовать, предавать на суд в синагогах и бросать в тюрьмы, вести к царям и правителям за имя Мое —
13 это даст вам возможность свидетельствовать обо Мне.
14 И запомните:4 не нужно вам заранее заботиться о том, как защищаться,
15 ибо Я Сам дам вам такие слова и мудрость, что ни один из противников ваших не сможет им ни противостоять, ни возражать.
16 Но вас будут предавать даже родители, и братья, и родственники, и друзья, некоторых из вас умертвят.
17 И все возненавидят вас из-за Меня.5
18 Но ни один волос с головы вашей не упадет.
19 Будьте стойки и терпеливы — и обретете жизнь.6
20 Когда же увидите, что Иерусалим окружен войсками, то знайте, что время его разрушения близко.
21 Тогда те, кто в Иудее, пусть бегут в горы, кто в Иерусалиме, пусть покинет его, и кто в полях, за городом, пусть не входит в него,
22 ибо это — те дни возмездия, когда исполнится всё предсказанное в Писании.
23 Трудно будет женщинам, ожидающим ребенка и кормящим грудью в те дни! Ибо великое бедствие обрушится на землю, и гнев изольется на этот народ.
24 И одни падут от острия меча, других же в плен уведут во все страны. И будет Иерусалим попираем язычниками, пока не окончится их время.
25 И появятся знамения на солнце, луне и звездах, а на земле целые страны будут повергнуты в смятение ревом моря и его вздымающимися волнами.
26 И будут люди изнемогать7 от страха при одной только мысли о том,8 что надвигается на мир, ибо силы небесные сотрясутся.
27 И тогда все увидят Сына Человеческого, нисходящего в облаке9 с силой и славой великой.
28 Когда же всё это начнет сбываться, воспряньте и поднимите головы — освобождение ваше близко».
29 Затем Иисус привел такое сравнение:10 «Посмотрите на смоковницу и на все другие деревья.
30 Когда на них распускаются почки, вы, видя это, знаете, что лето уже близко.
31 И так же, когда увидите вы, что происходят все эти события, знайте: Царство Божие близко.
32 Заверяю вас, что еще при жизни этого поколения11 случится всё это.
33 Небо и земля бесследно исчезнут, а слова Мои навсегда останутся.
34 Следите за собой, иначе ум ваш помрачится12 в разгуле, пьянстве и заботах житейских, и застигнет вас день тот врасплох,
35 как западня, ибо он наступит для всех живущих на земле.
36 Бодрствуйте и постоянно молитесь, чтобы смогли вы13 пройти через всё то, чему быть должно, и предстать перед Сыном Человеческим».
37 Днем Иисус учил в Храме, а ночи, выйдя из города, проводил на горе, называемой Масличной.
38 И весь народ с раннего утра собирался вокруг Него в Храме, чтобы слушать Его.

Толкование Далласской семинарии

Лк 21:1−4. Логичен переход Христа от вдов, которых обирали бессовестные законоучители, к бедной вдове, положившей в храмовую сокровищницу все, что она имела (две лепты составляли примерно четвертую часть копейки). В «процентном отношении» — как с финансовой, так и с моральной точки зрения — вдова дала больше, чем давали другие жертвователи. Ибо те клали в сокровищницу от избытка своего… а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.

в. Иисус говорит о конце века (21:5−36) (Мф 24:1−44; Мк 13:1−31)

В этом разделе, параллельном по содержанию проповеди Его на Елеонской горе (Мф 24−25), Христос изложил все, что должно случиться непосредственно перед Его вторым пришествием. Цель этого учения состояла в подготовке людей к Царству, которое Он установит, когда придет (Лк 21:34−36), и о восхищении Церкви здесь речи нет. Как и все пророчества в Писаниях, это тоже имело непосредственное и практическое значение для слушателей. Перед лицом грядущих событий они предупреждались о необходимости вести праведную жизнь.

Лк 21:5−7. Некоторые из учеников, пораженные красотой храма, обратили на нее внимание Христа. Придут дни, — ответил Он, — когда не останется тут камня на камне, все будет разрушено. Когда же это будет? спросили ученики. У Луки записан лишь их вопрос о разрушении храма и о признаках, которые предвозвестят его, т. е. о событиях, которые будут этому предшествовать. Евангелист Матфей записал в этой связи и другой их вопрос — о признаках «кончины века» (Мф 24:3).

Лк 21:8−19. Отвечая на вопрос учеников о признаках близящегося разрушения храма, Иисус перечисляет три (точнее — четыре) рода явлений и катаклизмов, которые надо рассматривать и как признаки времени Великой скорби, которая будет предшествовать Его возвращению на землю.

Первое. Он предостерегает слушателей от лжемессий, которые придут под именем Его (стих 8).

Второе. Он предупреждает о грядущих войнах (стихи 9−10); им надлежит быть прежде, но последователям Его не следует «ужасаться», ибо войны и смятения эти не будут означать, что, вот, наступил конец.

Третье. Христос говорит о землетрясениях, голоде и эпидемиях и об ужасных явлениях и великих знамениях с неба (стих 11).

Четвертое, на что обращает внимание учеников Иисус, это — повсеместные и жестокие гонения на верующих. Это предстояло испытать Его непосредственным ученикам (Деян 2−4). Однако из того, что сказано в Лк 21:9−11, следует, что и слова Господа в стихах 12−17 относились не только к Его последователям, жившим до падения Иерусалима, но и к верующим будущих времен и более всего — времени Великой скорби (сравните стихи 25−36). И «теперь» и «тогда» их будут заключать в темницы (стихи 12−15), предавать (стих 16), ненавидеть (стих 17). Гонения на первых христиан явятся прелюдией к гонениям будущих времен.

Сказанное Иисусом в стихах 18−19 (Но и волос с головы вашей не пропадет. Терпением вашим спасайте души ваши) трудно истолковать однозначно. Некоторые полагают, что речь тут идет о духовных реальностях в жизни верующих. Ведь если христианин и погибает физически, он не теряет Божией защиты и любви в вечности, и ничто из выстраданного им не бывает выстрадано напрасно.

Но представляется, что здесь Иисус мог иметь в виду и тех, которые живыми войдут в Тысячелетнее царство (сравните с Мф 24:9−13). «Спасаться» через терпение означает являть себя истинными членами сообщества верующих — в отличие от тех, которые «соблазнятся» и оставят путь веры во времена гонений (Мф 24:10). Истинно спасенные будут хранимы силой Божией свыше.

Лк 21:20−24. Здесь Иисус возвращается к вопросу учеников о том, когда произойдет разрушение храма. В этих пяти стихах Он говорит, что Иерусалим будет разрушен язычниками, войска которых окружат город. И продлится чужеземное господство над ним доколе не окончатся времена язычников (стих 24). Для Иерусалима эти «времена» начались с установлением над ним вавилонского господства, когда еврейский народ был уведен вавилонянами в плен (586 г. до Р. Х.). В последний же раз Иерусалим попадет под господство «язычников» в семилетие Великой скорби (Зах 14:1−2), т. е. незадолго до возвращения Мессии, Который придет, чтобы освободить и восстановить его. Об этом речь в следующих стихах (21:25−28).

Лк 21:25−28. Христос говорит о космических знамениях, которые возвестят о возвращении Сына Человеческого. Эти знамения на солнце и луне и звездах поразят людей ужасом. И море в те дни восшумит и возмутится… ибо силы небесные поколеблются. Другими словами, мир погрузится в состояние хаоса и станет неуправляемым.

Говоря о Своем возвращении на землю, Иисус пользуется терминологией пророка Даниила, который «видел как бы Сына Человеческого», грядущего «с облаками небесными». Который получает «власть» (царство) от «Ветхого днями», т. е. от Бога Отца (Дан 7:13−14). Иисус Христос примет тогда то самое Царство, которое Он проповедовал от начала Своего служения. Когда же начнет это сбываться, сказал Он ученикам, тогда… поднимите головы ваши, потому что это будет означать, что приближается избавление ваше (т. е. наступление блаженной жизни в Царстве, которое установит возвратившийся Царь).

Лк 21:29−33. В притче о смоковнице и других деревьях Иисус учит о внешних признаках, которые умеет «расшифровывать» мало-мальски внимательный человек. Взглянув на листья смоковницы, распускающиеся в апреле, как не узнать, что… близко лето! Подобно этому, по событиям времени Великой скорби люди смогут узнать, что близко Царствие Божие.

Слова Иисуса: не прейдет род сей, как все это будет, вызывают немало споров. Некоторые полагают, что слова эти относились непосредственно к ученикам, поколению (роду) которых предстояло увидеть разрушение храма. Такое мнение основано, в первую очередь, на стихах 5−7, где речь идет о храме. Однако с учетом стих 31, в котором Иисус говорит о наступлении Царствия Божия, а также сказанного в Мф 24:34, более верной представляется иная трактовка: Иисус говорил тут о поколении, которое будет жить в дни вышеупомянутых космических знамений, т. е. перед Его вторым пришествием. Именно тому «роду» предстоит увидеть утверждение Царствия Божиего на земле — то, о чем мечтало каждое поколение израильского народа на протяжении всей его истории.

Лк 21:34−36. Заверив учеников, что слова Его исполнятся непременно (стих 33), Иисус призвал их быть готовыми во всякое время. Даже и тем, которые будут знать о приближении Царства по различным знамениям, грозит забвение сказанного Им по причине погружения их в заботы и удовольствия житейские — так что не будут готовы, и день тот, который наступит в масштабах всей вселенной (стих 35), окажется для них внезапным (стих 34), и они не смогут войти в Царство. Смотрите за собою… бодрствуйте на всякое время… — настоятельно повторяет Христос, обращаясь к Своим последователям.

г. Реакция народа (21:37−38)

Лк 21:37−38. Учение Христа, Который днем… учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонской, настолько захватило народ, что люди с утра приходили к Нему в храм слушать Его. Возможно, они начинали понимать Его слова о наступлении Царствия Божиего иначе и «ближе к истине», чем понимали их до этого.

VII. Смерть, погребение и воскресение Иисуса Христа (главы 22−24)

А. Смерть и погребение Иисуса (главы 22−23)

Здесь повествование Луки об отвержении Мессии религиозными вождями, представляющими в этом разделе не только весь израильский народ, но и все человечество, достигает высшей своей точки. Лука многообразно подчеркивает невиновность Иисуса Христа, что из всех авторов Евангелий характерно лишь для него: а) им записано, что Пилат трижды провозглашал перед народом невиновность Иисуса (23:4, 14, 22); б) слова Пилата Лука подкрепляет и аналогичным свидетельством Ирода (23:15); в) Лука противопоставляет Иисуса Варавве, который был брошен в темницу за мятеж и убийство (23:25); г) о невиновности Иисуса говорит у Луки и один из разбойников, исповедавший свой грех и признавший справедливость понесенного им наказания (23:39−43); д) праведником называет Иисуса римский сотник (23:47); е) Лука пишет, что множество людей, возвращаясь с места казни, били себя в грудь, тем признавая, что страданию был предан невинный (23:48).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Лепта — самая мелкая греческая медная монета в эпоху Нового Завета.
8  [2] — Букв.: это Я.
8  [3] — Или: близко.
14  [4] — Букв.: итак, положите себе в сердцах ваших.
17  [5] — Букв.: за имя Мое.
19  [6] — Или: упорством своим спасете души свои.
26  [7] — Или: терять сознание; или: падать бездыханными.
26  [8] — Букв.: в ожидании того.
27  [9] — Дан 7:13.
29  [10] — Букв.: притчу.
32  [11] — Букв.: не прейдет/исчезнет род/народ сей.По мнению некоторых богословов, здесь говорится не о поколении того времени (или не только о нем), а об определенной категории людей. Имеется в виду либо неверующий и злой род людской, либо род праведников. В ВЗ это понятие передавалось еврейским словом «дор». Ср. Пс 12:7 (11:8) и Пс 24 (23):6.
34  [12] — Друг. возм. пер.: чтобы не отягощались сердца ваши.
36  [13] — В некот. рукописях: чтобы вы были удостоены.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.