1 Царств 22 глава

Первая книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Из Гата1 Давид бежал в пещеру Адуллам. Услышав об этом, все его братья и весь отчий род присоединились к нему.
2 К нему собирались все обездоленные, все, кто не мог выплатить долга, все, кому приходилось горько. Он стал их предводителем, и было с ним около четырехсот человек.
3 Оттуда Давид отправился в Мицпу, что в Моаве, и сказал царю моавскому: «Прошу тебя, пусть мои отец и мать побудут у тебя, покуда я не узнаю, что мне уготовано Богом».
4 Он отвел их к царю Моава, и они оставались у него всё время, пока Давид прятался в горах.
5 Но пророк Гад сказал Давиду: «Хватит прятаться в горах, возвращайся в Иудею!» И Давид отправился в лес Херет.
6 Тем временем Саул услышал о том, что объявился Давид и его люди. Саул сидел тогда под тамариском на холме в Гиве, в руке у него было копье, а перед ним стояли все его слуги.
7 И сказал Саул слугам, стоявшим перед ним: «Послушайте, вениаминитяне! Разве сын Иессея даст вам всем поля и виноградники, разве поставит всех вас начальниками над тысячами и сотнями воинов?
8 Неужели в надежде на это вы все сговорились против меня? И никто из вас не открыл мне, что мой сын заключил союз с сыном Иессея, никто не посочувствовал, не предупредил, что сын подстрекает слугу моего устроить засаду на меня, как это произошло теперь!»
9 Доэг-эдомитянин, что стоял среди слуг Сауловых, ответил: «Я видел, как сын Иессея приходил в Нове к Ахимелеху, сыну Ахитува.
10 Тот вопрошал о нем ГОСПОДА, снабдил его хлебом и отдал ему меч филистимлянина Голиафа».
11 Тогда царь послал за священником Ахимелехом, сыном Ахитува, и за всеми людьми из рода отца его, что были священниками в Нове. Все они явились к царю.
12 Царь обратился к Ахимелеху: «Послушай, сын Ахитува!» «Да, владыка мой», — отозвался тот.
13 «Зачем вы сговорились против меня, — спросил его Саул, — ты и сын Иессея? Ты вопрошал для него Бога, снабдил его хлебом и мечом — а теперь он восстал против меня и подстерегает меня в засаде».
14 Отвечал Ахимелех царю: «Кто из всех твоих слуг сравнится с Давидом? Он верен тебе, он зять царя, он начальствует над твоей стражей,2 его почитают в твоем доме.
15 Разве только теперь начал я вопрошать для него Бога? Нет, царь, не вини ни в чем ни слугу твоего, ни весь род моего отца, потому что слуга твой ничего об этом не знал, даже самой малости».
16 Царь на это ответил: «Ты умрешь, Ахимелех, ты и весь род твоего отца».
17 И приказал царь стражникам, стоявшим рядом с ним: «Идите3 и перебейте этих священников ГОСПОДНИХ, потому что они тоже на стороне Давида: они знали, что он бежал, но не открыли мне». Но слуги царя не смели поднять руку на священников ГОСПОДНИХ.
18 Тогда царь велел Доэгу: «Иди и перебей священников!» Доэг-эдомитянин исполнил волю царя: пошел и убил в тот день восемьдесят пять человек, носивших льняной эфод.
19 А потом и в Нове, городе священников, он всех перебил мечом: мужчин и женщин, детей и младенцев, волов, ослов и овец.
20 Спасся только один сын Ахимелеха, внук Ахитува, по имени Авьятар, который бежал к Давиду.
21 Авьятар рассказал ему, что Саул убил священников ГОСПОДНИХ.
22 Давид ответил Авьятару: «Знал я, что был там в тот день Доэг-эдомитянин, и понял, что он непременно донесет Саулу. Это я навлек гибель на весь род твоего отца!
23 Оставайся со мной, не бойся: кто ищет моей смерти, тот ищет и твоей, так что у меня ты в безопасности».

Толкование Далласской семинарии

2) Давид в пещере Адолламской.

Глава 22. Из Гефа Давид бежал на северо-восток и укрылся в пещере Адолламской, находившейся километрах в 30 от Иерусалима, юго-западнее его. В это его убежище к нему собралось около четырехсот человек, по тем или иным причинам недовольных Саулом, включая весь дом отца Давида (стих 1). Для большей безопасности отца и матери Давид предпочел отвести их в Массифу Моавитскую, под защиту местного правителя (стихи 3−4), возможно, потому, что в той земле жили их родственники по линии прабабушки Давида — Руфи. После этого сам Давид перешел на территорию Иудеи, где местом его пребывания стал лес Херет (на востоке от Адоллама); нет сомнения, что Давид руководствовался желанием оказаться среди своего народа, над которым Бог помазал его царем.

Но как только Саул узнал, что Давид возвратился в Иудею, то «устроил разнос» своим приближенным за то, что они, зная о делах Давида и о дружбе его с Ионафаном (стихи 6−8), не сообщили об этом ему. Желая подольститься к Саулу, Доик Идумеянин и рассказал ему, что видел Давида в Номве, и о том, что тамошний священник помог ему. В очередном припадке безумия Саул решил, что Ахимелех и другие священники — в заговоре против него.

Он повелел привести их к себе и, несмотря на заверения Ахимелеха, что ему о разрыве Давида с царем ничего не было известно, и в этом деле (в заговоре) он нимало не повинен (окончание стих 15), Саул, терзаемый манией преследования, обрек священников смерти (стих 16). Выполнить это кровавое задание не согласился, однако, никто, кроме Доика, который и умертвил… восемьдесят пять мужей, носивших льняный ефод, т. е. имевших священнический сан. Сказано, что и Номва, город священников, был разрушен, и все живое там, включая скот, было истреблено (стих 19). Единственным избежавшим смерти был сын Ахимелеха… Авиафар, который убежал к Давиду.

Уничтожением священнической общины в Номве и бегством Авиафара в Адоллам кладется начало группированию священников вокруг Давида (23:6) и позднейшему перенесению скинии и богопоклонения в Иерусалиме.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: оттуда.
14  [2] — Так в LXX; масоретский текст: поворачивает стражу.
17  [3] — Букв.: повернитесь; то же в ст. 18.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.