Исаия 45 глава

Книга пророка Исаии
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Киру, избраннику Своему, Господь говорит:
«Я буду держать тебя за правую руку и помогу забрать всю силу у других царей. Ворота городские не преграда, Я их открою для тебя, и ты войдёшь.
2 Кир, твои армии двинутся, и Я буду идти впереди тебя. Я все горы сравняю, разобью городские ворота, сломаю железные запоры.
3 Я отдам тебе все спрятанные в темноте сокровища, чтобы ты знал, что Я — Господь, Бог Израиля, твоё имя называющий.
4 Всё это делаю Я ради слуги Моего, Иакова, ради избранного Мной израильского народа. Я тебя, Кир, называю по имени, ты не знаешь Меня, но Я знаю тебя по имени.
5 Я — Господь, Единственный Бог, нет Бога, кроме Меня! Я надел на тебя одежды, но Меня ты ещё не знаешь.
6 Я это делаю, чтобы все люди знали, что Я — Единственный Бог. От запада и до востока люди будут знать, что нет другого Бога и что Я — Господь.
7 Я создал свет и тьму, Я приношу мир и навлекаю беды. Всё это Я, Господь, вершу.
8 Да прольются облака над нами добротой вместо дождя, да отворится земля и позволит спасению произрастать, а со спасением пусть умножится победа! Я, Господь, всё это сотворил».
9 Взгляни на этих людей, спорящих с Тем, Кто их создал. Взгляни на спорящих со Мной, они словно черепки разбитого горшка. Горшечник берёт мокрую глину, чтобы сделать горшок, и глина его не спрашивает:
«Что ты делаешь?»
Ничто сотворённое не имеет власти спрашивать того, кто его сотворил. Люди подобны этой глине.
10 Отец даёт жизнь детям, и они не должны спрашивать:
«Зачем ты мне дал жизнь?»
Дети не могут спрашивать у своих матерей:
«Зачем ты меня родила?»
11 Господь Бог, Святой Израиля, Создатель его, говорит:
«Вы ждали знака от Меня, дети Мои, и хотели, чтоб Я показал вам всё созданное.
12 Смотрите же, Я создал землю и людей, живущих на ней, Моими руками Я сотворил небеса и армиями Небесными Я повелевал.
13 Я наделил могуществом Кира, чтобы он совершал добро, Я труд его сделаю лёгким. Кир выстроит вновь Мой город и освободит Мой народ без выкупа и платежа».
Так сказал Всемогущий Господь.
14 «Богаты Египет и Эфиопия, — говорит Господь, — но Израиль получит все богатства их. Рослый народ Сева станет твоим и за тобой пойдёт с цепями на шеях. Они преклонятся перед тобой и будут тебе молиться: „С тобой Бог, Израиль, и нет иного Бога”».
15 Боже, Ты незрим, Ты — Спаситель Израиля.
16 Многие создают лжебогов, но все эти люди будут разочарованы и с позором уйдут.
17 Израиль же будет Господом спасён. То спасение будет навеки, Израиль позора не узнает.
18 Господь сказал всё это. Он — Бог, создавший небо, Он землю сотворил. Он сотворил её и сохраняет не для того, чтобы она была пуста, а для того, чтобы населена она была. «Я — Господь, и нет иного Бога.
19 Не тайно говорил Я, а открыто, не прятал слов Моих в тёмных уголках земли. Я не приказывал народу Иакова искать Меня там, где пусто. Я — Господь, говорящий правду, всё, что Я говорю, есть истина».
20 «О вы, уцелевшие из всех народов, соберитесь вместе и придите ко Мне. Эти люди молятся лжебогам и не ведают, что творят.
21 Скажите этим людям, чтобы пришли ко Мне, позвольте им говорить всем вместе. Кто рассказал вам о том, что было в давние времена? Кто говорил вам обо всём этом с давних времён? Я, Господь, Тот, Кто вам всё это поведал, Я — Единственный Бог. Есть ли другой Бог, кроме Меня? Есть ли другой добрый Бог, спасающий Свой народ? Нет иного Бога!
22 Все люди во всех концах земли не должны больше следовать лжебогам. О, люди дальних стран, обратитесь ко Мне и будете спасены, потому что Я — Бог и нет другого Бога!
23 Я обещаю и клянусь именем Своим, что правду говорю! Эта клятва не будет отменена. Всякое колено преклонится предо Мной, и всякий язык присягнёт.
24 И скажут они: „Только в Господе правда и сила”. И придут свидетели Его, и устыдятся те, кто разгневан на Него.
25 Господь поможет народу Израиля творить добро, и люди будут восхвалять Бога своего».

Толкование Далласской семинарии

Ис 45:1−4. Глава 45 является прямым продолжением предыдущей, так что и самое разделение их представляется несколько искусственным. Впрочем, известным «оправданием» этому может послужить высокоторжественное библейское Так говорит Господь, нередко предваряющее сообщение чего-то крайне важного. Тут им начинается единственное в Ветхом Завете непосредственное обращение Господа к языческому царю, которого Он, что и вовсе удивительно, называет «Своим помазанником».

Словом этим ознаменовано было, как известно, вступление двух первых еврейских царей — Саула и Давида — в особые взаимоотношения с Богом (1Цар 10:1; 16:6). Возможно, по мысли Господа, Кир должен был послужить своего рода царем (как источником благословений свыше) для плененного Израиля, не имевшего в ту пору собственного царя.

И (что нередко бывает у Исаии) Кир в его повествовании, будучи лицом вполне историческим, мог в то же время выступать как прообраз Помазанника — Мессии, призванный, как и Он (в виденьи Исаии) к исполнению двух функций: к освобождению избранного народа и к совершению Божиего суда над всеми в Бога неверующими (последнему соображению весьма созвучны слова, сказанные о Кире в заключительном стихе главы 44 «пастырь Мой… исполнит… волю Мою»). «Избрание» Кира в этом смысле Богом, может быть, объяснялось и замечательными нравственными достоинствами этого мудрого политического деятеля. Как о таковом о нем свидетельствовали многие известные писатели древности.

«Держать за правую руку» (стих 1) — иносказание явной и действенной помощи. «Снять роясь с чресл царей» — образ лишения их силы и боевой готовности. Мысль об «отворенных и сокрушенных дверях» в окончании стих 1, переходящую в стихе 2, объясняют наличием в крепостных стенах древневосточных городов (что подтверждено археологическими раскопками) большого числа ворот; по свидетельству греческого историка Геродота, в стенах, окружавших Вавилон, насчитывалось около ста «медных дверей». Сравненные с землей горы (стих 2) — по-видимому, образ покоренных Киром царств, сокровища и богатства которых (стих 3) перейдут к нему. И Кир действительно овладел легендарными богатствами лидийского царя Креза и всем, что хранилось в сокровищницах Вавилона.

Бог Израилев называет Кира по имени — в знак особого приближения к Себе его, который не знал Иегову (эта фраза повторена дважды — в стихе 4 и 5), и с тем, чтобы он познал, что «знавший» его задолго до его рождения, есть истинный Бог и что это Он помогает ему. Но делает это Он ради народа Своего — Иакова.

Ис 45:5−7. И ради того, чтобы в странах, завоеванных Киром, — от востока до запада — распространялось посредством евреев, к которым Кир особенно благоволил (Езд 1:2), и при содействии самого этого мудрого царя истинное богопознание: Дабы узнали… что… Я Господь, и нет иного. Официально Кир исповедывал дуалистическую религию, исходившую из существования двух боровшихся между собой богов: Ормузда, бога добра и света, и Арнмана — бога зла и тьмы.

Между тем, в речи Исаии после слов «и нет иного» (стих 4) следует утверждение Иеговой Своей абсолютной власти, отрицание Им всякого «двойника»: Я образую свет и творю тьму. Фраза эта, возможно, звучит в опровержение языческих представлений Кира. «Творю тьму… и произвожу бедствия.» Не значит ли это, однако, что Господь делает Себя ответственным за зло, царящее в мире?

Нет, конечно. Но если мир (евр. шалом скорее употреблено здесь в значении «благоденствия») и бедствия (по-евр. ед. число — ра) исходят от Бога, то зависит это в конечном счете от того, насколько приближаются к Нему или, напротив, удаляются от Него люди. Поскольку Бог — единственный источник жизни и блага, то удаление от Него неизбежно обращает жизнь в бедствие.

Ис 45:8. В стихе 8 видят ликующее провозвестие Исаией отдаленного будущего, которое придет на землю с утверждением на ней Тысячелетнего царства: именно тогда «правда прольется (фигурально выражаясь) из облаков» и, подобно чудесному урожаю, «произрастут из земли» правда (здесь, возможно, в значении оправдания по благодати) и как следствие оправдания, отпущение грехов — спасение.

в. Бог — Творец всего и вся (45:9−13)

Ис 45:9−13. Тут, очевидно, обращение к «жестоковыйным» иудеям, не устававшим «препираться» с Создателем своим (не подчиняться Ему и на Него же роптать) на протяжении всей своей истории. Сравнения в стихах 9−10 подчеркивают бессмысленность подобных «препирательств», тем более абсурдных, что Святый Израиля… создал не только его, но и всю землю и род человеческий на ней.

В стихе 13 Господь говорит о Кире. Это его сотворил Он царем праведным (в правде) и перед ним уравняет все пути, т. е. всячески будет благоприятствовать ему. Это Кир построит город Его и отпустит пленных Его, причем сделает это не только бескорыстно, но сам снабдит всем необходимым отправлявшихся в дальний путь евреев (Езд 1, начиная со стихом 4).

г. Язычники склонятся перед Богом (45:14−19)

Ис 45:14−17. В сущности народы, перечисленные в стихе 14, символизируют всех вообще язычников, которые будут… посрамлены. Впрочем, названные здесь три народа, «со всем, что имеют», перейдут к Киру, точнее, к преемнику его Камбизу, послужив персам Господней «наградой» за доброжелательное отношение к евреям (толкование на 43:3).

Более конкретно, пророк подразумевал, очевидно, что благодатное царствование Кира под покровительством истинного Бога заставит и многих язычников обратиться к Нему. Существует мнение, что все, о чем сказано в этих стихах, будет иметь место во второе пришествие Мессии. Однако тон, в каком говорится тут о язычниках (придут… в цепях; со стыдом пойдут) мало соответствует картине вступления людей в Тысячелетнее царство. Правильнее, вероятно, видеть здесь иносказательное описание процесса отречения язычников от идолов в пользу Бога Израилева.

Ис 45:18−19. Вновь (стих 18) утверждение Господнего творческого всемогущества. Третью фразу в стихе 18 вернее читать так: «не сотворил землю, чтобы оставить ее пустой» (но образовал ее для жительства). В стихе 19 та мысль, что Свою волю относительно процесса творения и назначения его (которое состояло, в частности, в грядущем спасении человечества) Бог открывал людям, первоначально через народ израильский (к примеру, Втор 30:11−20), — открывал постольку, поскольку род человеческий мог «вместить» планы Божии, «мысли Его и пути». Господь не говорил… тайно (сравните Ис 48:16), но при многих свидетелях (Ис 44:8 сравните с Ин 18:20). И то, что Он изрекал, было истиной. Я говорил… не в темном месте земли; возможно, здесь содержится намек на подземные святилища некоторых языческих богов.

д. Обращение Господа к язычникам (45:20−25)

Ис 45:20−25. Характерный для Исаии прием обращения к язычникам (стих 20 сравните с 41:1 не 43:9). Слово уцелевшие может иметь как бы общий смысл: народов, уцелевших на протяжении истории от судов Божиих, которые все еще, однако, не обратились к истинному Богу. Образ язычников, носящих деревянного своего идола, вероятно, навеян древним обычаем, существовавшим в Ассирии и в Вавилоне, устраивать пышные религиозные шествия с «участием» иноземных богов (среди которых были и деревянные их изображения).

Да соберутся они, чтобы вместе «приблизиться» к тому единственному Богу, Который есть Бог праведный и спасающий. Следует неоднократно повторяемый Исаией аргумент — всезнание Бога относительно прошедшего и будущего — в пользу Его абсолютного превосходства (стих 21); конкретно, речь, скорее всего, идет о «заблаговременном», но поразительно точном пророчестве, касающемся Кира (сравните 41:26; 43:9; 44:7).

Устами Исаии Господь призывает все концы земли обратиться к Нему во имя своего спасения (стих 22) и предсказывает, что в конечном счете так и произойдет (стих 236 и 246 сравните с Рим 14:11 и Флп 2:10−11). Для Исаии это было обращение язычников к Иегове; в более полном масштабе поворот к истинному богопознанию начнется с основания новозаветной Церкви.

Трудно поддается объяснению фраза об «оправдании и прославлении в Господе всего племени Израилева» (стих 25), особенно в свете учения об «остатке», который спасется. Ел. Иероним, к примеру, толковал это место в том смысле, что речь в нем идет о тех происшедших от племени Израилева, которые затем «родились от семени апостолов». В них-то Господом и будет оправдано и прославлено все племя Израилево.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.