Исаия 62 глава

Книга пророка Исаии
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Люблю Сион и говорить о нём не прекращу, люблю Иерусалим и речь о нём продолжу до тех пор, пока праведность и спасение не засияют пламенным огнём.
2 И все народы смогут правду твою увидеть, все цари увидят твою славу, и новым именем тебя все назовут,
3 Господь тобой гордиться будет, ты станешь короной драгоценной в руке Господней.
4 Уже никто тебя не назовёт «народом, оставленным Богом», не назовут твою землю «уничтоженной Богом».
«Народ, возлюбленный Богом», так называть тебя будут, землю твою станут «невестой Бога» звать. Ведь Господь тебя любит, и земля твоя будет Ему принадлежать.
5 Если юноша женится на девушке, то она ему принадлежит, так и эта земля будет детям твоим принадлежать. И как жених радуется жене своей, так и Бог будет рад тебе.
6 «На стенах твоих, Иерусалим, Я поставлю своих сторожей, они и днём, и ночью будут молиться».
Не умолкайте, стражники, молитесь и напоминайте Господу о Его обещаньях!
7 Молитесь Господу до тех пор, пока Он не восстановит Иерусалим и не заставит все народы его восхвалять.
8 Господь дал обещание и силой Своею доказал, что сдержит клятву. Господь сказал:
«Я обещаю, что отныне никогда не дам врагам ваш хлеб, что больше никогда враги не отберут у вас вино.
9 Кто собирает хлеб, тот будет есть его и будет Господа хвалить, кто собирает виноград, тот будет пить вино во дворе храма Моего».
10 Пройдите через ворота! Освободите путь народу, берите камни с дороги, поднимите знамя для народов!
11 Слушайте! Всем дальним землям говорит Господь:
«Скажите народу Сиона, что идёт их Спаситель и несёт им награду с Собой.
12 Народ Его назовут „святым, спасённым Господом”, а Иерусалим назовут „городом, живущим с Богом”, а также „городом, Богом желанным”».

Толкование Далласской семинарии

б. В ожидании прихода Господа (глава 62)

Смысловая связь этой главы с предыдущей очевидна: она в сущности продолжает ее, даже и звуча в схожей с ней тональности. И кто бы ни «говорил» в ней (об этом ниже), торжественно-радостный характер ее определяется ожиданием пришествия Господа и «восстановления» Его народа, которое последует за этим. В главе 62 развиваются мысли, выраженные в Ис 40:3−5, 9; весьма созвучна она и главе 54.

Ис 62:1−5. Так кто же произносит эти стихи: Мессия, Господь (Бог Отец) или пророк? Однозначно ответить на это трудно. Поскольку в стихе 6 от первого лица может говорить Иегова, не исключено, что и первые пять стихов «произносятся» Им. Согласно другой точке зрения здесь «все время» говорит Мессия (устами Исаии). Согласно третьей — стихи 1−5 произносит (как бы «от себя») пророк; «говорящим» в стихах 6−10 является Раб Иеговы, а в стихах 11−12 — Сам Бог Отец.

Содержание первых пяти стихов определяется торжественным обещанием не оставлять деятельности спасительной для Израиля — духовного просвещения, воспитания и преобразования его. Не оставлять ее, пока цель, поставленная Иеговой, не будет достигнута, и праведность народа, избранного Им, не воссияет, как свет, и спасение его не сделается (для остального мира) столь же «явным», как огонь в горящем светильнике (для взирающих на него; сравните с 61:11).

И уста Господа… нарекут Сион (Иерусалим) новым именем (стих 2). Поскольку имя отражало (для древнееврейского менталитета) реальную или ожидаемую (предполагаемую) сущность того, кому оно нарекалось, и в известном смысле определяло его судьбу (будущность), изменение его свидетельствовало еврею об изменении сущности и самой судьбы — будь то человека или народа. Далее (в стихе 4 и 12) приведены несколько новых для Иерусалима имен (сравните с «новым именем», приведенным в 60:14). Вследствие предстоящих ему изменений Сион, прославленный Господом, и сам послужит еще большему прославлению Его в глазах вселенной (стих 3).

Аллегории в стихах 4−5 очень схожи с теми, что находим в Ис 54:4−8; Израиль оставлен Супругом своим Господом по причине неверности своей, но оставлен «на малое время» (54:7). К народу Своему, духовно преображенному, небесный жених возвратится, вновь радуясь о невесте Своей. И не будут уже называть Израиль «оставленным» (евр. азува), так как новое имя получит он у Бога своего — Хефциба — (примечательно, что в древнем Израиле оба эти слова являлись именами собственными; 3Цар 22:42 и 4Цар 21:1); в русском тексте Библии «Азува», как и «Хефциба» — «Мое благоволение к нему» (применительно к женщине — очевидно, «к ней») даны в переводе. Как и имя «Беула» («Замужняя»).

Брачная же аллегория «сочетания сыновей с родною землею» (стих 5) означает обильное заселение этой земли в будущем.

Ис 62:6−9. В «сторожах», поставленных Богом на стенах Иерусалима, правомочно видеть молитвенников, «напоминающих» Богу о Его обещаниях (стихи 6−7), ибо такова воля Его, чтобы люди постоянно обращались к Нему с молитвами, даже о вещах, отлично Ему известных и Им обещанных. В необходимости этого не оставляет сомнения и Христос, когда говорит ученикам, чтобы молились о пришествии Царства (Мф 6:10) или о том, чтобы Отец «выслал делателей на жатву Свою» (Мф 9:38). Слова в стихах 8−9 звучат как отмена кары за отступничество («сформулирована» во Втор 28:33). В том светозарном будущем, которое ожидает Израиль, она не будет более угрожать ему, ибо Господь поклялся в этом.

Ис 62:10−12. Каждая строка в этих стихах «дышит» ожиданием грядущего Спасителя, да будет готов народ Его встретить Его! Перед нами как бы образ Иерусалима, духовного центра будущего Царства; ворота его распахнуты для множества людей, идущих со всех концов земли. В «ритме ускорения» звучит самый призыв в начале стих 10 с его дважды повторенным Проходите! Это призыв «не медлить в пути», спешить.

Так будет в отдаленном времени, которое неоднократно возникало перед Исаией в его видениях (сравните с 11:12; 40:3−5, 9; 49:22). Обращает на себя внимание «перечень» новых имен (стих 12), которыми будут наречены Израиль и Иерусалим по духовном преображении их. А тебя назовут взысканным, т. е. как бы долго «ускользавшим» от Господа, но вот наконец «найденным» и обретенным — ценой многих трудов и страданий.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.