2 Летопись 24 глава

Вторая книга Летопись
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Иоасу было семь лет, когда он стал царём. Он правил в Иерусалиме сорок лет. Его мать звали Цивья, она была родом из Вирсавии.
2 Иоас поступал правильно в глазах Господа, пока был жив священник Иодай.
3 Иодай выбрал двух жён для Иоаса, и у него родились сыновья и дочери.
4 Позже Иоас решил восстановить храм Господа.
5 Он собрал вместе священников и левитов и приказал им:
«Пойдите по городам Иудеи и соберите деньги, которые все израильтяне платят каждый год, и восстановите храм Божий, и не медлите с этим делом».
Но левиты не спешили.
6 Тогда Иоас позвал первосвященника Иодая и сказал:
«Иодай, почему ты не требуешь, чтобы левиты приносили дань из Иудеи и Иерусалима? Моисей, слуга Господа, и народ Израиля собирали эту дань для священного шатра».
7 В прошлом сыновья Гофолии ворвались в храм Божий. Они пользовались священными предметами из храма Господа во время поклонения идолам лжебога Ваала. Гофолия была очень грешной женщиной.
8 Царь Иоас приказал сделать ящик и поставить его снаружи у ворот храма Господа.
9 Затем левиты объявили в Иудее и в Иерусалиме, чтобы народ приносил дань Господу. Эту дань Моисей, слуга Божий, возложил на израильтян, когда они были в пустыне.
10 Все вожди и все люди были счастливы. Они приносили деньги и клали их в ящик, пока ящик не наполнялся.
11 Когда левиты приносили ящик к приближённым царя и они видели, что ящик полон, писарь царя и приближённый первосвященника приходили и забирали деньги из ящика. Затем они снова ставили ящик на прежнее место. Они часто делали это и собрали много денег.
12 Затем царь Иоас и Иодай отдавали деньги людям, которые работали в храме Господа. И эти люди нанимали искусных каменотёсов и плотников для ремонта храма Господа. Они также нанимали работников, которые умели работать с железом и бронзой, чтобы восстановить храм Господа.
13 Люди, которые отвечали за работу, были очень преданны, и работа по обновлению храма Господа шла успешно. Они отстроили храм Божий таким, каким он был раньше, и укрепили его.
14 Окончив работы, мастера принесли царю Иоасу и Иодаю оставшиеся деньги. Они использовали эти деньги, чтобы сделать различную утварь для храма Господа. Эти вещи использовались во время служения в храме и для приношения жертв всесожжения. Они также сделали сосуды и другие вещи из золота и серебра. Пока Иодай был жив, священники каждый день приносили жертвы всесожжения в храме Господа.
15 Иодай состарился. Он прожил очень длинную жизнь и умер в возрасте ста тридцати лет.
16 Его похоронили в городе Давида, где хоронили царей, потому что за свою жизнь Иодай сделал много хорошего в Израиле для Бога и для храма Божьего.
17 Однако после смерти Иодая иудейские вожди пришли и поклонились Иоасу, и поэтому царь слушал их совета.
18 Царь и вожди отказались от служения в храме Господа Бога, Которому следовали их предки. Они поклонялись столбам Ашеры и другим идолам. Бог гневался на народ Иудеи и Иерусалима, так как царь и вожди были виновны в этих грехах.
19 Бог послал пророков к людям, чтобы вернуть их к Господу. Пророки предостерегали людей, но те отказывались их слушать.
20 Дух Божий сошёл на Захарию, сына священника Иодая. Захария встал перед народом и сказал:
«Так говорит Господь: „Почему вы, люди, отказываетесь подчиняться приказаниям Господа? Вам не будет сопутствовать успех. Вы оставили Господа, и поэтому Господь оставил вас!”»
21 И тогда против Захарии был устроен заговор. Царь приказал убить Захарию, и его насмерть закидали камнями во дворе храма.
22 Царь Иоас забыл доброту, с которой относился к нему Иодай, отец Захарии. Он убил Захарию, сына Иодая. Перед смертью Захария сказал:
«Пусть увидит Господь, что ты делаешь, и накажет тебя!»
23 В конце года сирийское войско вышло против Иоаса. Сирийцы напали на Иудею и на Иерусалим и убили всех вождей народа. Они отправили все ценные вещи к царю в Дамаск.
24 Сирийское войско было немногочисленным, но Господь позволил им поразить большое войско Иудеи за то, что народ Иудеи оставил Господа Бога, Которому следовали их предки. Так был наказан Иоас.
25 Когда сирийцы ушли от Иоаса, он был тяжело ранен. Его собственные слуги устроили против него заговор за то, что он убил Захарию, сына священника Иодая. Слуги убили Иоаса в его же постели, и, когда Иоас умер, похоронили его в городе Давида, но не там, где хоронили царей.
26 Вот имена людей, которые составили заговор против Иоаса: Завад и Иегозавад. Мать Завада была Шимеафа, аммонитянка. Мать Иегозавада была Шимрифа, моавитянка.
27 О сыновьях Иоаса, о великих пророчествах против него и о том, как был восстановлен храм Божий, написано в книге «Комментарии о царях».
После Иоаса новым царём стал его сын Амасия.

Толкование Далласской семинарии

З. Иоас (глава 24)

1. РЕСТАВРАЦИЯ ИОАСОМ ХРАМА (24:1−16)

2Пар 24:1−3. Итак, Иоас, сын Охозии, вступил на царство семи лет от роду и правил Иудеей сорок лет (835−796 гг. до Р. Х.). Все те годы, что первосвященником оставался Иодай, имевший сильное влияние на царя (Иодай и двух жен выбрал ему), делал Иоас угодное в очах Господних.

2Пар 24:4−7. Очевидно, лет 20 спустя после своего воцарения (сравните 4Цар 12:6), молодой монарх решил провести реставрационные работы в храме, сильно пострадавшем в годы правления нечестивой Гофолии. Для этого требовалось собрать деньги, что и поручил Иоас священникам и левитам — в согласии с одним из установлений закона Моисеева (Исх 30:12−16). Предполагают, что установление, о котором говорится в книге Исход, не исполнялось на протяжении ряда лет.

Недовольный тем, что, вопреки его приказу, левиты медлили со сбором денег в пользу храма, который разорили царица-язычница и ее сыновья, Иоас упрекает в этом первосвященника Иодая (стихи 4−6).

2Пар 24:8−16. Отказавшись от услуг левитов, царь приказал, чтобы по всей Иудее и Иерусалиму… провозгласили его указ: отныне евреям следует приносить свою «подушную подать» в полсикля серебра, предусмотренную Моисеем, непосредственно в храм, и складывать ее в специально для этого поставленный ящик (стихи 8−9).

На указ царя народ откликнулся с такой готовностью и щедростью, что ящик заполнялся многократно, и собранное серебро поступало чрез левитов… к царским чиновникам, а от них — к искусным работникам, восстанавливавшим храм (стихи 11−12). И привели они дом Божий в надлежащее состояние. А из остатка серебра сделаны были священные сосуды и другие предметы, необходимые для служения в храме.

Дух реформаторства и ревностного отношения к Иегове не угасал в Иудее при жизни Иодая, но со смертью его дух этот стал ослабевать.

2. НЕЧЕСТИВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ИОАСА; ЦАРЬ СОВЕРШАЕТ УБИЙСТВО (24:17−27)

2Пар 24:17−20. Иоас, как следует из дальнейшего, был человеком, легко поддававшимся противоположным влияниям. Благочестивый при жизни Иодая, он склонился ко злу под воздействием сановников, которые, будучи иудеями, в душе оставались язычниками. И снова пришли в небрежение дом Господень и служение в нем, и опять стали иудеи и сам царь служить ханаанским языческим символам и идолам, за что был на них гнев Господень. Но пророков, посылаемых Господом, они не слушали (стихи 18−19). И тогда Дух Божий сошел на Захарию, сына Иодая… и он обратился ко всему народу с предупреждением, что как они оставили Господа, так и Он оставит их (стих 20).

2Пар 24:21−22. Пришедшая в ярость толпа, получившая к тому же прямое на это приказание царя, стала тут же, на дворе дома Господня, швырять в Захарию камнями… и побили его до смерти. С горечью замечает летописец, что не вспомнил царь Иоас благодеяния, какое сделал ему Иодай… и убил сына его. По всей вероятности, именно Захарию, сына Иодая, имеет в виду Иисус Христос (Мф 23:34−35; толкование на эти стихи).

Господом, правда, он назван «сыном Варахии», а не Иодая, но, надо сказать, что имя Варахии встречается в словах Христа не во всех рукописях (сравните, к примеру, Лк 11:51). Возможно и то, что «сыном Иодая» Захарию называли в значении «внука» его. Не исключено, однако, что Иисус имел в виду пророка Захарию, автора одноименной книги Ветхого Завета, отец которого действительно звался Варахией (Зах 1:1).

Умирая, Захария призвал на голову царя кару Господню (стих 22).

2Пар 24:23−27. Отмщение за кровь пророка пришло довольно скоро. Уже следующей весной войско Сирийское пришло в Иудею и в Иерусалим, и все иудейские сановники и вожди (видимо, в значении большинства их) были ими истреблены, и огромную добычу… отослали они к своему царю в Дамаск. (Другие сражения иудеев с сирийцами происходили в царствования Охозии и Ахаза; 2Пар 22:5 и 28:5.) В данном случае сирийцев, явившихся в Иудею, было относительно немного, из чего явствовало, что это Господь совершил над Иоасом Свой суд.

Возможно, сам царь был тяжело ранен (начало стих 25). Когда сирийцы ушли, два человека из его окружения убили его в его спальне за кровь сына Иодая, священника. По всей видимости, они полагали, что тем отвратят от страны гнев Божий. Даже в смерти своей Иоас подвергся бесчестию, ибо, как и еще несколько царей Иудеи, не был похоронен в царских гробницах вместе со своими предками (сравните 21:20; 26:23; 28:27) и праведным первосвященником Иодаем! (24:16).

Имена убийц Иоаса приведены и в 4Цар 12:21 (хотя имеются некоторые расхождения в написании их); летописец, кроме того, добавляет, что по материнской линии один из них был аммонитянином, а другой — моавитянином. Может быть, этим он хотел подчеркнуть, что в насильственной смерти одного из помазанных сынов Давидовых были повинны чужеземцы.

Под «книгой царей», возможно, понимаются 3 и 4 книги Царств.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.