Исаия 59 глава

Книга пророка Исаии
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Послушайте, Господь достаточно могуществен, чтобы вас спасти, Он слышит вас, когда вы о помощи просите Его.
2 Но ваши грехи отдаляют вас от Бога, Господь видит ваши грехи и отворачивается от вас.
3 Ваши руки запачканы кровью, ваши уста лгут и злы языки.
4 Никто не говорит правды, люди преследуют друг друга в суде и представляют ложные доказательства, чтобы выиграть дело. Они лгут друг о друге, они полны смуты и порождают зло.
5 Они высиживают зло, как ядовитые змеи высиживают яйца, если съешь хоть одно, то умрёшь, а если разобьёшь, то из него выползает змеёныш. Люди лгут, и ложь их опутывает как паутина.
6 Но эта паутина не может быть им одеждой, они не могут прикрыться ею. Иные люди творят зло, и лишь боль приносят другим.
7 Ноги несут их быстро к злу, они спешат, чтобы убить невинных людей. Их помыслы нечестивы, воровство и дебош — их образ жизни.
8 Те люди не знают, как жить в мире, не ведают о праведности и чести. Человек, живущий подобно им, никогда не обретёт мира.
9 Исчезли доброта и справедливость, вокруг одна лишь тьма, в ней мы ожидаем света, надеясь, что он будет ярок, пока ж во мраке пребываем.
10 Мы как без глаз и натыкаемся на стены, как слепые спотыкаемся и падаем словно в ночи, даже днём мы не видим и в полдень падаем словно мёртвые.
11 Мы жалуемся непрестанно: стонем печально как голуби, ревём как медведи, ждём справедливости, но нет её. Мы ожидаем спасения, но оно далеко.
12 Потому что совершили мы много преступлений против Бога, и они говорят о нашей неправедности. Мы знаем, что повинны в своих грехах.
13 Мы восстали против Господа и солгали Ему, мы от Него отвернулись и покинули Его. Мы замышляли зло против других и противились Богу нашему. Вынашивая грех в сердцах, мы злые планы составляли.
14 От нас отступила правда, от нас ушла справедливость, пала на улицах истина, и доброте запрещено входить в этот город.
15 Верность исчезла, ограблены те, кто стремился к добру. Господь посмотрел и не смог справедливость отыскать, и это опечалило Его.
16 Он не смог найти человека, который другим помогает. И тогда Он Своей добротой и могуществом спас людей.
17 Господь надел доспехи правосудия, шлем спасения, одежды наказания и плащ великой любви.
18 Господь на врагов в гневе, и Он им воздаст наказанием заслуженным. Он накажет и тех, кто на побережье живёт.
19 Тогда люди на западе и на востоке в страхе начнут почитать славу Его. Он придёт быстро, словно река, которую подгоняет ветер Господний.
20 Тогда придёт на Сион Спаситель, придёт к людям Иакова, которые грешили, но вернулись к Богу.
21 Господь говорит:
«Я заключу с этими людьми соглашение. Я обещаю, что Мой Дух и Мои слова, которые Я вкладываю в вас, никогда вас не оставят и будут в ваших детях и в детях ваших детей, они будут с вами отныне и вовеки».

Толкование Далласской семинарии

б. Спасение придет по Божией инициативе (глава 59)

1) Рука Господа не сократилась.

Ис 59:1. Прямым продожением сказанного в последнем стихе предыдущей главы звучит этот стих. Если бы народ слушал Иегову сердцем, то и сам был бы услышан Им. Ибо ухо Его не отяжелело… чтобы слышать, и рука Господа не сократилась… чтобы спасать.

2) Но беззакония народа разделили его с Его Господом (59:2−15а).

Ис 59:2−9. Однако грехи и беззакония иудеев произвели разделение между ними и их Богом. Горькое описание нравственной скверны, глубоко поразившей народ, увы! — приложимо и к далеким от Исаии временам. И пророк прозревал действие ее в будущей истории Израиля.

Осквернение рук кровию (стих 3) может подразумевать как готовность к убийствам (и совершение их!) ради своих низменных и корыстных целей, так и более «частный вид» кровопролития — принесение детей в жертву языческому богу Молоху (Иер 7:31). В том же стихе 3 (и в стихе 4) — обличение лжи, неправды, нежелания вступаться за истину — все это стало обыденным в иудейском сообществе, и безнравственность, укоренившаяся в нем, — источник всяческого зла и злодейства. в стихах 5−6 пророк говорит об этом, прибегая к сравнениям и аллегориям.

Творящие зло вынашивают свои планы, словно змеиные яйца — высиживают; они ткут паутину интриг. Но «высиженное» ими («произведение» их; стих 6) не принесет им в конечном счете пользы: иносказательно выражено во фразе Паутины их для одежды негодны. Они попирают правосудие (суд и правосудие звучат в этих стихах как синонимы) и следуют кривыми путями, миролюбие чуждо сердцам их (стихи 7−9).

Отсутствие правосудия есть следствие укоренившихся в народе неправды и духа насилия, и вместе с ними оно причина того, что тоскующие по свету и озарению люди все более погружаются во тьму и мрак. И это касается всего общества: говоря в стихе 9 и далее от первого лица, пророк ассоциирует с ним и себя.

Ис 59:10−15а. Все они, словно слепые, и, будучи живыми, подобны мертвым. В ожидании правосудия и спасения, которые далеки от них, они ревут, как встревоженные медведи, и глухо стонут, как голуби (стих 11). В стихах 12−15а пророк возвращается к «анализу причин» столь бедственной ситуации: они — в многочисленных преступлениях народа перед Богом, в его постоянных изменах Ему, во лжи и клевете, ставших для них привычными. Может ли истина «пробиться» к ним, когда и элементарная честность не может к ним войти? Естественно, что правосудия тщетно ждут они (И суд отступил назад) — ведь всяческую ложь (лживые слова) они зачинали и рождали из сердца, т. е. порочно самое направление их чувств и воли (сравните Мф 15:19).

3) Господь обещает помочь Израилю (59:15б−21).

Ис 59:15б−16. Начиная отсюда направление речи пророка меняется. В стихе 156 он как бы подводит итог сказанному: И Господь увидел, как глубоко зашло нравственное разложение общества, и противно было очам Его… Не было в этом обществе ни десяти праведников (сравните с Быт 18:32) ни даже одного — достойного в глазах Господа, чтобы вступиться за это общество (стих 16). Сам Израиль помочь себе не мог. Это мог сделать только Бог. (Что верно, заметим, применительно к любому времени, народу, человеку, ибо только Богу дано прощать грехи и преображать человеческие сердца.)

Итак, нет человека… заступника! От констатации этого факта мысль пророка естественно обращается к небесному Заступнику. Им станет, провидит Исаия, Сам Бог — на основании силы Своей и абсолютной праведности (помогла Ему мышца Его, и правда Его поддержала Его; стих 16).

Ис 59:17−20. Образами, употребленными Исаией в стихе 17, пользуется апостол Павел (Еф 6:14, 17; 1Фес 5:8), говоря о противостоянии христиан духовным силам зла. В этих стихах речь, однако, о конечном возмездии Бога (в лице Мессии) всем Его противникам — не только среди евреев, но и среди язычников (островам воздаст должное; стих 18), и о грядущем торжестве Его. Об этом всеобъемлющем торжестве говорится в стихе 19. В стихе 20 Исаия прямо возвещает приход Мессии. Столь же недвусмысленно сошлется на этот стих апостол Павел, предсказывая спасение Израиля в будущем (Рим 11:26). Но обратившихся к Нему от нечестия иудеев Мессии предстояло искупить еще раньше — в первое Свое пришествие.

Ис 59:21. К кому обращено это обещание Иеговы? Одни считают к Мессии, Который, вернувшись, чтобы судить мир, заключит завет (названный в Иер 31:31 «новым заветом»), «вложив дух Свой» в верующих израильтян (Иез 36:27а) или «излив» его на них (Иоиль 2:29), после чего слова Его станут проникать в их сердца (Иер 31:31−34; Иез 36:27б).

Другие, однако, видели в том, к кому обращается Иегова, самого Исаию, а третьи — верующий «остаток» Израиля, от которого в поколениях не отнимется пророческий (в значении и миссионерского) дар, присущий верным служителям Божиим (таким, как Исаия); в связи с последним мнением заметим, что даром этим действительно обладали выдающиеся иудеи первой Церкви (тот же апостол Павел).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.