„За преступления, одно за другим творимые,
не отвращу наказания от жителей Моава!
Над останками царя эдомского они надругались:
огнем их в пепел1 и дым обратили“.
„Потому и предам Я Моав огню,
и пожрет он чертоги Кериота.
В шуме сражения Моав погибнет,
при криках войска и звуках рога,
истреблю в нем властителя2 его,
вместе с ним всех князей его погублю“, —
говорит ГОСПОДЬ.
„За преступления, одно за другим творимые,
не отвращу наказания от Иудеи!
Отвергли они Закон ГОСПОДЕНЬ,
установлений Моих не хранили,
а позволили себе увлечься лжебогами,
которыми еще их предки соблазнились.
Потому и предам Я огню Иудею,
и пожрет он чертоги Иерусалима“.
„За преступления, одно за другим творимые,
не отвращу наказания от Израиля!
Там прибыли ради3 продают в рабы
человека порядочного,4
и нищего — за пару сандалий;
по головам бедняков ходят,
как по пыльной дороге,5
некуда там человеку слабому податься;6
и отец и сын его блудят
с одной и той же девицей,
оскверняя святое имя Мое.
Пьянствуют они прямо у жертвенников своих,
валяясь около них на одеждах, в залог взятых, —
пьют вино в храмах богов своих,7
да и вино-то, в уплату штрафа изъятое.
Я на их пути сюда
истребил амореев, высоких, как кедры,
и могучих, как дубы, —
лишил их плодов на ветвях и корней в земле.8
И из Египта Я вас вывел,
и по пустыне водил целых сорок лет,
чтобы дать вам землю амореев во владение.
По воле Моей одни из сыновей ваших
пророками стали,
а иные из юношей ваших — назореями.9
Не так ли всё это было, сыны Израиля?“ —
напоминает ГОСПОДЬ!
„А вы назореев вином опаивали,
пророкам рты затыкали!10
Так знайте же: придавлю Я вас, застонете вы,
под гнетом застонете, как повозка,
снопами груженная,
так что и проворный убежать не сможет,
и могучий всякой силы лишится,
и даже самый опытный воин11
жизни своей не спасет;
не устоит и лучник умелый,
не помогут и самому быстрому ноги его,
и никакой всадник не сохранит жизни своей.
В тот день самый храбрый из воинов,
оружие свое бросив, в бегство обратится!“12 —
это вещее слово ГОСПОДНЕ».
Ж. Моав (2:1−3)
Шестое пророчество — против Моава, который лишил царя едомского достойного погребения (см. 4Цар 3:26−27, где слово «первенец» означает, вероятно, старшего сына едомского царя, а не моавитского).
З. Иудея (2:4−5)
Становится «все горячее» — Божий суд «подбирается» к Иудее и Израилю. Это ведь ужасно, что их поставили в один ряд с шестью языческими народами! Иудеям времен Амоса это казалось особенно унизительным! Однако Бог указывает, что Иудея и Израиль, согрешив, утратили свое привилегированное положение. Иудея будет наказана, потому что ее жители отвергли закон Господень, не соблюдали Его постановления и поклонялись идолам.
И. Израиль (2:6−16)
2:6−8 До этого момента жители Израиля, должно быть, аплодировали обличительной речи Амоса. Но теперь он выступил против них, и аплодисменты быстро сменились негодованием! Израиль будет наказан, потому что в нем угнетают правого и притесняют бедных; люди погрязли в безнравственности, вечером не возвращают оставленную в залог одежду и пьют в храме вино, купленное на деньги, которые получили в результате вымогательств и взяточничества.
(2:6−8) Отданную в залог одежду следовало вечером возвращать — другой одежды у бедняков не было, а ночи могли быть холодными (Втор 24:12−13).
2:9−12 Далее Бог напоминает о Своих прежних милостях к Израилю — Он истребил аморреев, некогда укоренившихся в земле Ханаанской подобно кедрам и дубам; избавил Израиль из земли египетской и избрал из юношей его в назореи, чтобы являть народу пример святости. Но они развращали назореев, а пророкам запрещали пророчествовать.
2:13−16 Вследствие всего этого Бог сокрушит их, не даст убежать и пошлет поражение от рук ассирийцев. Даже самый отважный не устоит — убежит нагой в тот день.