2 Паралипоменон 32 глава

Вторая книга Паралипоменон
Синодальный перевод → Толкование Далласской семинарии

Синодальный перевод

1 После таких дел и верности пришёл Сеннахирим, царь Ассирийский, и вступил в Иудею, и осадил укреплённые города, и думал отторгнуть их себе.
2 Когда Езекия увидел, что пришёл Сеннахирим с намерением воевать против Иерусалима,
3 тогда решил с князьями своими и с военными людьми своими засыпать источники воды, которые вне города, и те помогли ему.
4 И собралось множество народа, и засыпали все источники и поток, протекавший по стране, говоря: да не найдут цари Ассирийские, придя сюда, много воды.
5 И ободрился он, и восстановил всю обрушившуюся стену, и поднял её до башни, и извне построил другую стену, и укрепил Милло в городе Давидовом, и наготовил множество оружия и щитов.
6 И поставил военачальников над народом, и собрал их к себе на площадь у городских ворот, и говорил к сердцу их, и сказал:
7 будьте тверды и мужественны, не бойтесь и не страшитесь царя Ассирийского и всего множества, которое с ним, потому что с нами более, нежели с ним;
8 с ним мышца плотская, а с нами Господь, Бог наш, чтобы помогать нам и сражаться на бранях наших. И подкрепился народ словами Езекии, царя Иудейского.
9 После сего послал Сеннахирим, царь Ассирийский, рабов своих в Иерусалим, — сам он стоял против Лахиса, и вся сила его с ним, — к Езекии, царю Иудейскому, и ко всем Иудеям, которые в Иерусалиме, сказать:
10 так говорит Сеннахирим, царь Ассирийский: на что вы надеетесь и сидите в крепости в Иерусалиме?
11 Не обольщает ли вас Езекия, чтобы предать вас смерти от голода и жажды, говоря: «Господь, Бог наш, спасёт нас от руки царя Ассирийского»?
12 Не этот ли Езекия разрушил высоты Его и жертвенники Его, и сказал Иудее и Иерусалиму: «перед жертвенником единым поклоняйтесь и на нём совершайте курения»?
13 Разве вы не знаете, что сделал я и отцы мои со всеми народами земель? Могли ли боги народов земных спасти землю свою от руки моей?
14 Кто из всех богов народов, истреблённых отцами моими, мог спасти народ свой от руки моей? Как же возможет ваш Бог спасти вас от руки моей?
15 И ныне пусть не обольщает вас Езекия и не отклоняет вас таким образом; не верьте ему: если не в силах был ни один бог ни одного народа и царства спасти народ свой от руки моей и от руки отцов моих, то и ваш Бог не спасёт вас от руки моей.
16 И ещё многое говорили рабы его против Господа Бога и против Езекии, раба Его.
17 И письма писал он, в которых поносил Господа, Бога Израилева, и говорил против Него такие слова: как боги народов земных не спасли народов своих от руки моей, так Бог Езекии не спасёт народа Своего от руки моей.
18 И кричали громким голосом на Иудейском языке к народу Иерусалимскому, который был на стене, чтоб устрашить его и напугать его, и взять город.
19 И говорили о Боге Иерусалима, как о богах народов земли, — изделии рук человеческих.
20 И помолился царь Езекия и Исаия, сын Амосов, пророк, и возопили к небу.
21 И послал Господь Ангела, и он истребил всех храбрых и главноначальствующего и начальствующих в войске царя Ассирийского. И возвратился он со стыдом в землю свою; и когда пришёл в дом бога своего, — исшедшие из чресл его поразили его там мечом.
22 Так спас Господь Езекию и жителей Иерусалима от руки Сеннахирима, царя Ассирийского, и от руки всех и оберегал их отовсюду.
23 Тогда многие приносили дары Господу в Иерусалим и дорогие вещи Езекии, царю Иудейскому. И он возвеличился после сего в глазах всех народов.
24 В те дни заболел Езекия смертельно. И помолился Господу, и Он услышал его и дал ему знамение.
25 Но не воздал Езекия за оказанные ему благодеяния, ибо возгордилось сердце его. И был на него гнев Божий и на Иудею, и на Иерусалим.
26 Но как смирился Езекия в гордости сердца своего, — сам и жители Иерусалима, — то не пришёл на них гнев Господень во дни Езекии.
27 И было у Езекии богатства и славы весьма много, и хранилище он сделал у себя для серебра и золота, и камней драгоценных, и для ароматов и щитов, и для всяких драгоценных сосудов;
28 и кладовые для произведений земли, для хлеба, вина и масла, и стойла для всякого рода скота, и дворы для стад.
29 И города построил себе. И стад мелкого и крупного скота было у него множество, потому что дал ему Бог весьма большое имущество.
30 Он же, Езекия, запер верхний проток вод Геона и провёл их вниз к западной стороне города Давидова. И действовал успешно Езекия во всяком деле своём.
31 Только при послах царей Вавилонских, которые присылали к нему спросить о знамении, бывшем на земле, оставил его Бог, чтоб испытать его и открыть всё, что у него на сердце.
32 Прочие деяния Езекии и добродетели его описаны в видении Исаии, сына Амосова, пророка, и в книге царей Иудейских и Израильских.
33 И почил Езекия с отцами своими, и похоронили его над гробницами сыновей Давидовых, и почесть воздали ему по смерти его все Иудеи и жители Иерусалима. И воцарился Манассия, сын его, вместо него.

Толкование Далласской семинарии

4. ВТОРЖЕНИЕ СЕННАХИРИМА (32:1−23)

2Пар 32:1−8. Вскоре после начала своего единовластного правления Езекия порвал вассальный договор, заключенный его отцом с ассирийцами (4Цар 16:7) и «отложился» (как сказано в 4Цар 18:7) от царя ассирийского (по всей вероятности, Саргона, который правил в 722−705 гг. до Р. Х.), перестав платить ему дань. (По-видимому, в это время ассирийцы заняты были подавлением мятежа в вавилонских провинциях, и сразу «наказать» Езекию не сумели.) Однако преемник Саргона на ассирийском троне — Сеннахирим (705−681 гг. до Р. Х.) решил вернуть себе покорность Иудеи, и с этой целью начал против нее военную кампанию; было это в 701 г. до Р. Х., т. е. на 14-ом году правления Езекии (4Цар 18:13). Поначалу Сеннахирим осадил несколько иудейских крепостей, а затем повернул на Иерусалим (32:1−2).

В надежде помешать ассирийцам захватить его столицу Езекия и его сановники прибегли к распространенному в те дни стратегическому приему: принято было решение засыпать источники воды, которые вне города (чтобы лишить врагов доступа к питьевым запасам). Поток, упоминаемый в стихе 4, это, по-видимому, Геон (сравните стих 30), или Тихон.

По приказу Езекии были восстановлены все разрушенные участки городской стены; началось и сооружение другой, внешней, стены (закончилось ее строительство уже при Манассии; 2Пар 33:14). В старой части Иерусалима (городе Давидовом) Езекия укрепил Милло (насыпной холм под городскими стенами; 3Цар 9:15, 24). И наготовил он множество оружия и щитов. Все это делалось им для усиления оборонительной мощи Иудеи, однако, как царь благочестивый, Езекия в гораздо большей мере, чем на нее уповал на помощь Господа и к этому же призывал народ, в таком именно духе говоря к сердцу его.

С нами Господь… чтобы помогать нам, ободрял Езекия народ и военачальников, и это более, нежели имеет армия ассирийцев при всей ее мощи! (об ассирийцах в комментариях на книгу Наума.) Заметим, что летописец опустил тот факт, что поначалу Езекия предпринял попытку откупиться от ассирийцев, о чем говорится в 4Цар 18:14−16.

2Пар 32:9−15. Прежде чем явиться под стены Иерусалима лично, Сеннахирим… послал туда из Лахиса (крупного города, находившегося примерно в 50 км на юго-запад от Иерусалима), где в то время стоял, своих послов — с предложением Езекии о сдаче (стихи 10−15). Хвастливая речь ассирийского царя в передаче его рабов сводилась к одной мысли: ни одному из богов ближних и дальних народов не удалось защитить их от Сеннахирима. (Некоторые из этих народов и городов перечислены в 4Цар 19:12−13.) Так на что же рассчитывают теперь иудеи?

Сеннахирим действительно не понимал этого, полагая, что Господь — лишь один из местных богов, к тому же «обиженный» Езекией, который приказал разрушить высоты Его и жертвенники, обязав своих подданных к поклонению пред жертвенником единым. (Ассирийцы исповедовали многобожие и, соответственно, поклонялись «и здесь и там».)

2Пар 32:16−23. И продолжали хвастливо и дерзко говорить посланцы Сеннахирима и громогласно зачитывали они письма своего царя, в которых тот оскорблял Господа, Бога Израилева, приравнивая Его к бессильным местным божествам других народов. Примечательно, что говорили ассирийские послы по-иудейски, чтобы их понимал народ, скопившийся на стене (сравните 4Цар 18:26−28), в надежде напугать его (стихи 16−19). И тогда возопили к небу… царь Езекия и Исаия… пророк, умоляя Господа о помощи.

И через пророка Своего Бог дал царю утешительный ответ (4Цар 19:20−34), а вслед за тем послал… Ангела, который истребил значительную часть ассирийских полчищ и вынудил Сеннахирима к постыдному бегству (стихи 20−21а). Автор 4-й Царств уточняет, что «в ту ночь» было уничтожено 185 тысяч ассирийцев (4Цар 19:35).

Немалое время спустя (хотя в повествовании летописца события как бы следуют друг за другом) ассирийский царь был убит своими же сыновьями (названными поименно в 4Цар 19:37), когда он находился в капище бога своего Нисхора (сравните Ис 37:38), в Ниневии. Согласно ассирийским клинописям, это убийство произошло в 681 г. до Р. Х., т. е. 20 лет спустя после попытки ассирийцев взять Иерусалим (701 год).

В результате чудесного спасения иудейского царя и его столицы от руки Сеннахирима и последующих событий, которые свидетельствовали о том, что Господь оберегал народ Свой отовсюду, высоко поднялся в глазах окрестных народов авторитет Господа и угодного ему царя — Езекии, и со всех сторон стекались дары… в Иерусалим (стихи 22−23).

5. БОЛЕЗНЬ И ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ ЕЗЕКИИ; ЕГО ПРОЦВЕТАНИЕ (32:24−33)

2Пар 32:24−30. История заболевания Езекии и его чудесного выздоровления (в соответствии с данным знамением; 4Цар 20:11), и продления жизни его рассказана летописцем очень лаконично (сравните 2Пар 32:24 с 4Цар 20:1−11 и Ис 38:1−8), может быть, потому, что его намерением было обратить внимание читателя не на благочестие этого царя, а на то, что возгордилось сердце его (стихи 25−26). Возгордилось потому, вероятно, что многого достиг и многое совершил царь Езекия (и это перечислено автором в стихах 27−31).

Он строил складские помещения, и стойла, и города. Он даже изменил направление течения р. Геона (или Гиона), источника водоснабжения Иерусалима (отведя его от восточной стороны города к западной); целью этого было провести воду внутрь города, устроив в нем водохранилище, столь необходимое на случай вражеской осады.

Для этого по указанию Езекии был пробит (сквозь скалу) подземный туннель, или канал, получивший название Силоамского, так как вел от истоков реки Геон к Силоамскому пруду внутри города. Подсчитано, что для этого пробивавшим скальную породу рабам пришлось идти навстречу друг другу на участке протяженностью около 700 метров. (сравните с мероприятием Езекии по перекрытию подземных источников вне города (32:3−4); и то и другое мероприятия имели оборонное, стратегическое значение.)

2Пар 32:31−33. И вот случилось, что Езекия в гордыне своей поступил весьма неразумно, когда дал увидеть все богатства храма и собственного дворца послам вавилонского царя Леродах Баладана (4Цар 20:12−19 и комментарии на эти стихи, а также Ис 39). (О знамении, упоминаемом в стихе 31, в 4Цар 20:11.) В этой связи летописец лишь сообщает, не вдаваясь в подробности, что Бог попустил произойти этому, желая испытать Езекию и открыть все, что у него на сердце. Другими словами. Бог дал Езекии самому убедиться, к чему ведет гордыня.

После смерти Езекию с почестями похоронили среди его царственных предков (над гробницами сыновей Давидовых; фраза свидетельствует о том, что погребальные ниши в этих гробницах располагались в несколько ярусов, и Езекия погребен был в верхнем ярусе).

Летописец сообщает, что более подробно жизнь и царствование Езекии были записаны пророком Исаией (Ис 36−39), а также в книге царей Иудейских и Изриальских.

Примечания:

 
Синодальный перевод
8 брань — война, боевые действия.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.