Второзаконие 17 глава

Второзаконие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 Не приноси в жертву Господу, Богу твоему, вола или овцы, на которой будет порок, или что-нибудь худое, ибо это мерзость для Господа, Бога твоего.
2 Если найдётся среди тебя в каком-либо из жилищ твоих, которые Господь, Бог твой, даёт тебе, мужчина или женщина, кто сделает зло пред очами Господа, Бога твоего, преступив завет Его,
3 и пойдёт и станет служить иным богам, и поклонится им, или солнцу, или луне, или всему воинству небесному, чего я не повелел,
4 и тебе возвещено будет, и ты услышишь, то ты хорошо разыщи; и если это точная правда, если сделана мерзость сия в Израиле,
5 то выведи мужчину того, или женщину ту, которые сделали зло сие, к воротам твоим и побей их камнями до смерти.
6 По словам двух свидетелей или трёх свидетелей, должен умереть осуждаемый на смерть: не должно предавать смерти по словам одного свидетеля;
7 рука свидетелей должна быть на нём прежде всех, чтоб убить его, потом рука всего народа; и так истреби зло из среды себя.
8 Если по какому делу затруднительным будет для тебя рассудить между кровью и кровью, между судом и судом, между побоями и побоями, и будут несогласные мнения в воротах твоих, то встань и пойди на место, которое изберёт Господь, Бог твой,
9 и приди к священникам левитам и к судье, который будет в те дни, и спроси их, и они скажут тебе, как рассудить;
10 и поступи по слову, какое они скажут тебе, на том месте, которое изберёт Господь, и постарайся исполнить всё, чему они научат тебя;
11 по закону, которому научат они тебя, и по определению, какое они скажут тебе, поступи, и не уклоняйся ни направо, ни налево от того, что они скажут тебе.
12 А кто поступит так дерзко, что не послушает священника, стоящего там на служении пред Господом, Богом твоим, или судьи, тот должен умереть, — и так истреби зло от Израиля;
13 и весь народ услышит и убоится, и не будут впредь поступать дерзко.
14 Когда ты придёшь в землю, которую Господь, Бог твой, даёт тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь: «поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня»,
15 то поставь над собою царя, которого изберёт Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою царём иноземца, который не брат тебе.
16 Только чтоб он не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет для умножения себе коней, ибо Господь сказал вам: «не возвращайтесь более путём сим»;
17 и чтобы не умножал себе жён, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно.
18 Но когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, находящейся у священников левитов,
19 и пусть он будет у него, и пусть он читает его во все дни жизни своей, дабы научался бояться Господа, Бога своего, и старался исполнять все слова закона сего и постановления сии;
20 чтобы не надмевалось сердце его пред братьями его, и чтобы не уклонялся он от закона ни направо, ни налево, дабы долгие дни пребыл на царстве своём он и сыновья его посреди Израиля.

Комментарии МакДональда

М. Судьи и цари (Гл. 17)

17:1 Животные, приносимые в жертву, должны быть без порока. Они символизировали собой безгрешного, непорочного Агнца Божьего.

17:2−7 Если человек подозревался в идолопоклонстве, обвинение должно было быть тщательно исследовано. Для этого требовалось подтверждение двух или трех свидетелей. Если обвинение подтверждалось, виновный должен был быть побит камнями до смерти.

17:8−13 При возникновении вопросов, которые оказывались слишком затруднительными для решения старейшинами города, за ответом обращались к судье. Сравнивая 17:9 с 17:12 и 19:17, можно предположить существование группы священников и группы судей, которые рассматривали подобные сложные вопросы. Решение принималось главенствующими в этих группах соответственно верховным священником и главным судьей, на что указывают определенные артикли, использованные в 12 стихе. Этот суд собирался в месте, где располагалось святилище Господа, и являлся Верховным судом Израиля, его решение было окончательным. Если виновный отказывался послушать священника или судью, он должен был умереть (ст. 12−13).

17:14−20 Бог предвидел желание народа иметь царя за 400 лет до того, как это произошло, и заранее указал на характеристики, которыми должен был обладать их правитель: (1) Он должен быть человеком, избранным Богом (ст. 15). (2) Он должен быть израильтянином — из братьев твоих (ст. 15). (3) Он не должен умножать себе коней — то есть, полагаться на подобные естественные методы победы над своими врагами (ст. 16). Он должен уповать на Господа. (4) Он не должен возвращать народ в Египет, считая, что кони, которых они могут там приобрести, принесут им избавление (ст.16). (5) Он не должен умножать себе жен (ст. 17). Это установление является не только запрещением многоженства и предостережением о том, что жены могут обратить его к идолопоклонству, но также и запретом брачных союзов, заключаемых с намерением обрести политических союзников (ст. 17). (6) Он не должен умножать себе чрезмерно серебра и золота, поскольку они могут увести его от Господа (ст. 17). Он должен писать, читать и исполнять закон Господа, чтобы ему не возгордиться и не стать своенравным (ст. 18−20). Постоянно пребывая в законе Господа, царь должен быть образцом для подражания в своем народе. (8). Он не должен предаваться надменности и гордости (ст. 20).

Соломон, который правил Израилем в годы его высочайшего расцвета, нарушил практически каждое из этих установлений, что привело к его падению и разрушению его царства (3Цар 10:14 — 11:10).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.