Galatians 5 глава

Galatians
English Standard Version → Лингвистический. Роджерс

English Standard Version

Christ Has Set Us Free

1 For freedom Christ has set us free; stand firm therefore, and do not submit again to a yoke of slavery.
2 Look: I, Paul, say to you that if you accept circumcision, Christ will be of no advantage to you.
3 I testify again to every man who accepts circumcision that he is obligated to keep the whole law.
4 You are severed from Christ, you who would be justifieda by the law; you have fallen away from grace.
5 For through the Spirit, by faith, we ourselves eagerly wait for the hope of righteousness.
6 For in Christ Jesus neither circumcision nor uncircumcision counts for anything, but only faith working through love.
7 You were running well. Who hindered you from obeying the truth?
8 This persuasion is not from him who calls you.
9 A little leaven leavens the whole lump.
10 I have confidence in the Lord that you will take no other view, and the one who is troubling you will bear the penalty, whoever he is.
11 But if I, brothers,b still preachc circumcision, why am I still being persecuted? In that case the offense of the cross has been removed.
12 I wish those who unsettle you would emasculate themselves!
13 For you were called to freedom, brothers. Only do not use your freedom as an opportunity for the flesh, but through love serve one another.
14 For the whole law is fulfilled in one word: “You shall love your neighbor as yourself.”
15 But if you bite and devour one another, watch out that you are not consumed by one another.
Keep in Step with the Spirit

16 But I say, walk by the Spirit, and you will not gratify the desires of the flesh.
17 For the desires of the flesh are against the Spirit, and the desires of the Spirit are against the flesh, for these are opposed to each other, to keep you from doing the things you want to do.
18 But if you are led by the Spirit, you are not under the law.
19 Now the works of the flesh are evident: sexual immorality, impurity, sensuality,
20 idolatry, sorcery, enmity, strife, jealousy, fits of anger, rivalries, dissensions, divisions,
21 envy,d drunkenness, orgies, and things like these. I warn you, as I warned you before, that those who doe such things will not inherit the kingdom of God.
22 But the fruit of the Spirit is love, joy, peace, patience, kindness, goodness, faithfulness,
23 gentleness, self-control; against such things there is no law.
24 And those who belong to Christ Jesus have crucified the flesh with its passions and desires.
25 If we live by the Spirit, let us also keep in step with the Spirit.
26 Let us not become conceited, provoking one another, envying one another.

Лингвистический. Роджерс

1 ἐλευθερίᾳ (G1657) dat.* sing.* свобода. О значении этого слова см.* NIDNTT*; TDNT*; RAC*, 8:269−306; DPL*, 313−16. Dat.* может быть instr.* (Bruce*) или же dat.* цели или назначения (Ridderbos*).
ἠλευθέρωσεν aor.* ind.* act.* от ἐλευθερόω (G1659) освобождать, освобождать из рабства. По греческим законам раб был свободен, так как он имел право на собственность, имел юридические права, мог зарабатывать на жизнь, как пожелает, и жить, где хочет (FCS*, 115). О путях освобождения раба см.* FSC*, 88−120.
στήκετε praes.* imper.* act.* от στήκω (G4739) стоять твердо. Praes.* указывает на длительное и привычное действие.
ζυγός (G2218) ярмо (SCS*, 31−32; ABD*, 6:1026−27).
δουλείας (G1397) gen.* sing.* рабство, зависимость.
ἐνέχεσθε praes.* imper.* med.* от ἐνέχω (G1758) подвергаться, быть захваченным. Praes.* призывает к прекращению развивающегося действия: «прекратите быть в зависимости» (Burton*). Med.* может быть разрешительным: «прекратите позволять порабощать себя».
2 ἴδε aor.* act.* imper.* от ὁράω (G3708) видеть; imper.* используется для привлечения внимания: «вот!”, «смотрите!”.
ἐγὼ Παῦλος я, Павел; сильно эмфатическое, подчеркивает власть Павла (Schlier*).
περιτέμνησθε praes.* conj.* med.* от περιτέμνω (G4059) обрезать (DPL*, 137−38). Здесь med.* разрешительный: позволять сделать себе обрезание.
ὠφελήσει fut.* ind.* act.* от ὠφελέω (G5623) помогать, быть выгодным, давать преимущество, с acc.* отношения: «Христос не будет никаким преимуществом для вас».
3 περιτεμνομένῳ praes.* med.* part.* от περιτέμνω (G4059), см.* ст. 2. Разрешительный med.* praes.* part.* используется, чтобы подчеркнуть текущую черту.
ὀφειλέτης (G3781) тот, кто морально обязан; должник (см.* Рим 1:14).
ποιῆσαι aor.* act.* inf.* от ποιέω (G4160) делать. Эпэкз.* inf.*, «он обязан соблюдать закон целиком».
4 κατηργήθητε aor.* ind.* pass.* от καταργέω (G2673) делать праздным или бездейственным, лишать ценности; с последующим предлогом: «быть отделенным от», «быть оторванным от» (AS*).
δικαιοῦσθε praes.* ind.* pass.* от δικαιόω (G1344) провозглашать праведным, оправдывать. Конативный praes.* указывает на попытку: «вы пытаетесь заслужить оправдание» (DM*, 186; GGBB*, 535).
ἐξεπέσατε aor.* ind.* act.* от ἐκπίπτω (G1601) отпадать. Изначально обозначает опадение цвета; то есть отпадать от чего-л., переставать держаться за что-л. (Ridderbos*). Попытка оправдаться законом — отказ от пути благодати, оправдания верой.
5 ἀπεκδεχόμεθα praes.* ind.* med.* (dep.*) от ἀπεκδέχομαι (G553) ожидать чего-л. или кого-л. с надеждой, жадно, но терпеливо. Первое предложное сочетание усиливает гл.*, второе означает: «получать на расстоянии», «ждать и стремиться» (Burton*; MM*).
6 ἰσχύει praes.* ind.* act.* от ἰσχύω (G2480) быть сильным, обладать мощью. По отношению к предметам, «быть в рабочем состоянии» (Guthrie*).
ἀκροβυστία (G203) крайняя плоть, не обрезанный.
ἐνεργουμένη praes.* med.* (dep.*) part.* от ἐνεργέω (G1754) быть действенным; med.* действовать, работать, эффективно действовать.
7 ἐτρέχετε impf.* ind.* act.* от τρέχω (G5143) бежать, участвовать в гонке (см.* 2:2).
καλῶς (G2573) хорошо.
ἐνέκοψεν aor.* ind.* act.* от ἐγκόπτω (G1465) вмешиваться, мешать. Имеется в виду учинение препятствий на пути галатийских христиан к истине. Используется сравнение с бегуном, который натолкнулся на препятствие или сбился с дорожки (PAM*, 146f).
πείθεσθαι praes.* med.* (dep.*) inf.* от πείθω (G3982) повиноваться. Предлог используется для выражения результата.
8 πεισμονή (G3988) убеждение. Это слово может иметь активное или пассивное значение (Mussner*).
καλοῦντος praes.* act.* part.* от καλέω (G2564) звать. Очевидно, зовет Бог (Bruce*). Part.* подчеркивает зов как особенность Бога.
9 ζύμη (G2219) закваска, дрожжи (см.* Мф 13:33).
φύραμα (G5445) некая смесь, ком теста (BAGD*).
ζυμοῖ praes.* ind.* act.* от ζυμόω (G2220) подниматься, бродить (см.* 1Кор 5:6f). Гномический praes.* выражает длительную истину пословицы или поговорки.
10 πέποιθα perf.* ind.* act.* от πείθω (G3982) быть убежденным, доверять. О наставлениях, которые Павел дает после этого гл.*, см.* Burton*.
φρονήσετε fut.* ind.* act.* от φρονέω (G5426) думать, придерживаться мнения, настраиваться на что-л., относиться.
ταράσσων praes.* act.* part.* от ταράσσω (G5015) сотрясать, беспокоить, тревожить.
βαστάσει fut.* ind.* act.* от βαστάζω (G941) нести, приносить. Павел имеет в виду тяжелый вес, который придавит тех, кто пытается взвалить груз иудаизма на плечи христиан (Guthrie*).
κρίμα (G2917) суждение.
praes.* conj.* act.* от εἰμί (G1510) быть.
11 διώκομαι praes.* ind.* pass.* от διώκω (G1377) охотиться, гнать, преследовать.
ἄρα (G686) затем; «и вот оказывается!”. Это слово вводит ложное утверждение или иронический вывод (Lightfoot*).
κατήργηται perf.* ind.* pass.* от καταργέομαι, см.* ст. 4.
σκάνδαλον (G4625) палка, на которой закреплена приманка, завлекающая в ловушку; оскорбление, искушение, соблазн (NTW*, 111−14; DPL*, 918−19; TDNT*).
σταυρός (G4716) крест. Gen.* может быть либо пояснительным: «причина соблазна, которая заключатся в кресте», либо причинным: «соблазн, причиной которого является крест» (Mussner*).
12 ὄφελον (G3785) я бы, о если бы; устойчивое сочетание в роли частицы, вводящей выражение недостижимых желаний (BAGD*, 181f). Здесь используется с fut.* ind.* для выражения достижимого желания, хотя выполнение его в строгом смысле слова невозможно, следовательно, факт недостижимости забыт на какое-л. мгновение (BD*, 181, 194).
ἀποκόψονται fut.* ind.* med.* (dep.*) от ἀποκόπτω (G609) отрезать; здесь: кастрировать. Павел выражает желание, чтобы его противники не ограничивались обрезанием, а делали полную кастрацию (Burton*; Betz*; BCC). Возможно, здесь присутствует также ссылка на древний культ Кибелы (TDNT*; BAGD*; De Dea Syria — The Syrian Goddess, ed. Harold W. Attridge and Robert A. Oden [Missoula, Mont.: Scholars Press, 1976], 51; Strabo* 13:4:14; NW*, 2, ii:568−70).
ἀναστατοῦντες praes.* act.* part.* от ἀναστατόω (G387) огорчать, беспокоить, тревожить. Используется в папирусах для описания огорчений и тревог, беспокоящих ум (RWP*; MM*).
13 ἐκλήθητε aor.* ind.* pass.* от καλέω (G2564) звать. Богосл.* pass.* указывает, что зовет Бог.
ἐλευθερία (G1657) свобода. Здесь дополнение опущенного гл.* (ἔχετε).
ἀφορμή (G874) соответствующим образом. Относится к подходящему месту атаки, базе для действия, возможности, случаю (Burton*; Guthrie*; Longenecker*).
δουλεύετε praes.* imper.* act.* от δουλεύω (G1398) выполнять обязанности раба.
ἀλλήλοις dat.* от ἀλλήλων (G240) друг другу; dat.* преимущества.
14 πεπλήρωται perf.* ind.* pass.* от πληρόω (G4137) выполнять.
ἀγαπήσεις fut.* ind.* act.* от ἀγαπάω (G25) любить (TLNT*; TDNT*; EDNT*).
πλησίον (G4139) acc.* sing.* ближний.
15 δάκνετε praes.* ind.* act.* от δάκνω (G1143) кусать.
κατεσθίετε praes.* ind.* act.* от κατεσθίω (G2719) съедать. Оба гл.* в настоящем времени конативны, выражают попытку (Burton*); формы индикатива используются в cond.*, в котором условие истинно.
βλέπετε praes.* imper.* act.* от βλέπω (G991) видеть.
μή (G3361) с conj.* выражает отр. цель.
ἀναλωθῆτε aor.* conj.* pass.* от ἀναλίσκω (G355) потреблять, поглощать. Эти гл.* описывают диких зверей, схватившихся не на жизнь, а на смерть (Burton*).
16 περιπατεῖτε praes.* imper.* act.* от περιπατέω (G4043) ходить, вести образ жизни. Praes.* указывает на длительное привычное действие.
πνεύματι dat.* от πνεῦμα (G4151) дух. Dat.* указывает на действующее лицо или средство (GGBB*, 165−66).
ἐπιθυμία (G1939) желание, похоть. Предл.* сочетание имеет директивное значение.
οὐ μή (G3756; G3361) используется с conj.* в знач. сильного отрицания: «вовсе не» (M*, 188ff).
τελέσητε aor.* conj.* act.* от τελέω (G5055) исполнять, достигать цели, выполнять.
17 ἐπιθυμεῖ praes.* ind.* act.* от ἐπιθυμέω (G1937) желать, хотеть, стремиться. Использование гл.* указывает на наиболее активное проявление плотской похоти (Guthrie*).
ἀντίκειται praes.* ind.* med.* (dep.*) от ἀντίκειμαι (G480) противостоять, противодействовать. Praes.* обозначает длительное сопротивление.
θέλητε praes.* conj.* act.* от θέλω (G2309) желать, хотеть.
ποιῆτε praes.* conj.* act.* от ποιέω (G4160) делать, поступать. Conj.* с ἐάν (G1437) выражает цель или результат. Обсуждение этого см.* в Mussner*.
18 ἄγεσθε praes.* ind.* pass.* от ἄγω (G71) вести; pass.* быть приведенным. Здесь Дух рассматривается в роли проводника, которому верующий должен покориться (Guthrie*).
19 Списки добродетелей и пороков см.* в DPL*, 962−63; ABD*, 6:857−59.
φανερός (G5318) ясный, проявленный.
πορνεία (G4202) блуд (TDNT*; FS*, 24−28).
ἀκαθαρσία (G167) нечистота, оскверненность (FS*, 29−30).
ἀσέλγεια (G766) разнузданность, несдержанные, недостойные поступки, шокирующие публику (Lightfoot*; TDNT*; FS*, 31−33; см.* 2Кор 12:21).
20 εἰδωλολατρία (G1495) поклонение идолам, идолопоклонство (FS*, 33−36).
φαρμακεία (G5331) использование лекарств или препаратов, использование препаратов в магических целях, магия, колдовство (FS*, 36−39; Burton*; Guthrie*; GELTS*, 499; Исх 7:11,22; 8:3,14; Ис 47:9; Отк. 9:21).
ἔχθρα (G2189) враждебность.
ἔρις (G2054) ссора.
ζῆλος (G2205) ревность.
θυμός (G2372) гнев, несдержанность (Trench, Synonyms*, 130; TDNT*; NIDNTT*).
ἐριθεία (G2052) эгоизм, амбиции (FS*, 39−42; см.* 2Кор 12:20; Флп 2:3).
διχοστασία (G1370) разногласие (FS*, 56−58).
αἵρεσις (G139) ересь. Это результат предшествующего разделения на секции и группировки (Eadie*).
21 φθόνος (G5355) зависть, желание завладеть имуществом другого. Слово «ревность» в ст. 20 указывает на желание иметь столько же благ, сколько имеет другой; слово «зависть» обозначает желание отнять у другого его имущество (Lightfoot*; Eadie*; NIDNTT*).
μέθη (G3178) пьянство (FS*, 60−62; см.* Рим 13:13; ABD*, 4:650−55).
κῶμος (G2970) кутеж, бесчинство (см.* Рим 13:13).
ὅμοιος (G3664) подобный кому-л. или чему-л.
προλέγω (G4302) praes.* ind.* act.* говорить заранее, объявлять публично, предупреждать. Здесь может быть в знач. «предвещать» (Burton*).
προεῖπον aor.* ind.* act.* от προλέγω (G4302) говорить заранее.
τοιαῦτα pl.* acc.* от τοιοῦτος (G5108) такого рода, подобный.
πράσσοντες praes.* act.* part.* от πράσσω (G4238) делать, практиковать.
κληρονομήσουσιν fut.* ind.* act.* от κληρονομέω (G2816) наследовать.
22 καρπός (G2590) плод, то, что растет (NIDNTT*; TDNT*).
πνεῦμα (G4151) дух. Здесь gen.* («от Духа») указывает на источник или причину плода. По поводу используемых здесь слов см.* FS*, 63−127; DPL*, 316−19.
ἀγάπη (G26) любовь. Это любовь как к Богу, так и к ближнему. Это любовь, сопровождающаяся уважением и восхищением по отношению к объекту и проявляющаяся в конкретных делах, в старании сделать все, что только можно, для любимого (TDNT*; TLNT*).
χαρά (G5479) радость. В эллинистическом мире радость связывалась со счастьем или удовольствием, например, возвращением на родину; но эта радость основана на сознательных отношениях с Богом (TLNT*; TDNT*; EDNT*; RAC*, 8:348−418; TRE*, 11:584−86; Longenecker*; Burton*).
εἰρήνη (G1515) мир. Возможно, это слово сочетает в себе значение греческого слова и евр.* (שׁלום, shalom [DCH*; TDOT*; NIDOTTE*]), то есть это полнота души и ее спокойствие, не зависящее от внешних обстоятельств (TLNT*; TDNT*; EDNT*; Longenecker*; FS*, 83−90).
μακροθυμία (G3115) долготерпение, терпеливое отношение к обидам, которые причиняют другие. Это реакция христиан на обстоятельства и события, а также терпение Бога по отношению к непокорному и греховному человечеству (FS*, 91−97; Lightfoot*; NIDNTT*; TDNT*; см.* Рим 2:4).
χρηστότης (G5544) доброта, кротость. Это доброе отношение к ближним, забота об окружающих, симпатия (FS*, 97−102; TLNT*; Lightfoot*).
ἀγαθωσύνη (G19) благость. Это активное делание добра; щедрость, исходящая из сердца, которая всегда будет изливаться на других людей, принося им пользу и выгоду (Lightfoot*; Trench, Synonyms*, 231f; FS*, 102−7; TLNT*; TDNT*; NIDNTT*).
πίστις (G4102) вера, верность, надежность, преданность (FS*, 107−111).
23 πραΰτης (G4240) кротость, мягкая покорность, контролируемая сила, способность переносить упреки и обиды без горечи и сожалений, умение успокоить гневного, огорченного и обиженного на жизнь человека (FS*, 111−21; Burton*; EDNT*; TDNT*; TLNT*; 2Кор 10:1).
ἐγκράτεια (G1466) самоконтроль, умение сдерживать свои страсти и желания, сдержанность (FS*, 212−27; Eadie*; Burton*; RAC*, 5:343−65; EDNT*).
24 ἐσταύρωσαν aor.* ind.* act.* от σταυρόω (G4717) распинать. Aor.* обозначает завершенное действие в прошлом и является наиболее естественной ссылкой на обращение (Guthrie*).
πάθημα (G3804) страсть, привязанность (Trench, Synonyms*, 323).
ἐπιθυμία (G1939) желание, стремление, направленное на конкретный объект (DNP*, 2:542−44; TDNT*).
25 ζῶμεν praes.* ind.* act.* от ζάω (G2198) жить. Ind.* в cond.*, в котором условие рассматривается как реальное.
στοιχῶμεν praes.* conj.* act.* от στοιχέω (G4748) стоять в ряд, идти по прямой линии, вести себя соответствующим образом. Это слово обозначает движение в определенном порядке, по отношению к военному строю или танцу (Ridderbos*). Здесь это значит идти прямо, вести себя праведно (Burton*). Praes.* указывает на длительное и привычное действие. Увещевательный conj.*, «давайте ходить».
26 γινώμεθα praes.* conj.* med.* (dep.*) от γίνομαι (G1096) становиться; побудительный conj.* используется с отр.
κενόδοξος (G2755) пустое прославление, тщетная слава, тщеславие. Речь идет о человеке, который стремится добиться незаслуженного уважения путем напыщенных речей, похвальбы и амбиций (Mussner*; Burton*).
προκαλούμενοι praes.* med.* part.* от προκαλέω (G4292) призывать к битве, вызывать на бой, бросать вызов (Eadie*).
φθονοῦντες praes.* act.* part.* от φθονέω (G5354) завидовать (см.* ст. 21). Два part.* описывают средство или образ действия по отношению к основному гл.*


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.