Второзаконие 25 глава

Второзаконие, Пятикнижие Моисея
Синодальный перевод → Комментарии МакДональда

Синодальный перевод

1 Если будет тяжба между людьми, то пусть приведут их в суд и рассудят их, правого пусть оправдают, а виновного осудят;
2 и если виновный достоин будет побоев, то судья пусть прикажет положить его и бить при себе, смотря по вине его, по счёту;
3 сорок ударов можно дать ему, а не более, чтобы от многих ударов брат твой не был обезображен пред глазами твоими.
4 Не заграждай рта волу, когда он молотит.
5 Если братья живут вместе и один из них умрёт, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь её должен войти к ней и взять её себе в жену, и жить с нею,
6 и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтобы имя его не изгладилось в Израиле.
7 Если же он не захочет взять невестку свою, то невестка его пойдёт к воротам, к старейшинам, и скажет: «деверь мой отказывается восставить имя брата своего в Израиле, не хочет жениться на мне»;
8 тогда старейшины города его должны призвать его и уговаривать его, и если он станет и скажет: «не хочу взять её»,
9 тогда невестка его пусть пойдёт к нему в глазах старейшин, и снимет сапог его с ноги его, и плюнет в лицо его, и скажет: «так поступают с человеком, который не созидает дома брату своему»;
10 и нарекут ему имя в Израиле: «дом разутого».
11 Когда дерутся между собою мужчины, и жена одного подойдёт, чтобы отнять мужа своего из рук бьющего его, и протянув руку свою, схватит его за срамный уд,
12 то отсеки руку её: да не пощадит её глаз твой.
13 В кисе твоей не должны быть двоякие гири, большие и меньшие;
14 в доме твоём не должна быть двоякая ефа, большая и меньшая;
15 гиря у тебя должна быть точная и правильная, и ефа у тебя должна быть точная и правильная, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе;
16 ибо мерзок пред Господом, Богом твоим, всякий, делающий неправду.
17 Помни, как поступил с тобою Амалик на пути, когда вы шли из Египта:
18 как он встретил тебя на пути, и побил сзади тебя всех ослабевших, когда ты устал и утомился, и не побоялся он Бога;
19 итак, когда Господь, Бог твой, успокоит тебя от всех врагов твоих со всех сторон, на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе в удел, чтоб овладеть ею, изгладь память Амалика из поднебесной; не забудь.

Комментарии МакДональда

25:1−3 Когда обидчик был признан виновным и приговорен к наказанию побоями, он не должен получить более сорока ударов. Иудеи обычно ограничивали наказание тридцатью девятью ударами, на тот случай, чтобы, если вдруг произойдет ошибка при счете, не преступить это установление (см. 2Кор 11:24).

25:4 Волу, который молотил зерно, не должны были закрывать рот, а, наоборот, разрешать съедать некоторое количества зерна при молотьбе. Апостол Павел цитирует этот стих в 1 Коринфянам 9:9−11, говоря о том, что человек, который трудится на духовном поприще, должен иметь обеспечение в материальных нуждах. Так Павел напоминает нам о том, что закон имеет и духовную сторону. Однако это не уменьшает прямого значения текста, а только показывает, что, зачастую, если посмотреть глубже, то можно увидеть и духовный урок. Усердный ученик будет искать, найдет и усвоит это важное духовное наставление.

13. Закон левирата (25:5−10)

Если израильтянин умирал, оставив свою вдову без сына, существовала опасность, что его имя могло исчезнуть из истории Израиля и его имущество уходило из семьи. Поэтому брат умершего должен был жениться на вдове. Такой обычай левирата — женитьбы на вдове покойного брата, — существовал у многих древних народов. Если же брат не соглашался сделать это, тогда вдова обращалась к старейшинам города и объявляла им об этом. Мужчину призывали перед старейшинами и давали возможность подтвердить свое нежелание. Если он настаивал на своем отказе, вдова снимала один из его сандалий и плевала ему в лицо. С того момента он был известен под прозвищем своего позора за свое нежелание продлить род брата.

Левит 20:21 запрещает мужчине жениться на жене своего брата; здесь Писание повелевает ему сделать это. Запрещение в книге Левит, несомненно, относится к тому случаю, когда муж женщины был жив, Второзаконие же говорит о том, когда муж умирал, не оставив наследника мужского пола.

14. Три особых закона (25:11−19)

25:11−12 Если женщина вмешивалась в драку, в которой участвовал ее муж, хватая мужчину бесстыдным образом, ее рука, совершившая это, должна быть отсечена. Подобное действие женщины могло поставить под угрозу способность мужчины произвести наследника, — именно поэтому следовало такое суровое наказание.

25:13−16 Закон требует честных мер и весов. Часто торговцы имели два набора гирь и весов: один для покупки, другой для продажи. Это было мерзостью пред Господом.

25:17−19 Потомки Амалика должны были быть полностью уничтожены за его обман и жестокость (Исх 17:8−16). Израилю заповедано не забыть уничтожить амаликитян, но, похоже, они все-таки забыли. Саул не повиновался Господу, не уничтожив их в свое царствование (1Цар 15). Более того, сыны Израилевы «побили уцелевший там остаток Амаликитян» только в дни Иезекии (1Пар 4:43).

Примечания:

 
Синодальный перевод
13 киса — сумка.
14, 15 ефа — наиболее употребительная мера для хлебных, сыпучих или жидких веществ, равная примерно 22-м литрам. Согласно Иосифу Флавию соответствует примерно 36-ти литрам.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.