2 Летопись 18 глава

Вторая книга Летопись
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 У Иосафата было много богатства и славы, он даже породнился с царём Ахавом.
2 Через несколько лет Иосафат пришёл к Ахаву в Самарию. Ахав принёс в жертву много овец и коров для Иосафата и для людей, которые были с ним. Ахав убедил Иосафата напасть на город Рамоф Галаадский.
3 Ахав спросил Иосафата:
«Пойдёшь ли ты со мной против Рамофа Галаадского?»
Ахав был израильским царём, а Иосафат был иудейским царём. Иосафат ответил Ахаву:
«Я и ты — мы будем как один, и мои воины будут в твоём распоряжении во время битвы».
4 Иосафат также сказал Ахаву:
«Только сначала спроси совета у Господа».
5 Тогда Ахав собрал всех пророков, всего четыреста человек. Он спросил их:
«Должны ли мы идти на войну против Рамофа Галаадского или нет?»
Пророки ответили:
«Идите, потому что Бог позволит вам разбить этот город».
6 Услышав эти слова, Иосафат сказал:
«Нет ли здесь другого пророка Господа? Если есть, то мы должны спросить и у него, что говорит Господь».
7 Тогда царь Ахав ответил Иосафату:
«Здесь есть ещё один пророк, через которого мы можем спросить у Господа, его зовут Михей, сын Иемвлая. Но я ненавижу его, так как он никогда не пророчествует обо мне ничего хорошего, а только плохое».
Но Иосафат сказал:
«Царь, ты не должен так говорить!»
8 Затем израильский царь позвал одного из слуг и приказал ему:
«Приведи немедленно Михея, сына Иемвлая!»
9 Ахав, израильский царь, и Иосафат, иудейский царь, одетые в царские одежды, сидели на своих тронах на площади суда у ворот Самарии, а все пророки стояли перед ними и пророчествовали.
10 Один из пророков по имени Седекия, сын Хенааны, сделал железные рога. Он сказал:
«Так говорит Господь: „Этими рогами ты сразишься с сирийцами. Ты поразишь и уничтожишь их”».
11 Все остальные пророки пророчествовали то же самое. Они говорили:
«Иди и атакуй Рамоф Галаадский. Ты выиграешь это сражение! Господь позволит тебе победить!»
12 Слуга, которого послали найти Михея, нашёл его и сказал ему:
«Все пророки единогласно предвещают царю успех. Ты должен согласиться с ними и сказать то же самое».
13 Но Михей ответил:
«Так же верно, как то, что Господь жив, я скажу лишь то, что говорит мне Бог мой».
14 Когда Михей пришёл к Ахаву, царь спросил его:
«Идти ли мне с царём Иосафатом войной на Рамоф Галаадский или нет?»
Михей ответил:
«Да! Иди и сразись. Господь позволит тебе победить».
15 Но Ахав сказал ему:
«Ты говоришь от своего имени. Сколько раз я должен приказывать тебе, чтобы ты говорил только правду? Скажи мне, что говорит Господь!»
16 Михей ответил:
«Я вижу всех израильтян, рассеянных по горам как овцы без пастуха. И сказал Господь: „У этих людей нет командира. Пусть каждый возвращается домой с миром”».
17 Тогда Ахав сказал Иосафату:
«Видишь! Я говорил тебе! Этот человек никогда не пророчествует доброго обо мне, только дурное».
18 Но Михей продолжал:
«Послушай, что говорит Господь. Я видел Господа, сидящего на престоле, и все Его Ангелы стояли вокруг Него, по правую и по левую руку.
19 Тогда Господь сказал: „Кто из вас может склонить Ахава пойти войной на Рамоф Галаадский, чтобы там ему погибнуть?” Ангелы спорили о том, как поступить.
20 Тогда один из духов вышел вперёд, стал перед Господом и сказал: „Я обману его!” Господь спросил: „Как ты заставишь его это сделать?”
21 Дух ответил: „Я выйду и буду лживым духом в устах всех его пророков. Всё, что будут говорить пророки, будет ложью”. Господь сказал: „Хорошо! Иди и обмани Ахава!”»
22 Закончив свой рассказ, Михей сказал:
«Всё именно так и произошло. Господь сделал так, чтобы пророки предрекли тебе ложь. Сам Господь предназначил тебе это великое несчастье».
23 Тогда пророк Седекия, сын Хенааны, подошёл к Михею, ударил его по лицу и сказал:
«Ты действительно веришь, что Дух Господа вышел из меня и сейчас говорит через тебя?»
24 Михей ответил:
«Я говорю правду! Ты сам убедишься в этом, когда будешь прятаться в потаённой комнате!»
25 Тогда израильский царь приказал:
«Возьмите Михея и отведите его к градоначальнику Амону и к Иоасу, сыну царя.
26 Скажите им, что царь говорит так: „Посадите Михея в темницу и не давайте ему ничего, кроме хлеба и воды. Держите его там, пока я не вернусь домой с битвы”».
27 Тогда Михей обратился ко всему народу:
«Люди, послушайте, что я скажу! Если ты, Ахав, вернёшься с битвы домой живым, значит Господь не говорил через меня!»
28 Тогда Ахав, израильский царь, и Иосафат, иудейский царь, вышли на битву с сирийским войском к Рамофу Галаадскому.
29 Царь Ахав сказал Иосафату:
«Я переоденусь в одежду, в которой я буду похож на обычного солдата, и вступлю в сражение, а ты надень свои царские одежды».
Переодевшись, израильский царь вступил в сражение.
30 Сирийский царь приказал своим начальникам колесниц:
«Не сражайтесь ни с кем, кроме израильского царя».
31 Во время битвы начальники колесниц увидели Иосафата и, думая, что это израильский царь, повернули, чтобы убить его. Но Иосафат закричал, и Господь помог ему. Бог сделал так, чтобы начальники колесниц отвернулись от Иосафата.
32 Когда начальники, увидели, что это не царь Израиля, они перестали его преследовать.
33 Но один воин, ни в кого не целясь, выстрелил из лука в воздух и ранил израильского царя сквозь прорезь доспехов. Тогда царь сказал своему вознице:
«Я ранен, развернись и вывези меня с поля битвы».
34 Войска продолжали сражаться, а израильский царь, опираясь на свою колесницу, простоял напротив сирийцев до вечера, и на закате солнца умер.

Толкование Далласской семинарии

2. СОЮЗ ИОСАФАТА С АХАВОМ (18:1 — 19:3)

2Пар 18:1−3а. Чем сильнее становился Иосафат, тем привлекательнее делался он для Ахава, царя израильского, который и боялся своего собрата и желал обрести в нем союзника.

Ахав был вторым царем в израильской династии Амврия, особо выделяющейся в истории Северного царства. К власти он пришел примерно в то же время, что и Иосафат (Ахав правил с 874 по 853 гг. до Р. Х.); эти цари связали себя союзническими узами посредством династического брака, заключенного между их детьми (стих 1): сын Иосафата Иорам женился на Гофолии, дочери Ахава и Иезавели (21:6; 22:26).

К концу жизни Ахава резко обострилась его вражда с сирийцами в Трансиордании (3Цар 22:1−4). Мы читаем о том, что Иосафат отправился в Самарию, столицу Израиля, к родственнику своему Ахаву; тот устроил по этому случаю грандиозное пиршество, а потом стал просить Иосафата присоединиться к нему в походе на Рамоф Галаадский, где он собирался сразиться с сирийцами.

2Пар 18:3б−7. сравните с параллельным текстом в 3Цар 22:4−8 и комментариями к нему. Иосафат согласился идти на войну вместе с Ахавом — при условии, однако, что этот поход будет одобрен Господом. И тогда Ахав призвал четыреста лжепророков и таких пророков, «услуги» которых хорошо оплачивались (возможно, среди них были и жрецы Астарты; сравните с 3Цар 18:19б), которые благословили, якобы свыше, планы двух царей.

Но Иосафат с подозрением отнесся к их заверениям в благополучном исходе войны и захотел выслушать пророка Господня. В распоряжении царя израильского оказался лишь один такой — Михей, сын Иемвлая, которого царь, однако, не жаловал, сознавая, что тот не пойдет на сделку с совестью ради того, чтобы угодить ему (сравните 18:17).

2Пар 18:8−11. Пока ходили за Михеем, 400 пророков старались во всю, предвещая Ахаву успех, а один из пророков, Седекия… сделал себе… железные рога — символ будущей победы царей.

2Пар 18:12−17. Параллельный текст к этим стихам находим в 3Цар 22:14−18, а к стихам 18−27 — в 3Цар 22:19−28. сравните соответствующие комментарии.

Итак, появился Михей, которого посланный за ним уговаривал предречь Ахаву и Иосафату доброе — в согласии с другими пророками. Дело здесь не только в том, что древние цари «покупали» себе у пророков заведомо ложные утешения, но — в языческом подходе к пророчествам и пророкам, которым приписывали способность заставить божество поступить так, как хочет тот или иной земной владыка.

Поначалу Михей тоже изрек пророчество, которое хотелось бы услышать Ахаву, но царь, сознавая в глубине души, что Господь — не тот «бог», который может «подчиниться» пророку, стал настаивать на том; чтобы Михей сказал ему истину. И тогда Михей предсказал ему поражение Израиля, сравнив армию его с овцами, оставшимися без пастыря (Ахава); стих 16.

2Пар 18:18−27. Михей рассказывает о своем видении, в котором Бог поручает духу зла войти в уста пророков Ахава, чтобы они соблазнили его ложью (стихи 18−22). Взбешенный словами Михея, лжепророк Седекия дал ему пощечину, а тот, в ответ, предрек беду и на его голову в день поражения Израиля (стихи 23−24).

Одержимый духом противоречия и упорства, царь Израильский решил все-таки поступить вопреки предостережению Михея и повелел посадить пророка Господня в темницу, под ответственность градоначальника Самарии Амона и некоего Иоаса («сын царя», очевидно, был титулом этого сановника; Иоас не был сыном Ахава).

Последними словами Михея, обращенными к царю, было повторение ему предупреждения, что с войны он не вернется (стих 27).

Видение Михея может навести на мысль о том, что Бог выступает здесь инициатором обмана (стихи 18−21). Но это было бы неверным впечатлением. Ведь посредством Своего пророка Он предупреждает израильского царя, что сомнительные пророки, состоящие у того на службе, лгут ему; царь, однако, по своей воле не считается с этим предупреждением. Так что здесь мы имеем одни из многих примеров того, как Бог, ненавидящий зло, порой попускает ему действовать, но — ради осуществления Своих высших целей (сравните 1Цар 16:14; Иов 1:12; 2:5−6; 2Кор 12:7).

2Пар 18:28 — 19:3. Параллельный текст к последним стихам главы 18 имеем в 3Цар 22:29−35 (сравните комментарии на них).

Перед тем, как вступить в сражение с сирийцами, царь Ахав переоделся (сняв с себя царские одежды), и объектом яростного преследования врагов по ошибке сделался царь Иосафат. Обращает на себя внимание, что к фразе Иосафат закричал, которую находим и в 3-й Царств, летописец добавляет слова, позволяющие понять, что это был не просто крик испуга, а молитвенный вопль к Господу, Который и помог ему, отвел… от него преследователей.

Ахав, между тем, был смертельно ранен в битве как будто бы случайно пущенной стрелой и к исходу дня скончался (стихи 33−34). Иосафат же, спасенный милостью Божией, возвратился в Иерусалим… в мире. По дороге, однако, встретил его пророк Ииуй, сын Анании (об Ананий и Асе в 16:7), который упрекнул его (и тем как бы предостерег) за союз с нечестивцем Ахавом (19:1−2). Но и добрые слова нашлись для него у прозорливца (19:3).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.