«Из всех народов земли вас одних Я избрал,2
потому и будете вы в ответе
за все беззакония ваши».
Пойдут ли двое вместе,
если о том не сговорятся заранее?
И лев огласит ли рыком своим заросли,
если не увидит добычи?
Подаст ли он голос из логова своего,
если ничего не поймает?
Попадет ли птица в силки на земле,
если они без приманки поставлены?
Захлопнется ли ловушка,
если в нее ничто не попало?
Если тревогу в городе рог вострубит,
не вызовет ли это беспокойства в народе?
Так же и бедствие, коли пало оно на город,
разве не ГОСПОДЬ за ним стоит?3
Ведь не делает Владыка ГОСПОДЬ ничего,
не открыв прежде замысла Своего4
слугам5 Своим, пророкам.
Лев заревел, кто не устрашится?
Слово изрек Владыка ГОСПОДЬ,
кто посмеет не быть пророком Его?
Объявите живущим в чертогах Ашдода
и в чертогах Египта — скажите им:
«Соберитесь на холмах вокруг Самарии
и посмотрите на нестерпимое бесчинство,
что в ней творится,
и на угнетение среди ее обитателей!»
«Могут ли живущие в чертогах
поступать справедливо,
если число грабежей и насилий у них
лишь возрастает?!» —
это ГОСПОДА слово.
«А посему, — так говорит Владыка ГОСПОДЬ, —
противник обложит эту страну,
сокрушит, Самария, силу твою
и ограбит твои чертоги».
«Послушайте и предупредите потомков Иакова! —
Владыка ГОСПОДЬ, Бог Воинств, провозглашает. —
В день, когда возьмусь Я за Израиля,
за измены его,
возьмусь и за жертвенники Бет-Эля:
отсечены будут рога у жертвенников7
и наземь брошены.
Сокрушу и дворцы, зимний и летний,
исчезнут дома, слоновой костью изукрашенные,
каждый особняк разрушен будет», —
таково вещее слово ГОСПОДНЕ!
II. ВИНА ИЗРАИЛЯ И НАКАЗАНИЕ (Гл. 3−6)
А. Первая речь «слушайте» (Гл. 3)
3:1−2 Господь снова угрожает судом сынам Израилевым. Так как у них была привилегия иметь удивительно близкие отношения с Иеговой, их грех был гораздо серьезнее, чем грех язычников, поэтому и наказание будет несравненно суровее. Бог взыщет с них за все беззакония.
3:3−8 Суд постигнет их не без причины — у каждого следствия есть своя причина. Амос задает семь риторических вопросов, демонстрирующих причинно-следственную связь. Кульминацией звучит вопрос: «Бывает ли в городе бедствие, которое не Господь попустил бы?» Это наказание не должно стать полной неожиданностью для Израиля, потому что Бог заранее объявил о нем через Своих пророков.
3:9−12 Азот (Филистия) и земля египетская призываются стать свидетелями совершаемых в Самарии бесчинств и притеснений — там угнетения и всякая несправедливость. Из-за грехов ее жителей ассирийцы вторгнутся в землю Израиля. Спасется лишь крохотный остаток, который Амос сравнивает с вырванными из пасти львиной останками овцы.
3:13−15 Жертвенники в Вефиле, где поклоняются золотому тельцу, будут совершенно разрушены. Самого тельца унесут в Ассирию (Ос 10:5−6). Не станет многих домов роскошных и богатых.