Исаия 19 глава

Книга пророка Исаии
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Вот печальная весть о Египте. Взгляни, на быстром облаке Господь приходит. Он войдёт в Египет, и все лжебоги содрогнутся от страха. Египет был смел, но его смелость растает как воск.
2 Господь говорит:
«Я заставлю египтян сражаться друг с другом: брат против брата, сосед против соседа, город с городом, царство с царством».
3 Народ Египта не будет знать, что делать, и станет искать совета у лжебогов и мудрецов, у волшебников и гадалок, но Я не позволю их пророчествам сбыться.
4 Создатель, Господь Всемогущий, говорит:
«Я отдам Египет жестокому властителю, и могущественный царь будет править Египтом.
5 Нил пересохнет, и воды моря иссякнут.
6 Реки станут зловонными, пересохнут каналы, иссякнет вода, сгниют камыш и тростник.
7 Всё, что растёт вдоль берега, погибнет и развеется ветром. Даже в самой глубокой части реки всё завянет.
8 И будет плач среди рыбаков на Ниле, который кормил их, а теперь пересох.
9 И все, кто работают с хлопком или ткут льняное полотно, будут опечалены.
10 Падут духом ткачи, а работников одолеет уныние.
11 Правители Цоана обезумели, мудрые советники фараона дают бессмысленные советы. Они утверждают, что мудры, что они родом из старинных царских семей, но на самом деле они не так мудры, как сами полагают».
12 Египет, где твои мудрецы? Пусть они узнают, пусть скажут тебе, что Господь задумал о Египте.
13 Правители Цоана обмануты, правители Нофа верили в ложь и повели Египет неверной дорогой.
14 Растерялись по воле Господа правители Египта, они и сами блуждают, и всю страну совратили с пути истинного. Во всех делах им сопутствует лишь грех; они подобны пьяницам, валяющимся в своей же блевотине.
15 Их вожди бессильны! Они —
«головы и хвосты», «крона и ствол растений».
16 В тот день египтяне будут напуганы как женщины. Господь поднимет руку для наказания, и страх их будет велик.
17 Земля Иудеи будет для всех ужасом, каждый в Египте, кто услышит слово «Иудея», затрепещет от страха, потому что Господь Всемогущий обрёк Египет на все эти страдания.
18 В те дни пять городов будут говорить на древнееврейском языке, и один из них будет назван «городом Разрушения».
Люди будут обещать следовать за Господом Всемогущим.
19 В те дни посреди Египта будет алтарь Господу, а на границе Египта — памятник в знак почитания Господа.
20 Это будет знамением того, что Господь Всемогущий велик! Люди во всякое время молят Господа о помощи, и Он её посылает. Господь пошлёт человека, чтобы спасти людей от творящих зло.
21 И тогда египтяне воистину познают Господа и полюбят Его, они станут служить Богу и приносить жертвы, дадут обеты Господу и исполнят их.
22 Господь накажет людей Египта и этим исцелит их, они вернутся к Богу. Господь услышит их молитвы и исцелит.
23 В то время из Египта в Ассирию проляжет дорога, и ассирийцы пойдут в Египет, а египтяне пойдут в Ассирию. Египет будет трудиться вместе с Ассирией.
24 Ассирия и Египет объединятся и будут править землёй, и это будет для земли великим благом.
25 Господь Всемогущий благословит эти страны и скажет:
«Египет, ты — Мой народ, Ассирия, тебя Я сотворил, Израиль, Я тобой владею, и все вы благословенны!»

Толкование Далласской семинарии

6. О ЕГИПТЕ (главы 19−20)

Глава 19 «сфокусирована» на Египте; в главе 20 продолжение этой «темы» и возвращение к Ефиопии. Как и в других предсказаниях, историческая ситуация, в которой «ассирийский зверь» стремительно «заглатывает» одни за другими города и страны ближневосточного региона, служит у Исаии и прообразом будущих событий.

а. Египет будет наказан (19:1−15)

Некоторые современники Исаии обращали свой взгляд к Египту в надежде найти в нем возможный оплот против ассирийской угрозы. Но пророк видел, что искать помощи у Египта — напрасно, потому что суд Божий обрушится и на него.

1) Внутренние проблемы Египта.

Ис 19:1−4. Образ Господа, быстро «грядущего» на облаке легком… в Египет, чтобы совершить суд над ним.

Египет изначально был страной многобожия (таблицу «Египетские казни, боги и богини Египта» в комментариях на 7-ую главу книги Исхода), причем со временем их становилось в египетском пантеоне все больше. И все они потрясутся от лица Иеговы, говорит Исаия, и, конечно, не в состоянии будут спасти своих почитателей от гнева Его; сердца их ослабеют, замрут от страха.

Грядущий суд начнется с внутренних разногласий в стране, с междуусобных войн (стих 2); в самом деле, уже при жизни Исаии нижний Египет распался на несколько царств, что не могло не помочь ассирийцам и ефиопам завоевать страну (после смерти пророка).

Дух политиков Египта и его государственных деятелей, пророчествовал Исаия, будет приведен в смятение, их планы не осуществятся (совет их будет разрушен). И не помогут им идолы их, чародеи и вызывающие мертвых, и гадатели.

Хотя в целом пророчество Исаии относилось, очевидно, к постепенному упадку Египта, который из великой державы превратится (к концу 6-го века до Р. Х.) в провинцию Персидского царства, а в 4-ом веке будет покорен Александром Македонским (как один из признаков его «деградации» историки отмечают то обстоятельство, что к началу христианской эры Египет «славился» лишь как экспортер сельскохозяйственных продуктов), в стихе 4 речь идет о ближайшей его перспективе: о господстве над этой державой, пережившей тысячелетия, ассирийского царя Асардана.

2 снижении плодородия Египта.

Ис 19:5−10. Желая показать, что кары, грядущие на Египет, действительно будут судом Божиим, Исаия говорит об истощении его природных ресурсов. Египет будет поражен засухой, и обмелеют… истощатся воды его. Море и река в стихе 5 означают одно и то же: Исаия подразумевал Нил, залог сельскохозяйственного процветания Египта; со всеми его притоками, рукавами и отводными каналами он был подобен разветвленной кровеносной системе страны.

Почва его обогащалась ежегодными разливами Нила — при оскудении же водных ресурсов растения и поля… по берегам великой реки и все, посеянное на них, неизбежно засохнет… исчезнет. Горестная участь постигнет не только крестьян; восплачут… впадут в уныние и рыбаки (Нил изобиловал рыбою); стихи 8, 10. В стихе 9 (сравните Исх 9:31) речь идет о чесальщиках льна (из льняной материи изготовлялись священные одеяния); без обилия воды лен не растет. Пострадают и изготовляющие полотняные материи — все, кто работают на «растительном сырье», предвидит Исаия.

Вся мудрость Египта не поможет ему.

Ис 19:11−15. Египет славился в древнем мире своими мудрецами из касты жрецов; посвященные в «законы» и практику магии, вступавшие в контакты с силами мира иного, они были обладателями знаний, недоступных другим, которые передавали по наследству только своим сыновьям. Страна древнейшей культуры, Египет был широко известен и писаниями своих мудрецов.

О них-то, о тех, кем славно было царство фараона, пророчествует Исаия, что весь их «коллективный разум» (совет мудрых) потеряет силу, сделается бессмысленным. Он называет их «князьями Цоанскими»; Цоан был крупным городом, расположенным на восточной стороне Нила, и долгое время являлся столицей нижнего Египта. (упоминания о нем в Чис 13:23; Пс 77:12, 43; Ис 30:4; Иез 30:14.) При жизни Исаии в этой резиденции фараона, как и во второй столице Нижнего царства — Мемфисе (Иер 2:16; 44:1; Иез 30:13; Ос 9:6), собран был «цвет» мудрецов. «Я сын мудрецов, сын царей древних» — стих 11; хранителями всяческого, в том числе тайного знания в Египте были, как уже сказано, жрецы, и из жреческой касты часто избирались фараоны — отсюда это «сын мудрецов — сын царей».

И вот о них — «мудрецах и сыновьях мудрецов» и обо всех правителях Египта говорит иудейский пророк, что они обезумели (стих 11, 13), обманулись, и в безумии своем совратили Египет с пути (т. е. повели его не той дорогой, какой следовало). Ибо не с мудростью Господа «соревноваться» им, не Его «определениям» противиться (стих 12); не спасти им Египта от той участи, на которую обрек его Господь Саваоф. В стихе 14 о «мудрых» и «князьях» фараонова царства сказано, что они блуждают, словно пьяные, не ведая своего пути, потому что Господь вселил в них дух опьянения.

Голова и пальма в стихе 15 олицетворяют представителей жреческой касты, высшего класса, а хвост и трость (тростник) — обычный народ. Ни на что не способными окажутся и те и другие.

б. Египет подчинится Израилю (19:16−25)

Как уже неоднократно говорилось ранее, фраза В тот день (в этом разделе она повторяется пять раз: в стихе 16, 18−19, 21, 23) часто подразумевает суд, за которым последует благословение. В 19:16−25 Исаия подчеркнуто говорит о последствиях суда или судов над Египтом: придет день, когда Египет станет бояться Господа, осознав, что только Он — истинный Бог.

1) Египет и Иуда «поменяются ролями».

Ис 19:16−17. В отличие от времени Исаии, когда Иудея рассчитывала на помощь Египта, наступит иное время, когда — ценой пережитых испытаний и бедствий — Египет признает в иудеях силу, доминирующую в мире, поскольку именно их избрал Господь Саваоф. Сквозь эту «призму» и надо рассматривать слова пророка об «ужасе» египтян перед иудеями: это образ страха и благоговейного трепета их перед иудейским Богом, Господом Всемогущим. 2) Египет обратится к Господу.

Ис 19:18. Число пять по отношению к «городам», по-видимому, имеет символическое значение. Если исходить из того, что десять — один из символов полноты в Библии, то «пять», скорее всего, означает многие. В обратившихся к Господу городах станут говорить по-еврейски — не в том смысле, что жители их откажутся от собственных языков, а в том, видимо, что они станут мыслить (в духовной сфере), как евреи.

Крайне труден для понимания «город солнца» (по другим переводам — «город разрушения»); если принять, что Исаия говорит о Гелиополисе (который был одним из главных городов в южной части египетской Дельты, название его в переводе с греческого означает «город солнца»), то не хотел ли он подчеркнуть, что и в том городе, чье имя связано с языческим культом солнца, станут поклоняться Господу? Ответить на этот вопрос определенно — нелегко.

Жертвенник Господу… и памятник (точнее с еврейского: обелиск) Ему будут установлены в центре Египта и на границе его — в знак того, что в стране введено истинное Богопочитание (стих 19). Трудно предположить, что Исаия имел в виду относительно немногочисленные случаи обращения египтян в иудаизм, которые известны были в ветхозаветное время. Пророчество это явно обращено в отдаленное будущее мессианской эры.

Пророк снова говорит о пути к истинному Богу: это гнет притеснителей (стих 20), это «поражение» страданием (стих, после которых наступят избавление и исцеление. Обращение египтян к Господу, естественно, видится Исаии в образах еврейской религии (стих 19, 21; сравните с Зах 14:16−19; Мал 1:11). К языческому народу, который познает Его, Господь станет относиться так же, как к избранному Своему народу: Он будет «поражать» его в целях вразумления, «поражать» (повторено дважды в стихе 22) и исцелять; Он услышит египтян так же, как слышит евреев.

Мир утвердится на земле.

Ис 19:23−25. Подобную ситуацию иудеи, современники Исаии, едва ли могли воспринять. Но он, провидящий путь всего человечества к Господу, предсказывал наступление ее. Говоря о будущем, Исаия говорил о царстве Мессии, в котором не только Египет, но и Ассирия будут служить Господу (стих 23 Названные здесь языческие народы, надо думать, символизируют все народы мира, которые будут благословлены Господом в Его Тысячелетнем царстве. Большая дорога в стихе 23 — это, очевидно, древняя дорога, которая из Египта вела, через восточную Палестину и Сирию, в Месопотамию (Быт 37:25). Но тут и она — образ объединения исконно враждовавших между собой народов, которые теперь будут посещать друг друга как братья (Израиль, враждовавший то с египтянами, то с ассирийцами, назван третьим в этом новом союзе).

В последнем стихе этой главы Исаия говорит от имени Господа, подчеркивая, что, наряду с наследием Его — Израилем, и Египтяне — народ Его, и Ассирияне — дело рук Его. В стихах 23−25 пророк, по словам одного из исследователей. Исаии, вводит всю землю «под сень благословения Божия, предвозвещает грядущее вселенское Царство, в котором нет ни еллина. ни иудея».



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.