Амос 2 глава

Книга пророка Амоса
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Так говорит ГОСПОДЬ:

„За преступления, одно за другим творимые,
не отвращу наказания от жителей Моава!
Над останками царя эдомского они надругались:
огнем их в пепел1 и дым обратили“.

2

„Потому и предам Я Моав огню,
и пожрет он чертоги Кериота.
В шуме сражения Моав погибнет,
при криках войска и звуках рога,

3

истреблю в нем властителя2 его,
вместе с ним всех князей его погублю“, —
говорит ГОСПОДЬ.

4 Так говорит ГОСПОДЬ:

„За преступления, одно за другим творимые,
не отвращу наказания от Иудеи!
Отвергли они Закон ГОСПОДЕНЬ,
установлений Моих не хранили,
а позволили себе увлечься лжебогами,
которыми еще их предки соблазнились.

5

Потому и предам Я огню Иудею,
и пожрет он чертоги Иерусалима“.

6 Так говорит ГОСПОДЬ:

„За преступления, одно за другим творимые,
не отвращу наказания от Израиля!
Там прибыли ради3 продают в рабы
человека порядочного,4
и нищего — за пару сандалий;

7

по головам бедняков ходят,
как по пыльной дороге,5
некуда там человеку слабому податься;6
и отец и сын его блудят
с одной и той же девицей,
оскверняя святое имя Мое.

8

Пьянствуют они прямо у жертвенников своих,
валяясь около них на одеждах, в залог взятых, —
пьют вино в храмах богов своих,7
да и вино-то, в уплату штрафа изъятое.

9

Я на их пути сюда
истребил амореев, высоких, как кедры,
и могучих, как дубы, —
лишил их плодов на ветвях и корней в земле.8

10

И из Египта Я вас вывел,
и по пустыне водил целых сорок лет,
чтобы дать вам землю амореев во владение.

11

По воле Моей одни из сыновей ваших
пророками стали,
а иные из юношей ваших — назореями.9
Не так ли всё это было, сыны Израиля?“ —
напоминает ГОСПОДЬ!

12

„А вы назореев вином опаивали,
пророкам рты затыкали!10

13

Так знайте же: придавлю Я вас, застонете вы,
под гнетом застонете, как повозка,
снопами груженная,

14

так что и проворный убежать не сможет,
и могучий всякой силы лишится,
и даже самый опытный воин11
жизни своей не спасет;

15

не устоит и лучник умелый,
не помогут и самому быстрому ноги его,
и никакой всадник не сохранит жизни своей.

16

В тот день самый храбрый из воинов,
оружие свое бросив, в бегство обратится!“12
это вещее слово ГОСПОДНЕ».

Новой Женевской Библии

2:1−3 Предсказание суда над моавитянами.

2:1 пережег кости царя Едомского. Принято считать, что здесь имеются в виду кости моавитянского царя Меса. Процедура сожжения служила знаком особого презрения к жертве. При этом считалось, что умерший не будет иметь покоя в потустороннем мире. Аналогичным образом Иосия сжег кости лжежрецов на жертвеннике в Вефиле (4Цар 23:15−16).

2:2 Кериофа. Возможно, это обобщенный термин, означающий «города» (именно в таком значении слово встречается в Септуагинте), однако более вероятно, что это название главного моавитянского города и культового центра, который, по-видимому, был столицей государства. См. Иер 48:41.

трубы. Возможно, это был софар, военная труба или горн, который использовался на поле брани в древние времена. Он изготовлялся из скрученных бараньих рогов.

2:3 Истреблю. Букв.: «отсеку». Истребление царя и князей в древние века на Ближнем Востоке было обычным наказанием восставшего вассала. Моав фактически состоял в вассальной зависимости от Ассирии и служил ее царям начиная от Фегла-фелласара III и до Ашурбанипала.

2:4−5 Предсказание суда над Иудеей.

2:4 Иуды. Речь идет об Иудее, которой было предсказано наказание. Те же, кто проживал в Северном царстве, где пророчествовал Амос, могли отнестись к его словам с пренебрежением, уверовав в свою непогрешимость.

отвергли закон Господень. Букв.: «закон Яхве». Народы заслужили наказание, нарушая законы всепрощения и милосердия, известные по меньшей мере со времен Ноевого завета (ср. Быт 9:1−7). Отвергнув закон Господень, а с ним и Самого Бога, они навлекли на себя кару.

постановлений Его не сохранили. Ср. Исх 15:26; Втор 4:40.

вслед которых ходили отцы их. «Ходить вслед» означает послушно — как вассал (или слуга) — следовать за кем-либо. Так, Иуда, должным образом исполнявший обязанности вассала Великого Царя Яхве, предпочел стать слугой лживых богов, которых как ВЗ (Втор 32:17), так и НЗ (1Кор 10:20) разоблачают как бесов.

2:5 Иерусалима. Букв.: «основание» или «жилище мира». Однако в древнееврейском языке слово мир означает не только отсутствие войны, но и полноту, цельность. Поскольку Иуда не стремился достичь совершенства в Боге, город познал не мир, а разрушение. Пророчество исполнилось через сто пятьдесят лет, когда Навуходоносор II завоевал Иерусалим (ср. 4Цар 25:8−10).

огонь... пожрет чертоги. Поскольку иудеи последовали за богами языческих народов, страну ожидало такое же наказание, как и языческие государства, напр., Арам (1:4), Газу (1:7), Тир (1:10), Едом (1:2), Аммон (1:14) и Моав (2:2).

2:6−16 Предсказание суда над Израилем.

2:6 Израиля. Имя, данное Иакову, когда он боролся с Богом и одержал победу (Быт 32:28).

правого. Кроме прочих, слово «правый» имело и юридический смысл: правый — тот, кто не имел долгов, а потому не мог быть продан в рабство (ср. Лев 25:39−43).

бедного. Т.е. тех, кто жил в нужде и бесправии. Господь проявил к ним особое милосердие (ср. Исх 23:6; Иер 5:28).

за пару сандалий. За такой пустячный долг бедных людей продавали в рабство. Рабство по бедности в Израиле было регламентировано законом при условии сохранения милосердия и братского сочувствия к соплеменникам (ср. Исх 21:2 и далее; Втор 15:12−18).

2:7 Жаждут... бедных. Если одним из царских достоинств на Ближнем Востоке в древние века считалась особая забота о бедных людях, то каким же должно быть попечительство Всевышнего о народе Божием (ср. Исх 23:6−8).

путь кротких извращают. Ср. Притч 17:23.

отец и сын ходят к одной женщине. Это не только противоречило божественному замыслу о союзе между мужчиной и женщиной (Быт 2:23−24; Мф 19:4−6), но и запрещалось законом (Лев 18:7−30). Грех этот был одним из множества беззаконий, которыми, по слову Господа в Лев 18:24, осквернили себя соседние народы.

2:8 На одеждах, взятых в залог. Одежды, взятые в залог, необходимо было вернуть владельцу до захода солнца (Исх 22:26), а взявший в залог что-либо не должен был ложиться спать до тех пор, пока не вернет взятое (Втор 24:12−13).

вино, взыскиваемое с обвиненных. Вино было несправедливо отобрано у обвиняемых. Возможно также, что возлияния сопровождались удовлетворением сексуальных потребностей.

2:9 А Я истребил перед лицем их Аморрея. Так же как Господь истребил рефаимов перед лицом аммонитян и хореев — перед лицом сынов Исавовых (Втор 2:21−22), Он уничтожил аморреев (термин, которым иногда, как в данном случае, пользовались для обозначения всех хананеев) перед Израилем: первый раз — во времена Моисея — победил Сигона и Ога восточнее Иордана (Втор 2:24−37), а позже — во времена Иисуса Иавина — завоевал землю западнее Иордана.

как высота кедра. Это образное выражение ассоциируется с рассказом о двенадцати соглядатаях (Чис 13:26−33) и, кроме того, свидетельствует о силе гнева Божиего, грядущего излиться на все гордое и высокомерное (Ис 2:12−18).

плод его вверху и корни его внизу. Т.е. Он истребит их целиком и полностью.

2:10 Вас же Я вывел из земли Египетской. Господь напоминает о Своей верности завету (ср. Быт 50:24; Исх 3:8).

в пустыне сорок лет. Это время понадобилось для того, чтобы подготовить народ к повиновению Богу и заселению обетованной земли (Втор 1:19−40).

чтобы вам наследовать землю Аморрейскую. Это обещание входило в завет, заключенный с Авраамом (Быт 15:7), и было исполнено — как и говорил Господь — при его потомках (Втор 2:31).

2:11 Из сыновей ваших Я избирал в пророки. Господь Своей верховной властью воздвигал пророков (Втор 18:15−17), судей (Суд 2:18), ставил священников (1Цар 2:35) и царей (2Цар 7:12). Пророков Бог использовал в качестве особых вестников, призванных предупредить народ Израиля о грядущем суде, напомнить о необходимости повиновения законам, которые Он дал ему.

назореи. Это были мужчины (или женщины), которые, дав обет назорейства, посвящали себя Господу. Согласно закону (Чис 6:1−21), они не могли пить вина и других крепких напитков, виноградного сока и даже вкушать ягоды винограда или изюма. Они отращивали длинные волосы, что служило внешним отличительным признаком их посвящения. ВЗ называет по имени двух назореев: Самсона (Суд 13:1−5) и Самуила (1Цар 1:11).

2:12 А вы. В противовес тому, что сделал Господь («Я избирал в пророки», 2:11), народ Израиля стремился разрушить Его планы, не позволяя посланцам Бога пророчествовать и заставляя назореев пить вино. Таким образом, они проявляли свое неуважение и к Господу, и к закону.

2:13 Господь собирается раздавить Израиль, уподобив Себя колеснице, все сокрушающей на своем пути.

2:14 у проворного... крепкий. Ни скорость того, кто надеялся убежать, ни сила того, кто рассчитывал выстоять, не спасут их от гнева Божиего.

храбрый. Иначе: «герой», т.е. тот, кто по своим физическим данным и выучке соответствовал ипостаси могучего воина. Голиаф был одним из таких (1Цар 17:51). Этот же термин применим и к Давиду (1Цар 16:18), и к Мессии («Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира», Ис 9:6).

2:15 не спасет своей жизни. Иначе: «спасти голову».

2:16 убежит нагой. Ср. Быт 2:25. Здесь речь идет о том, что даже самый отважный воин отбросит в панике не только доспехи и оружие, но и одежду: только бегство его не спасет.

в тот день. Указание на судный день. В данном случае оно предвещает грядущее завоевание царства Ассирией.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: в известь.
3  [2] — Букв.: судью.
6  [3] — Букв.: за серебро.
6  [4] — Или: праведного.
7  [5] — Друг. возм. пер.: они жаждут (увидеть) пепел на головах бедняков.
7  [6] — Или: человека слабого с пути сбивают.
8  [7] — Или: в Храме своего Бога.
9  [8] — Букв.: плода его вверху и корней его внизу — метафора, указывающая на полное уничтожение.
11  [9] — О назореях см. Чис 6:1−21.
12  [10] — Букв.: пророкам приказывали: „Не пророчествуй“.
14  [11] — Или: храбрец.
16  [12] — Букв.: убежит нагим.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.